готический стиль.pptx
- Количество слайдов: 152
Готический стиль на территории средневековой Европы Информативные : Иллюстративные : Количество слайдов : 148
Готический стиль на территории средневековой Европы Содержание Предисловие……………………………………………………………. 4 1. Краткая историческая справка …………………………………………… 5 1. 1. Возникновение культуры Средневековья ……………………………… 5 6 1. 2. Периодизация Средневековья…………………. . ………………………. 7 1. 3. Характерные черты искусства Средневековья …………………………… 8 2. Готический стиль в искусстве Европейского Средневековья …. . …………………. . 9 2. 1. Этапы развития готического искусства ……………………. . …………… 9 2. 2. Характерные черты готического стиля………………. . . 10 2. 3. Региональные особенности готического стиля . …………………………. 11 16 3. Архитектура ………………………. . ………………………………… 17 3. 1. Характерные черты …………………………………………………. 17 20 3. 2. Каркасная система ……………………………………………. . 21 37 3. 3. Готические своды …………………………………………………. 38 46 3. 4. Готические окна…………………………………………. . . 47 54 3. 5. Известные памятники архитектуры готического стиля. ……………………. . 55 80 4. Скульптура……………………………………… 81 4. 1. Характерные черты. …………………………………………………. . 81 82 4. 2. Монументальная скульптура. ………………………………………… 83 109 4. 3. Рельеф……………………………………………………………. . 110 112
Готический стиль на территории средневековой Европы Содержание 5. Живопись ………………………………………………………………. . 113 5. 1. Характерные черты………………………………………. . ………. 113 5. 2. Витраж …………………. . …………………………………………. . . 114 123 5. 3. Книжная миниатюра …………………………………………………. 124 134 6. Декоративно прикладное искусство……………………………………. . . . 135 6. 1. Характерные черты……………………………………………………. 135 6. 2. Шпалера ……………………………………………. . 136 142 6. 3. Орнаментика…………………………………………………. . 143 148 Выводы по работе…………………………………………………………. . 149 Послесловие………………………………………………………………. 150 Источники информации
Готический стиль на территории средневековой Европы Предисловие q В презентации будут продемонстрированы особенности готического стиля на территории Европы, которые внесли не маловажный вклад в мировую художественную культуру. q Готическое искусство связано с религией. q Утверждается красота как божественное начало, отдельные явления приобретают значимость, поскольку рассматриваются, как проявления величия целого. q В презентации будет подробно рассмотрена архитектура, каркасная система
Готический стиль на территории средневековой Европы 1. Краткая историческая справка 5 1. 1. Возникновение культуры Средневековья Термин «Средневековье» впервые возник в Италии в эпоху Возрождения. q Для итальянских гуманистов XVI века "Средние века" это противопоставление их, с одной стороны, «античному миру» , а с другой – «Новому времени» . q Могущество Римской империи пошло на убыль: Ø Морская торговля в упадке Ø Отсутствие развития городов Ø Прирост населения сократился q В V веке началось «великое переселение народов» : Ø появились племена викингов Ø возникли королевства остготов в Италии и вестготов в Аквитании и на Пиренейском полуострове, Ø образовалось Франкское государство, в период своего расцвета занимавшее большую часть Европы и т. д. q Данные факты являются фундаментом становления и развития эпохи средневековья. Христианство, родившееся в пределах Римской империи и ставшее затем религией варваров, явилось мостом, соединившим античность со Средневековьем.
Готический стиль на территории средневековой Европы 1. Краткая историческая справка 1. 1. Возникновение культуры Средневековья 6 Изначально отношение к Средневековью носило негативный характер: Искусство (считалось грубым за свое несоответствие нормам идеальной классической формы) Доминирование религиозного Культура мировоззрения (считалась примитивной) (воспринималось как «реакционное» засилье Церкви) Сегодня Средние века рассматриваются как: Эпоха зарождения Эпоха развития. Разложения феодальных отношений
Готический стиль на территории средневековой Европы 1. Краткая историческая справка 1. 2. Периодизация Средневековья 7 Средневековая история делится на три периода: q VI XI века раннее Средневековье, период становления феодализма; q XII XV века классическое средневековье, развитой феодализм; q XVI первая половина XVII века позднее Средневековье, период упадка феодализма Исторические рамки средневекового искусства несколько иные. Выделяют 3 основных периода искусства Средних Веков: q V – X вв. Раннесредневековое искусство q XI – первая половина XII вв. Романский период q вторая половина XII вв. – XV вв. Готика
Готический стиль на территории средневековой Европы 1. Краткая историческая справка 8 1. 3. Характерные черты искусства Средневековья q Религиозное мышление сформировало всё средневековое искусство. Церковь, понимая огромную силу искусства по воздействию на людей, использовала его для наставления в вере. q Утверждается красота как божественное начало, а не порядок и пропорциональность q Появляется эстетическая модель, утверждает противоположность идеального и реального q Правдивая передача красоты физического облика человека. q Человек перестаёт быть центром мироздания. В нём видят лишь частичку мироздания, подчинённую его неведомым силам. q Близость к народному творчеству, искусство Средних веков обращается ко всему народу. . q Отдельные явления приобретают значимость, поскольку рассматриваются, как проявления величия целого. q Расширилась сфера явлений, отображаемых в искусстве
Готический стиль на территории средневековой Европы 2. Готический стиль в искусстве Европейского Средневековья 9 2. 1. Этапы развития готического искусства Термин «Готика» происходит от итал. gotico — непривычный, варварский (Goten — варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет) — также сначала использовалось в качестве бранного. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений Готика — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV—XVI века. В готическом искусстве средневековой Европы выделяют 3 этапа: Вторая половина XII первая четв. XIII века ранняя готика XIII век зрелая (высокая) готика XIV XV век поздняя готика
Готический стиль на территории средневековой Европы 2. Готический стиль в искусстве Европейского Средневековья 2. 2. Характерные черты готического стиля 10 Особенности готики: q пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его q отражала кардинальные изменения в структуре средневекового общества: Ø начало формирования централизованных государств Ø рост и укрепление городов Ø выдвижение: ü светских сил ü торговых и ремесленных ü придворно рыцарских кругов q охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: Ø скульптуру, Ø живопись, Ø книжную миниатюру, Ø витраж, Ø фреску q готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике.
Готический стиль на территории средневековой Европы 2. Готический стиль в искусстве Европейского Средневековья 11 2. 3. Региональные особенности готического стиля Готика зародилась: Ø в XII веке на севере Франции Ø в XIII веке она распространилась на территорию современных: ü Германии, ü Англии, ü Чехии, ü Испании, ü Австрии Ø В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики» .
Готический стиль на территории средневековой Европы 2. Готический стиль в искусстве Европейского Средневековья 2. 3. Региональные особенности готического стиля 12 Французская готика q Готический стиль возник во Франции в середине XII века, быстро распространился на территорию всей Франции и за её пределы. q Были установлены стандарты: Ø композиции, Ø конструкции, Ø строительных приемов церковных зданий, q Структура зданий практически не меняется, или, даже, наблюдаются некоторые упрощения. q Мастерство архитекторов достигло своего пика в середине XIII века q Готика как французский стиль стала образцом для подражания на территории большинства стран Западной и Центральной Европы. q Наиболее значительными произведениями готического стиля во Франции считаются соборы Шартра, Амьена и Реймса
Готический стиль на территории средневековой Европы 2. Готический стиль в искусстве Европейского Средневековья 2. 3. Региональные особенности готического стиля 13 Готический стиль в Германии q Становление германской готики пришлось на сложный период в жизни страны: Ø С 30 х годов XIII века начался закат немецкого рыцарства, а с ним и феодальной рыцарской культуры. Ø Подъём городов в Германии достиг расцвета только в XIV XV вв. и сопровождался уже новыми устремлениями в немецкой культуре. Ø «Французская манера» лишилась в Германии своего ликующего оптимизма, упорядоченности, размеренности ритма q Немецкие мастера ощутили в готике в первую очередь её беспокойный мятущийся дух. q Отражая сложные конфликты в жизни страны, они подчеркнули контрасты, заострили экспрессию образов, придали им драматическую. Оттого в Германии готика получила более отвлечённый, мистический , но страстный по силе выражения характер. q Как и в других странах, основу готического искусства в Германии составляла архитектура, в которой с сохраняющимися романскими традициями сочетаются драматизм и экспрессивность, отличающие немецкую готику.
