
лекция 17 фил леч новая плехнов.ppt
- Количество слайдов: 12
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (ГОУ ВПО Крас. ГМА Рос. Здрава) Кафедра философии и социально-гуманитарных знаний l Лекция № 17 МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Плеханов. Ленин Читает кандидат философских наук, доцент КОМОВА Надежда Викторовна
ПЛЕХАНОВ ГЕОРГИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ (1856 -1918) • Крупнейший мыслитель 19 -20 вв. , русский философ-марксист, идеолог и основатель российской социал-демократии, считал марксизм самой цельной философией Главные труды: • «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» ; • «О материалистическом понимании истории; • «К вопросу о роли личности в истории» .
Теоретическая позиция: • примат теории над практикой; • изложение и популяризация марксистской философии в контексте всемирной истории философии; • включение марксизма в традицию истории материализма (французский материализм 18 в. и Фейербах) и истории диалектики (Гегель); • философия - система синтетических идей, объединяющих совокупность человеческого опыта на данной ступени интеллектуального и общественного развития, СИНТЕЗ ПОЗНАННОГО БЫТИЯ; • единственно сущее в мире – МАТЕРИЯ – СУБСТАНЦИЯ (основные атрибуты которой движение и мышление)
философия Плеханова – «философия объективного» • материя – субстанция имеет объективное существования, существует вне сознания и служит источником ощущения исходных орудий познания; • принцип - «все течет, все изменяется» - основной закон всего существующего; • мир не просто изменяется, но изменяется закономерно, поступательно; • законы движения мира – суть законы диалектики; • диалектика есть алгебра прогресса; • главная задача философии – решение вопроса об отношении духа к природе, мышления к бытию, субъекта к объекту; • не тождество субъекта и объекта, как у Гегеля, не их разорванность, как у Канта, а единство субъекта и объекта в духе материалистического монизма; • в объяснении истории Плеханов исходит из производственных сил, из степени власти человека над природой.
Философские взгляды В. И. Ленина Владимир Ильич Ленин (18701924) – крупнейший представитель марксизма после Маркса и Энгельса, основатель большевистской партии и советского государства
Ленин: «Материализм и эмпириокритицизм» : • первичность материи вторичность сознания • познаваемость мира • материалистическая теория познания – теория отражения, три основных гносеологических вывода: – вещи существуют объективно, независимо от сознания – между явлением и «вещью в себе» нет принципиальных различий; различия есть между тем, что познано, и тем, что еще не познано; – в познании действительности надо идти отнезнания к знанию, отнеполного, неточного знания к более полному и точному.
Классическое определение материи: • «материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них»
Философские идеи ( «Материализм и эмпириокритицизм» ) • • • открытия конца XIX - начала XX веков в области физики показали ограниченность метафизического материализма и подтвердили основные положения диалектического материализма: первичность материи – вторичность сознания; философское понятие материи – и естественнонаучные представления о ней; движение – способ существования материи; «Пространство и время, - утверждал Мах, - есть упорядоченная система наших ощущений. Получалась явная нелепость – не человек со своими ощущениями существует в пространстве и времени, а, наоборот, пространство и время существуют в человеке, в его ощущениях» ; пространство и время - формы существования материи; критикует субъективно – идеалистический взгляд на пространство и время; положение о познаваемости мира; диалектика абсолютной и относительной истины; о роли практики в познании (основа, цель познания, критерий истины); корни кризиса в естествознании ( V глава): новые открытия – (электрон и др. ) обнаружили новые свойства материи; выход: в сознательном переходе естествоиспытателей на позиции материалистической диалектики;
«Материализм и эмпириокритицизм» (1909) • Диалектический материализм, подобно всякому материализму, рассматривает познание как процесс отражения человеком объективной действительности, тогда как субъективный идеализм сторонников эмпириокритицизма и махизма, точно так же как и субъективный идеализм Беркли, не признает познание отражением объективной действительности и рассматривает его как процесс, целиком протекающий внутри сознания. В результате, подчеркивает Ленин, эмпириокритицизм впадает в солипсизм (существую лишь я один) и вступает в противоречие с естествознанием, говорящим о независимом от человека существовании мира. • Диалектика, по Ленину, - это определенная культура мышления, предостерегающая мысль от односторонности, упрощенческой схематизации, догматического окостенения и ориентирующая ее на поиск сложного, противоречивого, изменчивого, скрывающегося за видимой простотой и неподвижностью.
Политическая философия В. И. Ленина • Во-первых, это философия, ориентирующаяся на коренное переустройство общества, на ликвидацию всякого угнетения, социального неравенства. Ленин был убежден в необходимости именно радикального переворота и категорически отвергал реформизм. • Во-вторых, это философия революции как средства коренного переустройства. «Великие вопросы в жизни народов решаются только силой» . Так же как и Маркс и Энгельс, Ленин рассматривает революцию как следствие прежде всего объективных процессов. Но при этом Ленин вносит в марксистскую теорию немало новых моментов. Социалистическая революция, утверждал Ленин, не обязательно должна произойти в наиболее развитых капиталистических странах, как считали Маркс и Энгельс.
Политическая философия В. И. Ленина • • • В-третьих, это такая политическая философия, в которой под политикой понимаются прежде всего действия больших масс людей. «. . . Когда открытого политического выступления масс нет, - писал Ленин, - его никакие путчи не заменят и искусственно не вызовут» . В-четвертых, это такая философия, в которой большая роль отводилась субъективному фактору. Критикуя в работе «Что делать? » (1902) теорию «стихийности» так называемых «экономистов» , Ленин доказывал, что социалистическое сознание не возникает само собой из экономического положения пролетариата, - оно вырабатывается теоретиками на гораздо более широкой основе и должно вноситься в рабочий класс извне. Ленин разрабатывал и проводил в жизнь теорию партии как передовой, ведущей части класса; показывал роль субъективных моментов в революции, которые не возникают сами собой из объективной революционной ситуации. Все эти положения дали повод одним говорить о важном вкладе его в марксистскую теорию, а другим обвинять его в волюнтаризме. В-пятых, это такая политическая философия, которая нацелена на коренное изменение (иногда говорят - ликвидацию) самой политики, испокон века строящейся на разделении людей на управляющих и управляемых.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
лекция 17 фил леч новая плехнов.ppt