ГУУ-8.pptx
- Количество слайдов: 19
Государственный университет управления История зарубежной музыки Романтизм в фортепианной музыке: Ф. Шопен и Ф. Лист Сударева М. А.
Фортепиано в эпоху романтизма XIX век — время, когда функции композитора и исполнителя начинают разделяться. Раньше музыкант совмещал множество должностей и должен был обладать самыми разными умениями. В эпоху романтизма же появляется множество исполнителейвиртуозов, которые не пишут музыку вообще, или пишут мало, и полностью фокусируются на исполнительской карьере. В то же время, появляется целая плеяда выдающихся композиторовпианистов: Шопен, Лист, Брамс и многие другие. Соответственно, появляется репертуар, предназначенный для концертной эстрады — композиторы пишут пьесы виртуозного, блестящего характера. Многие существующие с давних времен жанры при этом как бы обретают «второе дыхание» , превращаясь в эффектные и технически сложные пьесы, нередко поражающие воображение слушателя, в том числе, и современного. © Сударева М. А. канд. иск.
Переосмысление старых и появление новых жанров Наиболее ярким примером переосмысления жанра становится жанр этюда. Этюд в живописи — это набросок, зарисовка, способ «набить руку» для художника. То же и в музыке: этюд — это пьеса инструктивного характера, как правило, не представляющая самостоятельной ценности, по сути, это упражнение для овладения техникой. Однако в творчестве композиторов-романтиков этюд превратился в виртуозную пьесу, предназначенную для исполнения на сцене. © Сударева М. А. канд. иск.
Еще одним жанром, получившим в романтическую эпоху новый облик и содержание, становится прелюдия. Ранее прелюдия была пьесой предваряющего характера, она предшествовала фуге. Теперь прелюдия становится самостоятельной, самодостаточной пьесой, выражающей какое-либо настроение. Прелюдия в романтическую эпоху — это небольшая самостоятельная пьеса, выражающая какое-то одно настроение, ей присуща ровность характера и, как правило, отсутствие сильных контрастов. Прелюдия воплощает один образ, и чаще всего это — какое-либо душевное переживание, эмоция. © Сударева М. А. канд. иск.
Два наиболее ярких представителя фортепианной музыки, которые прославились в XIX веке и как композиторы, и исполнители— Фридерик Шопен и Ференц Лист. © Сударева М. А. канд. иск.
Абсолютно разные по стилю, мироощущению, «друзьясоперники» Шопен и Лист каждый по-своему воплощали характерную фабулу романтизма — герой, покинутый всеми, борется с судьбой в стремлении к недосягаемой прекрасной мечте и терпит сокрушительное поражение в этой борьбе. Шопен прославился более как исполнитель камерного, утонченного типа, Лист — как пианист-виртуоз, комфортно чувствовавший себя на большой эстраде. Шопен в своей музыке более склонен к полутонам и оттенкам, Лист — к более яркому и эффектному звучанию. Шопен посвятил себя практически полностью фортепианной музыке, раскрыв все богатства звучания этого инструмента. Лист писал в самых разных жанрах и для разных составов. Но в творчестве обоих фортепианная музыка занимает, безусловно, особое место. © Сударева М. А. канд. иск.
Фридерик Шопен 1810 - 1849 Выдающийся польский композитор Фридерик Шопен большую часть своей жизни вынужденно связал с Францией, так как на его Родине была очень неспокойная обстановка (Польша в то время являлась частью Российской империи, и в 1830 г. вспыхнуло восстание, которое было подавлено). Но даже вдали от отчизны Шопен чувствовал непрерывную связь с ней. Тоску по родным краям он воплощал в музыке, обращаясь к национальным польским жанрам — мазурке и полонезу. Шопен писал почти исключительно фортепианную музыку. В его творчестве можно выделить две крупные области: миниатюры (сюда относятся прелюдии, мазурки, ноктюрны) и крупные формы (баллады, сонаты, полонезы и скерцо). © Сударева М. А. канд. иск.
