3 группы в соц психологии.ppt
- Количество слайдов: 31
ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 1
Учебные вопросы: 1) признаки и виды малых групп; 2) основные научные подходы к изучению малых групп; 3) референтные отношения и группы; 4) стихийные группы и их разновидности; 5) социальные движения; 6) классические теории толпы; 7) теории толпы в советской психологии 20 -х гг. 2
В психологии различают социальные группы большие, малые и стихийные. Под большими группами обычно понимают количественно неограниченные и условно выделяемые общности людей, отличающиеся от других какими-то социальными признаками (возраст, пол, национальность, классовая принадлежность, религиозная приверженность и т. д. ). Организации - реальные, значительные по размерам, упорядоченные общности людей и групп, вовлеченных в общественную деятель-ность. Иногда организации также относят к большим группам. 3
Признаки малых групп: - относительно небольшое число людей; - непосредственные личные контакты между ними; - способность действовать как единое целое; - наличие общих целей и задач; - относительная автономность от других малых групп; - сравнительная структурная простота; - наличие внутригрупповых норм поведения и ценностей. Г. М. Андреева: «Малой называется группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов» . 4
От групп отличают агрегации – соединения людей, случайно оказавшихся в одном месте на короткое время и ничем не связанных между собой кроме базовых социальных норм и, возможно, совпадающих целей. Виды малых групп. По общественному статусу (по степени организации): формальные (официальные) и неформальные (неофициальные). По значимости для человека: референтные, особо значимые и нереферентные. По времени существования: стабильные и временные. 5
По добровольности участия: обязательные и свободные. По действительности существования: реальные и условные, номинальные (из малых только референтные). По условиям образования: естественные и лабораторные. По отношению к общественным нормам: просоциальные и асоциальные. По уровню развития выделяют группы низкого уровня (ассоциации, корпорации и диффузные) и высокого (коллективы). 6
Ассоциация – группа, в которой нет совместной деятельности и системы управления. Общение построено на единстве ценностей в условиях времяпровождения. Корпорация – организованная группа, отличающаяся замкнутостью, централизацией власти, авторитарностью руководства, наличием системы санкций, нетерпимостью у нарушению групповых норм, противопоставлением себя и других на основе интересов, нередко атмосферой взаимной конкуренции. Диффузная группа – в которой люди объединены общим объектом внимания и сходством эмоциональных состояний. При этом отсутствует совместная деятельность, сплоченность, единство ценностей. 7
Коллектив – группа, объединенная общими целями и задачами людей, имеющая высокую сплоченность, занятая социально одобряемой деятельностью. Отношения строятся на позитивных нормах морали. Развито сотрудничество. Все важные вопросы обычно решаются сообща. 8
Основные научные подходы к исследованию малых групп. 1. Социометрическое направление (Дж. Морено). Основное внимание уделяется межличностным отношениям в группах с опорой на выявление симпатий и антипатий. Недостатки: а) анализ групп неполон – изучаются только непосредственные эмоциональные контакты без совместной деятельности; б) интерпретация неглубока – нет ответов на вопросы о мотивах выбора или отвержения. 2. Социологическое направление (Элтон Мэйо). В центре внимания - вопросы управления группой и выявления ее структуры путем опросов и экспериментов. 9
3. Групповая динамика (Курт Левин). Группа – это единое целое, отличающееся от суммы индивидов. Ее члены взаимосвязаны при достижении общих целей. В центре внимания динамические процессы существования группы: становление отношений, процессы принятия решений, выработка групповых норм, динамика власти и подчинения, изменения аттитюдов и поведения в группе. Недостатки: а) абсолютизация переноса процессов в лабораторных группах на естественное социальное поведение, б) недооценка влияния больших групп и общественных отношений в них на малые. 10
4. Символический интеракционизм (от англ. «взаимодействие» ). Основатели – Джордж Мид, Герберт Блумер. Изучает общение, осуществляемое с помощью символов, в частности, процессы социального взаимодействия людей, проблемы формирования норм, принятия ролей, референтных отношений. Взаимодействуя с социальным окружением, люди устаивают значения вещей и отношений. Поведение человека в группе определяется возникающим образом «обобщенного другого» . Недостатки: а) все социальные отношения сводятся только к межличностным, б) анализ процессов коммуникации не учитывает аспекта групповой деятельности. 11
