Египетский зал 13дек2014.pptx
- Количество слайдов: 15
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ИМ. А. С. ПУШКИНА ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Отчет о поездке 13 декабря 2014 г. Новогородковская ДШИ «ЛИРА»
ДРЕВНИЕ ЕГИПТЯНЕ ПОКЛОНЯЛИСЬ СИЛАМ ПРИРОДЫ. БОЛЬШИНСТВО ИХ БОГОВ ПРИНИМАЛИ ОБЛИК ЖИВОТНЫХ. ОСИРИС – СЫН БОГА ЗЕМЛИ ГЕБА И БОГИНИ ЗВЕЗДНОГО НЕБА НУТ. - БОГ ЗАГРОБНОГО МИРА. - БОГ ВОЗРОЖДЕНИЯ. - БОГ ПЛОДОРОДИЯ. ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА, ОБЕРНУТОГО В ПЕЛЕНА, С ЗЕЛЕНЫМ ЦВЕТОМ КОЖИ. VI В. ДО Н. Э. МАТЕРИАЛ: БАЗАЛЬТ АНУБИС (ПРОВОДНИК В ЗАГРОБНОМ МИРЕ) II ТЫС. ДО Н. Э. АМУЛЕТ – ГЛАЗ «УДЖАТ» С РЕЛЬЕФНЫМ ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПОД БРОВЬЮ СОРОКА ДВУХ КОШЕК ЛЕГЕНДА ОБ ОСИРИСЕ: ОСИРИС И ЕГО ЖЕНА ИСИДА ПРАВИЛИ ЕГИПТОМ. ОНИ ПЕРЕДАЛИ ЛЮДЯМ ЗНАНИЯ О ЗЕМЛЕДЕЛИИ, РЕМЕСЛАМ, ОБ ИСКУССТВЕ, ПИСЬМЕННОСТИ И КАНОНАХ СТРОИТЕЛЬСТВА ХРАМОВ. ЗАВИСТЛИВЫЙ БОГ СЕТИ, БРАТ ОСИРИСА, УМЕРТВИЛ ЕГО И РАЗРУБИЛ НА 14 ЧАСТЕЙ, КОТОРЫЕ РАССЕЯЛ ПО ВСЕМУ ЕГИПЕТУ. ИСИДА ОТПРАВИЛАСЬ НА ПОИСКИ МУЖА И ТАМ, ГДЕ НАХОДИЛА ЧАСТИ ЕГО ТЕЛА, ВОЗВОДИЛА СВЯТИЛИЩА. БОГ АНУБИС СОБРАЛ ВОЕДИНО, ЗАБАЛЬЗАМИРОВАЛ И ЗАПЕЛЕНАЛ ТЕЛО ОСИРИСА. СЫН ОСИРИСА И ИСИДЫ — БОГ-СОКОЛ ГОР ВСТУПИЛ В БИТВУ С СЕТИ, В ХОДЕ КОТОРОЙ ПОБЕДИЛ, НО ПОТЕРЯЛ ОКО. ВЗАМЕН БОГИ ДАРОВАЛИ ЕМУ УДЖАТ — ГЛАЗ ВНУТРЕННЕГО ЗРЕНИЯ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРОГО ГОР ВОЗРОДИЛ ОТЦА. ОДНАКО ОСИРИС НЕ ВЕРНУЛСЯ НА ЗЕМЛЮ И ОСТАЛСЯ ЦАРЕМ МЁРТВЫХ, ПРЕДОСТАВИВ ГОРУ ПРАВИТЬ ЦАРСТВОМ ЖИВЫХ.
