Скачать презентацию Государство и церковь в императорской России ХVIII Скачать презентацию Государство и церковь в императорской России ХVIII

25.ppt

  • Количество слайдов: 38

 Государство и церковь в императорской России (ХVIII - начало ХХ в. в. ). Государство и церковь в императорской России (ХVIII - начало ХХ в. в. ). Выполнили студентки МА-11 группы: Мохарева Н. , Осовская А.

Синодальный период 1700— 1917 Вплоть до времени Всероссийского Поместного Собора 1917— 1918 годов[17] основным Синодальный период 1700— 1917 Вплоть до времени Всероссийского Поместного Собора 1917— 1918 годов[17] основным внешним регулирующим документом для Церкви являлся Духовный Регламент 1721 года (сост. Феофан Прокопович) При Петре I духовенство окончательно превратилось в замкнутое сословие, доступ в которое лиц из прочих сословий в интересах государственной службы и тягла был практически закрыт. Возникшая при Петре система духовных школ (семинарий и духовных училищ) также носила сословный характер.

Православная церковь при Петре I Реформы: Самостоятельно воспретил строить новые монастыри в Сибири. 24 Православная церковь при Петре I Реформы: Самостоятельно воспретил строить новые монастыри в Сибири. 24 января 1701 был восстановлен Монастырский приказ, в ведение которого отошли Патриарший двор, архиерейские дома и монастырские земли и хозяйства. Особой чистке подвергались монастыри. Монахам было приказано оставаться постоянно в тех монастырях, где их застанут особые переписчики, посланные Монастырским приказом. Из монастырей выселили всех непостриженных. Женским монастырям позволили постригать в монахини только женщин после сорокалетнего возраста. В хозяйство монастырей было отдано под надзор и контроль Монастырского приказа. В богадельнях было приказано оставить только действительно больных и немощных указом 30 декабря 1701 года определялось давать монашествующим денежное и хлебное жалование из доходов монастыря, а вотчинами и угодьями монахам впредь не владеть.

Православная церковь при Петре I Путешествия Петра по протестантским странам Европы ещё более усилили Православная церковь при Петре I Путешествия Петра по протестантским странам Европы ещё более усилили его взгляды на отношение государства и церкви. В октябре 1700 Патриарх Адриан умер. Блюстителем и управителем Патриаршего Престола был назначен митрополит Рязанский и Муромский Стефан Яворский. Местоблюстителю были поручены в заведывание только дела веры: «о расколѣ, о противностяхъ церкви, о ересяхъ» , все же прочие дела, находившиеся в ведении Патриарха, были распределены по приказам, к которым относились.

 Для поднятия в среде православной паствы общего уровня нравственности были изданы указы: – Для поднятия в среде православной паствы общего уровня нравственности были изданы указы: – в городах и уездах всякого чина мужского и женского пола люди у отцов своих духовных исповедовались ежегодно – за уклонение от исповеди взимался штраф. – архиереям указывалось, чтобы они в мирские дела не входили, разве «явная неправда будет» , — тогда позволялось писать царю – Всех просящих милостыню было приказано перехватать и для разбора и наказания отвести в Монастырский приказ, причём всякого чина людям запрещалось подавать милостыню бродячим нищим

Блюститель Патриаршего Престола был всецело во власти государя и не имел никакого авторитета. во Блюститель Патриаршего Престола был всецело во власти государя и не имел никакого авторитета. во всех важных случаях он должен был советоваться с другими епископами, которых ему предлагалось попеременно вызывать в Москву. результаты всех совещаний местоблюститель патриаршего престола должен был представлять на утверждение государя. С 1711 года блюститель патриаршего престола не может без Сената поставить архиерея. по указу об учреждении Сената все управления, как духовные, так и мирские, должны были повиноваться указам Сената как царским указам(Сенат определяет игуменов и игумений в монастыри, в Сенат направляют свои просьбы о позволении поселиться в монастырь инвалиды-солдаты) в 1718 году местоблюститель патриаршего престола, временно пребывавший в Петербурге, получает указ его величества — «жить ему в Петербурге постоянно и архиереям приезжать поочерёдно в Петербург»

