Готика XIII –XIV века
Термин «Готика» возник в Италии в эпоху Возрождения (с начала XIV века), когда полагали что стрельчатая арка средневековой архитектуры произошла от формы шатров готов, которые якобы просто связывали кроны росших поблизости деревьев. В этот термин вкладывалась доля презрения, так как для итальянцев дикие северные вторгшиеся племена были варварами. Рост городов. Переход творческой деятельности от монастырей к цехам мастеров.
Готическая арка Фигурные (Виноградные) ворота в Царицыно Вторая половина 18 века. Арх. Баженов В. И.
Франция. 13 -14 век, Париж – центр европейской культуры. • • Стиль формируется во Франции. Архитектура – ведущий вид искусства. Заказчик - город и отчасти король. Основной тип сооружений — городской собор – главная достопримечательность города – использовался, как для религиозных служб, так и для собраний граждан. (вместо господствовавшей ранее монастырской церкви)
В 12 и 13 вв. во Франции развернулось бурное церковное и светское строительство Суге рий — аббат из Сен-Дени, могущественный советник французских королей. Первый покровитель готического стиля средневековой архитектуры. В готике храмы достигали огромных размеров. Устойчивость зависела от верного распределения сил тяжести. Готическая конструкция – каркасная конструкция. Уменьшена нагрузка на стены и перекрытия.
Тип базилики сохраняется. Главный неф делится на ряд прямоугольных отрезков, каждый из которых перекрывается пересекающимися по диагоналям стрельчатыми арками, образующими нервюры.
Их тяжесть принимают вертикальные опоры (столбы), распор передается контрафорсам, при помощи полуарок аркбутанов, которые перекинуты над крышами боковых нефов.
Пинакль — остроконечная башенка на вершине контрфорса в месте примыкания к нему аркбутана служит для предотвращения сдвигающих усилий.
Основными элементами конструкции являются контрфорсы, аркбутаны и нервюры.
• Нервюра в архитектуре (фр. nervure — жилка, прожилка) — выступающее ребро готического каркасного крестового свода. • Аркбутан — это наружная каменная упорная арка, которая передает распор сводов главного нефа на опорные столбы, отстоящие от основного корпуса здания — контрфорсы. • Аркбутаны бывают двухпролетные, двухъярусные, и комбинирующие оба этих варианта.
Перераспредел ения нагрузок. Прежде несущая, толстая стена превратилась в простую легкую «оболочку» . Собор стал тонкостенный, но «подпертый» по всему периметру надежными и элегантными «подпорками» .
Окна заполняются каменным переплетом, в интервалы которого помещаются витражи.
Замена полуциркульной арки стрельчатой позволила уменьшить боковой распор сводов, направляя значительную часть давления прямо на опору. (Чем заостреннее арка, тем меньше боковой распор).
Массивный свод заменился ребристым. Пространство между ребрами – нервюрами заполнялось легкой кладкой кирпича или камня.
Полученные преимущества • экономия строительного материала • увеличение высоты здания и освещенности внутреннего пространства • объединение внутреннего пространства в одно целое • сокращение сроков строительства
Основные особенности: • Колонны с контрфорсами и аркбутанами — главные несущие элементы здания. • Тонкие стены между колоннами являются ненесущими перегородками. • Собор может иметь колоссальный размер. • Окна могут занимать весь простенок между колоннами. • Помещения визуально объединены в одно целое благодаря тонкости опорных колонн.
Наиболее распространенны двухбашенные фасады, которые делятся на три яруса. Над тремя богато украшенными порталами располагается большое круглое окно – роза. Внутри среднего нефа тройное деление по этажам. Католический собор Святейшего Сердца Иисуса самый знаменитый католический собор в Гуанчжоу. 1863 -1888 гг.
Трифорий — узкая невысокая декоративная галерея, расположенная в толще стены над арками, отделяющими боковые нефы от среднего. Означает три двери. Первоначально галереи делались из арочных проемов. Трифорий в Кёльнском соборе
Трифорий в церкви Святого Стефана в Бове. (полуроманика – полуготика)
Над трифорием располагаются очень большие окна, дающие много света.
Готическая архитектура оплетена скульптурным кружевом. Религиозная тематика, наделенная человечными чертами. Портал – средоточие скульптуры в храме.
