Годуновская школа иконописи.pptx
- Количество слайдов: 47
ГОДУНОВСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСИ
ГОДУНОВСКИЕ ПИСЬМА РУССКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСИ, (КОН ЕЦ XVI ВЕКА), ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ ДИОНИСИЕВСКОГО ИСКУССТВА, ТВОРЧЕСТВА А. РУБЛЁВА ПУТЁМ СЛЕДОВАНИЯ ДРЕВНЕМУ ИКОНОПИСНОМУ КАНОНУ. ИКОНЫ ОТЛИЧАЛИСЬ ЭКЛЕКТИКОЙ И АРХАИЧНОСТЬЮ. Борис Фёдорович Годунов.
ОСОБЕННОСТИ ГОДУНОВСКОЙ ШКОЛЫ • КАНОНИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ СОСЕДСТВУЮТ С ИЗОБРАЖЕНИЯМИ РАЗНЫХ ИСТОЧНИКОВ (ВИЗАНТИЙСКИЕ И ЗАПАДНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЖИВОПИСИ, ВПЕЧАТЛЕНИЯ ЖИВОЙ НАТУРЫ ), • МНОГОФИГУРНЫЕ СЦЕНЫ (ПОПЫТКА ИЗОБРАЖЕНИЯ ТОЛПЫ ЛЮДЕЙ В ВИДЕ КОМПАКТНОЙ МНОГОГОЛОВОЙ ГРУППЫ), • ОДНА КОМПОЗИЦИЯ ЧАСТО СОДЕРЖИТ НЕСКОЛЬКО ЭПИЗОДОВ.
ОСОБЕННОСТИ ГОДУНОВСКОЙ ШКОЛЫ • ХАРАКТЕРНО СОЧЕТАНИЕ ПЛОТНЫХ ОХРЯНЫХ, КИНОВАРНО-КРАСНЫХ И ГУСТЫХ ЗЕЛЕНОВАТО-СИНИХ ТОНОВ; • ЖЕЛАНИЕ ПЕРЕДАТЬ МАТЕРИАЛЬНОСТЬ ПРЕДМЕТОВ (В ЭТОМ НАПРАВЛЕНИИ ДЕЛАЮТСЯ ЛИШЬ ПЕРВЫЕ ШАГИ),
ОСОБЕННОСТИ ГОДУНОВСКОЙ ШКОЛЫ • ФИГУРЫ ПРЕДСТАВЛЕНЫ В РАЗНООБРАЗНЫХ ПОЗАХ И БЫСТРЫХ ДВИЖЕНИЯХ, • УДЕЛЯЕТСЯ ВНИМАНИЕ ПЕРЕДАЧЕ ОБЪЁМА И ТЕЛЕСНОСТИ ФИГУРЫ, БОЛЕЕ НАТУРАЛЬНЫЕ • ПРОПОРЦИИ ИЗЛЮБЛЕННЫЙ ТИП ЛИЦА - С ОСТРЫМ НОСИКОМ И МАЛЕНЬКИМИ ЗОРКИМИ ГЛАЗАМИ.
ПРИМЕРЫ ГОДУНОВСКОЙ ШКОЛЫ • РОСПИСИ ГРАНОВИТОЙ И ПАТРИАРШЕЙ ПАЛАТ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ,
ПРИМЕРЫ ГОДУНОВСКОЙ ШКОЛЫ • • XVI ВЕКЕ СТЕНЫ И СВОДЫ РАСПИСАНЫ ФРЕСКАМИ. 1668 ГОДУ РОСПИСЬ ВОЗОБНОВИЛ СИМОН УШАКОВ, СОСТАВЛЯЕТ ПОДРОБНУЮ ОПИСЬ СЮЖЕТОВ И РАСШИФРОВКУ НАДПИСЕЙ, ПРИ ПЕТРЕ I РОСПИСЬ УНИЧТОЖЕНА, СВОДЫ ВЫБЕЛЕНЫ, А СТЕНЫ ЗАТЯНУТЫ МАЛИНОВЫМ БАРХАТОМ С ВЫШИТЫМИ НА НЁМ ЗОЛОТЫМИ ДВУГЛАВЫМИ ОРЛАМИ. 1881 ГОДА, РОСПИСЬ ВОЗОБНОВЛЕНА ПАЛЕХСКИМИ ИКОНОПИСЦАМИ БРАТЬЯМИ БЕЛОУСОВЫМИ, В СООТВЕТСТВИИ С ОПИСЬЮ СИМОНА УШАКОВА.