Создание Духовной Коллегии, или Святейшего Синода 25 января 1721 года Пётр подписал манифест об Создание Духовной Коллегии, или Святейшего Синода 25 января 1721 года Пётр подписал манифест об учреждении Духовной Коллегии, получившей вскоре новое наименование Святейшего правительствующего Синода. Заблаговременно созванные члены Синода принесли 27 января присягу. Ключевой фигурой в деле организации Духовной коллегии был малороссийский богослов, ректор Киево-Могилянской Академии Феофан Прокопович. Синод стал вскоре послушным орудием в руках государя.

Состав Святейшего Синода определялся по регламенту. 12 «правительствующих особ» : – один президент ( Состав Святейшего Синода определялся по регламенту. 12 «правительствующих особ» : – один президент ( с 1726 г. первоприсутствующий член. Президенту принадлежит, по регламенту, голос, равный с прочими членами коллегии. Президентом Синода был назначен митрополит Стефан. За весь 1721 год Стефан в Синоде был только 20 раз. Никакого влияния на дела он не имел) – два вице-президента, – четыре советника – пять асессоров. (члены Синода и присутствующие в Синоде) – обер-прокурор ( с 11 мая 1722 года. Главной обязанностью было вести все сношения Синода с гражданской властью и голосовать против решений Синода, когда они не согласовывались с законами и указами Петра. Подлежал суду только государя. Сначала власть обер-прокурора была исключительно наблюдательная, но мало-помалу обер-прокурор становится вершителем судеб Синода и его руководителем на деле. ) – инквизиторы (с протоинквизитором во главе)

Обязанности Синода q искоренять суеверия; q устанавливать подлинность чудес новоявленных икон и мощей; q Обязанности Синода q искоренять суеверия; q устанавливать подлинность чудес новоявленных икон и мощей; q наблюдать за порядком церковных служб и их правильностью; q оберегать веру от пагубного влияния лжеучений, для чего наделся правом суда над раскольниками и еретиками; q иметь цензуру над всеми «историями святых» и всякого рода богословскими сочинениями, наблюдая, чтобы не прошло чего-либо противного православному вероучению;

q исследовать достоинство лиц, поставляемых в архиереи; q защищать церковный клир от обид со q исследовать достоинство лиц, поставляемых в архиереи; q защищать церковный клир от обид со стороны «светских господ команду имеющих» ; q смотреть за правильным употреблением и распределением церковного достояния. q суду Синода подлежали все дела, которые прежде подлежали суду патриаршему.

Меры по ограничению белого духовенства 1) Выход из духовного звания был облегчён, и Пётр Меры по ограничению белого духовенства 1) Выход из духовного звания был облегчён, и Пётр благосклонно смотрел на священников, покидавших духовный сан, но и самого Синода. 2) Запрещение строить новые церкви. Архиереи, принимая кафедру, должны были давать клятвенное обещание, что «ни сами не будутъ, ни другим не допустятъ строить церквей свыше потребы прихожанъ» . 3) Синодским указом 1722 года были установлены штаты духовенства, по которым определялось на одного священника 100 -150 дворов, на 2 - 200 -250, на 3 до 800 дворов. Этот штат предполагалось осуществить не сразу, а по мере того, как будут вымирать лишние церковнослужители; архиереям же было приказано не ставить новых

 Сократив количественно белое духовенство, запретив и затруднив доступ в него новых сил со Сократив количественно белое духовенство, запретив и затруднив доступ в него новых сил со стороны, Пётр как бы замкнул духовное сословие в нём самом. Тогда-то и приобрели в жизни духовенства особое значение кастовые черты, характеризуемые обязательным наследованием сыном места отца. По смерти отца, служившего священником, поступал на его место старший сын, бывший при отце дьяконом, а на его место определялся в дьяконы следующий брат, служивший дьячком.

