Скачать презентацию ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И АМЕРИКЕ В XVIII Скачать презентацию ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И АМЕРИКЕ В XVIII

L1_angl_18vvosstan.ppt

  • Количество слайдов: 36

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И АМЕРИКЕ В XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 1. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И АМЕРИКЕ В XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 1. ЛЕКЦИЯ 1. У ИСТОКОВ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА XVIII - XIX вв. 2. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО АНГЛИИ XVIII – п. п XIX в.

Лекция 1 1. У истоков западноевропейского градостроительного искусства XVIII- XIX вв Характерные особенности градостроительства Лекция 1 1. У истоков западноевропейского градостроительного искусства XVIII- XIX вв Характерные особенности градостроительства Европы в начале XVIII века. • Переходный период от феодальной к капиталистической формации привел к активному росту городов, в них начало сосредотачиваться мануфактурное производство. • Градостроительная практика не отвечала новым требованиям связанным: с необходимостью размещения увеличивающегося населения, строительства новых промышленных сооружений. • Многочисленные войны, в которые были вовлечены государства Западной Европы, сильно ослабляли их экономику. • Градостроительная деятельность сводилась к укреплению городов и приведению их в боевую готовность. • Большинство городов получили бастионные укрепления, которые сковывали территориальный рост многие десятилетия. Укрепления возводились по общим правилам и образцам. • Наметились центры культуры общеевропейского значения: Англия привлекала специалистов по инженерному ремеслу и прикладным наукам, Германия – центр естественных наук, Голландия и Дания – торговля и судоходство, Италия являлась средоточением европейского искусства.

Лекция 1 1. У истоков западноевропейского градостроительного искусства XVIII- XIX вв • • • Лекция 1 1. У истоков западноевропейского градостроительного искусства XVIII- XIX вв • • • Дувр гавань и прибрежная портовая часть города; городской центр вытянувшийся с юга на север вдоль реки и главной дороги; Западная цитадель и Дуврский замок, укрепленные бастионами. Кельн Схематическое изображение городских укреплений, окруживших полукольцом город, расположенный на левом берегу Рейна. На правом берегу, полукольцо меньшего диаметра, построено вокруг поселения Дейц. • Прага Средневековые укрепления и система бастионов XVIII в.

Лекция 1 1. У истоков западноевропейского градостроительного искусства XVIII- XIX вв В XVIII в. Лекция 1 1. У истоков западноевропейского градостроительного искусства XVIII- XIX вв В XVIII в. Рим становится эпицентром нового стилистического направления в искусстве – классицизма • Большую роль в развитии градостроительного искусства сыграл Дж. Б. Пиранези (1720 -1778) – художник –график, археолог, страстный любитель римской античности. Он создавал живописные композиции, составленные из античной и современной ему архитектуры. • Дж. Б. Пиранези «Вид Колизея»

Лекция 1 1. У истоков западноевропейского градостроительного искусства XVIII- XIX вв Дж. Б. Пиранези Лекция 1 1. У истоков западноевропейского градостроительного искусства XVIII- XIX вв Дж. Б. Пиранези «Вид Коровьего поля»

Лекция 1 1. У истоков западноевропейского градостроительного искусства XVIII- XIX вв Дж. Б. Пиранези Лекция 1 1. У истоков западноевропейского градостроительного искусства XVIII- XIX вв Дж. Б. Пиранези «Понте Молле»

Лекция 1 1. У истоков западноевропейского градостроительного искусства XVIII- XIX вв • Отец и Лекция 1 1. У истоков западноевропейского градостроительного искусства XVIII- XIX вв • Отец и сын Нолли, исполнившие план Рима 1748 г. , , оказали влияние не только на развитие картографического дела, но и на сам строй градостроительного мышления европейских зодчих, изображая на одном плане улицы, площади, а так же внутренние пространства зданий, исходили из принципа «единства» городских и внутренних пространств.