5. Когнитивистское направление (от лат. «знание» ). Его составляющие объединяет концентрация на процессах познания и осмысления мира. Считается, что поведение человека выстраивается на основе усвоенных когнитивных схем, упорядоченных систем понятий и образов, аттитюдов. Взаимодействуя с миром, человек непрерывно осуществляет акты категоризации (классификации) – отнесения других и себя к каким-то категориям. 12
Группа формальная (официальная) характеризуется: - принадлежностью к официально признанной организации; - наличием юридически зафиксированного статуса у ее членов; - преобладанием внешней регламентации целей и действий людей над внутренней; - функциональным отношением к людям, т. е. не как к личностям, а как к носителям ролей; - стабильностью структуры; - наличием административного аппарата, подчиняющегося руководителю; - легитимностью санкций. Неформальная (неофициальная) группа возникает стихийно на основе личных интересов людей или чувства симпатии. Не всегда стабильна. Обычно добровольна. Руководителя нет. Лидера может не быть. 13
Референтность (от лат. «сообщающий» ) – отношение особой значимости, связывающее человека с теми, на чье мнение и поведение он ориентируется, с кем себя соотносит. Референтная группа (или эталонная) – реальная или условная социальная общность, которую человек избирает для ориентации на ее мнения, ценности, нормы, аттитюды. При этом сам человек может в нее не входить. Функции референтных групп по Гарольду Келли: 1) сравнительная – быть стандартом, эталоном для сравнения себя и других. 2) нормативная – устанавливать стандарты, эталоны, предъявлять требования под угрозой санкций. 14
Виды референтных групп. По доминирующей функции: сравнительные и нормативные. По действительности существования: реальные и условные. По отношению человека: положительные и отрицательные (антиреферентные). Антиреферентные группы – вызывающие неприятие, объединяющие лиц, на которых человек не хотел бы походить. Референтометрия – способ выявления путем опроса референтных групп, специфики их мнений для предсказания поведения человека. 15
Стихийная группа – совокупность большого числа людей, характеризующаяся: а) кратковременностью существования; б) совместностью действий; в) нечетким осознанием их цели; г) слабой организованностью; д) сходством настроений собравшихся; е) отсутствием чувства личного контроля над ситуацией. Виды: толпа, масса, публика. 16
Толпа – скопление людей, не имеющих ясно осознаваемой общей цели, но связанных между собой сходством эмоционального состояния, общим объектом внимания, единством действий. Виды толпы: Пассивная – любопытствующая, ожидающая, экспрессивная; Активная – агрессивная, повстанческая, паническая, стяжательская. Отсутствие организации и ясных целей легко превращает толпу из одного вида в другой. 17
Масса – более организованная и устойчивая, чем толпа, совокупность людей, имеющих во многом осознаваемые общие цели. Ее лидеры выдвигаются не в момент начала действий, как в толпе, а заранее. Поэтому действия более продуманные. Обычно состоит из разнородных групп. Публика (аудитория) – кратковременное собрание людей для совместного времяпровождения в связи с какимто зрелищем. Соблюдает нормы, принятые в обществе, для данного типа зрелищ. 18
• Способы социального воздействия: • 1. Заражение – процесс передачи эмоций от одних людей другим. Происходит путем синхронизации выражений лиц, голосов, поз и актов поведения. • Может быть как «кольцевая реакция» . • Паника как эмоциональное заражение. 19
• Паника – эмоциональное состояние, характеризующееся: - экстремальной выраженностью страха; - блокировкой способности рационально оценивать информацию; - ситуацией поведенческой неопределенности (растерянность); - импульсивностью действий; - временной потерей волевого самоконтроля; - эгоцентричностью поведения; - доминированием потребности к самосохранению. 20
• 2. Внушение (суггестия) – обычно целенаправленное слабоаргументированное воздействие одних на других. Основано на некритичном восприятии информации из авторитетного и вызывающего доверие источника. • Виды внушения: • прямое (императивное) • косвенное (недирективное). • Гипноз в контексте внушения. 21
• 3. Подражание – воспроизведение отдельных черт и целостных образцов (паттернов) демонстрируемого кем-то поведения. • Может быть произвольным или непроизвольным. 4. Убеждение – процесс осознанного принятия человеком каких-либо сведений или идей на основе их анализа и оценки. 22
Социальное движение объединяет людей, целенаправленно и активно добивающихся какого-либо изменения действительности в обществе, регионе или группе. Рассматривается как когнитивная реальность. Особенности: 1. Всегда базируется на определенном общественном мнении, т. е. выражает интересы больших групп; 2. Начинается в условиях проблемной ситуации, обостряющей общественные противоречия; 3. Состав участников постоянно меняется; 4. Действия часто принимают вид коллективных акций протеста; 5. Имеет четкую цель, программу требований и действий, руководство. 23