Священник не только должен был обязательно славословить и превозносить все реформы, но и помогать Священник не только должен был обязательно славословить и превозносить все реформы, но и помогать правительству в сыске и уловлении тех, кто поносил деятельность царя и враждебно к ней относился. Если на исповеди вскрывалось, что исповедующийся совершил государственное преступление, причастен к бунту и злоумышлениям на жизнь государя и его семьи, то священник должен был под страхом казни донести о таком исповеднике и его исповеди светскому начальству.

Положение чёрного духовенства Пётр явно не любил монахов. Монахи раздавали народу на площадях множество Положение чёрного духовенства Пётр явно не любил монахов. Монахи раздавали народу на площадях множество подметных писем, рассылавшихся из монастырей, «обличительные тетрадки» и «писаньица» , именовавшие Петра антихристом. Монастырь, в глазах Петра, есть совершенно лишнее, ненужное учреждение, а раз оно ещё является очагом смут и бунтов, то он, по его мнению, и вредное учреждение, которое не лучше ли будет совсем уничтожить? Законодательство Петра относительно монастырей неуклонно направляется к трём целям: к уменьшению числа монастырей, к установлению тяжёлых условий для принятия в монашество и к тому, чтобы дать монастырям практическое назначение, извлечь из их существования какую-нибудь практическую пользу. Ради последнего Пётр клонился к тому, чтобы обратить монастыри в фабрики, училища, лазареты, инвалидные дома, то есть «полезные» государственные учреждения.

Правительство Петра I провело в начале 18 в. временную и частичную Секуляризацию. Все владения Правительство Петра I провело в начале 18 в. временную и частичную Секуляризацию. Все владения монастырей были разделены на «определённые вотчины» (с них доход шёл на содержание монастыря) и «за определённые» , отдававшие доходы государству. С созданием Синода большинство вотчин было возвращено монастырям, однако часть своих доходов они должны были передавать в казну.

 По указу императора Петра I, в монастыри посылались инвалиды и сумасшедшие и, хотя По указу императора Петра I, в монастыри посылались инвалиды и сумасшедшие и, хотя в 1760 году императрица Елизавета разрешила снова постригать в монашество, но закрытие монастырей с передачей их имущества в казну в 1764 году при Екатерине II нанесло монашеству страшный удар.

Просвещение XVIII века Были открыты духовные школы низшей ступени. Церковное просвещение сосредотачивалось главным образом Просвещение XVIII века Были открыты духовные школы низшей ступени. Церковное просвещение сосредотачивалось главным образом в высших духовных учебных заведениях. Первым из них в течение всего ХVIII века была Киевская академия, которая служила очагом духовной культуры не только для юга, но и для севера России. Вторым центром была Московская славяно-греко-латинская академия. В Новгороде братья Лихуды, вернувшиеся после своего изгнания, продолжали свою просветительскую деятельность. Наконец, в 1727 году была основана епископом Епифанием (Тихорским) новая высшая школа по образцу Киевской академии – Харьковский Коллегиум.

В России распространились всевозможные секты и учения, которые захватили многих видных государственных людей. Параллельно В России распространились всевозможные секты и учения, которые захватили многих видных государственных людей. Параллельно с мистическим движением, в России развилась деятельность Библейского Общества, которая во многом была полезна и способствовала духовному просвещению, но одновременно оказалась центром противников Церкви, которые желали проводить вне ее дело распространения Священного Писания.

Реформа Екатерины II. Секуляризация земель В 1764 последовала секуляризация церковных владений (изъятие церковных земель Реформа Екатерины II. Секуляризация земель В 1764 последовала секуляризация церковных владений (изъятие церковных земель в пользу государства), поставившая Православную церковь в полную зависимость от государственной власти и способствовавшая превращению Православной церкви в одно из звеньев царского государственного аппарата. В церкви были введены штаты – фиксированное количество вакансий с последующим введением их гарантированного содержания из бюджета государства. Церковные реформы 18 в. , полностью подчинившие П. ц. самодержавию, придали русскому православию вероучительную, каноническую и организационную форму, в основном сохранявшуюся на протяжении последующего времени вплоть до падения царизма. • В 1763 и 1764 году рядом указов были упразднены Монастырские вотчины и введены штаты. В результате Российская Церковь перестала играть роль важнейшего субъекта социальноэкономической жизни страны. Духовенство потеряло финансовую независимость и оказалось на содержании государственной казны, превратившись в особую категорию чиновничества. Четыре пятых монастырей в Великороссии было упразднено в результате секуляризации монастырских владений. •

