Готический стиль в архитектуре, витражи, скульптура.pptx
- Количество слайдов: 18
Готический стиль в архитектуре, витражи, скульптура Выполнила: Кребель Марина
Готика. На смену романской архитектуре пришла готическая. Она символизирует смещени культурного центра из уединенных монастырей в шумные кварталы средневекового города, духовным центром которого становится собор. Городской собор так же, как и монастырь, выполнявший прежде всего религиозные функции, превращается в носителя новой архитектуры. На смену культуре монастырей приходит культура соборов. .
Эпоха готики, расцвет которой относится к ХIII —XV векам, совпала со временем становления и развития городских центров в период классического средневековья. Первые храмовые постройки готического стиля характеризуются уносящимися ввысь стройными колоннами, огромными вытянутыми вверх окнами, украшенными витражами и непременной «розой» над входом в храм. В основе общего плана готического храма лежит форма латинского креста. Снаружи и изнутри соборы украшались статуями, рельефами, витражами, живописью, подчеркивавшими наиболее характерную черту готики — устремленность ввысь. Таковы были готические соборы в Париже, Шартре, Бурже, Бове, Амьене, Реймсе (Франция).
К основным элементам готической архитектуры относятся: стрельчатые арки нервюры; аркбутаны – открытые полуарки; столбы, служащие опорами для стрельчатых арок.
Сам термин «готика» (от ит. gotico — готский, по названию германского племени готов) возник только в эпоху Возрождения, причем в негативном значении. Но оно не имеет никакого отношения к германскому племени готов, которого к тому времени давно не существовало. Этот типично северный стиль родился во Франции. Собор Парижской Богоматери, строительство которого началось еще в XII столетии, является одним из самых известных в мире готических сооружений. Мировыми центрами готической архитектуры признаны Франция и Германия. Готические здания здесь — это вознесенные к небу соборы
Собор Нотр-Дам в Реймсе. 1210 г. начало 14 в Фасад Реймсского собора представляет классический пример готики зрелой. Реймсский собор поражает своей грандиозностью. Башни, в отличие от Парижского собора, образуют одно целое с массивом фасада. От яруса порталов и до вершин прямоугольных башен верти кальные линии пронизывают здание и стремительным нарастанием и убыстрением своего ритма, решительно преобладая над горизонталями. Не случайно строители применили вимперги (каменные ажурные надпортальные и надоконные шатры-фронтоны): их стрельчатые завершения проникают во второй ярус, ломая линию карниза и уничтожая грани между ярусами. Во втором ярусе высокие стрельчатые окна и лес стройных колонн и пинаклей наращивают и как бы заостряют вертикальную устремленность фасада, огромная роза, заполняющая охваченный широкой аркой центр второго яруса, свободно и торжественно заканчивает тему меньших роз, украшающих порталы. Помещенная над вторым ярусом «галлерея королей» как бы подготовляет своими колоссальными статуями взлет башен с их удлиненными окнами.
Готические витражи в храме являлись своего рода аналогом православных икон: это были изображения, способствовавшие созданию особого религиозного чувства. Особенно достижению этой цели помогал свет, проходящий сквозь витражные окна и купольные части. Он воспринимался как символ святости того, что было изображено на витражах. Средневековый человек воспринимал витраж как инструмент, который способен воздействовать на душу, просветлять ее и удерживать человека от совершения зла. Технологически готика шагнула вперед в сравнении с предыдущим историческим периодом развития витража. Обогатилась и цветовая палитра витражей. В готическом стиле главенствуют бардовый, пурпурный, алый, золотой, ярко-зеленый, кобальтовый, фиолетовый, иссиня-черный. Этот колорит окон влияет на освещение внутри храма: здесь царит загадочный полумрак. Несмотря на значительный прогресс, готическую палитру нельзя назвать слишком разнообразной. В общем корит можно охарактеризовать как холодный и достаточно мрачный.
Витражное окно 1150 года «Богородица из красивого стекла» Изобретение готического витража - техника гризайль, которая предполагает оперирование монохромными орнаментальными пластинами стекла. В этом случае использовались стекла светлых тонов, поэтому витраж в данной технике был востребован в помещениях со сложной структурой и множеством уголков, куда свет попадал с трудом. Гризайль способствовала лучшей освещенности. В раннюю готику в витраже использовали исключительно окрашенное стекло. Вытянутые формы окон заставляли художников значительно растягивать изображения, которые в них помещались, в связи с чем фигуры людей получались непропорциональными. В конце 13 века эту проблему научились решать с помощью обрамления цветного витражного изображения прозрачным стеклом. В результате витражный рисунок представлял собой цветную полосу в центре прозрачного окна. Это было и функциональной находкой, так как позволяло пустить в храмовые помещения больше света. В период поздней готики витраж начинает использоваться не только в соборах. Так, рядом собором начинают возводиться ратуши, которые являют собой символ города. Таким образом, еще в период своего реального исторического бытования готический витраж перекочевал в интерьер общественных заведений и жилых пространств, где его успешно применяют в стилизованном виде и по сей день.