Лекция 1 1. У истоков западноевропейского градостроительного искусства XVIII- XIX вв • Часть итальянских Лекция 1 1. У истоков западноевропейского градостроительного искусства XVIII- XIX вв • Часть итальянских архитекторов – Т. Теманца (1705 -1789), Бертотти. Скамоцци (1719 -1790), Э. Дзанотти (1709 -1782), а так же просветитель Ф. Алгаротти (1712 -1764), продолжали развивать традиции Палладио, это направление впоследствии получило название «неопалладианской» . • Основной теоретик итальянского классицизма был архитектор, педагог и ученый Ф. Мелициа. Он целиком стоял на позициях классицизма, основанного на строгих правилах рационализма и логики. В качестве исторического авторитета он выдвигал Витрувия. • Наряду с процессом академического паломничества в Рим, идет формирование и развитие национальных архитектурных школ.

2. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО АНГЛИИ В XVIII – В НАЧАЛЕ XIX ВВ • Архитектурно-планировочные нововведения в 2. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО АНГЛИИ В XVIII – В НАЧАЛЕ XIX ВВ • Архитектурно-планировочные нововведения в Англии XVIII –XIX вв • Реконструкция города - курорта Бат • Развитие нового Эдинбурга • Реконструкция Лондона • Проекты идеальных городов Р. Оуэна и Дж. Бекингема

Лекция 1 2. Градостроительство Англии XVIII- первой половины XIX века 1. Обезземеливание крестьян в Лекция 1 2. Градостроительство Англии XVIII- первой половины XIX века 1. Обезземеливание крестьян в соответствии с законодательными актами, привело к сильным миграционным процессам. 2. Развитие мануфактурного производства привело к перераспределению населения, обозначились промышленные районы. 3. Доля городского населения Англии достигла 20%. • Города росли без градостроительных ограничений и регулирующих мероприятий; • Средневековая планировка продолжала развиваться в новых социальноэкономических условиях, в новых территориальных масштабах и количественных параметрах, как результат – аморфная структура городов этого периода. • Крайне отрицательные условия жизни населения. • Варварские методы использования территории и загрязнение атмосферы.

Лекция 1 2. Градостроительство Англии XVIII- первой половины XIX века Архитектурно-планировочные нововведения, в Англии Лекция 1 2. Градостроительство Англии XVIII- первой половины XIX века Архитектурно-планировочные нововведения, в Англии XVIII в. • Новая форма ведения сельского хозяйства путем раздачи участков фермерам, использование наемного труда и новых технологий, породила необходимость решения практических задач в усадебном строительстве. • Под влиянием философа лорда Шефтсбери (1671 – 1713), ведущего представителя английского Просвещения, появляются новые эстетические идеалы. • Исходной позицией было поклонение живой природе, в явлениях которой усматривалась, гармония, порядок и целесообразность. • Отрицание регулярной планировки в садовопарковом искусстве. • Новый путь развития в садово-парковом искусстве – ландшафтные парки. • Под влиянием эстетических взглядов Шефтсбери и архитектурной теории Палладио, в Англии возникает художественное течение, которое впоследствии было названо палладианским.

Лекция 1 2. Градостроительство Англии XVIII- первой половины XIX века • Усадьба Чизвик близ Лекция 1 2. Градостроительство Англии XVIII- первой половины XIX века • Усадьба Чизвик близ Лондона. Р. Берлингтон. Арх. • Берлингтон творчески переосмыслил теоретические принципы Палладио, заключавшиеся в сохранении живописного начертания средневековых улиц и композиционной организации регулярно спланированных пространств в структуре города. • Прототип Усадьбы в Чизвике – вилла Ротонда Палладио. • В планировочной схеме использованы основные принципы его творчества. • В парке соединились регулярные и живописные части. Прямолинейные планировочные элементы соседствовали с извилистыми линиями дорожек и изрезанными берегами водоемов.

