Henri Matisse 31 декабря 1869 3 ноября 1954
Содержание
• • • Цитаты Анри Матисса Биография Пуантилизм «Дикое» творчество, Фовизм Словарь Список литературы
Цитаты Анри Матисса
«Нужно уметь находить радость во всем: в небе, в деревьях, в цветах. Цветы цветут всюду для всех, кто только хочет их видеть» . «Краски в картине должны будоражить чувства до самых глубин» , – писал французский художник Анри Матисс, выразивший красоту и радость бытия в своем творчестве.
Биография
Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri Matisse; 31 декабря 1869 - 3 ноября 1954) родился в Ле-Като, в Пикардии, на севере Франции, в семье Эмиля Матисса и Анны Жерар. Детские годы будущего художника прошли в Боэнан-Вермандуа, где его отец, торговец зерном, имел лавку. Его мать увлекалась росписью керамики. «Автопортрет в полосатой майке» (1906)
Пуантилизм
Художник начинает использовать технику дивизионизма* — раздельных точечных мазков. Формы он растворял в цветовых плоскостях, избегая какой бы то ни было пространственной иллюзии вместе с другими. «Роскошь, покой и наслаждение» 98 х118 см Музей Дорсе, Париж (1904) *Система живописи, основанная на методичном разложении сложного цветового тона на чистые цвета, которые точками различной конфигурации наносятся на холст, а затем при восприятии картины зрителем с определенного положения оптически сливались в нужный художнику цвет в сетчатке глаза. Применялась многими мастерами неоимпрессионизма.
Когда Матисс писал эту картину, ему было 34 года и он находился под очевидным влиянием пуантилизма (это, что называется, лежит на поверхности), которым его "заразил" Поль Синьяк. Работа, выставленная в Салоне независимых 1905 года, произвела большое впечатление на зрителей. Чуть позже ее купил Синъяк для своего дома в Сен-Тропезе. Стилистика тут дивизионистская, но композиция обнаруживает влияние Сезанна - прежде всего, его знаменитых "Трех купальщиц", приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбру аза Воллара в 1899 году. Еще один композиционный источник - легендарный "Завтрак на траве" Мане. Полувеком ранее Мане представил публике свою скандально известную картину, где на переднем плане мы видим такую же, как у Матисса, расстеленную на земле белую скатерть. Все остальное здесь придумал сам Матисс. Среди его находок отметим искусно подобранные контрастные оттенки пурпурного и зеленого цвета. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера.
французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Матисс разнообразен. Временами его художественный мир напоминает мозаику, составленную из элементов разных техник и стилей. Начинал художник с вполне реалистических работ.
«Дикое» творчество Фовизм
Портрет жены художника. Образ мадам Матисс выглядит монументальным, хотя на самом деле полотно невелико по размеру. Это впечатление провоцируют цветовые контрасты, заставляющие лицо героини доминировать на полотне. «Мадам Матисс» 40, 5 х 32, 5 см (1905)
Для этой картины Матиссу позировала русская эмигрантка Лидия Делекторская - сначала компаньонка мадам Матисс, потом ассистентка художника, потом его натурщица и возлюбленная. «Разовая обнаженная» 66 х 92, 5 см (1935)
«Музыка» 260 x 389 см (1910)
Работая над мужскими фигурами при написании картины, Матисс стремился свести их к элементарным формам. Он осознанно лишал героев индивидуальности, наделяя их почти идентичными чертами лица и телосложением, чтобы изображённое воспринималось зрителем как единое целое. Своей главной задачей художник считал достижение цветовой гармонии полотна с опорой на контраст: следуя поставленной цели, он окрасил фигуры персонажей в яркий пунцовый оттенок, сбалансировав его интенсивными цветами синего неба и зелёной травы. Таким образом, Матисс сумел усилить выразительность палитры за счёт яркости всего лишь трёх цветов — «небесной лазури, розовой свежести тел и зелени холма» . Примечательно, что мужские фигуры изначально были обведены чёрным контуром, лишь впоследствии заполненным краской. Фон в «Музыке» , предельно упрощённый художником, играет второстепенную роль. Всего на холсте изображено пятеро персонажей, двое из которых играют на музыкальных инструментах — скрипке и двуствольной свирели, а остальные поют. Поза музыканта-скрипача была детально, точно воспроизведена Матиссом, поскольку тот сам владел игрой на скрипке. Все люди на картине находятся в неподвижности, оцепенении. Матисс сознательно выписал их силуэты упругими, гибкими линиями, чтобы придать полотну музыкальный ритм.
Созвучие зеленого, розового и голубого. «Сатир и Нимфа»
Эта картина была написана осенью 1940 года в Ницце, куда Матисс уехал из оккупированного немцами Парижа. «Румынская блуза» 92 х 72 см (1940)
«Танце» написанно как парное к панно «Музыка» имеет ряд сходств и отличий в сравнении с ним. Полотна объединяет схожесть цветовых гамм и количество изображённых фигур. Но, если на «Танце» изображены женские персонажи, то на «Музыке» — мужские. Герои «Танца» динамичны, они стремятся вырваться за пределы полотна, в то время как фигуры в «Музыке» — статичны, спокойны и практически изолированы друг от друга, полностью погружены в музыку. «Танцем» правит дионисийское начало, «Музыкой» — аполлоническое.
