история музеев Карнабаева.ppt
- Количество слайдов: 76
ГОУ ВПО « Новосибирский государственный педагогический университет» Институт истории гуманитарного и социального образования, кафедра теории, истории культуры и музеологии Лаборатория « История, археология, культура» ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЕЕВ Выполнила: Карнабаева Настя 24 группа, «Музеология» Научный руководитель: д. и. н. , проф. Бородовский А. П. Новосибирск 2010
Цели и задачи Проследить историю развития музейной деятельности с I тыс. до н. э. до XX века. Выявить особенности музейных собраний различных исторических эпох. Охарактеризовать своеобразие организации музейной деятельности.
Схема возникновения музеев Новейшее время Эпоха античности. I тыс. до н. э Храмовые сокровища Музе он Эпоха средневековья I тыс. н. э. Коллекцион ирование в Древнем Риме Новое время Сер. II тыс. н. э. Церковные собрания крестовых походов Музей Уффици. Дворцовый музей XVII-XVIII в. Админ истрат ивный музей XIX в. Университетский Промыш ленный музей Академи ческий музей Сер. XIX в. Литерату рный музей
Храмовые сокровища
Храмовые музеи Структура храмовых сокровищ Храмовые сокровища – предметы, приносившиеся в храм людьми в знак благодарности для божества, которые сакрализуются и становятся символом присутствия бога на земле. Вотивные предметы – (лат. votivus — посвящённый богам, от votum — обет, желание) — различные вещи, приносимые в дар божеству по обету, ради исцеления или исполнения какого-либо желания. Трофеи - предметы, которые ранее использовались в быту, а затем стали частью культовых предметов. Спортивные регалии Нумизматика
Вотивные предметы Дельфийского храма Вотивными предметами являлись стелы храмов, фигурки животных, главным образом коней, бронзовые вотивные подвески. Большая бляха, VI в. до н. э, золото, чеканка. Найдена на священном пути по дороге в Дельфы.
Бронзовый шлем
Лавровый венок спортсмена
Нумизматика VIII – VII вв. до н. э.
Храм Окса (храм речного Бога)
Вотивные предметы Амударьинского клада Браслет с изображение м золотого грифона Относится к V – IV в до н. э. , изготовлен в Персидском центре Персеполис.
Золотые пластинки Группа из 50 тонких золотых бляшек, высотой от до 3 см до почти 20 см. Большинство из них имеют очертания человеческой фигуры. Мужчина с коротким мечом. Это священник, потому что он несет охапку хвороста, который был распространен во время проведения религиозных церемоний.
Особенности храмовых собраний античности Ø сложность и эклектичность структуры храмовых собраний – от культовых предметов до бытовых Øотсутствие целенаправленной тематики коллекций Øбольшинство предметов являются подношением храму за какую-либо просьбу Øхрамовые сокровища не предназначались для общего обозрения и хранились в глубине храма. Они были изготовлены из драгоценных материалов. Øфеномен храмовых сокровищ как один из первых прецедентов комплектования коллекций и формирования условий для создания музеев
А Античные пинакотеки Пинакотека ( от греч. πιναχουηκη, πιναξ — доска, картина и υηκη — хранилище) — у древних греков помещение для хранения живописных изображений. Так называлось левое крыло пропилей афинского Акрополя, где находилось собрание картин, принесённых в дар богине Афине.
Собрание картин-пинак, принесённых в дар богине Афине
Сцена: Траур по умершим. сер I тыс до н э. Лувр
Коринф. Сер. I тыс. до н. э. .
Лошади, запряженные квадригой (ныне утрачены). Коринфская чернофигурная доска, 575 -550 до н. э.