Готический стиль на территории средневековой Европы 2. Готический стиль в искусстве Европейского Средневековья 14 Английская готика q Переняв от Франции за романским готический стиль, Англия переработала его по своему. q В Англии готические произведения отличаются тяжеловесностью, перегруженностью композиционных линий, сложностью и богатством архитектурного декора. q На характере английской готики сказались условия, определившие историческое развитие английского государства. q Почти все новые готические хоры, повсеместно возводившиеся в Англии в ту эпоху, имеют прямоугольную форму. q Усилия английских зодчих сосредоточивались чаще на декоративной, а не на конструктивной стороне нового искусства q Английская готика пошла особым путем в разработке западных фасадов. Распространенные в архитектуре Франции фасады, увенчанные двумя башнями, в Англии встречаются редко. Значительно чаще строители английских соборов и монастырских церквей довольствовались простым плоским фасадом либо эффектные и выразительные так называемые растянутые фасады.
Готический стиль на территории средневековой Европы 2. Готический стиль в искусстве Европейского Средневековья 2. 3. Региональные особенности готического стиля 15 Испанская готика q В Испании сочетание черт готической художественной системы с местными традициями и особенностями породило довольно своеобразное искусство. q Рождается особый стиль "мудехар", в котором сочетается и готика, и искусство арабского Востока. q Испанская готика имеет отличительные черты: Ø влияние мавританского искусства. Ø для нее характерны многообразие, несмотря на общие черты q Испанскую готику, как и романику отличают ложность и отсутствие единства, вызывавшиеся глубокими социально экономическими различиями ее отдельных областей.
Готический стиль на территории средневековой Европы 2. Готический стиль в искусстве Европейского Средневековья 16 2. 3. Региональные особенности готического стиля Готический стиль в Италии q В Италию готика пришла намного позже, только к XV в. и не получила такого же сильного развития как во Франции и Германии. q В Италии получили распространение лишь отдельные элементы готики: Ø стрельчатые арки Ø витражные "розы" q Основа оставалась чисто романской: Ø это широкие приземистые храмы, Ø гладкая плоскость стен которые часто инкрустированы цветным мрамором. q Заимствуя некоторые элементы готики, итальянцы оставались чужды самой системе. Не вертикаль, а размеренность увлекала итальянских зодчих, даже когда они строили здания с остроконечными башнями, стрельчатыми арками и оконными переплётами.
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 17 3. 1. Характерные черты q Термин «готика» возник применительно к архитектуре, и именно в ней проявились наиболее характерные черты этого стиля. q С XIII века— архитектура оставалась преобладающим видом искусства. Этот период можно назвать эпохой великих соборов. q Готическая архитектура сменила архитектуру романской эпохи и в свою очередь уступила место архитектуре периода Возрождения. q Своеобразный готический стиль в архитектуре складывался на севере современной Франции, в провинции Иль де Франс, а также на территории современной Бельгии и Швейцарии. Несколько позже — в Германии.
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 3. 1. Характерные черты 18 Предпосылки зарождения готической архитектуры: q Прекратилась пора военного противостояния с норманнами и мадьярами. Во Франции возобновилось строительство аббатств и монастырей главные очаги знаний и образования. q Романская и готическая архитектура были невозможны без архитектурного опыта предшественников и накопленных ими математических знаний. q В эпоху Высокого Средневековья города становятся центрами денежных и коммерческих операций и средневекового производства и ремёсел.
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 3. 1. Характерные черты 19 Сходства и различия готической архитектуры от романской. q От романского стиля Готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы культовых зданий. q Особое место в искусстве Готики также занимал собор высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи. q В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. q Собор как центральное явление готического стиля был средоточием всех видов художественной деятельности в их совокупном проявлении: архитектуры, живописи (витражи и роспись), музыки и литературы (литургия и проповедь).
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 3. 1. Характерные черты 20 Особенности готической архитектуры q усложнение типа базилики (пять нефов с востока, три с запада, хоровые обходы, венец капелл), q исчезновение изолированности нефов за счет утончения колонны, q использование контрфорсов и аркбутанов для усиления опор, q использование строительных арок и ферм; q нервюрные перекрытия; q большие стрельчатые окна с витражами и круглым окном «розой» над порталом; q легкость конструкций, q обилие скульптурного декора храма, подчеркивающего вертикализм, воздушность сооружения;
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 3. 2. Каркасная система 21 q Каркасная система готической архитектуры совокупность конструктивных строительных приемов, появившаяся в готике. q Она позволила изменить распределение нагрузки в здании заметно облегчить его стены и перекрытия. q Благодаря данному изобретению архитекторы средневековья смогли значительно увеличить площадь и высоту возводимых сооружений. q Основными элементами конструкции являются контрфорсы, аркбутаны и нервюры. Чертеж.
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 22 3. 2. Каркасная система Новый способ распределения нагрузки является техническим прорывом архитекторов готики. Любое свободностоящее здание испытывает два вида нагрузок: Ø от собственного веса (включая перекрытия) Ø погодные (ветер, дождь, снег). Далее нагрузка передается вниз по стенам — к фундаменту, нейтрализуя затем в земле. Чертеж. Поперечный разрез собора в Амьена.
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 23 3. 2. Каркасная система Сравнительная характеристика распределения нагрузки в романской и готической архитектуре. q Нагрузку передают стены по всей длине собора q Колонны не имеют особенного значения q Если архитектор желал увеличить размер свода, то увеличивался и его вес, и стену приходилось утолщать, чтобы она могла выдержать вес такого свода. Чертеж. Вариант распределения нагрузок: романика
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 24 3. 2. Каркасная система q В готической архитектуре решающей для развития готики стала догадка, что вес и давление могут концентрироваться в определенных точках, и если их поддержать именно в этих местах, другим элементам постройки уже необязательно быть несущими. q Тонкие стены, возведенные между колоннами, являются не несущими перегородками q Небольшие объемы здания q Собор может иметь колоссальный размер Чертеж. Варианта распределения нагрузок: готика
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 25 3. 2. Каркасная система q Новаторство технического решения состояло в следующем: Ø свод перестали опирать на сплошные стены здания, Ø массивный цилиндрический свод заменили ажурным нервюрным крестовым, давление этого свода передается нервюрами и арками на столбы (колонны). Ø возникающий таким образом боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. Фотография. Аркбутаны Страсбургского собора
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 26 3. 2. Каркасная система Полученные преимущества q Большая экономия строительного материала q Увеличение высоты здания, а также освещенности его внутреннего пространства. q Объединение внутреннего пространства в одно целое q Сокращение сроков строительства Собор аббатства. Сен Жан де Винь, Суассон демонстрирует обнажённый каркас фасада готического здания. Фотография
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 3. 2. Каркасная система 27 Конструктивные элементы q Аркбутан q Контрфорс q Нервюра q Неф q Трифорий q Фиал q Пинакль
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 28 3. 2. Каркасная система Аркбутан q наружная каменная упорная арка q передает распор сводов главного нефа на опорные столбы, — контрфорсы. q завершается аркбутан наклонной плоскостью по направлению ската кровли. Аркбутаны Миланского собора. Фотография
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 29 3. 2. Каркасная система q В XII в. боковые поверхности контрфорсов почти всегда вертикальны; и боковые грани и передняя выполняются уступами (Рисунок 1 ) q В XIV в лишь несколько чисто декоративных профилей нарушают однообразие поверхности контрфорса, который поднимается вертикально и завершается пинаклем. (Рисунок 2) q В XVI вв переход от квадратной формы к треугольной скрывается шапкой, имеющей пирамидальную форму (Рисунок 3) Три профиля контрфорсов, относящиеся к первой половине XIII в. , к XIV и к XV Iвв. Чертеж.
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 30 3. 2. Каркасная система Контрфорсы q Вертикальная конструкция, мощный столб q Способствовали устойчивости стены, своей массой противодействует распору сводов. q В средневековой архитектуре догадались не прислонять его к стене здания, а вынести наружу, соединив со зданием перекинутыми арками — аркбутанами. Аркбутаны и контрфорс. Чертеж.
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 31 3. 2. Каркасная система Нервюра q Выступающее ребро готического каркасного крестового свода. q Цепь: в готической архитектуре кладка менее важна, основное внимание на добавление к романскому своду нервюры под каждым его ребром; г готический свод — тот же крестовый свод, распалубки которого независимы и поддерживаются нервюрами. Чертеж. Нервюра.
