Традиционные промыслы Ивановской области.pptx
- Количество слайдов: 97
Год образования - 1929
Ивановская область была образована в 1929 году из окраинных районов трех смежных губерний — Владимирской, Ярославской и Костромской. Малоплодородные земли этого края издавна определили преимущественно торгово ремесленный характер деятельности местного населения. Близость к Москве, Нижнему Новгороду, Костроме, Ярославлю позволяла местным кустарям и торговцам быстро усваивать те новшества, которые появлялись в промыслах, ремеслах и промышленности других местностей и умело использовать их опыт. Уже в конце XVIII— начале XIX веков земли нынешней Ивановской области представляли собой регион активного развития ремесел и промыслов, ставших важной частью народной художественной культуры Верхнего Поволжья. Изделия художественных промыслов и ремесел Ивановского края в XIX веке свидетельствовали о высоком профессионализме местных мастеров в обработке различных материалов — дерева, глины, металла, о разнообразии художественных и технических приемов, используемых в изготовлении предметов быта, одежды, декоративного убранства домов, орудий труда. Особым мастерством отмечены изделия текстильных "промыслов — ткачество, вышивка, кружевоплетение — которые стали преимущественной местной специальностью, достопримечательностью и гордостью края.
Несмотря на особенности административного деления в XIX веке этот регион был пронизан взаимными связями — торговыми и промышленными. Большое влияние на жизнь населения оказы вали приволжские города и посады, расположение которых на главной водной дороге России способствовало развитию торговли в бурную эпоху становления всероссийского рынка. Северная, приволжская часть Ивановской области — это земли, прежде состав лявшие асть территории Костромской ч губернии, — три ее уезда, наиболее развитые в промышленно торговом отношении: Юрьевецкий, Кинешемский и Нерехтский (преобразованы в девять районов Ивановской области — Пучежский, Лухский, Юрьевецкий, Кинешемский, Вичугский, Родниковский, Приволжский, Заволжский и Фурмановский).
РАЙОНЫ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ОБРАЗОВАННЫЕ ИЗ ТЕРРИТОРИИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ Кинешемский Лухский Юрьевецкий Пучежский
РАЙОНЫ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ОБРАЗОВАННЫЕ ИЗ ТЕРРИТОРИИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ Заволжский Приволжский Фурмановский Вичужский Родниковский
Крупным торговым и промышленным центром был древний город Кинешма, который упоминается в исторических документах уже в XIV веке. Кинешемский уезд был разделен Волгой на две части. На этих приволжских землях главным занятием было земледелие, но своего хлеба до нового урожая не хватало, поэтому огромное значение для крестьян Кинешемского уезда имели дополнительные промысловые заработки. В уезде во 2 половине XIX века насчитывалось 53 различных промысла, некоторые из них не уступали по своей значимости земледелию. При этом промыслы довольно отчетливо разделились на квалифицированные и малоквалифицированные. К первым относились такие промыслы, где произошло отделение мастеров от земледельческого труда и состоялась их профессионализация: это прежде всего отхожий ткацкий промысел, когда мастера на год уходили на соседние фабрики.
В отличие от ткацкого промысла крупнейший в кинешемском уезде промысел по обработке шерсти развивался как кустарный, т. е. в местах проживания кустарей. Более 12 тысяч крестьян Кинешемского и соседнего Юрьевецкого уездов были заняты в этом промысле, разделявшемся на три основные ветви по виду изготовляемых изделий. Первой из них было изготовление валяных сапог и войлочных кошм. Это занятие настолько укоренилось здесь, что сохранилось до нашего времени в форме небольших сапоговаляльных фабрик Кинешемского района. В XIX веке в связи с этим промыслом возникло своеобразное ремесло — вышивание валяных сапог (деревня Рябинкино Юрьевецкого уезда, ныне Лухский район). Другим направлением по обработке шерсти было вязание варежек, носков и перчаток. Центром его было село Батманы Кинешемского уезда и более 70 окрестных деревень, а занято в нем было до 1200 человек. Третья ветвь промысла — производство грубого сукна. В некоторых деревнях существовало в связи с этим производством ремесло окраски сукна по заказу.