Монастыри, монашество и духовное просвещение в XVIII в. Последствия «Духовного Регламента» оказались очень губительными. Монастыри, монашество и духовное просвещение в XVIII в. Последствия «Духовного Регламента» оказались очень губительными. Иерархия была принижена в отношении государственной власти, рядовое духовенство, особенно сельское, попало в исключительно тяжелое моральное и материальное положение. После усиления крепостного права сельский священник оказался вполне в зависимости от помещика, который часто приравнивал его к своим дворовым. Одичание и падение нравов в народе было очень сильным. В XVIII веке произошло несколько народных бунтов и в них, кроме народа, принимало участие сельское, а иногда и городское духовенство, которое жаждало избавиться от гнета светских властей. Во время Пугачевского бунта в некоторых областях все духовные лица примкнули к восставшим и, когда Синод издал указ о запрещении в служении священников, участвовавших в бунтах, во многих местах не оказалось духовенства, чтобы совершать богослужения.

XIX век Декоммерциализация жизни обителей была одним из факторов, способствовавших некоторому духовному возрождению, начавшемуся XIX век Декоммерциализация жизни обителей была одним из факторов, способствовавших некоторому духовному возрождению, начавшемуся в отдельных монастырях с конца XVIII века, возрождению и распространению в XIX веке такого явления, как старчество. Все дальнейшие преобразования жизни Церкви связаны с деятельностью митрополита Филарета (Дроздова) (17821867). Он являлся виднейшим церковным работником в течение больше чем полувека, и с ним связаны все стороны церковной жизни в течение трех царствований.

Ограничения, введенные в дело канонизации святых, привели к тому, что за синодальный период, вплоть Ограничения, введенные в дело канонизации святых, привели к тому, что за синодальный период, вплоть до царствования императора Николая II, было прославлено всего 4 святителя и ни одного преподобного. Другой тяжелой стороной церковной жизни в XIX веке было введение обязательности церковных обрядов для всех государственных служащих. Таинство Покаяния и Причащения стали такой же ежегодной государственной повинностью, как и другие служебные обязанности, а духовенство должно было наблюдать за их исполнением. Но самой тяжелой стороной церковной жизни было начавшееся с XVIII в. полное оскудение и обеднение сельского духовенства. В течение всего века наблюдался отход интеллигенции от Церкви. Подавляющее большинство русских культурных людей XIX века жило рядом с Церковью, но не в Церкви, а иногда было явно враждебным Церкви.

Теория официальной народности (при Николае I, XIX век) Теория официальной народности - идеология охранительного Теория официальной народности (при Николае I, XIX век) Теория официальной народности - идеология охранительного направления общественной мысли, разработанная министром просвещения графом Уваровым С. С. консервативная теория, провозглашавшая существование и необходимость укрепления "истинно русских охранительных начал", которые защищают "силу и величие" России от "испорченной" Западной Европы. Таких начал три: православие, самодержавие и народность (понимаемая как национальная самобытность). • В теории говорилось: «Россия сохранила твердую веру в спасительные начала, без коих она не может благоденствовать, усиливаться, жить. Искренно и глубоко привязанный к церкви отцов своих, русский искони взирал на нее как на залог счастия общественного и семейственного. Без любви к вере предков, народ как и частный человек, должен погибнуть. Русский, преданный отечеству, столь же мало согласится на утрату одного из догматов нашего православия, сколь и на похищение одного перла из венца Мономахова» . •

К. Победоносцев В конце XIX в. наиболее значительной фигурой в церковной политике был обер-прокурор К. Победоносцев В конце XIX в. наиболее значительной фигурой в церковной политике был обер-прокурор Святейшего Синода (1880— 1905) К. П. Победоносцев. Проводя охранительную политику и пользуясь значительным влиянием на Александра III, он содействовал дальнейшей социальной изоляции духовенства и падению престижа Церкви в обществе. В XIX веке происходила почти полная секуляризация сознания (т. е. освобождения сознания от религии и становление светского сознания) и фактический отход от Церкви образованных слоёв русского народа.