• Возникнув около середины 12 века, готический стиль просуществовал около трехсот лет. • Развивался в сторону большей легкости. Периоды: • - вторая половина 12 века, первая треть 13 века – строгость форм. • -13 век – расцвет. • -14 – усиление декоративности. • -15 век, много новых декоративных форм. • Из Франции этот стиль распространился в другие страны.
Нотр Дам Де Пари. Ранняя готика. Одно из самых больших зданий своего времени. Пятинефная базилика, вмещающая 200 тыс. человек.
Собор стоит в древней части Парижа, на острове Ситу, который образован течением реки Сены.
Должен был стать, по замыслу, грандиозным храмом страны. Во время его возведения все больше утверждалось значение Парижа. • 1163 год – начало строительства. Середина 13 века – пристройка боковых капелл между контрфорсами и увеличены выступы трансепта.
Внутренние стены центрального нефа (высота 35 м) также разделены на три зоны. Нижняя из массивных и колонн-столбов, подпирающих аркады. Вторая – арки, третья – окна с витражами. Витражи 13 в. Утрачены.
Чем выше ярус, тем пропорции арок и окон становятся более стройными и вытянутыми вверх. Громадное внутреннее пространство центрального нефа господствует над низкими и менее освещенными боковыми нефами. Интерьер, пронизан величием.
Западный фасад собора Парижской Богоматери, увенчанный двумя устремленными ввысь могучими башнями, расчленен на три яруса. Гладь стены с ясно читаемой конструкцией не замаскирована кружевом скульптуры. Формы массивны. Подчеркнуты горизонтальные членения.
Гладкая стена портального яруса – цоколя – создает впечатление устойчивости и крепости. Три глубоких портала выявляют толщу стены, сообщая ей пластичность и всему ярусу — глубокое внутреннее напряжение. Стрельчатые, перспективно углубленные арки порталов, вытянутые фигуры и колонны способствуют устремлению ввысь, хотя еще очень медленному.
Нижний ярус завершается фризом «галлереей королей» – иудейских царей и предков Христа, которые стали отождествляться с французскими королями. Ритм повторяет балюстрада второго яруса. В тимпанах арок небольшие розы.
Третий ярус – сквозная и легкая галлерея из изящно сплетенных стрельчатых арочек. В ней вертикали фасада воплощены наиболее полно и свободно. Благородные, простые пропорции исключительно богаты и сложны.
Собор в Амьене (XIII в. ). Богоматери Амьенской кафедральный католический собор. По объёму (200 000 м³) превосходит все готические соборы Франции. Амьенский, Шартрский и Реймсский соборы считаются эталонами чистейшей готики: высокая или зрелая готика (особенно апсид) и пламенеющая готика (особенно роза, северная башня, амвон и кресла со спинкой). Длина собора 145 м и высота свода — 42, 30 м. Создан по проекту Робера де Люзарша.
Северный фасад
Центральный неф вышиной более 40 и протяженностью 145 м, величавый, благородный по пропорциям господствует над боковыми. Эстетическая выразительность смелой глубоко прочувствована и выявлена с предельной наглядностью.
Собор в Реймсе – классический пример готики зрелой. XIII век. Четыре архитектора. Башни, в отличие от Парижского собора, образуют одно целое с массивом фасада. Пафос больших форм.
Художник Доменико Квальо, начало XIX в.
Вертикальные линии пронизывают здание и стремительным нарастанием и убыстрением своего ритма, решительно преобладают над горизонталями. Вимперги проникают во второй ярус, ломая линию карниза. Богатое убранство не становится самодавлеющей декорацией. (Черта поздней готики)
Западная часть центрального нефа
План собора в Реймсе
Собор в Шартре. XIII в.
Существовала поговорка: «Кто хочет построить совершеннейший собор, тот должен взять от Шартра башни, от Парижа фасад, от Амьена продольный корабль, от Реймса скульптуру» .
Церковь Сент-Шапель в Париже
Часовняреликварий на территории бывшего Королевского дворца в Париже. Возведена Людовиком Святым в 1242— 1248 гг. Обладает наиболее полным ансамблем витражного искусства XIII века, считается одной из самых красивых готических церквей небольших размеров.
Однонефная капелла, в которой почти исчезли стены. Окна сплошь заполнены витражами, будто драгоценный ларец. Построена в рекордно короткий срок с 1242 по 1248 годы, предположительно, под руководством Пьера из Монтрейля. Задумана Людовиком Святым как место хранения священных реликвий, вывезенных крестоносцами из разграбленного в ходе крестового похода Константинополя. Главной среди них был «Терновый венец, обагрённый кровью Христа» , обладание которым должно было упрочить влияние французского королевства в христианском мире.
