Готика коротко.pptx
- Количество слайдов: 104
Готика XII – XVI вв.
Готическое искусство зарождалось и формировалось в королевских землях Иль-де-Франс, в предместье Парижа – монастыре Сен-Дени. Аббатство носило имя святого Дионисия Ареопагита. Там хранились его труды. Своим появлением готическое искусство во многом обязано аббату Сугерию, который стал настоятелем аббатства 1122 г. Сугерий читал труды Дионисия Ареопагита о Божественном свете. И, когда возникла необходимость перестроить обветшавшую церковь монастыря, Сугерий изменил саму концепцию храма. Если до этого храм был крепостью Господней, то теперь он стал хранилищницей Божественного света.
Для воплощения этого замысла масса стен была сведена к минимуму, архитектура стала каркасной, стена перестала играть несущую роль – она лишь обрамление витража. В конструкции свод лежал на нервюрных арках, снаружи были контрфорсы и аркбутаны. Готический храм. Схема
Аббатство Сен-Дени
Аббатство Сен-Дени
Свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры (выступающие ребра готического каркасного крестового свода) на колонны, а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счёт перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» , их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон, и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре.
Свод собора Нотр-Дам де Пари, хорошо видна нервюрная система
Стрельчатая арка
Контрфо рс (фр. contre force — «противодействующая сила» ) — вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления несущей стены путем принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов.
Аркбутаны
Аркбутаны
Шпили собора в Клермон-Ферране Важной доминантой готического собора был шпиль. Шпиль — вертикальное и остроконечное завершение зданий в виде сильно вытянутого вверх конуса или пирамиды.
Крестоцве т (нем. Kreuzblume), флеро н — распространенное в архитектуре готики украшение в виде стилизованного цветка, как правило образованного четырьмя ответвлениями-краббами от вертикального стержня. Служит декоративным завершением фиалов, вимпергов, щипцов.
Пина кль в готической архитектуре — декоративная башенка, часто увенчиваемая остроконечным фиалом. Пинакли ставились в основном наверху контрфорсов, также на уступах контрфорсов и башен, на коньках и столпах стен. Конструктивной функции пинакль не имеет.
Гаргуйли - водосток, желоб для стока дождевой воды с кровли и верхних галерей храма. Гаргуйли вытесывали из камня, а их устье делали в форме распростертой фигуры человека или фантастического зверя, чудовища, дракона, из открытой пасти которого во время дождя бьет фонтаном вода.
Окно роза - это окно круглой формы над центральным входом в готический собор - обычно украшено витражами, названо так потому, что по форме и из за большого количества декоративных элементов напоминает розу
Витра ж — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в какомлибо архитектурном сооружении. С давних пор витраж использовался в храмах.
Нотр-Дам де Пари (собор Парижской богоматери). Заложен в 1163 г. Собор представляет собой базилику длиной 130 м, состоящую из пяти продольных нефов и одного поперечного — трансепта.
В Нотр-Дам де Пари соединились черты романского и готического стилей. Массивные башни фасада характерны для романской архитектуры, в то время как крестовый свод, опирающийся на арки, использование аркбутанов и контрфорсов, стрельчатых арок и множества окон — черты, свойственные готическому искусству.
Особенностью внешнего вида собора являются две его сильно различающиеся башни. 105 -метровый шпиль южной башни постройки 1140 года выполнен в форме незамысловатой романской пирамиды. Северная башня высотой 113 метров имеет основание, оставшееся от романского собора, а шпиль башни появился в начале XVI века и выполнен в стиле пламенеющей готики. Собор в Шартре
Собор в Шартре (XII-XIV вв. ) считается одним из красивейших в Европе. На месте современного Шартрского собора издавна стояли церкви. С 876 года в Шартре хранится Святая плащаница Девы Марии. 1194 года случился пожар, собор загорелся от удара молнии, но плащаница уцелела. Чудесное спасение от огня священной плащаницы было сочтено знамением свыше и послужило поводом для строительства нового, ещё более грандиозного, здания.