ЕГИПТЯНЕ ВСЮ СВОЮ ЗЕМНУЮ ЖИЗНЬ ГОТОВИЛИСЬ К ЖИЗНИ ЗАГРОБНОЙ. «ГИДОМ» ПО ПУТЕШЕСТВИЮ В ЗАГРОБНОМ МИРЕ БЫЛА «КНИГА МЕРТВЫХ» - СБОРНИК ПЕСНОПЕНИЙ, ГИМНОВ И ЗАКЛИНАНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ЗАУПОКОЙНЫМ КУЛЬТОМ (БОЛЕЕ 200 ГЛАВ). КНИГА МЕРТВЫХ. ЧАСТЬ ПАПИРУСНОГО СВИТКА XIII-XI В ДО Н. Э. КНИГА ДОЛЖНА БЫЛА ПОМОЧЬ ЧЕЛОВЕКУ СПРАВИТЬСЯ С ДЕМОНИЧЕСКИМИ СУЩЕСТВАМИ И ПОСЛЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ИСХОДА СУДА ОСИРИСА ДОСТИЧЬ «СТРАНЫ БЛАЖЕННЫХ»
СУД ОСИРИСА БОГ АНУБИС ПРИВОДИТ УМЕРШЕГО В «ЧЕРТОГ ДВУХ ИСТИН» , ГДЕ ТОТ ПРОИЗНОСИТ ПЕРЕД БОГАМИ «ИСПОВЕДЬ ОТРИЦАНИЯ» (ОТРИЦАНИЕ 42 ГРЕХОВ). ПРАВДИВОСТЬ СЛОВ ПРОВЕРЯЕТСЯ ВЗВЕШИВАНИЕМ НА ВЕСАХ СЕРДЦА УСОПШЕГО И ПЕРА БОГИНИ ИСТИНЫ МААТ. РЯДОМ, РАСКРЫВ ПАСТЬ, ЖДЕТ ЧУДОВИЩЕ С ГОЛОВОЙ КРОКОДИЛА - АМАТ, ГОТОВОЕ ПОЖРАТЬ СОЛГАВШЕГО. ЕСЛИ ЧАШИ УРАВНОВЕШЕНЫ, ЗНАЧИТ, УМЕРШИЙ ЧЕСТЕН, ОН ВЫДЕРЖАЛ ИСПЫТАНИЕ ПЕРЕД СУДЬЯМИ И ДОСТОИН ОТПРАВИТЬСЯ В «СТРАНУ БЛАЖЕННЫХ» «ИСПОВЕДЬ ОТРИЦАНИЯ» Я не чинил зла людям… Я не нанёс ущерба скоту…. Я не творил дурного. … Я не поднимал руку на слабого…. Я никому не причинял страданий…. Я не сквернословил…. Я не обманывал и на пол-аруры… Я не давил на гирю…. ……………… Я чист, я чист!
МУМИФИЦИРОВАНИЕ ДЛЯ ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ НЕОБХОДИМО БЫЛО СОХРАНИТЬ ТЕЛА НЕТЛЕННЫМИ. ИЗ ТЕЛА ВЫНИМАЛИ ВСЕ ОРГАНЫ (КРОМЕ СЕРДЦА) И ПОМЕЩАЛИ ИХ В ОСОБЫЕ СОСУДЫ – КАНОПЫ. ТЕЛО БАЛЬЗАМИРОВАЛИ И ВЫСУШИВАЛИ 70 ДНЕЙ В «НАТРОНЕ» - ПОДОБИЕ СОДЫ. ДАЛЕЕ ПЕЛЕНАЛИ ЛЬНЯНЫМИ БИНТАМИ И КЛАЛИ В САРКОФАГ. СЛОИ БИНТОВ ПРОКЛАДЫВАЛИ ДРАГОЦЕННОСТЯМИ И АМУЛЕТАМИ. НА ГРУДЬ КЛАЛИ АМУЛЕТ СКАРАБЕЯ, НА ЛИЦО ОДЕВАЛИ МАСКУ. САРКОФАГ И МУМИЯ ЖРЕЦА ХОР-ХА. МУМИЯ КОШКИ, СВЯЩЕННОГО ЖИВОТНОГО. КОМПЛЕКТ КАНОП С КРЫШКАМИ В ВИДЕ ГОЛОВ СЫНОВЕЙ БОГА ХОРА.
САРКОФАГИ ДЕЛАЛИ ИЗ ДЕРЕВА, КОТОРОЕ В ЕГИПТЕ ЦЕНИЛОСЬ ДОРОЖЕ ЗОЛОТА. ОСОБЕННО ЦЕННЫМ СЧИТАЛОСЬ ЧЕРНОЕ ЭБЕНОВОЕ ДЕРЕВО ИЗ ЮЖНЫХ РАЙОНОВ АФРИКИ. ПО МАСКЕ ЛЕГКО ПОНЯТЬ, МУЖЧИНА ИЛИ ЖЕНЩИНА НАХОДЯТСЯ В САРКОФАГЕ: ЕСЛИ УШИ СПРЯТАНЫ ПОД ПАРИКОМ – ЖЕНЩИНА, УШИ ВИДНЫ – МУЖЧИНА. САРКОФАГ ВЕЛЬМОЖИ МАХУ. НОВОЕ ЦАРСТВО, XIV В. ДО Н. Э. ДЕРЕВО, КРАСКА, ПОЗОЛОТА, ФАЯНС (ИМИТАЦИЯ ЧЕРНОГО ЭБЕНОВОГО ДЕРЕВА) САРКОФАГ «ПЕВИЦЫ (ЖРИЦЫ) БОГА АМОНА» ИУСАНХ.
