Скачать презентацию ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОТЕРАПИИ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ Выполнил Маршалко Р Скачать презентацию ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОТЕРАПИИ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ Выполнил Маршалко Р

Гуманистическое направление психотерапии.pptx

  • Количество слайдов: 29

ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОТЕРАПИИ. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ. Выполнил: Маршалко Р. И. Гр. 2988 ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОТЕРАПИИ. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ. Выполнил: Маршалко Р. И. Гр. 2988

Гуманистическая психотерапия вид психотерапии, ставящий во главу ценность человеческой жизни и свободу выбора человека. Гуманистическая психотерапия вид психотерапии, ставящий во главу ценность человеческой жизни и свободу выбора человека. Свою задачу терапевты «гуманисты» видят в создании условий для раскрытия собственных резервов человеческой личности, в которой заложено стремление к объединению с себе подобными, потребность в любви, дружбе, сотрудничестве. Важно только раскрепостить эти тенденции и создать атмосферу защищенности и безопасности их естественного проявления.

гуманистическое направление = экзистенциальногуманистическое Это связано, прежде всего, с тем, что в это направление гуманистическое направление = экзистенциальногуманистическое Это связано, прежде всего, с тем, что в это направление традиционно включают самые разнообразные психотерапевтические школы и подходы, которые объединены общим пониманием цели психотерапии и путей для ее достижения.

Гуманистическая психология, которую часто называют «третьей силой в психологии» сформировалась как самостоятельное направление в Гуманистическая психология, которую часто называют «третьей силой в психологии» сформировалась как самостоятельное направление в 50 -х годах XX столетия. В основе гуманистической психологии лежит философия европейского экзистенциализма и феноменологический подход.

Самоактуализация является одним из важнейших понятий в гуманистической психологии и понимается как процесс, сущность Самоактуализация является одним из важнейших понятий в гуманистической психологии и понимается как процесс, сущность которого состоит в наиболее полном развитии, раскрытии и реализации способностей и возможностей человека, актуализации его личностного потенциала.

Маслоу разработал иерархическую модель потребностей: 1 -й уровень — физиологические потребности (потребности в пище, Маслоу разработал иерархическую модель потребностей: 1 -й уровень — физиологические потребности (потребности в пище, сне, сексе и пр. ). 2 -й уровень — потребность в безопасности (потребности в обеспеченности, стабильности, порядке, защищенности, отсутствии страха и тревоги). 3 -й уровень — потребность в любви и принадлежности (потребность в любви и чувстве общности, принадлежности к определенной общности, семья, дружба). 4 -й уровень — потребность в самоуважении (потребность в самоуважении и признании другими людьми). 5 -й уровень — потребность в самоактуализации (потребность в развитии и реализации собственных способностей, возможностей и личностного потенциала, личностного совершенствования).

Полное раскрытие личности, «полное функционирование» открытость по отношению к опыту, стремление в любой отдельный Полное раскрытие личности, «полное функционирование» открытость по отношению к опыту, стремление в любой отдельный момент жить полной жизнью, способность прислушиваться в большей степени к собственной интуиции и потребностям, чем к рассудку и мнению окружающих, чувство свободы, высокий уровень творчества.

Опыт понимается как личный мир переживаний человека, как совокупность внутреннего и внешнего опыта, как Опыт понимается как личный мир переживаний человека, как совокупность внутреннего и внешнего опыта, как то, что человек переживает и «проживает» . Опыт — это совокупность переживаний (феноменальное поле), он включает все, что потенциально доступно сознанию и происходит в организме и с организмом в любой данный момент.

Организм «Если мы сможем добавить к сенсорному и висцеральному опыту, характерному для всего животного Организм «Если мы сможем добавить к сенсорному и висцеральному опыту, характерному для всего животного мира, дар свободного неискаженного осознания, которое во всей своей полноте свойственно лишь человеку, то у нас получится прекрасный, конструктивный, соответствующий реальности, организм. В этом случае у нас будет организм, который осознает как требования культуры, так и свои собственные физиологические потребности и свои желания» .