Гермес и Афродита
Тесей и Минотавр. Римская мозаика из Ретии, «косвенный источник» по античным пинакам»
Александрийская библиотека включала в себя Александрийский мусейон
Александрийская библиотекаоснована в начале III века до н. э. во время правления царя Египта Птолемея II Филадельфа. Являлась крупнейшей библиотекой в античном мире, в которой хранилось от 400 тыс. до 700 тыс. папирусных свитков. «Дочерняя библиотека» (филиал) была создана ок. 235 до н. э. Птолемеем III в храме Сераписа Серапеуме; главная библиотека размещалась в иной части города, в окрестностях дворца, в квартале Брухейон. Реконструкция Александрийской библиотеки
Особенности Александрийской библиотеки Александрийская библиотека являлась одним из главных хранилищ знаний античного мира Библиотека впервые стала использовать каталоги и ярлыки( без чего не может обойтись современные музеи и библиотеки) Без Александрийской библиотеки мы бы не узнали имена многих великих ученых, философов, писателей Александрийская библиотека включала в себя мусейон
Коллекционирование в Древнем Риме – сбор коллекций, который производился в связи с потребностью на рынке предметов импортного происхождения. Коллекции служили для складывания товарноденежных отношений. Комплектуются коллекции путем приобретения человека. Для частного коллекционера Древнего Рима коллекционирование имеет престижную функцию. Предметами коллекционирования являлись образцы искусства классической Греции.
Типы коллекций частные Обществе нные
Ч ые собрания Частные собрания представлены Частногосударствеными собраниями. Императорский коллекционер Август собирал на своей вилле на Капри необычные вещи. В них были «доспехи героев» и огромные кости чудовищных великанов, восставших против Олимпийских богов и Поверженных Зевсом с помощью Геркулеса.
Общественные коллекции Возникают объекты для всеобщего ознакомления, сосредоточенных в храмах и портиках Рима. Копируются работы греческих авторов. Афродита Капитолийская. Афродита из Арля. Римские копии с греческих оригиналов Каллимаха и Праксителя
Структура коллекций Частные Военные атрибуты Скульптура Живопись Вазы Кубки Геммы Копии шедевров греческих мастеров Мозайки Садово-парковые сюжеты Нумизматика Общественные Копии греческих мастеров Скульптура Живопись Произведения искусства как часть архитектурного облика сооружений Древнего Рима
Характеристика коллекций Коллекции универсальны и разнопрофильны. Складывается рынок антиквариата и искусства. Проводятся экскурсии, появляется «античный туризм» Феномен музейной деятельности Древнего Рима – это превращение музея в товарноденежные отношений. Коллекции превращают музей в социально- престижный центр.
Структура коллекции крестовых походов эпохи Средневековья : 1. Вещи связанные с Иисусом Христом 2. Предметы связанные с распятием 3. Иконы 4. Мощи святых
Первый Крестовый поход, принес освобождение Святого Гроба в 1099 году
Одной из величайших святынь, похищенных из разграбленного Константинополя была погребальная пелена Иисуса Христа, на которой запечатлелся Его лик. Сейчас она пребывает в соборе итальянского города Турина.
Туринская плащаница
Церковные собрания явились целесообразным разграблением Востока. Вывезенные Крестоносцами предметы стали формировать основы для будущей музейной коллекции В Европе.
Музей Уффици
Уффици, Дуоме, витрины.
Уффици (Galleria degli Uffizi – буквально – галерея канцелярий) – дворец во Флоренции, построенный в 15601581 гг. и сейчас - государственный музей живописи, скульптуры и графики, являющийся частью комплекса Флорентийских общественных музеев и галерей и одним из самых крупных и значимых музеев европейского изобразительного искусства.
Галерея (фр. galerie, от итал. galleria) — вытянутое в длину крытое помещение или переход между частями здания или соседними зданиями. В галерее обычно одну из продольных стен заменяют колонны или столбы, а иногда ещё и балюстрада. Происходит из итальянского языка, где означает церковная паперть. Удобство размещения экспозиций в галереях привело к тому, что галереями стали называть художественные музеи или их части вообще, без привязки к архитектурным особенностям. Галерея Уффици
Флорентийская школа проторенессанса Благовещение(1333), Симоне Мартини. Маэста (1305 -1310), Джотто
Сандро Боттичелли, Рождение Венеры В мастерской Вероккио учились также Пьетро Перуджино, Лоренцо ди Креди и Сандро Боттичелли. Произведения всех этих художников сейчас хранятся в Уффици. Украшением собрания является тондо (композиция в круге) Мадонна Дони Микеланджело.