Лекция 1 2. Градостроительство Англии XVIII- первой половины XIX века Основные принципы проектирования садов Лекция 1 2. Градостроительство Англии XVIII- первой половины XIX века Основные принципы проектирования садов и парков в Англии в XVIII – XIX вв. • Отрицание регулярных принципов композиции парков как противоречащие красоте живой природы ( Шефтсбери, Палладио). • Подражание формам естественного пейзажа в рукотворной среде. (Дж. Аддисон) • Стремление выявить «гений места» , т. е. подчеркнуть и усилить созданное природой своеобразие ландшафта. • Стирались преграды между усадьбой и ее окружением, было стремление раздвинуть границы художественно осмысленного пространства. (В. Шенстон). • В работе над пейзажными парками была выработана совокупность методов живописной планировки, которая впоследствии была распространена на проектирование городов. • Одним из художественных принципов был принцип «трех волнистых движений» : первым - рисунок извивающихся дорожек, аллей, проездов; вторым – сложная и как бы естественная водная система, составленная из разнообразных прудов, ручьев, протоков; третье – вертикальная планировка, волнообразное движение понижений и возвышений рельефа. • S- образная змеевидная линия считалась в этот период «линией красоты» (Уильям Хогарт «Анализ красоты» ).

Лекция 1 2. Градостроительство Англии XVIII- первой половины XIX века Бат. Курортный город на Лекция 1 2. Градостроительство Англии XVIII- первой половины XIX века Бат. Курортный город на юго-западе Англии • Город расположен на пологих склонах 3 холмов, спускавшихся в долину реки Эйвен. 4 5 2 1 6 • Средневековый центр округлых очертаний, с собором, ратушей и Королевскими банями сформировался в излучине реки. • Новая планировка города осуществлялась архитекторами Дж. Вудом (старшим) и Дж. Вудом (сыном) с 1727 по 1775. • В проекте города использовалась концепция живописной планировочной композиции. • Новые улицы трассировались минуя историческое ядро и дублируя с запада направление старой дороги Броад-стрит 1 - средневековый центр Бата с собором, ратушей и Королевскими банями; 2 - новый центр Бата, постр. арх. Дж. Вудом (старшим), Дж. Вудом (младшим); 3 – главная улица, завершающаяся серповидной пл. Лансдаун; 4 - улица св. Михаила; 5 - улица Палтней; 6 – Сады Сиднея.

Лекция 1 2. Градостроительство Англии XVIII- первой половины XIX века Бат. Старый центр Лекция 1 2. Градостроительство Англии XVIII- первой половины XIX века Бат. Старый центр

Лекция 1 2. Градостроительство Англии XVIII- первой половины XIX века • Бат. • Три Лекция 1 2. Градостроительство Англии XVIII- первой половины XIX века • Бат. • Три площади, соединенные прямолинейными улицами, создавали монументальную композицию. 6 • Квадратная площадь Королевы (115 х100 м) (1), была застроена зданиями- блоками, но не была замкнутой, однако иллюзия пространства римского форума возникала из-за украшенного пилястрами и портиками фасада здания. • Круглая площадь Циркус, (3) предназначалась «для показа спортивных достижений» . Выглядела как амфитеатр, чему способствовали трехярусные фасады зданий, украшенные тремя ордерами, возвышающимися один над другим. • Улица Брок –стрит (5) соединяла Циркус с серповидной в плане площадью Королевского полумесяца (кресчента) (6). С юга площадь обращена к парку, полого спускающемуся к городу. 5 4 3 2 1 1 - сквер Королевы; 2 - Гей-стрит; 3 – круглая площадь; 4 - здание Ассамблеи; 5 – Брок-стрит; 6 – Королевский кресчент

Лекция 1 2. Градостроительство Англии XVIII- первой половины XIX века • Эдинбург § Ботанический Лекция 1 2. Градостроительство Англии XVIII- первой половины XIX века • Эдинбург § Ботанический сад • Академия • Ганноверстрит • Лондонская дорога • Парк Карлтон-хилл • Квиинсстрит • Принцессстрит • Королевский дворец Парк Принцессы • Замок • Парламент • Университет • Парк Медоу • Королевский парк • Средневековый город трансформировался в XVIII-XIX века, обрел новую регулярную планировку. • Каждый район обладал площадью круглой или серповидной формы, или площадью – полумесяцем.