Интерьер, востчная часть.
Это сооружение изящно, полно воздуха и света и вместе с тем, несмотря на малые размеры, монументально.
• Макет церкви и фрагмент интерьера.
Оформление сводов.
Аббатство Мон Сен-Мишель.
Расположено на гранитной скале у северного побережья Франции. Это образец средневекового укрепленного монастыря. Строительство начато в романском стиле.
Интерьер: романский неф и хоры в стиле «пламенеющей готики»
В XIV веке в связи со столетней войной (1337 – 1453) строительная деятельность затихает. Декоративные формы становятся легче и легче. В поздней готике резьба на фасадах становится все более сложной и вычурной. Линии оконных переплетов начинают изгибаться. Позднюю готику называют «Пламенеющей» , так как формы собора, его очертания напоминают языки пламени, как и оконные проемы.
Собор в Руане. Кружево из камня. Скульптура заполняет все пространство фасада, не оставляя архитектурной ясности. XIV в.
Вид собора со стороны апсиды. Особенность многих церквей Нормандии - необычайно высокая (около 130 м) ажурная башня над перекрестием трансепта (пример частого в нормандской архитектуре сохранения романской традиции). Ее сквозной каменный шатер типичен для изощренной виртуозности «пламенеющей» готики.
Цикл «Руанский собор» — это 30 картин французского импрессиониста Клода Моне, представляющих собой различные виды собора в зависимости от времени дня, года и освещения, написанные с 1892 по 1893 гг.
Собор в Страсбурге 200 лет был самым высоким зданием мира, крупнейшая в мире постройка из песчаника.
Возведен в период, когда Эльзас принадлежал Германии. Несет черты французской и немецкой архитектуры.
Замок Пьерфон, XIV в.
В эпоху поздней готики возрастает роль гражданских сооружений. Замок – оборонительное, укрепленное сооружение дворцового типа – замки. Большое внимание уделяется художественному облику.
Германия. Для Германии типично большое количество сооружений, в переходном от романского к готическому стилю. Меньше цельности и больше раздробленности. Кафедральный Собор Святого Георга в Лимбурге на Лане (начало XIII в. ).
Романская оболочка с несколькими башнями.
Только подчеркнутая вертикальная направленность архитектурных форм: свидетельствует о нарастании готических тенденций. Внутреннее четырехъярусное пространство.
Римско-католический готический собор св. Петра в Кёльне. Пятинефная базилика из красноватого камня трахита, площадью около 8500 кв. м. Длина собора 144 метра, ширина трансепта — 83 метра, высота здания до гребня крыши — около 60 метров. На западном фасаде две колоссальные (157 м) башни с остроконечными шпилями.
Строительство храма велось за два приёма — в 1248— 1437 гг. и в 1842— 1880 гг. По окончании строительства 157 метровый собор на 4 года стал самым высоким зданием мира.
В германском зодчестве ощущается влияние французской готики, но это своеобразное, не подражательное искусство. Вместо розы стрельчатое окно. Прежде всего это городская соборная архитектура.
Типичные для Германии черты – высокие остроконечные завершения, ярко выраженный вертикализм.
Собор в Фрейбурге. Тип однобашенного собора. XIII-XIV вв.
Собор в Ульме XIV- XVI вв.
Для Германии был характерен зальный тип церкви, где все нефы имеют одинаковую высоту.
Собор святой Елизаветы в Марбурге, XIII век. В центре и особенно на севере Германии церкви строили не из камня, а из кирпича.
Любек. Церковь девы Марии. XIII-XIV вв.
Нервюрные своды в английской готике из конструктивных элементов превращаются в украшение.
Английские готические соборы протяженные и не такие высокие. В них может быть два трансепта, а на пересечении часто мощная башня, как было в романском стиле. (Во Франции и в Германии – легкий ажурный шпиль). Собор Сент Давид в Уэльсе. XII-XIII вв.
Собор в Солсбери. XIII век.
«Вид на собор в Солсбери из епископского сада» Джон Констебл. 1823 г.
«Вид на собор в Солсбери» , 1829 г.
Королевская капелла Генриха VII в Вестминстерском аббатстве. XVI век.