Мадонна Дони, Микеланджело
Лувр Дворцовые музеи эпохи Просвещения
История приобретения коллекций Лувра Уже в 15 в. во Франции пробудился интерес к коллекционированию памятников искусства. В 15– 16 вв. , во время военных походов в Италию, французские короли не упускали возможности вывезти из этой страны античные статуи и другие художественные ценности. Так, король Карл VIII, захватив Флоренцию в 1494, перевез во Францию многие сокровища дворца Медичи и другие трофеи. Однако подлинным основоположником политики покровительства искусствам и планомерного приобретения коллекций был французский король Франциск I (годы правления 1515– 1545). Он не только использовал любую возможность получить произведения искусства (главным образом, работы итальянских мастеров), но и стремился переселить во Францию самых лучших художников. Среди 74 иностранных художников, работавших в это время во Франции, 73 были итальянцами. В числе тех, кто прибыл в эту страну по приглашению короля, были Леонардо да Винчи (годы пребывания во Франции 1517– 1519), прославленный ювелир и скульптор из Флоренции Бенвенуто Челлини, Андреа дель Сарто, Россо, Приматиччо, Пермиджанино и многие другие. Леонардо да Винчи умер во Франции, все находившиеся в его мастерской картины были приобретены Франциском I, в том числе знаменитая Джоконда. Тогда же во Францию были привезены Рабы Микеланджело, позднее попавшие в коллекцию Лувра.
Лувр становится музеем В связи с тем, что Лувр утратил значение королевской резиденции, его стали постепенно занимать различные учреждения. Здесь отводились помещения для мастерских художников и для квартирантов. Идея достойного служения идеалам Прогресса и, в связи с этим, превращения Лувра в общедоступный музей наук и искусств, была выдвинута французскими просветителями в середине 18 в. В 1793 часть залов Лувра была преобразована, и музей был открыт для публики. Однако работы в нем продолжались. Особенно грандиозный размах они приняли при Наполеоне Бонапарте.
СТРУКТУРА КОЛЛЕКЦИЙ ЛУВРА Восточные древности (Древний Восток, Древний Египет) Античные собрания Итальянская и французская живопись
СТАТУЯ КРЫЛАТОГО БЫКА – «ШЕДУ» – ИЗ ДВОРЦА САРГОНА II (722– 705 ДО Н. Э. ). АССИРИЯ
Чиновник из Мемфиса и его жена
Венера Милосская
Жана Фуке. портрет Карла VIII в.
Жирардон. Апполон и нимфы
золотой скипетр Карла V в.