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 32 3. 2. Каркасная система q Наличие нервюр в совокупности с системой контрфорсов и аркбутанов позволяет : Ø облегчить свод, Ø уменьшить свод Ø уменьшить вертикальное давление Ø уменьшить боковой распор Ø расширить оконные проёмы. Шартрский собор. Фрагмент интерьера с готической розой и нервюрами потолка. Фотография
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 33 3. 2. Каркасная система q Система нервюр образует каркас. Эксетерский собор. Фрагмент интерьера с нервюрами потолка. Фотография
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 34 3. 2. Каркасная система Неф q Неф — вытянутое помещение, часть интерьера, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов. План готического храма. Реймский собор. Чертеж
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 35 3. 2. Каркасная система q Довольно часто нефы стали украшаться окнами розами, обрамлёнными узорчатыми переплётами и орнаментами. Реймский собор. Центральный неф и боковые нефы. Фотография
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 36 3. 2. Каркасная система Трифорий q Трехчастный арочный проем с трехлопастным завершением; q Облегчая стены, усиливает их конструкцию, имеет и декоративное значение; q Узкая галерея, расположенная за аркадой или парапетом над сводами и под скатом крыши боковых нефов, а иногда и в обходе хора готического храма Собор Нотр Дам в Лане. Центральный неф. Фотография 5
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 37 3. 2. Каркасная система Пинакль q Декоративная башенка, часто увенчиваемая остроконечным фиалом. q Пинакли ставились в основном наверху контрфорсов, также на уступах контрфорсов и башен, на коньках и столпах стен. q Конструктивной функцией пинакля является пригруз опоры аркбутана, чтобы предотвратить ее сдвиг. Для данной цели пинакли нередко утяжеляли свинцом. Собор Парижской Богоматери. Пинакль. Фотография
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 3. 3. Готические своды 38 Нервюрный крестовой свод q Важнейшее изобретение в архитектуре готики. q Свод является конструктивной единицей при сооружении соборов q Основной признак готического свода – выраженные профилированные диагональные ребра, которые составляют каркас , воспринимают и регулируют нагрузку. Собор в Реймсе. Фотография
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 39 3. 3. Готические своды Эволюция нервюрного свода. q Каркас простейшего нервюрного свода состоит из: Ø 4 арок по периметру квадрата — щековых арок, Ø 2 диагонально пересекающихся — ожив. Щековые арки четыре арки по периметру квадратной ячейки в основании свода. Ожива диагональная арка. Почти всегда полуциркульная. Собор в Солсбери. Фотография.
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 40 3. 3. Готические своды q По мере развития стиля и технологии архитекторы стали вводить все больше дополнительных деталей. q В дальнейшем через вершины всех нервюр пропускается продольная гребневая нервюра, лиерна. Собора в Глостере. Фотография
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 3. 3. Готические своды 41 q Позднее число нервюр, исходящих из одной точки, увеличивается до семи. q Появляются дополнительные нервюры Ø тьерсероны Ø поперечные гребневые нервюры. Ø контрлиерны Собор в Глостере. Фотография
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 42 3. 3. Готические своды q Здесь число нервюр, опирающихся на одну пяту, равняется шести. q Поперечная нервюра заменена двумя. Собор в Личфилде. Фотография
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 43 3. 3. Готические своды Шестигранный свод q Усложненный вариант крестового свода. q Введение дополнительной нервюры , которая разделяет свод на 6 запалубок. Собор Парижской Богоматери. Фотография.
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 3. 3. Готические своды 44 Веерный свод q Создается нервюрами которые: Ø исходят из одного угла Ø имеют одинаковую кривизну Ø составляют равные между собой углы Ø образуют воронкообразную поверхность, напоминающую веер. q Типичен для Англии ( «распластанная готика» ). Собор в Эксетере. Фотография
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 45 3. 3. Готические своды Звездчатый свод q Разновидность крестового готического свода q Также имеет вспомогательные ребра (нервюры) лиерны и тьерсероны, с четким выделением диагонального ребра. Собор в Глостере. Фотография
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 46 3. 3. Готические своды Капелла Св. Георгия, Виндзорский замок
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 47 3. 4. Готические окна q Готические окна заполняли практически всю поверхность стен. q Окна в готике украшали разноцветными витражами, что еще больше усиливало эффект присутствия «Божественного света» в помещении храма. q Красные, фиолетовые и синие тона витражей создавали эмоциональный подъем, стремление к духовности.
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 3. 4. Готические окна 48 q В период готики роль опоры выполняют контрфорсы, и нагрузка на стены уменьшается. q В это время меняется архитектура окон, которые становятся одним из основных декоративных элементов, во многом определяя эстетику стиля. q В средние века окна стеклили, соединяя в свинцовой оправе небольшие куски стекла, которые устанавливали в паз и затем крепили к железной обрешетке проема. q Оконный декор в готике предусматривал наличие подоконника, который должен был отводить воду. q Формы готических окон разнообразны: Ø стрельчатые окна, Ø окна розы, Ø круглые, Ø четырехугольные, Ø эллиптические с изображением исторических сюжетов.
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 49 3. 4. Готические окна q В 12 веке оконный декор сводится к двум стрельчатым аркам с розой q Окно – роза круглое каменное окном с ажурным симметричным узором наверху. Архитектура окон собора "Ангельский хор". Англия.
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 50 3. 4. Готические окна q В течение 12 века круглые окна розы увеличивались в размерах, пока не достигли ширины нефа. q Розу застекляли витражом. q Устанавливали такое готическое окно обычно на западном фасаде, над центральным порталом. q Перекладины окна розы составляли радиальный узор из серии расходящихся от центра узоров. q Готическое окно роза являлось религиозным и философским. Собор Санта Мария дель Пи. Фотография
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 51 3. 4. Готические окна q Еще одним вариантом архитектурного окна в готике 12 13 вв. были отдельные розы. q Они украшали всю поверхность фасада, создавая эффект легкости за счет ажурных колец, которые располагались одно в другом. Южное окно роза Шартрского собора. Фотография
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 52 q Огромные по своим размерам готические окна, украшенные витражами, создавали эффект Божественного присутствия в храме, благодаря особой передаче света, преломляющегося через цветные стеклянные мозаики с религиозными сюжетами. Витраж окна розетки Нотр Дам де Пари. Фотография
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 53 q В конце 13 в. кольца нередко заменяли на радиальную сеть. Архитектурное окно роза с радиальной сетью собора в Шатре. Фотография.
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 54 3. 4. Готические окна q В 15 в. архитектура окна складывалась при помощи вертикальных стоек, которые сочетаются с арками. q Переплет теперь не венчают розы, их заменяют крестовидные фигуры, сердечки, окружности, узкие "языки пламени «. q В некоторых районах проем венчает остроугольный треугольник вимперг Переплеты оконного декора базилики Сен Николя де Пор. Франция. Фотография
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 55 3. 5. Известные памятники архитектуры готического стиля Франция Шартрский собор q Шартрский собор или Собор Шартрской Богоматери — самый известный памятник города Шартра, в 90 км к юго западу от Парижа. q Собор считается одним из прекраснейших готических зданий. Фотография. Шартрский собор. Вид сверху
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 56 3. 5. Известные памятники архитектуры готического стиля q На месте современного Шартрского собора издавна стояли церкви. q Изначально на этом месте был кафедральный собор, который сгорел в 1020 г. Вместо него возвели романский собор. q В 1134 и 1194 гг. были пожары, от которых собор сильно пострадал, уцелели только башни с западным фасадом и крипта Фотография. Шартрский собор. Фасад
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 57 3. 5. Известные памятники архитектуры готического стиля q Возведение нового собора началось в том же 1194 году на пожертвования q За основу был взят проект предыдущего сооружения, в который были вписаны сохранившиеся части старого здания. q Основные работы, включавшие в себя строительство главного нефа, были завершены в 1220 году Фотография. Шартрский собор. Фасад
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 58 3. 5. Известные памятники архитектуры готического стиля q Шартрский собор храм сохранился до наших дней практически нетронутым q Отличительной чертой собора является то, что его две башни сильно различаются между собой: Ø Северная башня имеет типичное древнеготическое основание с контрфорсами и небольшим количеством отверстий Ø Южная башня, напротив, имеет основание уже г готического стиля и увенчана более простым шпилем.