«Королевский портал» (1145— 1155 гг. ) собора в Шартре — яркий образец готической скульптуры. Собор в Шартре славился также своими витражами, которые занимали площадь более 2, 5 тысяч квадратных метров.
Персонажи Ветхого завета
Архитектуре реймского собора (1211— 1331) при строгости тектонического построения свойствен подчёркнутый вертикализм, вытянутость всех элементов и фигур, обилие скульптуры и декоративных деталей, которые, словно буйная поросль, пробиваются ввысь, пересекая горизонтальные членения. Даже стрельчатые обрамления порталов настолько повышены, что центральный тимпан прорезает ещё одна роза
Страшный суд
Собор Сент-Шапель 1242 - 1248 гг. , построен предположительно, под руководством Пьера из Монтрейля, одного из крупнейших зодчих готики.
Святая капелла (Сент-Шапель) — готическая часовня-реликварий на территории бывшего Королевского дворца на острове Сите в Париже. Возведена Людовиком Святым в 1242— 1248 гг. Обладает наиболее полным ансамблем витражного искусства XIII века, считается одной из самых красивых готических церквей небольших размеров. Капелла была задумана Людовиком Святым как место хранения священных реликвий, вывезенных крестоносцами из разграбленного в ходе крестового похода Константинополя. Главной среди них был «Терновый венец, обагрённый кровью Христа» , обладание которым должно было упрочить влияние французского королевства в христианском мире.
капелла Сент-Шапель (Франция)
Будучи символом королевской власти и религии, капелла сильно пострадала во время французской революции. Были разграблены мебель и реликвии, разбиты тимпаны, сломан шпиль. Органы были перевезены в церковь Сен-Жермен-л'Осерруа. Большинство статуй были спасены французским археологом Александром Ленуаром и ныне находятся в здании Сент-Шапели. В результате разграбления часть священных реликвий была утеряна, сохранившиеся находятся в Парижской Национальной библиотеке, а терновый венец пребывает в Соборе Парижской Богоматери.
Собор Сен-Шапель
Мон-Сен-Мишель (гора Архангела Михаила) — небольшой скалистый остров, превращённый в остров-крепость, на северо-западном побережье Франции.
Битва архангела Михаила с драконом. Миниатюра из Великолепного часослова герцога Беррийского. Начало XV в. У подножия аббатства изображена деревня во время отлива.
Германия
Собор в Кельне
Кёльнский архиепископ Райнальд фон Дассель, канцлер и военачальник императора Фридриха I Барбароссы, получил от него останки Святых волхвов, или Трёх королей, которые ранее хранились в одном из миланских монастырей. Для них в течение десяти лет изготавливался саркофаг из серебра, золота и драгоценных камней — рака Трёх королей, одна из самых драгоценных святынь христианства. Высокий ранг, которого Кёльн достиг в западноевропейском христианском мире благодаря обретению этих реликвий, должен был воплотиться и в соответствующем кафедральном соборе. Собор в Кельне
Строительство 157 -ми метрового храма началось в 1248 году, а завершилось лишь в XIX веке. Собор в Кельне богато украшен многочисленными арками, шпилями, ажурной резьбой и стрельчатыми окнами.
Немецкие архитекторы, желая передать стремление человеческого духа к небесам, резко увеличили высоту сводов и увенчали их башенками со шпилями. Помимо этого, в готической архитектуры Германии не использовали аркбутаны (наружные полуарки), а также окна-розы, которые были заменены стрельчатыми окнами.
Кёльнский собор.
Собор во Фрейбурге
Собор в Марбурге
Собор в Ульме
Чехия
Староместская площадь
Староместская ратуша
Костел Девы Марии. Вторая половина XIV в.
Пороховая башня
Карлов мост
Пражский град и собор Святого Вита
Собор Святого Вита. 1344 -1929 гг.
