Гуманизм Марина и Оля.pptx
- Количество слайдов: 25
Гуманизм в Европе
Возникновение новых идей - новый капиталистический способ производства - повсеместно складывались централизованные государства - предпосылки формирования буржуазных наций - обострение социальной борьбы
Выражение новых идей в гуманистическом мировоззрении - воздействие на все области культуры и научных знаний - враждебность к чисто теологическому истолкованию мира - рационализм - преклонение перед человеческой личностью
От лат. humanitas — человечность, humanus — человечный, homo — человек
Гуманистическому мировоззрению был свойствен индивидуализм как орудие протеста против сословнокорпоративного строя феодального общества, подавлявшего человеческую личность, против церковной аскетической морали, которая служила одним из средств этого подавления.
Образ жизни и идеалы гуманистов - гуманистические занятия — как увлечение - неформальная группа единомышленников - представители разных слоев, состояний и профессий - важная составляющая — досуг, духовное наслаждение - связь идеалов созерцательной жизни и активной
Новый идеал человека - высокое назначение - разум и бессмертная душа - добродетель и творчество - свобода - человек - центр природы
Жадный интерес к античной культуре во всех ее проявлениях
Отношение к античности - идеал, который нужно возрождать - средние века «темное царство» - паганизация (насыщение античными идеями)
Отношение к христианству «Человек и мир прекрасны, ибо созданы Богом, и задача человека — улучшать мир, делая его ещё более прекрасным, в этом человек является соработником Богу»
На базе этого нового идейного течения стало возможным свободное развитие научных знаний, ранее тормозившееся господством теологического мышления.
Гуманистическая историография С начала XV в. стала развиваться гуманистическая историография. Историки-гуманисты решительно изгнали божий промысел из истории, придали ей светский характер.
Леонардо Бруни Поджо Брачоллини Флавио Биондо (1370 -1444) (1380 -1459) (1392— 1463) Лоренцо Валла (1407— 1457) Никколо Макиавелли (1469— 1527) Франческо Гвиччардини (1483— 1540)
Жан Боден (1530— 1596) Томас Мор (1478— 1535) Себастьян Франк (1499— 1542) Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626)
Идеи гуманизма наиболее ярко и полно воплотились в искусстве, главной темой которого стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий не ограниченными духовными и творческими возможностями. .
Письма (эпистолы) являлись одним из самых распространенных жанров творчества гуманистов.
Известные гуманисты:
Франческо Петрарка (1304— 1374) — итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов, один из величайших деятелей итальянского Проторенессанса.
Ярким представителем Высокого Возрождения является Леонардо да Винчи (1452 -1519 г. ) - итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый и инженер.
«Тайная вечеря» (1495 -1497 ) , знаменующая собой одну из вершин европейской живописи; ее высокое этическое и духовное содержание выражено в математической закономерности композиции, логически продолжающей реальное архитектурное пространство, в ясной, строго разработанной системе жестов и мимики персонажей, в гармоничной уравновешенности форм. «Мадонна в скалах» (1483 -1494 ) Персонажи здесь представлены в окружении причудливого скалистого пейзажа, а тончайшая светотень играет роль духовного начала, подчеркивающего теплоту человеческих отношений.
"Мона Лиза" (Джоконда) 1503 -1506 г.
Микеланджело Буонарроти (1475 -1564 г. ) – величайший мастер Высокого Возрождения, создавший выдающиеся произведения скульптуры, живописи и архитектуры.
«Давид» (1501 -1504 г. ). Самое известное произведение первого римского периода – «Пьета» ( «Оплакивание Христа» ) (1498 – 1501 гг. )
Многие великие мыслители и художники того времени внесли свой вклад в развитие гуманизма — Монтень, Рабле (Франция), Шекспир, Бэкон (Англия), Л. Вивес, Сервантес(Испания), Гуттен, Дюрер (Германия), Эразм Роттердамский и другие.
Поразительна универсальная одарённость мастеров Ренессанса они часто работали в области архитектуры, скульптуры, живописи, совмещали увлечение литературой, поэзией и философией с изучением точных наук. Понятие творчески богатой, или "ренессансной" личности , стало впоследствии нарицательным. Искусство стало всеобщей духовной потребностью.