№ п/п Ремёсла по обработке шерсти Районы Виды изделий Кинешемский Юрьевецкий, ныне Лухский 1. Валяные сапоги и войлочные кошмы Вышивание валяных сапог (деревня Рябинкино) Валяние шерсти 2. Вязание Кинешемский, село Батманы Варежки, носки и перчатки 3. Ткачество из шести Кинешемский Производство грубого сукна
ВАЛЕНКИ
Другим крупным, известным промыслом в этих местах было вязание варежек и чулок, распространенное в Ильинской волости. Это был давно зародившийся промысел, коренными центрами которого считались деревни Редниково и Брянцево. После освобождения крестьян в 1861 году промысел получил развитие к началу XX века в нем было занято уже более 400 человек ж 16 селений вблизи Ильинского. Равным образом в промысле участвовали мужчины и женщины, старики и дети. Старинное вязание «в одну иглу» позднее сменяется и почти вытесняется «немецким» способом вязания в пять игл, более простым и быстрым. Варежки и чулки, выполненные «немецкой вязью» как менее трудоемкие были дешевле, чем те же изделия, изготовленные одноигольной (или «русской» , как ее называли) техникой вязания. Вязание заменило традиционные женские домашние ремесла — прядение и ткачество, пришедшие в упадок с возникновением механических ткацких и прядильных фабрик, а также с сокращением посевов льна. Варежное вязание можно отнести к чисто русским северным промыслам. Шерсть кустари получали из села Аньково, где было крупное валяльное заведение — его владелец скупал шерсть для переработки по всему Шуйскому уезду. Там же, в Анькове и в Ильинском, варежники сбывали свои изделия, которые затем вывозились торговцами в различные районы северных губерний России.
СУКНО
№ п/п Ремёсла по обработке дерева и древесных материалов Районы Виды изделий 1. Плетение лаптей Кинешемский, (с. Семёновское) 2. Плетение из ивового прута, сосновой щепы, корня, осины Корзины, мебель, Юрьевецкий, кузова для саней, Приволжский (Плёс), короба, лотки для Кинешемская хранения веретён 3. Долбление и точение по дереву Юрьевецкий (Вокопялово, Жуко во, Сениха, Двой ничиха, Бабиха Лотки, совки, корыта, ложки ополовники, игрушки, веретёна, шпули 4. Резьба по дереву Юрьевецкий Корабельная резьба, декор изб 4. Бондарное дело Кинешемская (С. Есиплево) Бондарная посуда, резные ковши 5. Изделия из бересты Кинешемская (Федосцино) Плетёные, изделия из пласта Лапти
Лапти Большинство крестьянских промыслов существовало как подспорье к земледелию и потому имело малоквалифицированный характер. Такие промыслы работали в основном для местных потребителей, однако некоторые из них со временем перерастали в широкое производство. Один из таких центров — село Семеновское Кинешемского уезда с окрестными деревнями, где был широко распространен промысел плетения лаптей, в нем участвова ло коло 900 мастеров из о 33 селений.
Лапти – самая древняя обувь на Руси. ЛАПТИ (ВЕРЗНИ, КОВЕРЗНИ, КРЕСТОВИКИ, ЛЫЧНИЦЫ, РАЧКИ) — представляли собой низкую легкую обувь, использовавшуюся круглый год и привязывавшуюся к ноге длинными шнурами — ОБОРАМИ Лапотной Россия оставалась до 30 х годов 20 века. Материал для лаптей всегда был под рукой: их плели из лыка липы, вяза, ракиты, вереска, из бересты и мочала. На пару лаптей обдирали три молоденьких (4 6 лет) липки. Нужно было лаптей немало и про свой обиход, и на продажу. "Добрый мужик в худую пору изнашивал в одну неделю не меньше двух пар лаптей", свидетельствовал известный до революции писатель и этнограф С. Максимов. Лапти для будней старались сделать прочными, чтобы дольше носились. Их плели из грубого широкого лыка. К ним прикреплялись подметки, которые оплетались пеньковыми веревками или тонкими полосками древесины дуба, размоченными в кипятке. В некоторых деревнях, когда на улице было грязно, к лаптям привязывались толстые деревянные колодки, состоявшие из двух частей: одна часть привязывалась к передней части стопы, другая — к задней. Будничные лапти, без дополнительных приспособлений, имели срок годности от трех до десяти дней.
Чтобы укрепить и утеплить свои лапти, крестьяне «подковыривали» их подошвы конопляной верёвкой. Ноги в таких лаптях не замерзали и не промокали. Отправляясь на покос, обувались в лапти редкого плетения, не удерживающие воду, рачки. Для работы по хозяйству удобны были ступни – подобие галош, только плетёные. Верёвочные лапти назывались чуни, их надевали дома или для работы в поле в жаркую, сухую погоду. В некоторых деревнях ухитрялись плести лапти из конского волоса – волосяники. Держались лапти на оборах – кожаных узких ремешках или верёвках из конопляного волокна (моченцах). Ноги оборачивали в холщёвые портянки, а потом закутывали в суконные онучи. Деревенские молодые франтихи появлялись на людях в писаных вязовых лаптях из тонкого лыка с чёрными шерстяными (а не пеньковыми) оборами и онучами. Самыми красивыми считались вязовые лапти (из лыка вяза). Их выдерживали в горячей воде тогда они розовели и становились твердыми.