Замок Карлштейн
Самый известный архитектурный памятник Кутна-Горы – это собор Святой Варвары, покровительницы шахтеров, второй по величине и значимости готический храм Чехии. Строительство этого храма продолжалось с 1388 по 1565 год.
В 1318 году в Чехии вспыхивает эпидемия чумы, в тот год на кладбище хоронят примерно 30 тысяч человек. В результате воины и эпидемий чумы кладбище сильно разрослось. В конце XIV века в его центре кладбища построили готическую часовню с усыпальницей. Усыпальница должна была служить складом костей, извлеченных из могил, поскольку места на кладбище не хватало. После закрытия монастыря в 1784 году часовню и монастырские земли купила семья Шварценбергов, которые в 1870 году наняли резчика по дереву Франтишка Ринта для того, чтобы он привел в порядок груду сложенных костей. Мастер собрал 40000 человеческих костей, отбелил их известью, продезинфицировал и начал работу. Из костей были созданы люстры, канделябры, изображения монстров, герб рода Шванценбергов и даже подпись мастера Ринта. Это произведение было создано, чтобы напомнить о бренности человеческой жизни и факте смерти.
Часовня Всех Святых
Часовня Всех Святых. На ее нижнем этаже находится знаменитое костехранилище (Костница): небольшое помещение, заполненное и украшенное человеческими костями.
Люстра, висящая перед алтарем, сделана с использованием всех костей человеческого организма.
Сделанный из костей герб рода Шварцентбергов. Один из предков этого рода прославился своей победой над турками, поэтому австрийский император разрешил представителям рода Шварценбергов иметь в гербе изображение головы убитого турка, которому выклёвывает глаза ворон. Риит очень умело сделал это из костей.
Англия
Кентерберийский собор (XII—XV вв. ) —главный готический собор Англии, резиденция архиепископа Кентерберийского, национальная святыня — демонстрирует развитие английской готики от ранней (восточная часть храма, величественная в своей простоте) к поздней (западная часть, значительно более вычурная). Над всеми разновременными объектами возвышается огромная башня средокрестья.
собор в Солсбери (1220— 1270)
Черты английской готической архитектуры: некоторая «распластанность» здания по горизонтали, растянутость в ширину, чему способствует множество пристроек, малый разрыв в высоте центрального и боковых нефов, вообще не очень большая высота сводов, широкие, сильно выступающие трансепты, иногда даже два вместо общепринятого одного. Кроме того, огромная башня на средокрестье является доминантой собора. Фасады английских готических храмов обильно украшены декором.
Собор Вестминстерского аббатства в Лондоне, место коронации и погребения английских королей со времени Вильгельма Завоевателя, впоследствии усыпальница великих людей Англии, близок к французской готике. С французскими храмами его роднит наличие аркбутанов и контрфорсов, большая, чем это принято в английских церквях, высота центрального нефа по отношению к боковым. Вестминстерский собор был начат еще в раннюю готику, и его восточная часть древнее западной.
Соборная церковь Святого Петра в Вестминстере, называемая Ве стминстерское абба тство — готическая церковь в Вестминстере (Лондон), к западу от Вестминстерского дворца. Строилась с перерывами с 1245 по 1745 годы, но облик сохраняет готический.
Для англичан Вестминстерское аббатство является гораздо большим: это святилище нации, символ всего, за что боролись и борются британцы, и здесь находится то место, где была коронована большая часть правителей страны, многие из которых похоронены здесь же.
На западном фасаде установлены скульптуры мучеников XX века
Великая княгиня Елизавета Фёдоровна
Из гражданской архитектуры этого периода наиболее знаменит Вестминстерский королевский дворец (XVI в. ) с его Вестминстер-холлом площадью 1500 кв. м.
Вестминстерский дворец — здание на берегу Темзы, где проходят заседания Британского парламента. Первоначально, до 1529 года, служил столичной резиденцией английских королей. Во дворце 1200 помещений, 100 лестниц и 5 километров коридоров. Из дворцовых башен наиболее знаменита часовая башня - Башня Елизаветы (Биг-Бен) — символ Великобритании