• ГРАНОВИТАЯ ПАЛАТА. ПРИМЕРЫ ГОДУНОВСКОЙ ШКОЛЫ
• ГРАНОВИТАЯ ПАЛАТА. ПРИМЕРЫ ГОДУНОВСКОЙ ШКОЛЫ
• ГРАНОВИТАЯ ПАЛАТА. ПРИМЕРЫ ГОДУНОВСКОЙ ШКОЛЫ
• ГРАНОВИТАЯ ПАЛАТА. ПРИМЕРЫ ГОДУНОВСКОЙ ШКОЛЫ
• • ГРАНОВИТАЯ ПАЛАТА. ВЫБОР ВЕРЫ ВЕЛИКИМ КНЯЗЕМ ВЛАДИМИРОМ ПРИМЕРЫ ГОДУНОВСКОЙ ШКОЛЫ
• • ГРАНОВИТАЯ ПАЛАТА. ПРИТЧА О ПРАВЕДНОМ И НЕПРАВЕДНОМ СУДЬЕ ПРИМЕРЫ ГОДУНОВСКОЙ ШКОЛЫ
ПРИМЕРЫ ГОДУНОВСКОЙ ШКОЛЫ • БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В СОЛЬВЫЧЕГОДСКЕ АРХ. ОБЛ.
ПРИМЕРЫ ГОДУНОВСКОЙ ШКОЛЫ • БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В СОЛЬВЫЧЕГОДСКЕ АРХ. ОБЛ.
НОВОДЕВИЧИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ • ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬМ ВАСИЛИЙ III, 1524 Г. • МЕСТО ЗАТОЧЕНИЯ ЦАРСТВЕННЫХ ОСОБ ЖЕНСКОГО ПОЛА
СОБОР СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ • 1598 • РЕЗИДЕНЦИЯ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА, • БОРИС ГОДУНОВ ПРИНЯЛ ИЗБРАНИЕ НА ЦАРСТВО
ГОДУНОВСКАЯ ШКОЛА. НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ • ФРАГМЕНТ РОСПИСИ СМОЛЕНСКОГО СОБОРА. XVI В.
ГОДУНОВСКАЯ ШКОЛА. НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ • ТРОИЦА ВЕТХОЗАВЕТНАЯ.
ГОДУНОВСКАЯ ШКОЛА. НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ • ФРАГМЕНТ РОСПИСИ СМОЛЕНСКОГО СОБОРА. XVI В.
ГОДУНОВСКАЯ ШКОЛА. НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ • БОГОМАТЕРЬ ОДИГИТРИЯ СМОЛЕНСКАЯ.
ГОДУНОВСКАЯ ШКОЛА. НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ • ФРЕСКА. ВОИН ГЕОРГИЙ.
ГОДУНОВСКАЯ ШКОЛА. НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ ВОИН МЕРКУРИЙ.
ГОДУНОВСКАЯ ШКОЛА. НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ ВОИН МЕРКУРИЙ.
ГОДУНОВСКАЯ ШКОЛА. НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ ЕВАНГЕЛИСТ ЛУКА ПИШЕТ ИКОНУ БОГОМАТЕРИ.
ГОДУНОВСКАЯ ШКОЛА. НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ • БОГОМАТЕРЬ ОДИГИТРИЯ СМОЛЕНСКАЯ.
СТРОГАНОВСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСИ • РУССКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСИ, СЛОЖИВШАЯСЯ В КОНЦЕ XVI ВЕКА. • НАЗВАНИЕ ПО ИМЕНИ БОГАТЫХ КУПЦОВСОЛЕПРОМЫШЛЕННИКОВ СТРОГАНОВЫХ, • ЛУЧШИЕ МАСТЕРА ШКОЛЫ - МОСКОВСКИМИ ИКОНОПИСЦАМИ, РАБОТАВШИМИ В ЦАРСКИХ МАСТЕРСКИХ. • ПРИОБРЕТАЕТ БОЛЕЕ СВЕТСКИЙ ХАРАКТЕР, • РАСШИРЯЕТСЯ ТЕМАТИКА ИЗОБРАЖЕНИЙ.
