ГУУ-3.pptx
- Количество слайдов: 16
Государственный университет управления История зарубежной музыки Барокко. Творчество И. С. Баха и Г. Ф. Генделя Сударева М. А.
Барокко XVII век — время открытий в разных областях науки. Астрономы Кеплер, Коперник, физики Ньютон, Паскаль. Но постижение того, насколько многообразен и сложен мир, приносит и новые вопросы. У человека этого времени возникает чувство смятения, он начинает ощущать ход времени в прямом смысле — на часах появляется секундная стрелка. Непрерывный «бег времени» ощущается в музыке барокко: в ней появляется регулярная ритмическая пульсация. Ритм (и разнообразные ритмические фигурации) становится важным элементом музыкального языка, равноправным с такими, как: гармония, мелодия, штрихи и пр. ) © Сударева М. А. канд. иск.
Искусство барокко сначала появляется в архитектуре, потом распространяясь на другие виды искусства. Ему свойственна причудливость линий и форм, пышность, обилие декоративных элементов © Сударева М. А. канд. иск.
Вершина развития музыкального барокко приходится на конец XVII — первую половину XVIII века и связана с творчеством двух абсолютно разных, но равных по величию и значению композиторов — Г. Ф. Генделя и И. С. Баха. © Сударева М. А. канд. иск.
Георг Фридрих Гендель 1685 - 1759 Сильная, волевая натура. Генделю было присуще оптимистическое мироощущение, и этот слышно и в его творчестве. Его музыка воплощает героику, силу духа, идею борьбы и подвига. Ораторский пафос характерен для большинства его опер и ораторий. Опера и оратория — самые важные жанры в творчестве Генделя. Он создал порядка 40 опер и около 30 ораторий. Самые известные оперы: «Ринальдо» , «Юлий Цезарь» , «Ксеркс» , «Роделинда» . Самые известные оратории: «Самсон» , «Мессия» , «Израиль в Египте» , «Саул» . Произведения других жанров: 12 кончерто гроссо, клавирные сюиты, программная оркестровая музыка — «Музыка фейерверка» , «Музыка на воде» . Программная музыка — музыка, которой предпослана программа, т. е. краткое описание сюжета или поясняющий заголовок. © Сударева М. А. канд. иск.
Творческий путь Композитор родился в немецком городе Галле, но жизнь его в равной степени связана с двумя странами: Германией и Англией. 1703 -1706 Гамбург. Должность скрипача и клавесиниста в оркестре оперного театра. 1706 -1710 Италия. Знакомится с итальянскими оперными композиторами Алессандро и Доменико Скарлатти, проявляет интерес к опере seria и пишет оперы с таком стиле сам. Входит в Аркадскую школу — содружество деятелей искусства, провозгласивших стилевым ориентиром идеалы Аркадии. 1710 -1720 Германия – Англия (странствия между Ганновером и Лондоном). В 1718 г в Лондоне основана Королевская академия музыки, и Гендель приглашен на пост руководителя. Композитор принимает решение окончательно перебраться в Англию. © Сударева М. А. канд. иск.
С 1720 — Лондон. Оперы Генделя пользуются успехом, а сам композитор популярен до такой степени, что в 1726 г. Принимает английское подданство. Но в 1728 появляется «Опера нищих» . Ее авторами стали Джон Гей и Иоганн Пепуш. В этой сатирической опере пародировались все штампы и нелепости жанра итальянской оперы — того жанра, в котором работал Гендель. Это, вкупе со все возраставшими гонорарами певцов, привело в итоге к краху Королевской академии музыки. С середины 1730 -х гг. в творчестве Генделя происходит смещение акцентов. Он уделяет меньше внимания опере, и все больше — оратории. Уильям Хогарт Опера нищих © Сударева М. А. канд. иск.
Оратория «Самсон» Написана в 1743 г. Это оратория драматического типа — в ней ярко показан конфликт, много действия, яркие и разнобразные персонажи. В основу сюжета положено Ветхозаветное предание о герое Самсоне, который ценой собственной жизни спас иудеев от филистимлян. Образы филистимлян и иудеев выполнены предельно контрастно. Филистимляне охарактеризованы музыкой нарочито примитивной и простой. Характеристика иудеев, в особенности Самсона, сложна и многогранна. Психологический портрет Самсона очень правдив — это не просто герой, но человек со своими мыслями и переживаниями. В конце оратории звучит мажорный траурный марш как символ героического деяния Самсона. © Сударева М. А. канд. иск.