1. 2. 3. 4. 5. 6. Государственный Эрмитаж занимает шесть зданий, расположенных вдоль набережной Невы в самом центре Санкт-Петербурга. Зимний дворец Большой Эрмитаж Малый Эрмитаж Новый Эрмитаж Главный штаб Меншиковский дворец
Большой Эрмитаж Малый Эрмитаж Зимний дворец
Меньшиковский дворец Главный штаб Новый Эрмитаж
Экспонаты Эрмитажа Экспонаты первобытной культуры Экспонаты западноевропейского искусства Оружие Восточные шедевры Русское искусство Нумизматика Драгоценности Фарфоровые экспонаты
Женская статуэтка Поздний палеолит, 22 -21 тыс. лет назад Бивень мамонта Высота 4, 5 см Сибирь, стоянка Мальта Женская статуэтка 23 -21 тыс. лет назад Мергель 10, 1 х4 см, толщина 1, 7 -3, 5 см Костёнки I
Крест - мощехранительница Москва XVII в. Золото, серебро; эмаль по сканому орнаменту, чернь, чеканка, гравировка 15, 9 х10, 6 х1, 8 см Пластина с изображением Богоматери Пластина с изображением апостола Марка XII в. Золото; перегородчатая эмаль 3, 8 х3 см 4, 5 х2, 9 см
Джорджоне (Джорджо да Кастельфранко) 1477 -1510 Холст (перев. с дерева), масло 144 х68 см Мадонна из сцены "Благовещение" , 1340 -1344 Мартини Cимоне, Около 1284 -1344 Дерево, темпера ; 30, 5 х21, 5 см
Статуя Аменемхета III XIX в. до н. э Порфир; Высота 86, 5 см Документ с идеограммами Конец IV - начало III вв. до нэ Высота 4, 3 см, ширина 2, 3 см
Бляха в виде фигуры пантеры VII в. до н. э. Келермесский курган 1, Прикубанье, Краснодарский край Россия Золото; пайка, чеканка, перегородчатая инкрустация Гребень с изображением батальной сцены конец V - начало IV вв. до н. э. Курган Солоха. Впускное погребение, Приднепровье, Запорожская область Россия (ныне Украина) Золото; литье, чеканка
Сервиз "Tete-a-tete" с инициалами "САГ" Конец 1790 -х гг. Фарфор, роспись подглазурная, позолота Чернильный прибор с монограммой "П I" - Павла I 1796 -1801 гг. Проект Ж. -Д. Рашетта Фарфор, позолота
Популярные дворцовые собрания ХVI-XIXвв кунсткамера мюнцкабинета вунеркамера шатукамера
КУНСТКАМЕРА Кунсткамера, [нем. Kunstkammer < Kunst искусство + Kammer камера, помещение]. устар. Собрание разнообразных редкостей, диковинок, а также помещение для такого собрания
Телёнок с двумя головами ДЕТИ ГОРЛУМА
Мюнцкабинет Берлинских музеев Золотая монета из Пулони. Этрурия. Конец 6 в. до н. э. Археологический музей. Флоренция. Австрия, Тироль. Мюнцкабинет
Вунекамера Кабинет редкостей природы Зуб 5 корней.
Шатукамера Кабинет с изделиями из драгоценных камней и металлов Кубок шаровидный с рельефными изображениями сцен из скифской жизни 400 -350 гг. до н. э. Курган Куль-Оба, Боспорское царство, Керчь Золото; чеканка
Академические музеи Академический художественный музей. Бонн. Германия
Университетские музеи Университетский музей естествознания в Англии (Оксфорд)
Государственные музеи Государственный исторический музей г. Москвы
Научно-исследовательские музеи Музей Ч. Дарвина
Специализированные музеи Краеведческий музей Музей под открытым небом (скансен) Этнографический музей Художественный музей Литературный музей Экологический музей Детский музей Неформальный музей Ведомственные музеи
Сводная библиография Сотникова С. И. Музеология. М. , 2004. Юренева Т. Ю. Музееведение. М. , 2004. Internet-ресурс: www. flickr. com www. wikipedia. org www. bibliotekar. ru www. catalogmineralov. ru www. History resources in the web http: //ru. wikipedia. org
http: //inmemory. nnm. ru/ http: //festival. 1 september. ru/articles/313597/ http: //www. 100 velikih. com/view 1059. html http: //ru. wikipedia. org/wiki arx. novosibdom. ru chadrinat. ya. ru sarmata. livejournal. com history-ktti. narod. ru depresloo. narod. ru 4 coolpics. com
http: //bse. sci-lib. com/ http: //ru. wikipedia. org/wiki/
Схема возникновения музеев Новейшее время Эпоха античности. I тыс. до н. э Храмовые сокровища Музе он Эпоха средневековья I тыс. н. э. Коллекцион ирование в Древнем Риме Новое время Сер. II тыс. н. э. Церковные собрания крестовых походов Музей Уффици. Дворцовый музей XVII-XVIII в. Админ истрат ивный музей XIX в. Университетский Промыш ленный музей Академи ческий музей Сер. XIX в. Литерату рный музей
история музеев Карнабаева.ppt