Мазурка — трехдольный подвижный танец с острым ритмом. Для Шопена мазурка стала не только символом Польши, но и чем-то вроде лирического дневника. Мазурки Шопена очень разнообразны (всего их 58). Есть традиционные блестящие танцы, которые будут уместны на балу (№ 5). Есть простодушные «деревенские» мазурки, которые подошли бы для народного праздника, в них имитируется звучание народного оркестра. И, наконец, есть лирические мазурки (№ 13) — это меланхолические задумчивые пьесы, в которых танцевальное начало отходит на второй план, а на первый выходят внутренние переживания и эмоции. Это мазуркиразмышления, им свойственны элегический характер и созерцательность. © Сударева М. А. канд. иск.
Полонез — исконно польский жанр, который был распространен повсеместно в Европе. Это трехдольный торжественный танец с яркими фанфарными интонациями, чеканным ритмом и горделивым характером, который открывал балы. Под музыку полонеза пары вереницей входили в бальную залу и степенно проходили по ней, как бы давая сигнал к началу танцев. Перу Шопена принадлежат 16 полонезов. Среди них есть яркие типичные образцы жанра (№ 3) и, наоборот, нетипичные. Так, Полонез № 2 — это развернутая сумрачная пьеса, лишенная черт танцевальности, драматическая по характеру. © Сударева М. А. канд. иск.
Прелюдии и этюды были сильно переосмыслены Шопеном. Прелюдия стала самостоятельной пьесой, миниатюрой. Шопен написал цикл прелюдий во всех тональностях — 24 прелюдии, в котором осуществил замысел, близкий «Хорошо темперированному клавиру» И. С. Баха — обход всех тональностей, правда, несколько по иному принципу. Этюды Шопена — это не просто виртуозные концертные пьесы, но и произведения, в которых воплощены сильные эмоции и заложено глубокое содержание. Так, знаменитый Этюд № 12 — это отклик композитора на восстание в Польше, поэтому этот этюд нередко называют «Революционным» . Это стремительная пьеса, полная ораторского пафоса и драматизма — на фоне вскипающих пассажей левой руки в правой звучат короткие отрывистые возгласы, напоминающие взволнованную речь. © Сударева М. А. канд. иск.
Несмотря на огромное количество произведений в самых разных жанрах, своеобразной «визитной карточкой» композитора стал ноктюрн. Ноктюрн (букв. «ночная песнь» ) –– произведение лирического, нередко любовного характера, в неторопливом темпе и с явной опорой на вокальное искусство бельканто (то есть «прекрасное пение» , распространенное в Италии) в мелодии. Родоначальником жанра считается ирландский композитор Джон Фильд, но подлинный расцвет этот жанр переживает именно в творчестве Шопена. Шопен пишет ноктюрны как вполне традиционные, как № 2, так и совершенно новаторские, так называемые драматизированные ноктюрны, как № 7 и № 13. Содержание таких ноктюрнов уже не лирическое. В них нередко слышны серьезные, даже мрачные мотивы. © Сударева М. А. канд. иск.
Особое место в творчестве Шопена занимают баллады, которых им написано четыре. Баллада –– изначально жанр литературный. В музыку баллада проникает в романтическую эпоху, и первой балладой в музыке становится «Лесной царь» Шуберта на стихи Гете. Но то была вокальная баллада, со словами. Теперь же, в творчестве Шопена, баллада становится чисто инструментальным жанром, не теряя, однако, при этом своих главных черт: повествовательности, напряженного остродраматического развития и развязки в конце (нередко трагической). Баллады Шопена, хотя и лишены текста, не теряют связи с литературой: они навеяны творчеством польского поэта Адама Мицкевича. © Сударева М. А. канд. иск.
Жанр фортепианной сонаты представлен в творчестве Шопена тремя произведениями. Особого внимания заслуживает Соната № 2, си-бемоль минор, которая лишь на первый взгляд кажется традиционной. Действительно, в ней 4 части, 1 из которых –– в сонатной форме, 2 –– скерцо, 3 –– медленная (2 и 3 как бы переставлены местами, но это к тому времени считалось обычным делом), 4 –– быстрый финал. Но при более подробном рассмотрении сонаты оказывается, что ее форма и содержание не так просты. Первая часть показывает типичный романтический конфликт человека, страстной натуры и рока. Тяжелые интонации Рока в басу слышны в первых же тактах сонаты. Таким образом, вся первая часть –– это борьба героя за мечту, которая заканчивается крахом и смертью. © Сударева М. А. канд. иск.
