И. А. Бунин 10 (22) октября 1870— 8 ноября 1953 Великий дар жизни – любовь.
Ищу я в этом мире сочетанья Прекрасного и тайного, как сон. Люблю ее за счастие слиянья В одной любви с любовью всех времен! Но та любовь, что душу посещала, Оставила в душе печальный след, Она звала, она меня прельщала Той радостью, которой в жизни нет. И от нее я взял воспоминанья Лишь лучших дней и уж не ту люблю, Кого любил. . . Люблю мечты созданье И снова о несбыточном скорблю. И. А. Бунин
Тема любви Любовь у Бунина - это не только духовное единство, но и физическая близость, причем любовь никогда не длится. Нет ни счастливого брака, ни образа женщины -матери. Момент наивысшего счастья оказывается самым мучительным в жизни, не случайно прослеживается мотив смерти.
Любовь Притворная Любовь - вражда ( «Ривьера» ) Продажная ( «Пароход «Саратов» ) Любовь - отчаяние ( «Зойка и Валерия» ) ( «Барышня Клара» ) Любовь - самозабвение Любовь – жалость, сострадание ( «Холодная осень» ) Возвышенное чувство обожания, чуждое плотскому влечению ( «Натали» ) ( «Три рубля» , «Руся» , «Кавказ» )
Теме любви и смерти (часто у Бунина соприкасающихся) посвящены произведения – «Грамматика любви» , «Легкое дыхание» , «Митина любовь» , «Кавказ» , «Натали» , «Холодная осень» и др. Давно и очень верно замечено, что любовь в творчестве Бунина трагедийна. Писатель пытается разгадать тайну любви и тайну смерти, почему они часто соприкасаются в жизни, в чем смысл этого. — Что ты? — Ничего, милый друг. Все-таки грустно. Грустно и хорошо. Я очень, очень люблю тебя. . . Одевшись, мы прошли через столовую на балкон, сошли в сад. Сперва было так темно, что я держалась за его рукав. Потом стали обозначаться в светлеющем небе черные сучья, осыпанные минерально блестящими звездами. Он, приостановясь, обернулся к дому: — Посмотри, как совсем особенно, по-осеннему светят окна дома. Буду жив, вечно буду помнить этот вечер. . . Я посмотрела, и он обнял меня в моей швейцарской накидке. Я отвела от лица пуховый платок, слегка отклонила голову, чтобы он поцеловал меня. Поцеловав, он посмотрел мне в лицо. - Как блестят глаза, - сказал он. - Тебе не холодно? Воздух совсем зимний. Если меня убьют, ты все-таки не сразу забудешь меня? Я подумала: "А вдруг правда убьют, и неужели я все-таки забуду его в какой-то короткий срок - ведь все в конце концов забывается? " И поспешно ответила, испугавшись своей мысли: - Не говори так! Я не переживу твоей смерти! Он, помолчав, медленно выговорил: - Ну что ж, если убьют, я буду ждать тебя там. Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне.
Бунин лишает своих героев вечного счастья потому, что к нему привыкают, а привычка приводит к потере любви. Любовь по привычке не может быть лучше, чем любовь молниеносная, но искренняя. v «Как вообще можно спокойно жить и вообще быть простым, беспечным, равнодушным? — подумал он. — Как дико, как нелепо все будничное, обычное, когда сердце поражено этим страшным «солнечным ударом» , слишком большой любовью, слишком большим счастьем!» . v «На меня точно затмение нашло… Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара» . v «Да, вот и конец этому "дорожному приключению"!»
Общая характеристика цикла «Темные аллеи» . В центре внимания во всех рассказах любовь мужчины и женщины, показанная через призму времени. Каждая формула, как правило, повторима: встреча Внезапное сближение Ослепительная вспышка чувств Неизбежное расставание, порой сопровождающееся смертью одного из героев
«Чистый понедельник» . 1944 И. А. Бунин считал одним из лучших рассказов: "Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник» ". "Чистый понедельник" написан 12 мая 1944 года, когда Бунин находился в эмиграции во Франции. Именно там, уже в преклонном возрасте, он создал цикл "Темные аллеи", куда входит рассказ. – любовь: -"Всё та же мука и всё то же счастье…"; -"странная любовь"; Как и большинство произведений Бунина, «Чистый понедельник» это попытка автора описать и донести до читателя свое понимание любви. Для Бунина всякая настоящая, искренняя любовь – великое счастье, даже если она заканчивается гибелью или разлукой. Но рассказ «Чистый понедельник» - это не только рассказ о любви, но и о нравственности, необходимости жизненного выбора, честности перед собой. Бунин рисует молодых людей красивыми, уверенными в себе: «Мы оба были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами» . Однако автор подчеркивает, что материальное и физическое благополучие – отнюдь не залог счастья. Счастье – в душе человека, в его самосознании и мироощущении. «Счастье наше, дружок, - приводит героиня слова Платона Каратаева, - как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету» .
«Чистый понедельник» 2 временных пласта: 1. -название храмов(храм Христа Спасителя, собор Василия Блаженного, Спас-на-Бору), монастырей(Новодевичий монастырь, Зачатьевский монастырь), икон(икона Богородицы Троеручицы) -имена выдающихся исторических личностей(Юрий Долгорукий) -цитаты из древних летописей( «Был в русской земле город, названием Муром, в нем же самодержавствовал благоверный князь, именем Павел. И вселил к жене его диавол летучего змея на блуд. И сей змей являлся ей в естестве человеческом, зело прекрасном…» ) -использование архаизмов 2. Современники иногда даны в ироничном плане(Белый) или иногда в негативном(Брюсов). Бунин отрицательно относится к символизму. Будущее героям неясно. Важнейшую роль в передаче «эмоциональных вихрей» , испытываемых героями, играют приемы ритмичной и звуковой организации текста. Чередование важнейших мотивов - временного и вечного, жизни плоти и жизни духа – составляют ритмичную основу рассказа. Динамика – статика чередуются. Оксюморон «восторженное отчаяние» . Чувственная любовь у Бунина, подобно смерти, служит мостиком в иные миры.
И. А. Бунин : «Любовь вносит идеальное отношение и свет в будничную прозу жизни, расшевеливает благородные инстинкты души и не дает загрубеть в узком материализме и грубо-животном эгоизме» . Мучения любящей души, горечь потерь, сладкая боль воспоминаний – такие незаживающие раны оставляет в судьбах бунинских героев любовь, и время не властно над ней. Любовь многолика и часто необъяснима. Это вечная загадка, и каждый читатель бунинских произведений ищет собственные ответы, размышляя над тайнами любви.
Спасибо за внимание. Список литературы: http: //images. yandex. ru (иллюстрации) И. А. Бунин «Холодная осень» И. А. Бунин «Чистый понедельник» И. А. Бунин «Солнечный удар» http: //aphorism-citation. ru/index/0 -389