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 59 3. 5. Известные памятники архитектуры готического стиля Амьенский собор q Амьенский собор или Собор Амьенской Богоматери — один из самых известных готических соборов в мире и один из самых крупных во Франции q Строителями Амьенского собора были Робер де Люзарш, Тома де Кормон и Рено де Кормон. q За основу приняли собор в Шартре, несколько видоизменив. q Камень для постройки храма, твердый песчаник сероватого цвета. q Строительство Амьенского собора было в основном завершено к 1288 году, но достройки продолжались и в XIV веке. Амьенский собор. Фасад. Фотография
Готический стиль на территории средневековой Европы 60 q Амьенский собор впечатляет своими размерами: Ø длина — 145 м, Ø ширина — 59 м, Ø высота сводов центрального нефа достигает 42, 5 м, Ø ширина центрального нефа — 14, 5 м Ø общая площадь составляет 7800 кв. м. q Фасад Амьенского собора отличается редкостным слиянием архитектуры и скульптуры. q Главный, западный, фасад отличается особым богатством убранства: Ø В центре фасада, над главными вратами, расположена статуя Христа, попирающего льва и химеру — символы смерти. Ø Входы в собор обрамляют фигуры апостолов и святых, Ø Наличники — сидящие фигуры химер. Ø Второй и третий ярус украшен нарядными аркадами — их называют «ажурной галереей» , на четвертом находится традиционная «Галерея Королей» .
Готический стиль на территории средневековой Европы 61 q Внутреннее пространство храма разделено широким трансептом. q Уходящая вглубь стройная, легкая колоннада высотой 18 м создает в храме впечатление простора, свободного пространства, пронизанного воздухом и светом. q Во многом это ощущение достигается за счет больших размеров здания, но еще больше — за счет отсутствия традиционных витражей. q Амьенский собор оказал большое влияние на зодчих, возводивших в последующие времена готические постройки в других областях Франции
Готический стиль на территории средневековой Европы 62 3. 5. Известные памятники архитектуры готического стиля Реймсский собор q Реймсский собор или Собор Реймской Богоматери является одним из самых известных образцов готического искусства q Это классический образец архитектуры высокой готики в период ее наивысшего расцвета. q Собор был построен около 817 г q В пожаре 6 мая 1210 года был разрушен. Строительство началось в 1211 году, и продолжалось до 1481 года. Реймсский собор. Фотография
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 63 3. 5. Известные памятники архитектуры готического стиля q План собора был составлен Жаном д’Орбе. q По его замыслу, храм должен был представлять собой трехнефную базилику, пересеченную трехнефным трансептом. q Этого плана в основном придерживались последующие архитекторы: ØЖан де Лу ØГотье (Гоше) де Реймс ØБернар де Суассон ØРобер де Куси q Несмотря на длительные сроки строительства и разных архитекторов собор в Реймсе сохранил единство замысла q При первом же взгляде на фасад собора бросается в глаза устремленность всех его архитектурных форм ввысь.
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 64 3. 5. Известные памятники архитектуры готического стиля q Реймсский собор обильно украшен скульптурой. Его называют «царством скульптуры» . q Высеченные из камня рельефы украшают его главный фасад. q Первый ярус фасада украшают три массивных портала. Их обрамляют стрельчатые арки. Центральный портал выше и шире боковых. q У главного входа посетителя встречает статуя Богоматери, которой посвящен храм. q Порталы украшают большие фигуры святых, изваянные в 1220— 1225 годах q На втором ярусе главного фасада находится традиционная для французской готики «Галерея Королей» , где помещены скульптурные портреты королей Франции и статуи святых. q Обильно украшены резьбой и скульптурой и боковые фасады, контрфорсы, стены и даже крыша, на которой установлены статуи причудливых чудовищ. q Скульптурная резьба украшает и капители колонн внутри собора. Важным новшеством, впервые появившимся в Реймсском соборе, стали капители с растительным узором.
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 65 3. 5. Известные памятники архитектуры готического стиля Внутреннее убранство Реймсского собора. Фотография
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 66 3. 5. Известные памятники архитектуры готического стиля q Особое место в интерьере Реймсского собора занимают витражи, изготовленные по эскизам российского живописца Марка Шагала. q На центральном витраже запечатлены два библейских сюжета: Ø на левом окне — жертвоприношение Исаака, Ø на правом — казнь Иисуса Христа через распятие Реймсский собор. Фотография
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 67 3. 5. Известные памятники архитектуры готического стиля Руанский собор q Собор Нотр Дам в Руане один из важнейших памятников готической архитектуры Франции. q Начало строительства в 1202 г. Ø Длина собора 135 м Ø Ширина 32 м; Ø Длина трансепта 51 м Ø Высота свода главного нефа 28 м. Руанский собор. Фасад. Фотография
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 68 3. 5. Известные памятники архитектуры готического стиля q Обширное алтарное пространство собора окружено колоннадой, что для того времени было уже несколько архаичной чертой. q По наружным углам трансепта расположены четыре башни в местном нормандском стиле, обильно украшенные розеттами. q Фасады между башнями, с их сияющим кружевным декором, типичны для зрелой, готики. q Башня над средокрестием (1514) — в стиле «пламенеющей готики» . Ее выкованный из железа, шпиль высотой 148 м был возведен в 1829 1876 под руководством Алавуана. Это самый высокий соборный шпиль во Франции
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 69 3. 5. Известные памятники архитектуры готического стиля q В интерьере главный неф отделен от двух боковых любопытной арочной преградой, получившей название ложного трифория и расположенной выше основных аркад. q Все нефы, главный и четыре боковых, четко выявлены на западном фасаде, построенном в основном в течение 13 в. , а в 1509 1530 украшенном замечательным готическим каменным кружевом. Внутреннее убранство Руанского собора. Фотография
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 70 3. 5. Известные памятники архитектуры готического стиля Германия Кёльнский собор q Один из самых больших и красивых готических соборов в Европе , также самое высокое здание мира с 1880 по 1884 год. q Он представляет собой огромную пятинефную базилику из красноватого камня трахита Ø Площадью около 8500 кв. М. Ø Длина собора 144 метра Ø Ширина трансепта — 83 метра, Ø Высота здания до гребня крыши — 60 м. q На западном фасаде собора расположены две башни, увенчанные остроконечными шпилями. Они поднимаются в высоту на 157 метров.
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 71 3. 5. Известные памятники архитектуры готического стиля q Здание имеет снаружи множество: Ø опорных пилястр Ø аркбутанов Ø фиалов Ø галерей Ø сквозных решеток q Его главный порталы богато украшены: Ø скульптурной пластикой Ø декоративной резьбой Ø повторяющимися от яруса к ярусу стрельчатыми арками.
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 72 3. 5. Известные памятники архитектуры готического стиля q Внутреннее убранство Кёльнского собора чрезвычайно богато. q Главный алтарь был освящен в 1322 году. Алтарь выполнен в виде единой мраморной доски. q Боковые стены украшены аркадами белого мрамора. q В центре находится изображение коронования Богородицы, а по бокам в отдельных нишах расположены статуи 12 апостолов. q Жемчужиной интерьера собора по праву считается Алтарь Трех волхвов, работы великого немецкого мастера Штефана Лохнера (1451), расположенный в капелле Богоматери Внутреннее убранство Кёльнского собора. Фотография
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 73 3. 5. Известные памятники архитектуры готического стиля Ульмский собор q Ульмский собор — второй по величине готический собор Германии после Кельнского собора. q Проект собора был разработан архитектором Генрихом Парлером: планировалось построить зальную церковь с двумя равновеликими нефами, одной западной башней и двумя башнями со стороны хора. Парлер успел возвести хор и нижние ярусы башен со стороны хора. Ø длина 123 м Ø ширина – 49 м Ø высота центрального нефа составляет 41, 5 м Ø боковых нефов – по 20, 5 м.
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 74 3. 5. Известные памятники архитектуры готического стиля q Особого внимания заслуживает тимпан главного (западного) портала собора (1380). q Вопреки классической традиции изображать на нем сцены страшного суда (которые все же присутствуют на заднем плане в трех углах тимпана), основной мотив здесь – миф о сотворении мира. Тимпан главного (западного) портала Ульского собора. Фотография q Интересен тот факт, что на барельефе Господь держит в руках Землю, изображенную в форме шара. Таким образом, на тимпане показано начало и конец мировой истории, которые объединены образом Христа.