Франческо Мороне Самсон и Далила © Сударева М. А. канд. иск.
Гюстав Доре Смерть Самсона © Сударева М. А. канд. иск.
Оратория «Мессия» Написана в 1742 г. Это оратория эпического типа — в ней практически отсутствует драматизм, много статичности, обилие хоров, что придает всему произведению масштабность и монументальность. В основу сюжета положено Ветхозаветное пророчество о пришествии Христа. Имеет трехчастную структуру (номера объединены в три крупных раздела). Второй раздел посвящен Страстям Христа, хотя партии Иисуса в оратории нет. Второй раздел завершается знаменитым хором «Аллилуйя» . © Сударева М. А. канд. иск.
Иоганн Себастьян Бах 1685 - 1750 Композитор, который родился в немецком городе Эйзенах и за всю свою жизнь не выезжал за пределы Германии и отличался исключительной религиозностью и скромностью. В своем творчестве Бах затрагивает глобальные вопросы бытия, содержание его музыки серьезное и философское. Композитор работал в самых разных жанрах инструментальной и вокальной музыки, но не написал ни единой оперы. Бах сочинял оратории и кантаты, сюиты произведения для клавира, органа, скрипки. Главным жанром в творчестве композитора стала фуга. Фуга (итал. «бег» ) – полифонический жанр музыки, основанный на многократном проведении одной темы в разных голосах. В эпоху барокко полифоническая музыка достигает своего расцвета, и жанр фуги становится вершиной полифонической музыки. Наиболее полно и разнообразно фуга воплотилась в творчестве Баха. © Сударева М. А. канд. иск.
Хорошо темперированный клавир 1722, 1742 Первый том написан в Кётене, второй — в Лейпциге 20 лет спустя. Это сочинение для клавира, закрепившее идею равномерной темперации, то есть нового способа настройки инструмента, при котором можно было написать сочинение в любой тональности. Раньше настройка клавира была такова, что тональности с большим количеством знаков при ключе начинали звучать фальшиво. Теперь, с введением нового принципа настройки эта проблема была преодолена. Бах наглядно показывает преимущество нового строя, создавая цикл из 24 прелюдий и фуг во всех тональностях, последовательно обходя их по хроматической гамме. © Сударева М. А. канд. иск.
Месса си минор 1749 Это образец «высокой» мессы, то есть мессы, где весь текст поется. В ней 24 номера – это арии, вокальные ансамбли и хоры. В музыке мессы заложен сильный контраст между образами скорби и ликования. Месса открывается величественной хоровой фугой Kyrie eleison ( «Господи, помилуй» ). Центральной зоной мессы являются три хора №№ 15 -17, в которых последовательно излагается история Христа: Et incarnatus ( «И воплотился» ) Crucifixus ( «И был распят» ), Et resurrexit ( «И воскрес» ). Это кульминация отчаяния (распятие) и резкий перелом — к ликованию (воскрешение). Завершают мессу трогательная ария сопрано № 23 Agnus Dei ( «Агнец Божий» ) и торжественный оптимистический хор № 24 Dona Nobis pacem ( «Даруй нам мир» ). © Сударева М. А. канд. иск.
«Страсти по Матфею» 1729 «Страсти» — разновидность оратории. Главное отличие — сюжет, в Страстях он обязательно повествует об искуплении Христа, и поэтому исполнялось такое произведение только на Страстную неделю, перед Пасхой. Литературная основа Страстей — одно из четырех Евангелий (от Матфея, Иоанна, Луки или Марка). Также в Страстях есть фигура рассказчика — Евангелиста, который в речитативах повествует о происходящих событиях. В «Страстях по Матфею» 78 номеров. Это монументальное произведение состоит из двух крупных разделов (№№ 1 -34 и 35 -78) и скреплено тремя масштабными хорами: № 1, № 35 и № 78. Также здесь есть протестантские хоралы, гармонизованные Бахом. Они исполняются хором и выражают реакцию общины. Есть также арии, в которых слышны сочувствующие голоса простых людей. Вся прямая речь действующих лиц (Иисус, Пилат, Иуда) выражена через речитативы. © Сударева М. А. канд. иск.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. Прочитать биографию Генделя 2. Прочитать биографию Баха 3. Подготовиться к письменному опросу по материалу занятия
ГУУ-3.pptx