Господин Великий Новгород.pptx
- Количество слайдов: 11
ГОСПОДИН ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД
Господин Государь Великий Новгород. . . Так гордо именовали свой город новгородцы во времена расцвета знаменитой республики. Тут нет самовосхваления. Действительно, в средние века Новгород был столицей (или, как говорили в старину, господином и государем) огромной территории, простиравшейся от Кольского полуострова на севере до Торжка на юге.
В летописи первое упоминание о Новгороде, как уже существующем поселении, встречаем под 859 годом. Таким образом, он является самым древним русским городом в Российской Федерации. Однако эта дата не может быть принята как абсолютно точная. Дело в том, что летописи на Руси появляются лишь в XI веке и хронология описанных в них событий предшествующих столетий достаточно приблизительная, основанная на устной дохристианской традиции. Археологические раскопки, уже много десятилетий ведущиеся в Новгороде, пока что позволяют уверенно говорить о существовании городского поселения только с первой половины X века. Новгород — означает «новый город» . До сих пор среди исследователей русского средневековья нет единого мнения, по отношению к какому «старому» городу Новгород стал «новым» . В настоящее время наиболее убедительной представляется версия, что исторический предшественник Новгорода — Городище, холм на правом берегу реки Волхов, в двух километрах выше по течению от новгородского Кремля.
Новгород знаменит тем, что дважды стоял у колыбели русской государственности. Сначала в 882 году, когда во главе с князем Олегом новгородско-варяжское войско совершило поход на юг, по Ловати и Днепру, подчинив Киев и другие восточнославянские города на великом торговом пути «Из варяг в греки» . По воле Олега Киев стал столицей Древнерусского государства — Киевской Руси. Новгород был крупнейшим городом-крепостью на северо-западе Руси. Новгородцы в течение XI-XII веков совершали многочисленные походы на север, в нижнее течение Северной Двины, в Предуралье, на территорию нынешних Финляндии и Эстонии. В 1030 году они вместе с великим князем Ярославом Владимировичем основали город Юрьев (ныне Тарту).
В составе Киевской Руси Новгород пребывал до окончательного распада этого государства. Управлялся он наместниками великого киевского князя, нередко сыновьями главы государства. До вступления на киевский престол новгородскими князьями были, например, такие выдающиеся деятели русской истории, как Владимир Святославич, крестивший Русскую землю, и его сын Ярослав Мудрый. Однако уже в XI веке новгородцы пытались уменьшить свою зависимость от Киева. Ослабление великокняжеской власти привело к появлению в Новгороде должности выборного посадника. После восстания 1136 года в Новгороде торжествует принцип «вольности в князьях» . Новгородские князья приглашаются, а в случае конфликта изгоняются горожанами. С ними заключается договор об условиях княжения.
Постепенно в Новгороде развивались формы демократической государственности. Власть веча — народного собрания — ограничивала княжескую власть. На вече стали избирать высших магистров республики: посадника и тысяцкого. Новгородская республика была федеративным государством. Город представлял собой федерацию пяти районов-концов. В республике постоянно шла борьба между концами за политическое преобладание. Главным призом в борьбе была должность степенного посадника.
Важную роль в республике играла Церковь. Возглавлял её архиепископ, который, в отличие от епископов в других русских землях, назначавшихся митрополитом, избирался новгородцами на вече. Новгородский владыка фактически был главой государства. Договоры с иными державами Новгород заключал по благословению архиепископа. Не раз во внутриполитических конфликтах главе новгородской церкви, благодаря его высокому авторитету, удавалось мирить враждовавшие стороны. Православие являлось морально-нравственной основой жизни средневекового общества. От рождения до смерти новгородец находился под неослабным вниманием церкви. В старости многие горожане уходили в монастырь и заканчивали свой жизненный путь в «ангельском чине» . Вот почему внутри города и в его окрестностях существовали десятки монашеских обителей. Монастыри основывались богатыми боярами, князьями, архиепископами, жителями улиц и концов. Улицы Новгорода представляли собой самоуправляющиеся общины внутри концов. И каждая улица возводила свою церковь, а иногда и несколько, являясь церковной общиной, приходом.
Новгород, избежавший трагедии татарского разорения, занимает исключительно важное место в истории культуры, поскольку он сохранил многие выдающиеся памятники письменности, архитектуры, живописи, прикладного искусства XI—XIII веков. Древнейшей русской постройкой на территории России является знаменитый Софийский собор (1045— 1050). Это огромный шестиглавый храм с закрытыми галереями-папертями. Строгая простота его архитектурных форм, соединенная с величественной монументальностью, создает незабываемый образ этого памятника. В XI—XII веках Софийский собор был расписан фресками. На южной паперти можно видеть фреску «Константин и Елена» , ниже её сохранилась композиция «Деисус» ; кроме того, древняя роспись находится в центральном куполе храма. Остальная живопись собора относится к 1890 -м годам.
Несмотря на то, что Новгород не был захвачен и разрушен татарами, татаро-монгольское иго отрицательно сказалось на развитии новгородской архитектуры. В обстановке постоянной военной угрозы с запада и востока каменное строительство в городе замерло более чем на полстолетия и возобновилось только в конце века. В результате развития новгородского зодчества к 60— 70 -м годам столетия сложился новый тип храма, который практически в неизменном виде просуществовал вплоть до падения государственной самостоятельности Новгорода. Новый тип выработался на основе прежних достижений местных зодчих. Сохраняется четырехстолпная одноглавая конструкция. На смену трехапсидным церквам приходят одноапсидные. Вместо обычного для церквей XI—XII веков позакомарного покрытия появилось трехлопастное завершение с пониженными углами, удешевившее строительство. Таких церквей во второй половине XIV и первой половине XV века — времени расцвета Новгородской республики — было построено довольно много. Самые значительные достижения новгородского зодчества среди них — церкви Феодора Стратилата на Ручью (1360— 1361), Спаса Преображения на Ильине (1374), Петра и Павла в Кожевниках (1407).
В 1991 и последующих годах Русской Православной Церкви возвращены Софийский собор, Вяжищский, Юрьев и Хутынский монастыри, Перынский скит, церкви Покрова Пресвятой Богородицы Зверина монастыря, Бориса и Глеба в Плотниках. В них вновь слышно церковное пение…