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 75 3. 5. Известные памятники архитектуры готического стиля q Во внутреннем убранстве церкви интересны прежде всего средневековые витражи. Шесть из девяти витражей дошли нетронутыми до наших дней q До наших дней дошли также резные церковные скамьи темного дуба, созданные в период с 1469 по 1474 год мастером Йоргом Зирлином. Всего насчитывается 89 сидений q Главный алтарь собора также известен под именем алтарь Хутца по имени одной из наиболее зажиточных семей города. Создателем алтаря является Мартин Шаффнер (1521). q На колоннах, отделяющих центральный неф от боковых, установлены многочисленные каменные изваяния 19 в Во внутреннем убранстве Ульмского собора. Фотография
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 76 3. 5. Известные памятники архитектуры готического стиля Англия Кентерберийский собор q Кентерберийский собор — главный англиканский храм Великобритании. Здание построено в 603 году, выполнено в готическом стиле, основатель — Августин Кентерберийский, миссионер папы Григория Великого. q В 1174 году собор сгорел. При восстановлении к храму была пристроена грандиозная по тем временам Троицкая капелла
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 77 3. 5. Известные памятники архитектуры готического стиля q Вокруг Кентерберийского собора раскинулись два клуатра, монастырский садик и многочисленные подсобные помещения различного времени постройки. q При св. Дунстане приход собора был реорганизован в бенедиктинское аббатство, которое было секуляризовано при Генрихе VIII, в 1539 году, последним в Англии. Кентерберийский собор, фотография
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 78 3. 5. Известные памятники архитектуры готического стиля q Часть пристроек погибла в марте 1942 года во время налёта люфтваффе, целью которого был сам собор. q Собор вытянут в длину (160 м) и невысок, ровная линия кровли прервана устремляющейся вверх центральной башней и более низкими западными башнями. q Внутрь собора ведет роскошно декорированный портал на южной стороне Кентерберийский собор
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 79 Вестминстерское аббатство q Вестминстерское аббатство — готическая церковь в Вестминстере (Лондон), к западу от Вестминстерского дворца. q Строилась с перерывами с 1245 по 1745 годы, но облик сохраняет готический. q Традиционное место коронации монархов Великобритании и захоронений монархов Англии. q Время разрушало собор. Постепенно исчезали старинные витражи — их подлинный рисунок не всегда восстанавливали при реставрационных работах. Выветривался камень, его подновляли, зачастую внося при этом поправки в детали отделки здания
Готический стиль на территории средневековой Европы 3. Архитектура 80 3. 5. Известные памятники архитектуры готического стиля q В художественном отношении наибольшую ценность в Вестминстерском аббатстве представляет его интерьер. q Внутри здание кажется гораздо шире и выше, чем можно предположить. q Пространство, занимаемое сводом (около 18 метров в диаметре), кажется несоразмерно большим для такой легкой опоры. q Вынесенные наружу могучие контрфорсы и упорные арки надежно гарантируют сохранность здания. q Так же как в остальных частях аббатства, относящихся к началу английской готики, красота заключена здесь и в убранстве, и в самой логике конструкции.
Готический стиль на территории средневековой Европы 4. Скульптура 81 4. 1. Характерные черты q Переход от романского стиля к готике в скульптуре произошел несколько позже, чем в архитектуре. q Затем развитие совершалось в необычайно быстрых темпах, и готическая скульптура на протяжении одного столетия достигла своего наивысшего расцвета. q Готическая скульптура была органической частью архитектуры собора. Принцип единения всех видов искусств, их подчинения архитектуре нашёл яркое и полное воплощение в готике. q С готическим зодчеством неразрывно связано и развитие пластики. Ей принадлежит первое место в изобразительном искусстве этого времени. q Хотя готика знала рельеф и постоянно к нему обращалась, основным типом готической пластики была статуя. q Становление готической скульптуры связано со строительством Шартрского, Реймского и Амьенского соборов, насчитывающих до двух тысяч скульптурных произведений.
Готический стиль на территории средневековой Европы 4. Скульптура 4. 1. Характерные черты 82 q Статуи сохраняли связь со стеной, с опорой. q Размеры их находились в точном соотношении с архитектурными формами. q Удлиненные пропорции фигур подчеркивают вертикальные членения архитектуры. q Готическая пластика, гармонично сочетаясь с архитектурой, уже не слепо подчиняется ей, как это было в романском стиле, а как бы живёт своей жизнью в громаде собора. Усилилась роль круглой пластики. q Статуи, ставшие округлыми, отделяются от стены, часто помещались в нишах на отдельных постаментах, и это уже не застывшие фигуры столбы, не образы символы, деформированные в архитектурном пространстве. q Легкие изгибы, повороты в торсах, перенесение тяжести тела на одну ногу, характерные позы и жесты наполняют фигуры движением, которое несколько нарушает вертикальный архитектурный ритм собора.
Готический стиль на территории средневековой Европы 4. Скульптура 83 4. 2. Монументальная скульптура q Готика период расцвета монументальной скульптуры, в ней возрастает значение статуарной пластики, в рельефе появляется тяга к горельефу высокому рельефу. q Готические фигуры воспринимаются, особенно на фасадах, как элементы единой гигантской декоративно монументальной композиции. Готическая скульптура. Собор в Магдебурге. "Три неразумные девы". Фотография
Готический стиль на территории средневековой Европы 4. Скульптура 84 4. 2. Монументальная скульптура q Отдельные статуи или статуарные группы, неразрывно связанные с фасадной стеной или со столбами портала, являются как бы частями большого многофигурного рельефа. q Когда направлявшийся в храм горожанин приближался вплотную к порталу, общая декоративная целостность композиции исчезала из поля его зрения, и его внимание привлекала пластическая и психологическая выразительность отдельных статуй, обрамляющих портал, и надвратных рельефов, подробно повествующих о библейском или евангельском событии. Готическая скульптура. Реймский собор. Фигура ангела. Фотография
Готический стиль на территории средневековой Европы 4. Скульптура 85 4. 2. Монументальная скульптура q В интерьере же скульптурные фигуры, если их ставили на выступающие из столбов консоли, были обозримы с нескольких сторон. q Полные движения, они отличались по ритму от стройных устремленных ввысь столбов и утверждали свою особую пластическую выразительность. Готическая скульптура. Шартрский собор. Фотография
Готический стиль на территории средневековой Европы 4. Скульптура 86 4. 2. Монументальная скульптура q Композиционный и идейный замысел скульптурного декора был подчинен разработанной теологами программе. q Средоточием скульптурных композиций стали порталы, где большие по размеру статуи апостолов, пророков, святых следовали вереницами, как бы встречая посетителей. Готическая скульптура. Шартрский собор. Королевский портал. Фотография
Готический стиль на территории средневековой Европы 4. Скульптура 87 4. 2. Монументальная скульптура Готическая скульптура. Герцогская усыпальница в Дижоне. Фотография
Готический стиль на территории средневековой Европы 4. Скульптура 88 4. 2. Монументальная скульптура q Украшались рельефами и статуями: Ø тимпаны Ø арки порталов Øгалереи верхних ярусов Øниши башенок Øвимперги q Множество мелких фигур и сцен размещалось : Ø архивольтах Ø трансептах Ø на консолях Ø цоколях Ø постаментах Ø контрфорсах Ø крышах Готическая скульптура. Сцена Страшного суда на тимпане. Собор Парижской Богоматери Фотография
Готический стиль на территории средневековой Европы 4. Скульптура 89 4. 2. Монументальная скульптура q Капители заплетались листьями и плодами, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам стремительно пробегали полураспустившиеся листочки (крабы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет). Готическая скульптура. Шартрский собор. Фотография
Готический стиль на территории средневековой Европы 4. Скульптура 90 4. 2. Монументальная скульптура q Резными ажурными узорами заполнялись переплеты окон. q В храме—частице вселенной — стремились воплотить религиозную концепцию истории человечества с ее возвышенными и низменными сторонами. Готическая скульптура. Кафедрального собора Майорки. Фотография
Готический стиль на территории средневековой Европы 4. Скульптура 91 4. 2. Монументальная скульптура q Собор в целом представлял собой как бы собранное в едином фокусе религиозно преображенное изображение мира. q Но в религиозные сюжеты незаметно вторгался интерес к реальной действительности, к ее противоречиям. Готическая скульптура. Шартрский собор. Фотография
Готический стиль на территории средневековой Европы 4. Скульптура 92 4. 2. Монументальная скульптура Готическая скульптура. Аббатство Бат. . Фотография
Готический стиль на территории средневековой Европы 4. Скульптура 93 4. 2. Монументальная скульптура Готическая скульптура. Собор в Солсбери. Фотография
Готический стиль на территории средневековой Европы 4. Скульптура 94 4. 2. Монументальная скульптура q Правда, жизненные конфликты, борьба, страдания и горе людей, любовь и сочувствие, гнев и ненависть выступали в преображенных образах евангельских сказаний: преследование жестокими язычниками великомученика, бедствия патриарха Иова и сочувствие его друзей, плач Богоматери о распятом сыне и т. д. Готическая скульптура. Скульптура «Мадонна с Младенцем» Собор Антверпенской Богоматери. Фотография
Готический стиль на территории средневековой Европы 4. Скульптура 95 4. 2. Монументальная скульптура q Композиции на фасадах соборов в своей совокупности давали картину мироздания согласно религиозным представлениям. q Не случайно расцвет готики был временем, когда католическое богословие сложилось в строгую догматическую систему, Готическая скульптура. Скульптура собора в Ульме. Фотография
Готический стиль на территории средневековой Европы 4. Скульптура 96 4. 2. Монументальная скульптура Порталы Шартрского собора. Ветхозаветные персонажи. Фотография
Готический стиль на территории средневековой Европы 4. Скульптура 97 4. 2. Монументальная скульптура q Центральный портал западного фасада, как правило, посвящался Христу, иногда Мадонне; Ø правый портал обычно — Мадонне, Ø левый — святому, особенно чтимому в данной епархии. q На столбе, разделяющем двери центрального портала на две половины и поддерживающем архитрав, располагалась большая статуя Христа, Мадонны или святого. q На цоколе портала часто изображали «месяцы» , времена года и т. д. q По сторонам, на откосах стен портала помещали монументальные фигуры апостолов, пророков, святых, ветхозаветных персонажей, ангелов. q Иногда здесь были представлены сюжеты повествовательного или аллегорического характера: Благовещение, Посещение Марии Елизаветой, Разумные и неразумные девы, Церковь и Синагога и т. д.