«Танец» (первая версия) (1909) «Танец» (1910)
Во «Входе в касбу» , левой части триптиха, синий цвет обозначает глубокую тень, поглотившую первый план картины. Сидящий у входа в касбу араб, которого не сразу замечаешь, растворяется в этом глубоком синем, напоминая призрак, что лишь усиливает атмосферу африканского зноя, сонную пустынность Танжера. В архиве Матисса сохранилась открытка с танжерскими воротами Баб-эль-Ааса, с которой он, возможно, и писал данный мотив. Но художника мало интересуют документальные подробности, он отказывается от них во имя солирующей роли синего цвета, превратившего все части триптиха в своеобразную сюиту. «Вход в казба» 16, 5 х80, xолст, масло До 1948 – ГМНЗИ. До 1919 – собр. И. А. Морозова Ж-4058 (1912)
В картине «Вид из окна. Танжер» , открывается уголок старого арабского города с англиканским собором Святого Петра. Матисс передает синим цветом и южное утреннее небо, и глубокие тени, отбрасываемые деревьями, и прохладу интерьера. Поглощая все увиденные художником подробности, синий цвет поэтизирует реальный мотив, передает атмосферу пряного Востока. «Вид из окна» (Окно в Танжере) 115, 5 х80, xолст, масло До 1948 – ГМНЗИ. До 1919 в собр. И. А. Морозова Ж-3395 (1912)
Иногда он пользуется слоями различной плотности (например, в “Девушке с тюльпанами”), выдвигая вперед один цвет в ущерб другому. Впрочем, ряд вещей 1912 года написан гладкой, однообразной фактурой. «Девушка с тюльпанами» (портрет Джин Вадерин). . Холст, масло, Эрмитаж (1910)
«Стоящий марокканец в зеленой одежде» Холст, масло. Эрмитаж. (1907) «Игра в шары» (1908)
Особое значение имеет прием незаконченности деталей, особенно хорошо заметный в “Марокканце”, “Игре в мяч” и других вещах; цвет в тех местах, которые художник хотел заглушить, не берется более тусклым, но оставляется чистый холст (что иногда делается для выявления света), или деталь остается недорисованной (по большей части руки, ноги и др. ). Матисс ограничивается матовой, жидкой живописью и не уделяет особого внимания вопросам фактуры. Это несомненный пробел в его творчестве, особенно если сопоставить его долголетнюю упорную работу над цветовыми контрастами, своего рода научную работу по исследованию психофизической реакции на тот или иной контраст цвета. Матисса не удовлетворяет система дополнительных тонов, открытая Делакруа, сведенная в систему импрессионистами. Он ищет диссонансов, кричащих, резких созвучий; здесь возможна параллель с современной музыкой Стравинского, Штрауса и др. У него, как и у этих композиторов, сказывается тревога, психологическая неустойчивость, чрезмерная обостренность чувств современного буржуа. Зато в последние годы у Матисса заметно стремление к нежной гармоничности, к более углубленной разработке цвета и большей слитности.
«Обеденный стол» Холст, масло. Частная коллекция. (1897)
В период первых исканий несколько вялый и приблизительный (“Обеденный стол”), его рисунок становится постепенно все более острым и выразительным. Матисс очень много и неустанно рисует с натуры, рисунки его насчитываются сотнями, он подлинный виртуоз рисунка. Его мастерство ясно проявляется в любом из его живых, порывистых набросков с натурщиц. Замечательна прежде всего та меткость, с которой он размещает фигуру на листе, находя сразу соответствие ее пропорций плоскости бумаги.
Словарь
Фовизм (от фр. fauve — дикий) — направление во французской живописи и музыке конца XIX — начала XX века. Художники: • Анри Матисс • Жорж Руо • Альбер Марке • Морис Вламинк • Жорж Брак • Рауль Дюфи • Анри Фриез • Жюль Фландрен • Кеес ван Донген
Пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечность» , фр. point — точка), или дивизионизм — направление в живописи неоимпрессионизма, возникшее во Франции около 1885 года, в основе которого лежит манера письма раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Характеризуется отказом от физического смешения красок ради оптического эффекта.
Вывод
Цветовое воздействие картин Матисса крайне сильно; реакция бывает, впрочем, и отрицательной, но всегда очень интенсивной. Его картины — звучные, громогласные фанфары, порой оглушительные. Они вызывают уже не спокойное любование, а зрительные приступы, это не “праздник глаза”, а необузданная оргия. Говоря об оттенках, Матисс, конечно, имеет в виду не градации насыщенности тона — разбелы, которые также возможны при пользовании чистым цветом. Он, по-видимому, не имеет также в виду мнимые оттенки, которые должен воспринимать зритель при столкновении насыщенных цветовых плоскостей, своего рода отзвук неоимпрессионистской теории оптического смешения цветов. Эта вибрация слишком незначительна, и ощущение промежуточных оттенков преходяще. Работая чистым цветом, Матисс хочет, как и всякий живописец, избегнуть однообразия — антитезы живописности, но не всегда это ему удастся, и некоторым его вещам свойственна монотонность (панно “Музыка”). Непрестанная работа над рисунком позволила Матиссу стать виртуозом кисти. Контуры на его картинах уверенно начерчены одним взмахом. Картины его часто похожи (особенно в репродукции) на рисунки кистью. Эффект их часто держится на мастерском, смелом штрихе.
Список литературы
1. http: //www. newpaintart. ru/artists/m/matis se_h/index. php 2. http: //ru. wikipedia. org/wiki/Матисс, _Анри 3. http: //ru. picscdn. com/keyword/анри+мат исс+танец/ 4. http: //iskysstvoxxvek. narod. ru/matis. htm