Лекция 1 2. Градостроительство Англии XVIII- первой половины XIX века • Эдинбург • Город Лекция 1 2. Градостроительство Англии XVIII- первой половины XIX века • Эдинбург • Город развивался несколькими районами, регулярно спланированными.

Лекция 1 2. Градостроительство Англии XVIII- первой половины XIX века • Эдинбург • Большинство Лекция 1 2. Градостроительство Англии XVIII- первой половины XIX века • Эдинбург • Большинство зданий в неогреческом стиле. Архитекторы: В. Чемберс, Р. Адам, В. Плейфейр

Лекция 1 2. Градостроительство Англии XVIII- первой половины XIX века • Эдинбург Лекция 1 2. Градостроительство Англии XVIII- первой половины XIX века • Эдинбург

Лекция 1 2. Градостроительство Англии XVIII- первой половины XIX века • Эдинбург Лекция 1 2. Градостроительство Англии XVIII- первой половины XIX века • Эдинбург

Лекция 1 2. Градостроительство Англии XVIII- первой половины XIX века • Эдинбург Лекция 1 2. Градостроительство Англии XVIII- первой половины XIX века • Эдинбург

Лекция 1 2. Градостроительство Англии XVIII- первой половины XIX века • Лондон • План Лекция 1 2. Градостроительство Англии XVIII- первой половины XIX века • Лондон • План района Вест-Энд. К началу XIX века район почти полностью преобразился за счет реконструкции парковых территорий и пробивки парадной магистрали Риджент – стрит. Эти работы связаны с именами Х. Рептона и Дж. Нэша.

Лекция 1 2. Градостроительство Англии XVIII- первой половины XIX века • Лондон • Кенсингтонский Лекция 1 2. Градостроительство Англии XVIII- первой половины XIX века • Лондон • Кенсингтонский парк. Х. Рептон • Х. Ремптоном был сформулирован принцип композиционного объединения живописной и регулярной планировок – принцип, широко использованный в строительстве городских парков Англии XVIII – XIX веков.

Лекция 1 2. Градостроительство Англии XVIII- первой половины XIX века • Лондон • Реконструкция Лекция 1 2. Градостроительство Англии XVIII- первой половины XIX века • Лондон • Реконструкция района Вест-Энд. Арх. Дж. Нэш Риджентс-парк • Новая парадная магистраль Риджент-стрит, протяженность 1, 2 км. • Композиция Риджент-стрит, представляет собой систему прямолинейных отрезков улицы, соединенных площадями. Парковая площадь (кресчент) Портленд-плейс Ленгхем Перекресток с Оксфордстрит Квадрант Пикадилли серкес Площадь Ватерлоо Карлтон-хауз Риджент-стрит начинается двумя корпусами Карлтон-хауза, перетекает в пространство прямоугольной площади Ватерлоо, затем соединяется с круглой площадью Пикадилли-серкес, от которой делает полуциркульный поворот – Квадрант, затем пересекается с улицей Оксфордстрит, образуя круглую площадь, далее сливается с площадью Ленгхейм, соединяется с вытянутым пространством Портленд –плейс и оканчивается полуциркульной площадью Парк-кресчент.

Лекция 1 2. Градостроительство Англии XVIII- первой половины XIX века • Лондон • Риджентс- Лекция 1 2. Градостроительство Англии XVIII- первой половины XIX века • Лондон • Риджентс- парк. Проект Дж. Нэша Канал Регента Камберлендтеррас Ганновер-террас Кембридж террас Йорк-террас

Лекция 1 2. Градостроительство Англии XVIII- первой половины XIX века • Лондон • Риджентс- Лекция 1 2. Градостроительство Англии XVIII- первой половины XIX века • Лондон • Риджентс- парк.