Готический стиль на территории средневековой Европы 4. Скульптура 98 4. 2. Монументальная скульптура Страшный Суд и Воскресение из мертвых. Собор Парижской Богоматери. Фотография
Готический стиль на территории средневековой Европы 4. Скульптура 99 q Поле надвратного тимпана заполнялось высоким рельефом. q Если портал был посвящен Христу, изображался Страшный суд в следующей иконографической редакции: Ø вверху сидит указывающий на свои раны Христос, Ø по сторонам — Мадонна и евангелист Иоанн (в некоторых местностях он заменялся Иоанном Крестителем), Ø вокруг — ангелы с орудиями мучений Христа и апостолы; Ø в отдельной зоне, под ними, изображен ангел, взвешивающий души; слева (от зрителя) — праведники, вступающие в рай; Ø справа — демоны, завладевающие душами грешников, и сцены мучений в аду; Ø еще ниже — разверзающиеся гробы и воскресение мертвых.
Готический стиль на территории средневековой Европы 4. Скульптура 100 Страшный Суд Страшный суд. Скульптура тимпана над главным входом в собор Сен Лазар. . Фотография
Готический стиль на территории средневековой Европы 4. Скульптура 101 4. 2. Монументальная скульптура q Отличительной чертой готической скульптуры является тонкое отражение человеческой индивидуальности. q Фигуры полны бесконечного многообразия и полноты жизни. q В характеристиках святых появляются человечность, мягкость. Ханс Мульчер Святая Троица, 1430, собор в Ульме, Германия
Готический стиль на территории средневековой Европы 4. Скульптура 102 4. 2. Монументальная скульптура q Их образы становятся остроиндивидуальными, конкретными, возвышенное сочетается в них с житейским. q Лица оживляются мыслью или переживаниями, они обращены к окружающим и друг к другу, как бы беседуют между собой, полны душевного единения. Ангел. Готическая скульптура, Астрия
Готический стиль на территории средневековой Европы 4. Скульптура 103 4. 2. Монументальная скульптура q То трепетные, то душевно открытые, то замкнутые и надменные лица святых говорили о новом понимании человеческой личности. q Сложное, конфликтное существование человека в феодальном мире воспринималось как взаимоотношения между универсальной волей Бога и индивидуальными устремлениями людей.
Готический стиль на территории средневековой Европы 4. Скульптура 104 4. 2. Монументальная скульптура q Отношение к окружающему миру носит более личный, эмоциональный характер, они следуют непосредственному наблюдению, обращаются к единичному, к неповторимым чертам, обогащают пластику множеством жизненных деталей. q В выразительности готической скульптуры большую роль играет линия, ее динамичный ритм. Он одухотворяет фигуры, объединяет их с архитектурой.
Готический стиль на территории средневековой Европы 4. Скульптура 105 4. 2. Монументальная скульптура q Со второй половины XIII века пластика соборов становится более динамичной, фигуры подвижнее, складки одежд передаются в сложной игре светотени. Изображения иногда исполнены с подлинным совершенством, с восторгом перед красотой человека. Надгробная плита Маргриты де Фой, собор в Нанте
Готический стиль на территории средневековой Европы 4. Скульптура 106 4. 2. Монументальная скульптура Гаргуйли q В готической архитектуре: каменный или металлический выпуск водосточного жёлоба, чаще всего скульптурно оформленный в виде гротескного персонажа (иногда — многофигурного сюжета) и предназначенный для эффективного отвода дождевого стока от вертикальных поверхностей ниже свеса кровли. q Сильно вынесенная перпендикулярно стене гаргуйль, является характернейшим элементом силуэта многих крупных построек средневекового Запада.
Готический стиль на территории средневековой Европы 4. Скульптура 107 4. 2. Монументальная скульптура Гаргуйль собора Сент Юрбен в Труа. Фотография
Готический стиль на территории средневековой Европы 4. Скульптура 108 4. 2. Монументальная скульптура Позднеготическая гаргуйль «Святой капеллы» в Венсенском замке, . Фотография
Готический стиль на территории средневековой Европы 4. Скульптура 109 4. 2. Монументальная скульптура q Возникновение гаргуйли синхронно появлению в конструкции стены венчающего водосточного жёлоба, чьим элементом она является. q Малый вынос карниза, отличающий средневековую архитектуру от ордерной, требовал развитых выступов водоотводящих устьев для защиты кладки от разрушения вследствие контакта с водой. q Этим объясняется, кроме того, постановка гаргуйлей в точках конструкции, отодвинутых от стен — например, на краю контрфорсов и в углах башен. Ансамбль химер, флеронов и гаргуйлей парижского Нотр Дам, . Фотография
Готический стиль на территории средневековой Европы 4. Скульптура 4. 3. Рельеф 110 Рельефная скульптура q Для позднеготического рельефа характерно появление орнамента, который теперь не довольствуется мотивами растений, а состоит из столбиков, завивающихся вокруг своей оси, загибающихся и покрытых зубчиками. q Во Франции в это время говорили о стиле пламенеющем. Орнамент готический. Фотография.
Готический стиль на территории средневековой Европы 4. Скульптура 4. 3. Рельеф 111 Рельефы цоколя портала северного трансепта. Собор Парижской Богоматери. Фотография
Готический стиль на территории средневековой Европы 4. Скульптура 112 4. 3. Рельеф q Всё, что раньше стояло свободно, теперь употребляется как обрамление, всё, что раньше служило опорой, теперь свисат сверху вниз. q Возникает декоративное богатство, изумительное по красоте орнаментальных мотивов, которые, однако, лишены всякой внутренней связи, служат только украшением и беспощадно разрушают всякую форму своим чередованием на порталах, окнах и дверях. q Орнаментальное богатство стало самодостаточной красотой.
Готический стиль на территории средневековой Европы 5. Живопись 113 5. 1. Характерные черты q Зарождение готического собора совпало с периодом наивысшего расцвета романской живописи, в особенности фресковой. q Но вскоре господствующую роль в отделке храмовых зданий стали играть другие виды изобразительного искусства, и живопись была оттеснена на вторые роли. q Монументальная живопись готики в основном представлена витражом. Значительное увеличение оконных проемов повысило роль витражей в ущерб росписям. q По сравнению с романскими, в готических витражах отмечается более глубокий и конденсированный цвет. q Расширяется цветовая палитра, исчезают орнаментальные элементы, их сменяют человеческие фигуры, вначале статичные, стоящие, а потом и в самых различных позах. q В XI в. целью витража было освещение, в XIII в. его функция меняется: он призван, украшая, поучать.
Готический стиль на территории средневековой Европы 5. Живопись 5. 2. Витраж 114 Готический витраж q Замена в готических соборах глухих стен огромными окнами привела к почти повсеместному исчезновению монументальных росписей, игравших столь крупную роль в романском искусстве XI и XII вв. q Фреску заменил витраж — своеобразный вид живописи, в котором изображение составляется из кусков цветных расписанных стекол, соединенных между собой узкими свинцовыми полосами и охваченных железной арматурой. q Возникли витражи, в каролингскую эпоху, но полное развитие и распространение они получили лишь при переходе от романского к готическому искусств Сент Шапель, витраж. Фотография
Готический стиль на территории средневековой Европы 5. Живопись 115 5. 2. Витраж q Огромные поверхности окон заполняли витражные композиции, которые воспроизводили традиционные религиозные сюжеты, исторические события, сцены труда, литературные сюжеты. q Каждое окно состояло из серии фигурных композиций, заключенных в медальоны. q Техника витража, позволяющая сочетать цветовое и световое начала живописи, сообщала этим композициям особую эмоциональность. Окно роза с витражами Центральный портал Амьенский собор. Фотография.