Конгруэнтность Этот термин, во-первых, определяет соответствие между воспринимаемым Я и актуальным опытом переживаний. Если Конгруэнтность Этот термин, во-первых, определяет соответствие между воспринимаемым Я и актуальным опытом переживаний. Если в Я-концепции представлены переживания, достаточно отражающие «переживания организма» (организм в данном случае понимается как сосредоточение всего опыта переживаний), если человек допускает в сознание различные виды своего опыта, если осознает себя тем, кем он есть в опыте, если он «открыт опыту» , то его образ Я будет адекватным и целостным, поведение конструктивным, а сам человек — зрелым, адаптированным и способным к «полному функционированию» . Неконгруэнтность между Я-концепцией и организмом, несоответствие или противоречие между опытом и представлением о себе вызывает ощущение угрозы и тревогу, вследствие чего опыт искажается по механизмам защиты, что, в свою очередь, приводит к ограничению возможностей человека. В этом смысле понятие «открытость опыту» противоположно понятию «защита» . Во-вторых, термин конгруэнтность относится также к соответствию между субъективной реальностью человека и внешней реальностью. И, наконец, в третьих, конгруэнтность или неконгруэнтность — это степень соответствия между Я-реальным и Яидеальным. Определенное расхождение между реальным и идеальным образами Я играет позитивную роль, так как создает перспективу развития человеческой личности и самосовершенствования. Однако чрезмерное увеличение дистанции представляет для Я угрозу, приводит к выраженному чувству неудовлетворенности и неуверенности, обострению защитных реакций и плохой адаптации.

Концепция невроза «Патология есть человеческое уничижение, потеря или недостижение актуализации человеческих способностей и возможностей. Концепция невроза «Патология есть человеческое уничижение, потеря или недостижение актуализации человеческих способностей и возможностей. Идеал полного здоровья — это человек сознательный, осознающий реальность в каждый момент, человек живой, немедленный и спонтанный» .

Философский подход В качестве основной цели психотерапии рассматривается помощь человеку в становлении самого себя Философский подход В качестве основной цели психотерапии рассматривается помощь человеку в становлении самого себя в качестве самоактуализирующейся личности, помощь в поисках путей самоактуализации, в раскрытии смысла собственного существования, в достижении аутентичного существования. Все это может быть осуществлено путем развития в процессе психотерапии адекватного образа Я, адекватного самопонимания и развития новых ценностей.

Клиент-центрированная терапия Роджерса Для Роджерса задача психотерапии заключается в создании условий, способствующих новому опыту Клиент-центрированная терапия Роджерса Для Роджерса задача психотерапии заключается в создании условий, способствующих новому опыту (переживаниям), на основании которого пациент изменяет свою самооценку в положительном, внутренне приемлемом направлении, происходит сближение реального и идеального образов Я, приобретаются новые формы поведения, основанные на собственной системе ценностей, а не на оценке других. Эти задачи могут быть осуществлены, если общение с пациентом в процессе психотерапии строится определенным образом.

три основные переменные психотерапевтического процесса Первое — это эмпатия. Второе — безусловное положительное отношение три основные переменные психотерапевтического процесса Первое — это эмпатия. Второе — безусловное положительное отношение к пациенту или безусловное положительное принятие. Третье — собственная конгруэнтность, или аутентичность психотерапевта.

Разговорная психотерапия определяют как планомерную, систематическую и селективную форму вербальных и невербальных коммуникаций и Разговорная психотерапия определяют как планомерную, систематическую и селективную форму вербальных и невербальных коммуникаций и социальных интеракций между двумя (пациентом и психотерапевтом) или более людьми (группа). Цель состоит в том, чтобы уменьшить переживаемые пациентом психические нарушения, а это может произойти вследствие новой ориентации пациента в своих переживаниях и своем поведении за счет дифференциации образов Я и расширении пространства взаимодействия.

Логотерапия Франкла Основная проблема современного человека — это экзистенциальная фрустрация, которая возникает в результате Логотерапия Франкла Основная проблема современного человека — это экзистенциальная фрустрация, которая возникает в результате переживания чувства бессмысленности собственного существования.

Соматический подход В рамках соматического подхода новый опыт, способствующий личностный интеграции, пациент приобретает за Соматический подход В рамках соматического подхода новый опыт, способствующий личностный интеграции, пациент приобретает за счет общения с самим собой, с различными аспектами своей личности и своего актуального состояния. В рамках этого подхода используются как вербальные, так и многочисленные невербальные методы, применение которых способствует интеграции Я за счет концентрации внимания и осознавания различных аспектов ( «частей» ) собственной личности, собственных эмоций, субъективных телесных стимулов и сенсорных ответов.

Духовный подход В центре внимания здесь находится утверждение Я как трансцендентального или трансперсонального опыта, Духовный подход В центре внимания здесь находится утверждение Я как трансцендентального или трансперсонального опыта, расширение опыта человека до космического уровня, что в конечном счете, по мнению представителей этого подхода, ведет к объединению человека со Вселенной (Космосом).

