психология личности!.pptx
- Количество слайдов: 28
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ Выполнили: Смирнова К. , Петрова Д. , Романская Д.
Внутри гуманистической психологии уживаются два противоположных течения: это экзистенциальная психология с ее ключевой проблемой жизненного выбора. Второе направление – это гуманистическая психология в том виде, в каком ее мыслили Ш. Бюлер, А. Маслоу, К. Роджер.
Провозвестниками гуманистической психологии жизненного пути являются А. Адлер и К. Г. Юнг Их работы содержат ценные наблюдения и выводы, касающиеся проблем психологии жизненного пути, а именно смысла жизни, стиля жизни, жизненных целей, субъективной картины жизненного пути личности.
Адлер стремился к созданию такой психологической теории, которая могла бы объяснять, прогнозировать и изменять жизнь людей. Стиль жизни в концепции Адлера является основным понятием для объяснения всего, что случается с человеком на протяжении индивидуального жизненного пути.
Адлер выделил его отличительные особености: 1. целостность (или холизм) жизненного стиля личности. Первоначально жизненный стиль понимался как уникальный способ достижения индивидом своих жизненных целей. В более широком толковании жизненный стиль – это комплекс средств и способов приспособления индивида к окружающей среде. 2. жизненные цели и смысл жизни личности. Жизненный стиль личности, таким образом, синтезирует: 1) структуры побудительной регуляции жизненного пути, а именно смысл жизни, жизненные ценности и цели; 2) структуры исполнительской регуляции жизненного пути личности – способы достижения жизненных задач, стратегии реализации смысла жизни.
3. формирование на ранних этапах индивидуального жизненного пути. С точки зрения Адлера, стиль жизни складывается примерно в 4– 5 летнем возрасте и очень незначительно изменяется в последующие годы. 4. индивидуальность. Индивидуальность жизненного стиля прочится на уникальном опыте, который приобретает человек в процессе своей жизни.
5. Устойчивость. Жизненный стиль личности не подвержен изменениям в процессе жизни; он еще больше «закаляется» и фиксируется под воздействием жизненных обстоятельств. Наиболее ранняя и консервативная часть жизненного стиля называется прототипом. Прототип, как правило, содержит смысл жизни личности и является психологическим каркасом, на который нанизываются все остальные механизмы жизненного стиля.
6. Ошибочность является еще одним свойством жизненного стиля личности. Дело в том, что жизненный стиль – это ранее образование в структуре человеческой личности, поэтому в его основе должна лежать иррациональная установка, фиктивная цель, иллюзорное самосознание. Жизненный стиль является реактивным образованием, которое возникло в ответ на вполне определенные жизненные обстоятельства. Жизненный стиль может оказаться неадекватным новым условиям жизни, и тогда индивида подстерегают дезадаптация и невроз.
С точки зрения Адлера, жизненный стиль нормального человека диагностируется по двум критериям: пригодности для решения повседневных трудностей, а также социальной адаптивности и полезности. Адлер предложил гипотетическую типологию жизненного стиля личности. Согласно данной типологии выделяются полезный, правящий, избегающий и получающий стили жизни. В основе каждого типа лежит соотношение двух основных мотивационных тенденций жизненного пути личности. Первая тенденция – стремление к превосходству, вторая – социальный интерес.
По механизмам формирования жизненный стиль является социогенным, то есть производным от социальной среды и социального взаимодействия образованием личности. По мнению Адлера, индивид в своем жизненном поведении руководствуется не столько объективными фактами, сколько субъективными представлениями об окружающей действительности. Субъектность проявляется в творческой активности, при помощи которой личность сублимирует эти факторы в нужном ей направлении. Человек – это созидательное существо, которое использует наследственность, среду в качестве строительного материала своей жизни.
Адлер указывает, что смысл жизни сугубо индивидуален и нет универсального смысла, одинаково пригодного для жизни всех людей. Сколько существует людей, столько должно быть и вариантов смысла жизни. Индивидуальный смысл жизни является наиболее адекватным для данного конкретного индивида, поскольку отражает специфику его жизненного опыта и актуальной жизненной ситуации.
С точки зрения аналитической психологии понимание смысла жизни представляет для человека особую рефлексивную задачу, от качества решения которой напрямую зависит качество способа человеческого бытия. Согласно Юнгу, понимание смысла жизни помогает личности правильно выбрать жизненный путь и пролонгировать его как путь практической реализации своего призвания
Юнг считает, что у человека существует познавательная потребность в поиске смысла жизни. Потребность в смысле жизни сильнее выражена во второй половине жизни, что связано с необходимостью обобщения и анализа жизненного опыта. Юнг привязывал смысл жизни преимущественно к культурно-духовным ценностям и, наоборот, «отвязывал» его от врожденных материальных потребностей человека. Возвышение смысла жизни до уровня духовных ценностей является признаком душевного здоровья, а падение смысла жизни до уровня естественных потребностей – симптомом деградации личности.
Несмотря на некоторые расхождения, теории Адлера и Юнга сходятся в главном – в утверждении человека активным, свободным и ответственным субъектом, решающим проблему собственной жизни. Представление о человеке как субъекте жизни было унаследовано в последующем гуманистическими и экзистенциальными теориями и остается главенствующим в современной психологии жизненного пути.
Психологическая концепция жизненного пути личности в работах Ш. Бюлер По праву можно утверждать, что именно Ш. Бюллер принадлежит первая психологическая концепция жизненного пути личности. (книга «Жизнь человека как психологическая проблема Центральное место в концепции личности и ее жизненного пути занимает идея интенциональности. Интенциональность постулируется в качестве функционального ядра личности, которое участвует во всех ее жизненных выборах.