Лишь в готическом храме витражи, «прозрачная мозаика» стали необходимым элементом церковной архитектуры. Ранние витражи готических соборов отличались яркими, интенсивными цветами, чаще всего красным и синим, которые фиксировались на схеме с помощью обжига. К середине XIII века краски становятся менее интенсивными, появляется эффект ажурности и рисунок наносится прямо на стекло. Витражи несли не только материальную и художественную ценность, но и глубокий духовный смысл. Витражные окна на тему Ветхого и Нового завета кафедрального собора в Шартр, Франция
Азы технологии Как и всякий художник, витражист начинал свою работу с эскиза. Эскиз изготавливался в соответствии с пожеланиями заказчика и представлялся последнему на одобрение. Если композиция устраивала донатора, витражист переходил к главной части работы. Как писал в своем трактате начала XII века монах Теофил Пресвитер, витражисты прежде всего переносили эскиз на деревянные панели тех же размеров, какие должен был иметь готовый витраж. Затем они наносили на этот рисунок основные контуры, по которым куски стекла предстояло скрепить свинцовыми полосами, и подбирали краски для стекла. Далее неокрашенное стекло разрезали на фрагменты в соответствии с эскизом и, наконец, окрашивали. В зависимости от традиции, сложившейся в той или иной мастерской, на стекло наносили сначала либо контуры, либо жидкую краску. И уже в последнюю очередь художник придавал форму и глубину складкам одежд, лицам, рукам персонажей и предметам.
Витражи Нотр Дам Страсбург. Окно-роза в кафедральном соборе Лозанны. Библейская тематика
Витраж Голова Иисуса Христа, около 1070 г. Верхняя половина Окна Библии Бедняков, Кентерберийский собор, Великобритания
Готическая скульптура — органическая часть архитектуры собора. Она включается в архитектурную конструкцию, входит в состав функциональных элементов постройки. В Реймском соборе она даже определяет его внешний облик. Взаимодействие архитектуры со скульптурой и живописью порождало то неповторимое разнообразие впечатлений, которым готика обогащала современников. Статуи сохраняют теснейшую связь со стеной, с опорой. Фигуры удлиненных пропорций как бы вторят вертикальным членениям архитектуры, подчиняясь динамическому ритму целого, образуя единый архитектурно-скульптурный ансамбль. Размеры их находились в точном соотношении с архитектурными формами, зависели от установленного религиозными канонами месторасположения. В готической архитектуре увеличилась не только степень подчинения скульптуры архитектуре, но и поднялось самостоятельное значение скульптуры. Готика продолжила начатое романскими ваятелями обособление человеческого образа от общего декоративного убранства. Стала более свободной трактовка художественной формы, усилилась роль статуарной круглой пластики, ее взаимодействие с окружающей пространственной и световоздушной средой. Статуи часто отделялись от стены, помещались в нишах на отдельных постаментах. Легкие изгибы, повороты торсов и перенесение тяжести тела на одну ногу, характерные живые позы и жесты придают фигурам динамичность, которая несколько нарушает вертикальный архитектурный ритм собора. Мишель Коломб Надгробная плита Маргриты де Фой, 1502 собор в Нанте, Франция
Скульптуры в соборе святых Мауритиуса и Катарины в Магдебурге - первом готическом строении в Германии. (1209 - 1520 гг. )
Андреа Пизано Санта Репарата Музей дель Дуомо, Флоренция Аллегория добродетели. Статуя собора в Страсбурге. Фрагмент. Северный портал западного фасада. 1277 -1298 гг. Синагога. Статуя собора в Страсбурге. Портал южного фасада трансепта. 30 -е гг. 13 в.
Мария. Статуя собора в Реймсе. Фрагмент. Иов и его друзья. Рельеф собора Парижской Богоматери. 20 -30 -е гг. 13 в. Жертвоприношение Авраама. Скульптурная группа собора в Шартре. Портал северного фасада трансепта.
Готический стиль в архитектуре, витражи, скульптура.pptx