В. Г. Перов. Чаепитие в Мытищах (1862) В. Г. Перов. Чаепитие в Мытищах (1862)

 И. Е. Репин. Протодиакон (1877) И. Е. Репин. Протодиакон (1877)

 В. Г. Перов. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы (1860) В. Г. Перов. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы (1860)

В. Г. Перов. Монастырская трапеза (1876) В. Г. Перов. Монастырская трапеза (1876)

И. Е. Репин - Отказ от исповеди (1885) И. Е. Репин - Отказ от исповеди (1885)

В. Г. Перов Проповедь в селе (1861) В. Г. Перов Проповедь в селе (1861)

В. Г. Перов - Сельский крестный ход на Пасхе (1861) В. Г. Перов - Сельский крестный ход на Пасхе (1861)

Положение Русской Православной Церкви в начале XX века Началом царствования императора Николая II отношения Положение Русской Православной Церкви в начале XX века Началом царствования императора Николая II отношения между Церковью и государством значительно изменились. Император был человеком не только глубоко верующим, но и церковным, и заботился о нуждах духовенства.

Радикальные организации В конце данного периода возник ряд радикальных националистических и монархических, так называемых Радикальные организации В конце данного периода возник ряд радикальных националистических и монархических, так называемых «черносотенных» организаций, опирающихся в своей идеологии на русское православие: «Русское собрание» , «Союз Русского Народа» , «Русская монархическая партия» , «Союз Михаила Архангела» и другие. В монархическом движении участвовали представители чёрного и белого духовенства, занимая руководящие посты в некоторых организациях до 1913 года, когда Святейшим Синодом был издан указ, запрещавший духовенству заниматься партийной политической деятельностью.

Указ о веротерпимости 1905 г. В 1901— 1903 годах окончательно вызревает мысль о необходимости Указ о веротерпимости 1905 г. В 1901— 1903 годах окончательно вызревает мысль о необходимости созыва поместного собора и реорганизации высшего церковного управления. По Высочайшему Указу правительство во главе с графом С. Ю. Витте в декабре 1904 года начало разработку законопроекта Об укреплении начал веротерпимости, изданного Высочайшим Манифестом 17 апреля 1905 года.

Падение монархии в России 2 марта 1917 года церковная иерархия в своём большинстве встретила Падение монархии в России 2 марта 1917 года церковная иерархия в своём большинстве встретила либо равнодушно, либо сочувственно. 6 марта Святейший Синод на своём заседании издал Определение № 1207 Об обнародовании в православных храмах актов 2 и 3 марта 1917 г. , гласившее, в частности: «Означенные акты принять к сведению и исполнению и объявить во всех православных храмах, в городских — в первый по получении текста сих актов день, а в сельских — в первый воскресный или праздничный день, после Божественной литургии, с совершением молебствия Господу Богу об утешении страстей, с возглашением многолетия Богохранимой Державе Российской и Благоверному Временному Правительству. »

Созыв Поместного Собора 29 апреля 1917 года введение выборного начала в церковном управлении и Созыв Поместного Собора 29 апреля 1917 года введение выборного начала в церковном управлении и возвещало о созыве Поместного Собора. Летом 1917 года проходили выборы епископов по епархиям — явление беспрецедентное в синодальный период: на соответствующие кафедры были избраны Тихон (Беллавин) в Москве, Вениамин (Казанский) в Петрограде, Сергий (Страгородский) во Владимире.

1917 год После падения самодержавия русская Православная церковь стала союзником буржуазного Временного правительства. Временное 1917 год После падения самодержавия русская Православная церковь стала союзником буржуазного Временного правительства. Временное правительство санкционировало созыв в августе 1917 поместного собора русской Православной церкви — первого после замены патриаршей формы церковного управления синодальной. В ноябре 1917 собор восстановил патриаршество, избрав главой русской Православной церкви реакционера Тихона (Белавина).

Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!