Лекция 1 2. Градостроительство Англии XVIII- первой половины XIX века • Лондон • Парк Лекция 1 2. Градостроительство Англии XVIII- первой половины XIX века • Лондон • Парк Сент-Джеймс. Проект Дж. Нэша

Лекция 1 2. Градостроительство Англии XVIII- первой половины XIX века • Парк Сент-Джеймс. Лекция 1 2. Градостроительство Англии XVIII- первой половины XIX века • Парк Сент-Джеймс.

Лекция 1 2. Градостроительство Англии XVIII- первой половины XIX века • Лондон Сомерсет-хауз Трафальгар-сквер Лекция 1 2. Градостроительство Англии XVIII- первой половины XIX века • Лондон Сомерсет-хауз Трафальгар-сквер Парламент Букингемский дворец Вестминстерское аббатство

Лекция 1 2. Градостроительство Англии XVIII- первой половины XIX века • Лондон • Букингемский Лекция 1 2. Градостроительство Англии XVIII- первой половины XIX века • Лондон • Букингемский дворец с парком

Лекция 1 2. Градостроительство Англии XVIII- первой половины XIX века • Лондон • Трафальгарская Лекция 1 2. Градостроительство Англии XVIII- первой половины XIX века • Лондон • Трафальгарская площадь с колонной Нельсона. Проект Дж. Нэша • Восточная оконечность парадной улицы Мэлл, ориентированной на Букингемский дворец.

Лекция 1 2. Градостроительство Англии XVIII- первой половины XIX века • Лондон • Сент- Лекция 1 2. Градостроительство Англии XVIII- первой половины XIX века • Лондон • Сент- Джеймс парк, Гринпарк, Гайд-парк, Кенсингтонский парк. • В результате всех преобразований, западный район Лондона превратился в единый ансамбль, композицию которого определяли две парадные магистрали, пересекавшиеся под прямым углом (Риджентсстрит, Мэлл-стрит), и система крупных парковых массивов.

Лекция 1 2. Градостроительство Англии XVIII- первой половины XIX века • Лондон • Район Лекция 1 2. Градостроительство Англии XVIII- первой половины XIX века • Лондон • Район Белгрейвия • В процессе градостроительных работ, развернулась спекуляция с земельными участками. • Территории между реконструируемыми участками были отданы на откуп частным предпринимателям. • Данный район был выкуплен Т. Куббитом и перестроен арх. С. Смитом. • Изначально болотистая местность была утромбована гравием, местность трассирована прямолинейными улицами и застроена доходными домами.

Лекция 1 2. Градостроительство Англии XVIII- первой половины XIX века • Квадратный квартал, из Лекция 1 2. Градостроительство Англии XVIII- первой половины XIX века • Квадратный квартал, из трехэтажных жилых корпусов с включенными в них детскими учреждениями, больницей, гостиницей и административными помещениями. По углам – колледжи, в центре – общественная столовая, школы, библиотеки, залы для заседаний. • Четыре входа располагались по осям корпусов и соответствовали дорогам. « Проект оуэновского поселения на 2000 жителей, созданного по принципам, рекомендованным Платоном, лордом Беконом и Томасом Мором» • Далее размещались подобные общины. • В промышленных поселениях в Центре размещались фабрики и источники энергии. • Квартал окружала эспланада шир 30 м, а далее размещались сады, поля, пастбища.

Лекция 1 2. Градостроительство Англии XVIII- первой половины XIX века • Проект идеального города Лекция 1 2. Градостроительство Англии XVIII- первой половины XIX века • Проект идеального города Дж. Бекингема • Город расчитан на 10 тыс. жителей. • Квадратная конфигурация плна со стороной 1 миле (1524 м). • В центре площадь, окруженная зданиями с портиками. • В центре площади башня высотой 90 м, с источником электрического освещения и часами. • За площадью, в ритмическом порядке размещались здания для собраний, культовые учреждения, музеи • Город пересекали 8 проспектов (Счастья, Правосудия, и т. д. ). • За центром 7 концентрических квадратов, отделенные зеленью с размещенными школами, общественными постройками. • Периметры 3, 5, 7 – застроены жилыми домами, а 2, 4, 6 – крытыми пассажамис мастерскими и торговыми учреждениями.