Вторая часть –– скерцо, в котором нет ничего шутливого. В нем нет ничего человеческого –– это злая, упрямая музыка, своей механистичностью и поступательным движением напоминающая по жанру токкату. Третья часть –– траурный марш. Это кульминация трагизма в сонате. Тяжелое и угнетающее впечатление создается здесь тяжелыми басами, мелодией, которая подолгу «застревает» на одной ноте и практически полным отсутствием развития. Финал, тем не менее, еще более мрачен. Это короткая, стремительно проносящаяся часть, которая показывает, что остается после смерти. Это пустота, абсолютное ничто. Именно это, забвение –– самое страшное, по мнению Шопена. Известна трактовка финала знаменитого исполнителя и композитора Антона Рубинштейна: «Ночное веяние ветра над могилами на кладбище» . © Сударева М. А. канд. иск.
Ференц Лист 1811 -1886 Ференц Лист — это не только выдающийся композитор, но и пианист-виртуоз, дирижер, автор статей о музыке, выдающийся общественный деятель и просветитель. Этот венгерский композитор прожил практически всю свою жизнь вдали от Родины, побывав в совершенно разных европейских странах — Франции, Германии, Италии. Тем не менее, он всегда проявлял интерес к родной культуре, и народные венгерские и цыганские мотивы и жанры можно с легкостью обнаружить в его музыке. Венгеро-цыганский фольклор называется вербункош. © Сударева М. А. канд. иск.
Наиболее показательны в этом плане знаменитые Венгерские рапсодии — виртуозные фортепианные пьесы, написанные в свободной форме и содержащие отголоски характерных венгеро-цыганских мотивов в мелодии и терпкие гармонические созвучия. В своих рапсодиях Лист опирается на национальный жанр –– чардаш, строя их по характерному для него принципу: от медленного повествовательного начала, напоминающего неторопливый сказ, к искрометной пляске, которая, чем ближе к концу, тем быстрее и зажигательнее. Рапсодия — пьеса импровизационного характера, в свободной форме. Все рапсодии Листа построены поразному, это одночастные произведения с разным количеством разделов в них. Но принцип построения — от повествования к танцу — един для всех. © Сударева М. А. канд. иск.
Многочисленные впечатления от природы и памятников искусства различных стран воплотились в его цикле пьес, которому поначалу было дано название «Альбом путешественника» . Впоследствии Лист неоднократно возвращался к этому «альбому» , и в результате переработки появилось три фортепианных цикла под общим названием «Годы странствий» . Это три блока –– три года: • Год первый –– Швейцария • Год второй –– Италия • Год третий –– Италия Швейцария в основном представлена картинами природы и величественными пейзажами. Италия –– произведениями искусства. Лист отдает дань поэзии –– сонеты Петрарки, «Соната по прочтении Данте» , живописи Рафаэля –– «Обручение» , скульптуре Микеланджело –– «Мыслитель» . © Сударева М. А. канд. иск.
Перу Листа принадлежит одна фортепианная соната –– Соната си минор. Это сложнейшее философское произведение, имеющее скрытую (неопубликованную) программу, связанную с «Фаустом» Гете. В этой сонате явно присутствуют образы главных действующих лиц этой истории — Фауста (типичного романтического героя, стремящегося к мечте — познанию), Маргариты (символа вечной женственности и недосягаемого идеала) и Мефистофеля (который разрушает счастье Фауста и губит Маргариту, становясь вершителем судеб –– то есть некоей роковой, непреодолимой силой, о которую разбиваются все устремления героев). Окончание сонаты трагично –– это триумф Фауста, который в ту же минуту оборачивается крахом. Интересно композиционное решение сонаты. Следуя литературному сюжету и стремясь сделать сонату как можно более динамичной и цельной, Лист «сплавляет» все части нормативного цикла воедино, и пишет, таким образом, одночастное произведение, в котором прослеживаются черты традиционного 4 -х частного цикла. © Сударева М. А. канд. иск.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. Прочитать биографию Вагнера 2. Прочитать биографию Верди 3. Подготовиться к письменному опросу по материалу занятия
ГУУ-8.pptx