Социальные движения различаются по своим уровням: 1) массовые, с глобальными целями, охватывающие большую аудиторию (движение зеленых); 2) региональные, с более прагматичными целями, меньшие по зоне распространения; 3) локальные, ограниченные определенной территорией или социальной группой. Отличия социального движения от политической партии: неоднородность состава, меньшая организованность, нестабильность структуры, обычно большая численность. 24
Причины участия в социальных движениях: 1) неудовлетворенность экономическим и социально-политическим положением; 2) потребность идентифицироваться с группой, имеющей те же проблемы; 3) потребность в самореализации личности в условиях разнообразного, эмоционально насыщенного, индивидуально планируемого общения; 4) непосредственная эмоциональная реакция на проблемную ситуацию; 5) желание приобрести материальные выгоды, жажда власти, богатства, прикрываемые декларацией общих целей; 6) особый склад личности, отличающейся социальной активностью. 25
ТЕОРИЯ ГУСТАВА ЛЕБОНА (1841 -1931) 1. Толпа – это не просто скопление людей, но особая психическая общность. В ней над индивидуальными свойствами каждого доминирует «дух расы» , расовое бессознательное. 2. В толпе происходит коллективное торможение интеллектуальной активности каждого. 3. Нравственность толпы зависит от лидеров. Она может быть выше или ниже, чем у отдельных людей. 4. Тот, кто хочет влиять на толпу, не нуждается в особой логике и аргументах. Он должен рисовать яркие образы, преувеличивать, повторять одно и то же. Толпа реагирует на конкретные аспекты абстрактных идей. Любит получать простые, часто повторяющиеся ответы на сложные вопросы. 26
Лидеры говорят с толпой энергично, образно, просто, повелительно. Пытаются поразить воображение толпы, будят сильные чувства, апеллируют к славному прошлому. Идеи в форме лозунгов. 5. Механизм влияния лидера на толпу – заражение посредством внушения. 6. Вождь толпы загипнотизирован идеей до фанатизма, «полусумасшедшие потрясли мир» . 7. По Лебону, толпа обладает женским началом. Она капризна, эмоциональна, своенравна, пассивна, внушаема, склонная к подчинению, верит в иллюзии, нуждается в вожде, который «будет сперва обольщать ее, а позже жестко управлять, внушая страх и любовь» . 27
ТЕОРИЯ ГАБРИЭЛЯ ТАРДА (1843 -1904) 1. Разделял основные положения Лебона. Считал, что толпа обладает следующими чертами: эмоциональная неустойчивость, коллективная истерия, вспышки мании и меланхолии, неумеренность во всем, болезненная восприимчивость, безответственность, максимализм действий и категоричность суждений, склонность подражать, подчиняться. Изучал два феномена: а) «искусственную толпу» , подразумевая под ней массу, а иногда – организации (полк, монастырь, армию, церковь…); б) влияние СМИ на общественность. 28
2. По отдельности люди свободны. Объединившись в толпу, они нуждаются в вожде, чтобы подражать ему, восхищаться, ожидать защиты и указаний. В основе этого атавистический инстинкт. 3. Для толпы характерно подражание на основе внушения. Лидер – внушает, толпа, реагируя на него, начинает подражать. 4. Искусственная толпа бездарна. Умеет только копировать вождя. Поэтому слабый вождь ослабляет толпу, а глупый – делает ее еще глупее. Но толпа может быть умнее и нравственнее отдельных людей, если ее вождь таков. 5. Присутствие лидера и устная коммуникация порождают толпу, а современная коммуникация (газеты) – общественность (публику). Влияние вождя уже не требует его присутствия. Заочная пропаганда нередко более эффективна, т. к. лидера можно плодить в миллионах копий. 29
ТЕОРИЯ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА (1856 – 1939) 1. Все общественные отношения, в т. ч. в массе и в толпе имеют в своей основе скрытый либидозный характер. 2. В массе людей объединяет идентификация – процесс отождествления себя с другими, создающий аффективную общность. 3. Часть либидо (нарциссическое) мешает объединению в массу. Преодолевается путем постановки вождя (или идеи) на место Я-идеала. 4. Масса отличается от толпы сплоченностью, которая возникает из-за того, что а) либидо направлено на вождя, б) люди идентифицировались между собой, поставив вождя на место Яидеала, в) нарциссическое либидо ушло на идеализированного вождя. 30
5. Масса имеет своим прообразом не стадо, а первобытную орду во главе с вождем, заменяющим отца. Отсюда регрессия душевной деятельности до уровня дикаря или ребенка, падение интеллекта и морали. 6. Вождь массы абсолютно нарциссичен, властен, самоуверен, эгоистичен, независим. Он единственный сохранил в себе те качества, от которых другие отказались ради него. 7. Кроме идеализации власть вождя над массой поддерживается благодаря двум ее иллюзиям: а) либидозные связи взаимны (вождь тоже любит их всех) б) он любит всех в равной степени, не делая различий. 31
3 группы в соц психологии.ppt