РОСПИСИ САРКОФАГОВ
В ГРОБНИЦУ КЛАЛИ ВСЁ, ЧТО МОЖЕТ ПОНАДОБИТЬСЯ УМЕРШЕМУ В ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ, НАПРИМЕР, ДРАГОЦЕННОСТИ, ЕДУ, ДАЖЕ ФИГУРКИ СЛУГ. УШЕБТИ – ФИГУРКИ, СИМВОЛИЗИРУЮЩИЕ СЛУГ УМЕРШЕГО (365 ФИГУР). ХРАНИЛИСЬ В СПЕЦИАЛЬНЫХ ЯЩИКАХ МАЛОИМУЩИЕ ЗАМЕНЯЛИ СТАТУЭТКИ ПАПИРУСОМ С ПЕРЕЧИСЛЕНИЕМ ИМЕН ПОМОЩНИКОВ. МОДЕЛЬ ПОГРЕБАЛЬНОЙ ЛАДЬИ С ГРЕБЦАМИ И ДВУМЯ СТАТУЯМИ В КОВЧЕГЕ XX-XVIII ВВ. ДО Н. Э. ДЕРЕВО, КРАСКА БОГ СОЛНЦА РА ДНЕМ ПЕРЕПЛЫВАЕТ НЕБО НА СВОЕЙ ЛАДЬЕ, А НОЧЬЮ СПУСКАЕТСЯ В ПОДЗЕМНЫЙ МИР, ГДЕ ПОБЕЖДАЕТ МРАК, И ПОД УТРО СНОВА ПОДНИМАЕТСЯ НА НЕБОСВОД. ЛАДЬИ В ЕГИПТЕ ДЕЛАЛИ ОДИНАКОВЫМИ С ОБОИХ КОНЦОВ, ЧТОБЫ УДОБНЕЕ БЫЛО МЕНЯТЬ НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ.
КАНОНЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖИВОГО ЧЕЛОВЕКА ИЗОБРАЖАЛИ ОДНОВРЕМЕННО И СПЕРЕДИ, И СБОКУ (ДВИЖЕНИЕ): • ПЛЕЧИ - В ФАС, НОГИ- В ПРОФИЛЬ; • ГЛАЗ - В ФАС, ГОЛОВА - В ПРОФИЛЬ; ЖЕНЩИНЫ - СО СВЕТЛОЙ КОЖЕЙ, МУЖЧИНЫ – С ТЕМНОЙ. ДЕТИ - ЧАСТО В ТЕХ ЖЕ ПРОПОРЦИЯХ, ЧТО И ВЗРОСЛЫЕ, НО С УКАЗАНИЕМ НА ВОЗРАСТ– БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ ВО РТУ, НАПРИМЕР. МУМИЮ ИЛИ УМЕРШЕГО ПОКАЗЫВАЛИ ИЛИ СТРОГО В ФАС, ИЛИ СТРОГО В ПРОФИЛЬ. КТО ВЫШЕ ПО СТАТУСУ, ТОТ КРУПНЕЕ И В КОМПОЗИЦИИ. РЕЛЬЕФ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПЛАКАЛЬЩИКОВ. РЕЛЬЕФ НАЧАЛЬНИКА СОКРОВИЩНИЦЫ ИСИ
СКУЛЬПТУРНЫЙ ПОРТРЕТ «ДУША-ДВОЙНИК» КА ОБЕРЕГАЛА ЧЕЛОВЕКА, ОТВЕЧАЛА ЗА ИНТУИЦИЮ, НАХОДИЛА ВЫХОД ИЗ ТРУДНЫХ СИТУАЦИЙ. ПОСЛЕ СМЕРТИ - ОБИТАЛА В ГРОБНИЦЕ И ПРИНИМАЛА ТАМ ПОДНОШЕНИЯ ОТ РОДСТВЕННИКОВ. СКУЛЬПТУРНЫЕ ИЗВАЯНИЯ ДОЛЖНЫ БЫЛИ СТАТЬ ПРИСТАНИЩЕМ ДЛЯ КА В СЛУЧАЕ УНИЧТОЖЕНИЯ ИЛИ ПОВРЕЖДЕНИЯ МУМИИ. ПОРТРЕТНОЕ СХОДСТВО БЫЛО ОЧЕНЬ ВАЖНО, ЧТОБЫ «ДУША-ДВОЙНИК» УЗНАЛА ХОЗЯИНА И ВСЕЛИЛАСЬ В НЕГО. ПОРТРЕТ АМЕНЕМХЕТА III. БАЗАЛЬТ Фараон – сын Ра. Лицо должно было соответствовать возрасту, но тело фараона – всегда сильное и молодое. СФИНКСА ФАРАОНА АМЕНХОТЕПА II. ЖЕЛЕЗИСТЫЙ ПЕСЧАНИК.