Готический стиль на территории средневековой Европы 5. Живопись 116 5. 2. Витраж Готические витражи Шартрского собора. Фотография.
Готический стиль на территории средневековой Европы 5. Живопись 117 5. 2. Витраж Кёльнский Собор. Витраж. Фотография
Готический стиль на территории средневековой Европы 5. Живопись 118 q Алые, желтые, зеленые, голубые стекла, вырезанные соответственно контуру рисунка, горели как драгоценные самоцветы, преображая весь интерьер храма. q Готическое цветовое стекло создало новые эстетические ценности — дало краске наивысшую звучность чистого цвета. q Создавая атмосферу окрашенной воздушной среды, витраж воспринимался как источник света.
Готический стиль на территории средневековой Европы 5. Живопись 119 Амьенский собор. Витраж. Фотография
Готический стиль на территории средневековой Европы 5. Живопись 120 5. 2. Витраж q Витражи, помещенные в оконных проемах, наполняли внутреннее пространство собора светом, окрашенным в мягкие и звучные цвета, что создавало необычайный художественный эффект Кафедральный собор Нотр Дам в Реймсе. Фотография
Готический стиль на территории средневековой Европы 5. Живопись 5. 2. Витраж 121 q Украшающие алтарь и алтарные обходы живописные композиции поздней готики, выполненные в технике темперы, или цветные рельефы также отличались яркостью красок. q В середине XIII в. в красочную гамму вводят сложные цвета, которые образуются путем дублирования стекол q Контуры рисунка по стеклу наносились коричневой эмалевой краской, формы носили плоскостной характер. Кельнский собор. Витраж. Фотография
Готический стиль на территории средневековой Европы 5. Живопись 122 5. 2. Витраж Кёльнского собора, фрагмент (Ева и Дева Мария). Фотография.
Готический стиль на территории средневековой Европы 5. Живопись 123 5. 2. Витражи Кентерберийского собора. Фотография
Готический стиль на территории средневековой Европы 5. Живопись 124 5. 3. Книжная миниатюра Готический стиль в книжной миниатюре q В готическую эпоху (13— 14 вв. ) высокого расцвета достигло искусство миниатюры, искусство средневековой книги. q Их развитие было вызвано усилением светских тенденций в культуре. q В готической рукописи изменился вид страницы. q В иллюстрации, звучные по чистым краскам, включаются реалистические детали, наряду с растительной орнаментикой — религиозные и бытовые сцены. 5
Готический стиль на территории средневековой Европы 5. Живопись 125 5. 3. Книжная миниатюра q Употребление остроугольного письма, полностью сформировавшегося к концу XII века, придало тексту вид ажурного узора, в который были вкраплены различные по виду и величине инициалы. q Лист готической рукописи с рассыпаннымим сюжетными инициалами и малыми буквицами, имевшими орнаментальные ответвления в виде усиков, производил впечатление филиграни со вставками из драгоценных камней и эмалей. Готическая живопись. Английская книжная миниатюра. Шотландский король Роберт Брюс перед королём Англии.
Готический стиль на территории средневековой Европы 5. Живопись 126 5. 3. Книжная миниатюра q В рукописях второй половины XIII века характерной чертой стал бордюр, обрамлявший поле листа. q На завитках орнамента, вынесенного на поля, а также на горизонтальных линиях обрамления художники помещали небольшие фигурки и сцены назидательного, комического или жанрового характера. Готическая книжная миниатюра. Алхимия.
Готический стиль на территории средневековой Европы 5. Живопись 127 5. 3. Книжная миниатюра q Щедрой фантазией отличаются дролери в рукописях, дан оформлением которых работал парижский мастер Жан Пюсель (вт. чтв. XIV века). q Прозведения художника выдают разумную ясность и тонкий вкус столичной школы. Бельвильский бревиарий. лист 24. Вверху: Саул и Давид. Внизу: Каин убивает Авеля; Евхаристия; Милосердие. Национальная библиотека, Париж
Готический стиль на территории средневековой Европы 5. Живопись 128 5. 3. Книжная миниатюра q Жан Пюсель — французский художник миниатюрист, который упоминается в документах с 1319 по 1335 годы. q С именем Жана Пюселя связан новый этап в развитии французской миниатюры. q Он был выразителем чисто французского духа — тонкого, лёгкого и ироничного. Его миниатюры полны новыми прочтениями старых сюжетов, а поля страниц разрисованы гротесками, получившими название «дролери» (от фр. droler — забавлять). Мастерская Пюселя. Благовещение. Миниатюра из Часослова Жанны Савойской. Музей Жакмар Андре, Париж
Готический стиль на территории средневековой Европы 5. Живопись 129 5. 3. Книжная миниатюра q В этих «дополнениях» к главному сюжету страницы можно видеть затейливые фантазии и иронию, когда человеческое тело заканчивается, например, рыбьим хвостом, а из под монашеского плаща выглядывают козлиные копыта или птичьи лапы. Библия Роберта де Биллинга, лист 5, Миниатюры из «Книги Бытия» . Национальная библиотека, Париж
Готический стиль на территории средневековой Европы 5. Живопись 130 5. 3. Книжная миниатюра q Братья Поль, Жан (Ян, Иоанн) и Эрман (Херман) Лимбург – самые известные мастера средневековой книжной миниатюры, создатели прославленного шедевра иллюминованной книги – "Роскошного часослова герцога Беррийского" Готическая живопись. Английская книжная миниатюра. Пение.
Готический стиль на территории средневековой Европы 5. Живопись 131 5. 3. Книжная миниатюра Часослов Жанны д’Эврё, «Поцелуй Иуды» и «Благовещение» . Сама Жанна д’Эврё изображена внизу на красном фоне часословом в руке. Музей Метрополитен, Нью Йорк
Готический стиль на территории средневековой Европы 5. Живопись 132 5. 3. Книжная миниатюра Готическая живопись. Английская книжная миниатюра. Пение.
Готический стиль на территории средневековой Европы 5. Живопись 133 5. 3. Книжная миниатюра q Содержание книги составляют комментарии к цитатам из Библии, которые сопровождаются миниатюрами с религиозными сценами, по восемь на одной странице (по четыре двумя параллельными столбцами рядом с текстом). q Каждая сцена заключена в рамку и напоминает раскрашенные цветные деревянные или каменные рельефы, во множестве встречающиеся в убранстве соборов. q Фигуры удлиненных пропорций в одеяниях с певуче струящимися складками, плотно заполняющие пространство каждой сцены, почти не оставляют места пейзажу или архитектуре, которые даны только намеком. Братья Лимбург. Чистилище Великолепный часослов герцога Беррийского. .
Готический стиль на территории средневековой Европы 6. Декоративно прикладное искусство 134 6. 1. Характерные черты q Декоративно прикладное искусство этого периода достаточно разнообразно. q Оно отражает как духовные устремления народов, заселяющих западную Европу, так и политическую ситуацию, социальное устройство. q В истории этот период характеризуется как феодальный строй, время становления государств, развития городов. Усложнение госу дарственной власти, как и духовной, требовало роскошного обрамления. В связи с чем ремесла, появившиеся еще в древ ней Греции, активно развиваются. q Декоративные традиции народного, крестьянского, прикладного искусства развивались и перерабатывались главным образом мастерами городских ремесленных цехов. q Художественные особенности этих произведений определялись общностью орнаментальных форм, принятых в архитектуре и в произведениях художественного ремесла. Сложный и богатый архитектурный декор готики слагался на основе творческого развития народных художественных ремесел и выполнялся ремесленниками средневекового города.
Готический стиль на территории средневековой Европы 6. Декоративно прикладное искусство 135 6. 1. Характерные черты q Сложный и богатый архитектурный декор готики слагался на основе творческого развития народных художественных ремесел и выполнялся ремесленниками средневекового города. Художники ремесленники, свою очередь обращались к опыту архитектуры. q Особенно последовательно эта тенденция выражена в предметах церковного обихода, в разного рода мощехранительницах, паникадилах, многочисленных реликвариях, органично включаемых в храмовый синтез той эпохи. q Среди них были и традиционные по форме богато украшенные сосуды и ларцы, которые использовались как реликварии. q Но в большом числе создавались и предметы, специально предназначенные для этой цели. К чисто реликварным формам относятся прежде всего миниатюрные капеллы и соборы, выполненные чаще всего из серебра.
