-697423672.pptx
- Количество слайдов: 24
«Господин из Сан-Франциско» Иван Бунин
Почему рассказ называется «Господин из Сан-Франциско» ?
Слово «господин» говорит только о социальном положении главного героя. Он человек без имени. Такой же, как и все остальные богатые люди. Типичный. Шиманская Анна Александровна Св. Франциск Ассизский Он проповедовал крайнюю бедность, аскетизм, отказ от любой собственности. Основным свойством Франциска было живое, отзывчивое чувство сострадания.
Уже в названии спрятано противопоставление, какие еще противопоставления есть в рассказе?
• Богатство пассажиров и бедность прислуги • Мечтания и планы героя и то, что произойдет на самом деле в реальности • Триумфальный путь на Капри и бесславное возвращение обратно в трюме корабля • Жизнь и смерть. Отношение к смерти главного героя • Погода до смерти главного героя и после его смерти • Начало и конец рассказа • Притворство, жизнь на показ обитателей корабля и жизнь простых людей, например, Лоренцо, высокого старика лодочника • Новый свет и Старый свет
Как называется корабль, на котором плыл господин из Сан-Франциско? Как вы думаете случайно ли такое название? Символом чего является корабль?
Атлантида – известное по различным преданиям островное государство, которое населяли могущественные атланты. Во время сильного землетрясения, сопровождавшегося наводнением, остров был поглощен морем в один день и одну ночь, вместе со своими жителями
Только уже в самой последней редакции, незадолго до смерти, Бунин снял многозначительный эпиграф, ранее всегда открывавший этот рассказ: "Горе тебе, Вавилон, город крепкий" Это цитата из Апокалипсиса. Шиманская Анна Александровна
Почему кульминация рассказа происходит именно на острове Капри? Кульминация - точка, момент наивысшего напряжения в развитии чего-либо
«На этом острове, две тысячи лет тому назад, жил человек, совершенно запутавшийся в своих жестоких и грязных поступках, который почему-то забрал власть над миллионами людей и который, сам растерявшись от бессмысленности этой власти и от страха, что кто-нибудь убьет его из-за угла, наделал жестокостей сверх всякой меры, - и человечество навеки запомнило его, и те, что в совокупности своей, столь же непонятно и, по существу, столь же жестоко, как и он, властвуют теперь в мире, со всего света съезжаются смотреть на остатки того каменного дома, где он жил на одном из самых крутых подъемов острова» . Тиберий I, Клавдий Нерон Во время его правления был распят Иисус Христос.
Почему, на ваш взгляд, сюжет рассказа закольцован? Он начинается на «Атлантиде» и заканчивается на ней? В чем разница между описанием обстановки на корабле в начале рассказа и в конце?
Какую роль играет океан в этом рассказе?
Какие детали в этом рассказе вас больше всего удивили? Что вам показалось важным и значимым?
• Нанятая за деньги влюбленная пара. • Отношение к смерти господина из Сан. Франциско (как будто он что-то натворил). • На Капри главный герой увидел человека из своего сна. • «Что чувствовал, что думал господин из Сан-Франциско в этот столь знаменательный для него вечер? Он, как всякий испытавший качку, только очень хотел есть…» • Разделение «Атлантиды» на два мира: блистающий мир балов, оркестров верхних палуб и похожий на преисподнюю мир нижних палуб, где тысячи котлов, сочатся кипятком. Шиманская Анна Александровна
Попробуйте сформулировать одним предложением, о чем этот рассказ
Тематика рассказа • Тема ужасающих социальных контрастов • Трагичность губительной власти денег над человеком • Тема неизбежной гибели цивилизации • Тема отчужденности человека от основ нравственности и морали • Тема жизни и смерти
Идея произведения
• Идея обреченности бездуховного существования
Особенности композиции
• Взаимодействие двух изобразительных планов: внешнего, реалистичного и внутреннего, философского • В первом действие движется в конкретном настоящем с редкими экскурсами в прошлое – к естественному финалу • Во втором – объединяются все образные ряды, сюжеты, темы, образы-символы, выражающие авторскую мысль. Рассказ выливается в форму философской притчи
Образ главного героя • Миллионер из Америки, которая в начале XX века была самой могущественной страной империализма, задавала тон Европе и всему миру. • Он живет по законам вседозволенности и купли-продажи • У него нет ни собственного имени, ни биографии, ни ума, ни сердца. Он лишен и внутреннего содержания. За время пути он «только один раз подумал, а остальное же время только пил, ел, одевался и раздевался» • Американский капиталист причастен к созданию гигантского парохода «Атлантида» , и сам уподобляется механизму, живет по привычке, по образу и подобию людей своего круга, живет, как робот, автоматически справляя обычные физиологические потребности • Герой Бунина не способен к одухотворенной, творческой жизни, он не способен любоваться искусством, памятниками старины, красотой природы. • Жизнь господина из Сан-Франциско оказывается пустой, ничтожной, лишенной какого-либо смысла, что приводит к вырождению личности, к гибели человека
Образы-символы • Многопалубный корабль – макет устройства мира (верхняя палуба – «хозяева жизни» , нижняя – преисподняя) • Корабль – чудовищная машина, сотворенная людьми, - символ подавления человеческой души • Господин из Сан-Франциско, без имени, биографии, отличительных черт, без чувств и нравственных исканий – глобальный образ современной цивилизации, образ громадного зла, образ греха • Название корабля «Атлантида» - символ трагического исхода современной цивилизации
• Влюбленная пара, нанятая «играть в любовь за хорошие деньги» - символ фальши и продажности • Океан – знак бесконечности жизни и одновременно – знак стихии • Ящик из-под содовой – символ равенства всех перед смертью • Фигура Дьявола на скалах Гибралтара – прямой символ злых сил • Песни и молитвы абруццких горцев – символ гармоничного существования человека и природы • Простые итальянцы, люди труда - символы осмысленного человеческого существования
Философский смысл произведения • Жизнь прекрасна, но коротка, нужно ценить все её проявления – и первозданную красоту нетленной природы, и молодую прелесть девушки, и красоту душевного порыва, и все её духовные сокровища. Современная лжекультура породила самые чудовищные формы подавления человеческого естества, превратила человека в придаток машины, в грандиозный образ «мирового зла» , поэтому она обречена. Могущество, богатство, власть капитала призрачны и иллюзорны перед лицом единого для всех живых исхода – перед смертью. Вечна лишь та «чаша жизни» , которую человек сумел за свой короткий век наполнить благотворной влагой
-697423672.pptx