СТАТУЯ ЖРЕЦА АМОНА АМЕНХОТЕПА И ЕГО ЖЕНЫ ПЕВИЦЫ АМОНА РАННАИ ЧЕРНОЕ ЭБЕНОВОЕ ДЕРЕВО, ГЛАЗА ИНКРУСТИРОВАНЫ СТЕКЛОВИДНОЙ ПАСТОЙ. ИЗНАЧАЛЬНО - НАПЫЛЕНИЕ СЕРЕБРОМ ПО ДЕРЕВЯННОЙ ОСНОВЕ. УКРАШЕНИЯ ИЗ ЗОЛОТА. Новое царство. Период правления Хатшепсут. 15 век до н. э. Из коллекции В. С. Голенищева. Фивы. Приобретена в Луксоре В ГМИИ с 1911.
Египтяне много времени уделяли своему внешнему виду. ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ЕГИПЕТСКИЕ ПОДУШКИ. Помогали прическу. сохранить Для богатых – из золота, серебра, полудрагоценных камней и цветного стекла. Для бедняков – из меди и фаянса. Преобладали изображения скарабея – символ бога утреннего восходящего солнца Хепри. КОСМЕТИЧЕСКАЯ ЛОЖЕЧКА ДЛЯ БЛАГОВОНИЙ В ФОРМЕ ЦВЕТКА РОЗОВОГО ЛОТОСА, С РУЧКОЙ В ВИДЕ ПЛЫВУЩЕЙ ДЕВУШКИ. Слоновая кость. Эбеновое дерево. На ноге – татуировка в виде фигурки карликообразного существа – покровителя домашнего очага и женщин бога Бэса.
ПИСЬМЕННОСТЬ. СВЫШЕ 700 ИЕРОГЛИФОВ. ИЕРОГЛИФ МОГ ОЗНАЧАТЬ ОТДЕЛЬНОЕ СЛОВО, ТАК И ЗВУК. КАК В НАЧАЛЕ 19 ВЕКА ЖАН ФРАНСУА ШАМПОЛЬОН РАСШИФРОВАЛ ЕГИПЕТСКОЕ ПИСЬМО С ПОМОЩЬЮ НАДПИСЕЙ РОЗЕТТСКОГО КАМНЯ. КЛЮЧОМ СТАЛИ СЛОВА «ПТОЛЕМЕЙ» И «КЛЕОПАТРА» . НАДПИСИ ЧИТАЮТСЯ СЛЕВА НАПРАВА, СПРАВА НАЛЕВО ИЛИ СВЕРХУ ВНИЗ. НОВЫЙ АБЗАЦ НАЧИНАЕТСЯ С КРАСНОЙ БУКВЫ – «КРАСНАЯ СТРОКА» .
ФАЮМСКИЕ ПОРТРЕТЫ – ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ПОРТРЕТЫ (ЗАМЕНА МАСОК) В РИМСКОМ ЕГИПТЕ I—III ВЕКОВ. ПЕРВАЯ КРУПНАЯ НАХОДКА В ФАЮМСКОМ ОАЗИСЕ В 1887 ГОДУ. РАННИЕ ПОРТРЕТЫ - ТЕХНИКА ЭНКАУСТИКИ (ВОСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ РАСПЛАВЛЕННЫМИ КРАСКАМИ). ПОЗДНИЕ ПОРТРЕТЫ - ТЕМПЕРА ОСНОВА — ДРЕВЕСИНА РАЗЛИЧНЫХ ПОРОД: МЕСТНЫХ (ПЛАТАН, ЛИПА, СМОКВА, ТИС) И ИМПОРТИРОВАННЫХ (КЕДР, СОСНА, ЕЛЬ, КИПАРИС, ДУБ); ИНОГДА ХОЛСТ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУСАЛЬНОГО ЗОЛОТА. . САМЫЕ РАННИЕ ИЗ ИЗВЕСТНЫХ ОБРАЗЦОВ ДРЕВНЕЙ СТАНКОВОЙ ПОРТРЕТНОЙ ЖИВОПИСИ КОЛЛЕКЦИЯ ГМИИ им. А. С. ПУШКИНА НАСЧИТЫВАЕТ 22 ПОРТРЕТА
Египетский зал 13дек2014.pptx