Интенциональность личности структурируется из «базовых тенденций» – врожденных стремлений человека к реализации определенных ценностей и смыслов. «базовые тенденции» являются движущей силой психического развития личности, а их индивидуальная композиция обусловливает параметры жизненного пути. В таком теоретическом контексте жизненный путь определяется как история развития и объективации интенциональности личности.
Базовые тенденции: 1. стремление к удовлетворению простейших физиологических нужд актуализируется в раннем возрасте в виде потребностей в пище, тепле, комфорте, движении. 2. стремление к адаптации в окружающей среде. развертывается в детском возрасте. 3. стремление к достижениям и творческим творениям. В детском возрасте она проявляется в игре и творческой экспансии, а в зрелом возрасте реализуется в преобразовательном стиле жизни. 4. тенденция интеграции и упорядочивания внутреннего мира личности. В зрелых формах она наблюдается в активности жизненного самоопределения и в систематизации жизненного опыта личности.
Как говорит Ш. Бюлер, каждому этапу жизненного пути – свои достижения и свершения. Самоосуществлению предшествует длительная внутренняя работа личности, которая направлена на понимание смысла жизни-самоопределение. Продуктом самоопределения является индивидуальная концепция смысла жизни, которой руководствуется личность при построении жизненного пути( «темы бытия» и «ведущие идеи» ).
Как истинный представитель гуманистической психологии Шарлотта Бюлер активно поддерживала идеографический подход к изучению личности и ее жизненного пути. Стержневой идеей данного подхода является тезис об уникальности и неповторимости каждого конкретного человека и своеобразии его жизненного пути. Начало жизненного пути датируется моментом, когда в человеке впервые «просыпается» потребность в самосознании и самоопределении.
от 16 до 20 лет, характеризуется низким уровнем активности самоопределения. 25– 30 лет, человек ориентируется в различных видах деятельности, перебирает знакомства, развивает бурную социальную активность, что свидетельствует об активизации самоопределения. 35– 40 лет- В это время человек специфицирует свое жизненное призвание и заметно продвигается на избранном поприще(третья фаза жизненного пути кульминация личностного самоопределения и самоосуществления). 55– 60 лет. Она совпадает с биологическим увяданием, исчерпанием творческих сил и жизненных целей. на данном этапе активность самоопределения и самоосуществления снижается. с 65 лет до смерти эта активность совсем угасает, в связи с чем человек быстро дряхлеет как индивид и стареет как личность.
В качестве элементарной структурнофункциональной единицы жизненного пути личности Ш. Бюлер постулировала жизненное событие – единичное изменение, происходящее в обстоятельствах жизни человека. Также была предложена простейшая типология жизненных событий; события подразделялись на объективные- это изменения во внешней среде и субъективные- вторые – изменения во внутреннем мире личности. Таким образом, Ш. Бюлер является типичным представителем гуманистического направления в психологии жизненного пути личности. Жизненный путь в ее концепции определяется как история экстериоризации внутренней, генетически предопределенной сущности личности.
Психология бытия А. Маслоу По мысли Маслоу, психология бытия исследует психологические условия, при наличии которых человеческая жизнь принимает все более совершенные, благородные и возвышенные формы. Причем психологию бытия интересуют не только проблемы индивидуального жизненного пути личности, но и условия повышения качества общественной жизни.
Предмет психологии бытия можно сформулировать так: психические феномены, закономерности и механизмы, обеспечивающие личностное развитие и духовное совершенствование человека по ходу жизненного пути. Эталонным способом человеческого бытия Маслоу считал существование самоактуализирующихся личностей.
Он выделил психологические особенности «подлинного бытия» . 1. Эффективное, более объективное и унитивное восприятие реальности. 2. Принятие себя, других людей и окружающего мира в целом. 3. Непосредственность, простота, естественность в отношениях. 4. Сосредоточенность на деле и отвлеченность от внутренних проблем. 5. Потребность в уединении. 6. Автономность как свобода от окружающих и культуры. 7. Открытость новому опыту.
8. Расположенность к пиковым переживаниям. 9. Чувство общности с окружающими людьми; стремление к кооперации и координации усилий. 10. Глубина и искренность чувств. 11. Демократичность, свободолюбие. 12. Мудрость и моральность. 13. Философское чувство юмора. 14. Креативность. 15. Сопротивление окультурированию и стереотипизации.
В рамках психологии бытия выясняются причины, тормозящие и искажающие личностное развитие индивида. Маслоу вычленяет три группы факторов, которые имеют отношение к духовному недоразвитию человека. Процессу самоактуализации в первую очередь препятствуют вредные привычки, упроченные в структуре прошлого опыта. Эти привычки, штампы и стереотипы являются преградами для креативности и свободы человека. Они зашоривают сознание, делают человека косным и неспособным к восприятию нового.
Вторую группу помех самоактуализации образуют социальные факторы, а именно групповое давление, общественная пропаганда, насаждение угодных государству ценностей. В результате воздействия этих факторов, человеку внушаются ценности и цели, которые могут противоречить его внутренней сущности. Тем самым эти факторы искривляют путь личностного развития.
Третья группа факторов представлена психологическими защитами личности, которые, с одной стороны, обороняют психику от разного рода травм, а с другой – сдерживают личностный рост человека. Психологические защиты в особенности притесняют творческие потенциалы человека, поскольку ограждают его от всего нового и неизведанного.