Теории личности Гуманистическая психология рассматривает человека во всей его целостности и индивидуальной уникальности. Главное Теории личности Гуманистическая психология рассматривает человека во всей его целостности и индивидуальной уникальности. Главное в личности - не ее прошлое, а устремленность к будущему, к реализации своих потенций, творческих возможностей; очень важна вера в себя, в возможность достижения «идеального Я» .

 В каждом человеке - огромные ресурсы самопознания, изменения Я-концепции, целенаправленного поведения. Их можно В каждом человеке - огромные ресурсы самопознания, изменения Я-концепции, целенаправленного поведения. Их можно достичь при фасилитирующем (облегчающем) психологическом климате общения. Если же человек получает одобрение только тогда, когда его поведение следует чужим стандартам, он будет скрывать свои чувства и мысли. В результате он все меньше остается самим собой, возникает разлад между реальным и идеальным «Я» , что становится источником тревоги и препятствует самоактуализиции.

ТЕОРИЯ ЖИЗНЕННЫХ МИРОВ Ф. ВАСИЛЮКА подробно исследует переживания человека в различных критических ситуациях и ТЕОРИЯ ЖИЗНЕННЫХ МИРОВ Ф. ВАСИЛЮКА подробно исследует переживания человека в различных критических ситуациях и на основании анализа этих переживаний и поведения людей строит модель «жизненных миров» . Жизненный мир каждого человека имеет 2 аспекта: внутренний мир и внешний мир.

Внутренний мир характеризуется потребностями человека и его отношениями к себе и окружающей среде. Внутренний Внутренний мир характеризуется потребностями человека и его отношениями к себе и окружающей среде. Внутренний мир может быть простым тогда он состоит из одной единственной потребности, или сложным, содержащим много потребностей, в том числе, конкурирующих.

Внешний мир образуют предметы, которые могут удовлетворять эти потребности. Внешний мир может быть легким Внешний мир образуют предметы, которые могут удовлетворять эти потребности. Внешний мир может быть легким - когда он включает один предмет, или трудным, в котором множество нужных и не нужных человеку объектов.

 Первый тип - внешне легкий и внутренне простой жизненный мир. В предельном случае Первый тип - внешне легкий и внутренне простой жизненный мир. В предельном случае у такого субъекта есть только одна потребность и один предмет для ее удовлетворения. Он пассивен, для него нет ни времени, ни пространства и только 2 состояния: удовольствие, оно же жизнь и неудовольствие, равное смерти. Собственно психики у такого существа нет. Прототипом такого существа является эмбрион в утробе матери.

 Второй тип - внешне трудный и внутренне простой жизненный мир. У такого человека Второй тип - внешне трудный и внутренне простой жизненный мир. У такого человека внешний мир насыщен проблемами и помехами для удовлетворения его единственной потребности, которая обладает абсолютной ценностью. Такой мир порождает необходимость в психике - системе образов и оценок объектов с точки зрения текущей потребности. Такой человек подобен герою Лермонтова, который «Знал одной лишь думы власть, одну - но пламенную страсть» .

 Третий тип - внутренне сложный и внешне легкий жизненный мир. У такого человека Третий тип - внутренне сложный и внешне легкий жизненный мир. У такого человека одновременно сопрягаются несколько мотивов и переживаний из которых он сознательно делает выбор исходя из принципа ценности, то есть появляется необходимость в сознании. Но, выбрав мотив, человек не встречает никаких психологических проблем в его реализации, результат всегда равен цели, воплощение замыслу.

 Четвертый тип - внутренне сложный и внешне трудный жизненный мир. В этом случае Четвертый тип - внутренне сложный и внешне трудный жизненный мир. В этом случае у человека имеется несколько конкурирующих мотивов и разнообразные условия, как помогающие, так и мешающие их реализации. Для организации деятельности у человека должны быть не только психика и сознание, но и воля.

ИЕРАРХИЧЕСКИЕ УРОВНИ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ Низший уровень - внешняя оболочка личности, типичные для личности формы ИЕРАРХИЧЕСКИЕ УРОВНИ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ Низший уровень - внешняя оболочка личности, типичные для личности формы и способы внешнего проявления взаимодействия с миром. Второй уровень - внутренний мир личности, содержательная сторона отношений личности с миром. Высший уровень - опорный «скелет» личности, ядерные структуры, на которых держится все остальное.