ОСОБЕННОСТИ • • • ВИРТУОЗНЫЙ РИСУНОК И ЛИНИИ ТЩАТЕЛЬНАЯ ДРОБНАЯ И ТОНКАЯ ПРОРАБОТКА ДЕТАЛЕЙ БОГАТСТВО ОРНАМЕНТА ЧИСТЫЕ КРАСКИ ХАРАКТЕРНО ОТСУТСТВИЕ ПРАЗДНИЧНОСТИ И ЦВЕТНОСТИ, СУМРАЧНОСТЬ ЦВЕТОВОЙ ГАММЫ
ОСОБЕННОСТИ • МНОГОФИГУРНЫЕ КОМПОЗИЦИИ • ПЕЙЗАЖНЫЕ ПАНОРАМЫ (КРАСОТА И ПОЭТИЧНОСТЬ ПЕЙЗАЖА), • ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗАЩИТНИКОВ РОДИНЫ (СЕРГЕЙ РАДОНЕЖСКИЙ, СВЯТЫЕ БОРИС И ГЛЕБ), • ПРЕДПОЧТЕНИЕ МИНИАТЮРНЫХ ФОРМ
СТРОГАНОВСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСИ. ПРЕДСТАВИТЕЛИ СИМОН УШАКОВ, ГУРИЙ НИКИТИН ПРОКОПИЙ ЧИРИН НИКИФОР, НАЗАРИЙ, ФЁДОР И ИСТОМА САВИНЫ. • СТЕПАН АРЕФЬЕВ • ЕМЕЛЬЯН МОСКВИТИН • •
УШАКОВ СИМОН ФЁДОРОВИЧ 1626 — 1686, • РУССКИЙ МОСКОВСКИЙ ИКОНОПИСЕЦ И ГРАФИК. • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПОСЛЕДНЕМ ПЕРИОДЕ ИСКУССТВА МОСКОВСКОЙ РУСИ. • РИСУНКИ ДЛЯ РАЗНЫХ ПРЕДМЕТОВ ЦЕРКОВНОЙ УТВАРИ И ДВОРЦОВОГО ОБИХОДА, • ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА (ЦЕНТР ОБЩЕРУССКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА, ) ВОЗГЛАВЛЯЕТ ИКОНОПИСНУЮ МАСТЕРСКУЮ (БОЛЕЕ 20 ЛЕТ)
УШАКОВ СИМОН ФЁДОРОВИЧ 1626 — 1686, 1667 Г. "СЛОВЕ К ЛЮБОТЩАТЕЛЬНОМУ ИКОННОГО ПИСАНИЯ": • ВОСХИЩАЕТСЯ СВОЙСТВАМИ ЗЕРКАЛА, • • СПОСОБНОГО В ТОЧНОСТИ ВОСПРОИЗВОДИТЬ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, ПРИМЕНЯТЬ СВЕТОТЕНЕВУЮ МОДЕЛИРОВКУ В ТРАКТОВКЕ ЛИКОВ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОСЛОЙНЫХ ПЛАВЕЙ
УШАКОВ СИМОН ФЕДОРОВИЧ. «СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ» 1658.
УШАКОВ СИМОН ФЕДОРОВИЧ. «СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ» СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ. 1673. ДЕРЕВО, ТЕМПЕРА.
УШАКОВ СИМОН ФЕДОРОВИЧ. «СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ» 1658.
ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОГОМАТЕРИ 1668 Г. , 1663 ЦЕРКОВЬ ТРОИЦЫ В НИКИТНИКАХ, ДРЕВО ГОСУДАРСТВА МОСКОВСКОГО, ДРЕВНИЙ ЧУДОТВОРНЫЙ ОБРАЗ БОГОМАТЕРИ ВЛАДИМИРСКОЙ. МИТРОПОЛИТ ПЕТР И КНЯЗЬ ИВАН КАЛИТА, УСПЕНСКИЙ СОБОР МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ, ЦАРСКАЯ СЕМЬЯ: ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ, ЦАРИЦА МАРИЯ ИЛЬИНИЧНА И ИХ СЫНОВЬЯ – ЦАРЕВИЧИ АЛЕКСЕЙ И ФЁДОР.
ТРОИЦА ВЕТХОЗАВЕТНАЯ 1671 • ФИГУРЫ ВЛОЖЕНЫ В КРУГ, • ПО ПОДОБИЮ А. РУБЛЁВА, ЗАИМСТВУЯ ПОЗЫ, ЖЕСТЫ, РИСУНОК СКЛАДОК НА • • • ОДЕЖДАХ АНГЕЛОВ УСЛОЖНЕННЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ КУЛИСЫ, ПАОЛО ВЕРОНЕЗЕ «ПИР В ДОМЕ ЛЕВИЯ» ДЕТАЛИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ, ОБЪЕМНОСТЬ ЛИКОВ
ТРОИЦА ВЕТХОЗАВЕТНАЯ 1671 • ФИГУРЫ ВЛОЖЕНЫ В КРУГ, • ПО ПОДОБИЮ А. РУБЛЁВА, ЗАИМСТВУЯ ПОЗЫ, ЖЕСТЫ, • • • РИСУНОК СКЛАДОК НА ОДЕЖДАХ АНГЕЛОВ УСЛОЖНЕННЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ КУЛИСЫ, ПАОЛО ВЕРОНЕЗЕ «ПИР В ДОМЕ ЛЕВИЯ» ДЕТАЛИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ, ОБЪЕМНОСТЬ ЛИКОВ
ТРОИЦА ВЕТХОЗАВЕТНАЯ 1671 • ФИГУРЫ ВЛОЖЕНЫ В КРУГ, • ПО ПОДОБИЮ А. РУБЛЁВА, ЗАИМСТВУЯ ПОЗЫ, ЖЕСТЫ, • • • РИСУНОК СКЛАДОК НА ОДЕЖДАХ АНГЕЛОВ УСЛОЖНЕННЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ КУЛИСЫ, ПАОЛО ВЕРОНЕЗЕ «ПИР В ДОМЕ ЛЕВИЯ» ДЕТАЛИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ, ОБЪЕМНОСТЬ ЛИКОВ
АРХАНГЕЛ МИХАИЛ, ПОПИРАЮЩИЙ ДЬЯВОЛА • • • НЕОБЫЧНЫЙ «КРУГЛЯЩИЙСЯ» ПОЗЕМ. РИСУНКОМ НАМЕЧЕНЫ ФИГУРЫ ИЗБРАННЫХ СВЯТЫХ. В ЛЕВОМ НИЖНЕМ УГЛУ ОБРАЩАЕТ НА СЕБЯ ВНИМАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В МОЛИТВЕННОЙ ПОЗЕ, ОДЕТОГО В ПОСАДСКОЕ ПЛАТЬЕ И ОБУТОГО В САПОГИ.
ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ • • • НЕОБЫЧНЫЙ «КРУГЛЯЩИЙСЯ» ПОЗЕМ. РИСУНКОМ НАМЕЧЕНЫ ФИГУРЫ ИЗБРАННЫХ СВЯТЫХ. В ЛЕВОМ НИЖНЕМ УГЛУ ОБРАЩАЕТ НА СЕБЯ ВНИМАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В МОЛИТВЕННОЙ ПОЗЕ, ОДЕТОГО В ПОСАДСКОЕ ПЛАТЬЕ И ОБУТОГО В САПОГИ.
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «КИКСКАЯ» • • • НЕОБЫЧНЫЙ «КРУГЛЯЩИЙСЯ» ПОЗЕМ. РИСУНКОМ НАМЕЧЕНЫ ФИГУРЫ ИЗБРАННЫХ СВЯТЫХ. В ЛЕВОМ НИЖНЕМ УГЛУ ОБРАЩАЕТ НА СЕБЯ ВНИМАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В МОЛИТВЕННОЙ ПОЗЕ, ОДЕТОГО В
СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ • ПО ЗАКАЗУ БОЯРИНА БОГДАНА МАТВЕЕВИЧА ХИТРОВО НАПИСАЛ ИКОНУ "СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ" ДЛЯ ВКЛАДА В ТРОИЦЕ - СЕРГИЕВУ ЛАВРУ.
ХРИСТОС ЭММАНУИЛ • 1686, • ПОДНЕС ГОСУДАРЮ ИКОНУ СПАСА ЭММАНУИЛА, ЗА ЧТО БЫЛ ПОЖАЛОВАН СУКНОМ ДОБРЫМ И ТРЕМЯ РУБЛЯМИ НА ПРИКЛАД.
С. УШАКОВ. ИКОНА "СПАС- ВЕЛИКИЙ АРХИЕРЕЙ" 1657 -1658 ГГ • БОЛЕЕ МЯГКИМ, БОЛЕЕ ЧЕЛОВЕЧНЫМ, БОЛЕЕ ПЛОТСКИМ.
КНЯЗЬ М. В. СКОПИНШУЙСКИЙ • ПАРСУНА (ИСКАЖЁННОЕ ЛАТ. PERSONA — «ЛИЧНОСТЬ» , «ОСОБА» ) — РАННИЙ «ПРИМИТИВНЫЙ» ЖАНР ПОРТРЕТА В РУССКОМ ЦАРСТВЕ, В СВОИХ ЖИВОПИСНЫХ СРЕДСТВАХ НАХОДИВШИЙСЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИКОНОПИСИ.
ПРИМЕРЫ ГОДУНОВСКОЙ ШКОЛЫ • РОСПИСИ ГРАНОВИТОЙ И ПАТРИАРШЕЙ ПАЛАТ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ, • РОСПИСЬ СТЕН ТРОИЦКОГО СОБОРА В ВЯЗЕМАХ И ЦЕРКВИ БЛАГОВЕЩЕНИЯ В СОЛЬВЫЧЕГОДСКЕ, • ЧАСТЬ РОСПИСИ СМОЛЕНСКОГО СОБОРА НОВОДЕВИЧЬЕГО МОНАСТЫРЯ, КОТОРАЯ ДАТИРУЕТСЯ К. XVI В. , • РОСПИСЬ ТРОИЦКОГО СОБОРА В РОДОВОЙ ВОТЧИНЕ ГОДУНОВЫХ - ИПАТЬЕВСКОМ МОНАСТЫРЕ.