Готический стиль на территории средневековой Европы 6. Декоративно прикладное искусство 136 Шпалера q Интерьер готического замка отличали напряженность замкнутых, но переходящих друг в друга объемов, ритмико динамические доминанты вертикалей, грандиозность масштабов, выразительность грубоватых фактур. q Это не могло не отразиться на готических шпалерах и шпалерных росписях. Подобно восточным коврам, стелются они вдоль плоских стен, послушно следуя всем их изгибам и поворотам, но никогда не расчленяя поверхности. «Великолепного часослова герцога Беррийского»
Готический стиль на территории средневековой Европы 6. Декоративно прикладное искусство 137 q Масштаб некоторых шпалер выдерживал сопоставление с гигантскими залами замков — достаточно вспомнить знаменитый «Анжерский Апокалипсис» , выполненный парижскими мастерами. Фрагмент "Анжерского Апокалипсиса"
Готический стиль на территории средневековой Европы 6. Декоративно прикладное искусство 138 q Части здания также украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом, изображениями фантастических животных ("химерами"); характерно обилие светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирические изображения). Шпалера
Готический стиль на территории средневековой Европы 6. Декоративно прикладное искусство 139 q Для шпалер этой эпохи, создававшихся по церковным заказам, характерна монументальность, плоскостное изображение, ограниченная и яркая цветовая гамма, условность фигур персонажей, различия в их размерах, продиктованные средневековой иерархией. q Стилистически шпалеры романского периода связаны с книжной миниатюрой и росписями стен. q Фон без перспективной глубины, отсутствует детализация, фигуры персонажей несколько угловаты Шпалера
Готический стиль на территории средневековой Европы 6. Декоративно прикладное искусство 140 q Основные мотивы: узоры, растительный орнамент позаимствованные из книжной миниатюры и у восточных и итальянских тканей, причём орнамент украшал все элементы изображения; геральдические знаки; q Основные цвета — красный и синий. Плотность основы не превышала 5 нитей на сантиметр, что делало рисунок шпалер грубоватым, упрощённым Охота на единорога: серия шпалер, 1495– 1505
Готический стиль на территории средневековой Европы 6. Декоративно прикладное искусство 141 Серия посвящена аллегориям чувств q Первые пять шпалер серии посвящены аллегориям чувств: Ø «Зрение» (Дама с единорогом, смотрящим в зеркало) Ø «Слух» (Дама слушает музыку) Ø «Вкус» (Дама пробует сладости) Ø «Обоняние» (Дама вдыхает аромат цветов) Ø «Осязание» (Дама касается рога единорога). «Зрение» , музей Клюни , шпалера
Готический стиль на территории средневековой Европы 6. Декоративно прикладное искусство 142 q Последняя шпалера называется «Моему единственному желанию» . q На нем изображена Дама, которая заключает все свои чувства в ларец, чтобы, освободившись от них, целиком посвятить себя Богу ее «единственному желанию» . «Моему единственному желанию» . Музей Клюни
Готический стиль на территории средневековой Европы 6. Декоративно прикладное искусство 143 6. 3. Орнаментика q Готический орнамент был многообразен и символичен. q Продолжают использоваться преобразованные античные и византийские мотивы, но наряду с ними явно преобладают новые темы. q Прямолинейные геометрические формы переходят в плетения криволинейные. q Помимо геометрических орнаментальных построений и воспроизведения формы стрельчатой арки, сферических треугольников и четырехугольников широко применяются растительные формы местной флоры, что составляет характерную особенность орнаментации той эпохи – листья винограда, репейника, дуба, плюща, клевера, роз и др. q Широкое распространение получил мотив трилистника и двулистника. q Позднее используются формы колючих растений – терновника, чертополоха, папоротника и др. q Идея использования мотивов реальной флоры в готическом декоре становится своего рода каноном.
Готический стиль на территории средневековой Европы 6. Декоративно прикладное искусство 144 6. 3. Орнаментика q В раннеготический период растительный орнамент служил прекрасным декоративным оформлением тимпанов, где изображались деревья с листьями, оформленные в виде гирлянд (собор в Магдебурге, Германия, XIII в. ); использовались сочетания фигур и растительных элементов (Баптистерий в Пизе), В которых акантовые листья перемежались со сценами сельскохозяйственных работ Собор в Магдебурге, Германия, фотография
Готический стиль на территории средневековой Европы 6. Декоративно прикладное искусство 145 6. 3. Орнаментика Особое место в готической архитектуре было отведено ажурному орнаменту, исполненному в камне. Циркулем выведены все линии устремленных вверх стрельчатых арок, трехлопастных окон, четырехлопастных розеток и великолепных круглых витражей главогофасада, именуемых «розами» . Возможно, поэтому в Германии готическая резьба именовалась «масверком» , т. е. работой по нанесенным размерам. Роза портала собора Парижской Богоматери. Фотография
Готический стиль на территории средневековой Европы 6. Декоративно прикладное искусство 6. 3. Орнаментика 146 q В XIII в. новый орнамент был только архитектурным элементом. В конце столетия он появляется в церкованной серебрянной утвари и начинает постепенно проникать в другие жанры прикладного искусства. q В XV в. элементы зодчества стали использовать в декоративных целях, а готический орнамент главенствовал уже во всем прикладном искусстве. При этом не только декор, но и сами архитектурные формы превращаются в орнаментальные мотивы. Готический орнамент
Готический стиль на территории средневековой Европы 6. Декоративно прикладное искусство 147 6. 3. Орнаментика Полы в эпоху готики мостились керамическими плитками, которые часто украшал орнамент. Как правило, плитки делались квадратной, иногда прямоугольной или шестиугольной формы. Общий орнамент составлялся сочетанием линий узора отдельных плиток. Плитки чаще выстилались лентами по типу кладки паркета, в более важных помещениях церкви использовалась более изысканная конфигурация. Круговой лабиринт в Амьене. Фотография
Готический стиль на территории средневековой Европы 6. Декоративно прикладное искусство 148 6. 3. Орнаментика Во французской церковной архитектуре излюбленны декором пола был так называемый лабиринт, по которому прихожане перемещались на коленях, читая молитвы. Этот обряд имитировал паломничество, которое не всегда возможно было осуществить ввиду отделенности от Святых мест. Самые известные –и Амьенском соборах. Иногда вместо сложного лабиринта выкладывалась простая по форме роза Круговой лабиринт в Шартрском. Фотография
Готический стиль на территории средневековой Европы Выводы по работе 149 q Готический стиль ознаменовал целую эпоху в истории средневековой Европы. q Переход к данному направлению стал возможным благодаря изменениям не только в эстетическом восприятии, но и научному и техническому развитию. q В целом готический стиль отличается особой монументальностью, стремлению к возвышенному. Однако данное направление ещё не отличается ни особым изяществом, ни роскошью. q В искусстве и начинают отражаться обыденные сцены, религиозная тематика всё ещё остаётся главенствующей
Готический стиль на территории средневековой Европы Послесловие 150 q Я постаралась в своей работе наиболее подробно отразить черты готического искусства, продемонстрировать большое количество памятников искусства и их характерные особенности q Благодаря проделанной работе я открыла для себя удивительный мир средневековой культуры, убедилась в яркой индивидуальности этой культуры q Многие достижения готического искусства внесли огромный вклад в мировую культуру.
Готический стиль на территории средневековой Европы Источники информации 150 Интернет ресурсы q http: //www. bibliotekar. ru/Iskuss 1/37. htm - Академия художеств СССР. Институт теории и истории изобразительных искусств ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ИСКУССТВ q http: //www. bibliotekar. ru/zh-Osnovy. Istorii/13. htm - Основы истории искусств Х. В. Янсон, Э. Ф. Янсон Готическое искусство q http: //www. countries. ru/library/middle_ages/srvartgot. htm - Культурология для технических вузов q http: //arx. novosibdom. ru/node/1524 - Архитектура и Проектирование | Справочник q http: //estetico. me/posts/view/gotika-v-arhitekture - архитектура. галерея
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный архитектурно-строительный университет» Факультет: градостроительный. Кафедра: «Дизайна среды» . Презентация по дисциплине: «Готический стиль на территории средневековой Европы» . Выполнила: студентка 2 -го курса ФД группы 18 ДС(а) Валькова Валерия Дмитриевна Научный руководитель: Потапова Елизавета Александровна