Плетение из дранки, бересты, корня
Для крестьянской семьи плетение корзин из щепы было в основном подсобным занятием из за низких цен на изделия и за отсутствием времени: занимаясь только плетением корзин на продажу они не смогли бы прокормить свою семью. Плетением корзин крестьяне обычно занимались зимой. Особых мастерских не было, работать могли и в бане. Основной инструмент для производства – топор и нож. Для получения щепы в лесу выбиралась сосна толщиной не менее 30 сантиметров. По внешнему виду она должна быть ровной, без бугров, кривизны, сухих сучков. Крона должна быть не густой. Это определяется по внешнему осмотру. Для того, чтобы древесина хорошо расщеплялась выбирали мелкослойное и не смолистое дерево. Это качество определяли путем небольшой подрубки топором. Древесина считалась пригодной, если была без красноватого оттенка. Такая сосна хорошо расщеплялась. Наколотые саженные куски дерева клали в печь, «чтобы помякли» , через сутки они уже прекрасно расщеплялись ножом, и материалом спешили пользоваться, т. к. из «парного» материала легче делать корзины.
В смешанном лесу или хвойном бору часто можно встретить вывороченные с корнем деревья — выворотни. Обычно их много на полянах или ближе к опушке — здесь есть где разгуляться буре. Больше других страдают от шквальных ветров ели, у которых корни залегают неглубоко. Приглядитесь, и по краям лунки, оставшейся от вывороченного корневища, вы увидите торчащие концы еловых корней. Иной раз достаточно слегка потянуть — и на поверхности окажется длинный и тонкий, похожий на веревку корень. Некоторые из еловых корней имеют длину до десяти метров. Корни ели, сосны, кедра, пихты необыкновенно гибки. Свежий корень легко завязать узлом, не опасаясь сломать его. Высыхая, он становится упругим и прочным, а глянцевитая поверхность очищенного корня необыкновенно красива. Поэтому крестьянские умельцы не обошли корни своим вниманием. Если от плетеного сосуда требовалась высокая прочность, его плели из корней хвойных деревьев. Различную утварь из них — солоницы, крупеницы, корзины — называли корневушками. При выделывании корневушек применяли особую технику плетения — спиральную. Укладывая спиральными витками более толстый корень — основу, последовательно обвивали виток за витком тонким корнем — оплеткой.
Корзины из прута
Для плетения годятся только однолетние и двухлетние побеги ивы длинные, тонкие, гибкие. Семейство ивовых очень многочисленно. У нас в России насчитывается около 160 видов, на планете Земля более 600. Некоторые виды ивы имеют народные названия: ветла, верба, краснотал, плакучая ива. Прутья после срезки надо просушить, чтобы древесина не потеряла своего естественного цвета. Перед плетением их вымачивают, чтобы снять кору. Мочат прутья в какой нибудь старой посудине: в бочке, окоренке, ушате. Рыхло связанные пучки ставят в посудину комлями вниз и заливают комнатной водой не до верху, а сантиметров на 15 20. Это спровоцирует сокодвижение.
Неокоренный прут, срезанный в осеннее зимний период, или соковый, успевший подсохнуть при хранении, перед окоркой необходимо подвергнуть термической обработке (если не проводится искусственное Щемилка с сиденьем оживление). Простейшие конструкции щемилок: а - для окорки прута, б - для окорки палок Для этого слабосвязанные пучки прутьев, погружают в кипящую воду, кипятят в течение 1 3 ч, после чего вынимают небольшими партиями и окоряют еще горячими или теплыми. Иногда прутья вынимают все сразу и погружают в холодную воду. Зимой проваренные прутья можно вынести на улицу и засыпать снегом.
Неокорённый прут Окорённый прут Варианты плетения и отделки изделия
ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ ПЛЕТЕНИЯ ИЗ ЛОЗЫ
ПЛЕТЕНИЕ ДНА И БОКОВИНОК Плетение простой верёвочкой
Изделия плетёные из прута
Плетёная мебель из лозы
Одним из самых распространенных ремесел в Ивановском крае было плетение из ивового прута. Ассортимент изделий местной работы разнообразен — множество видов корзин, мебель, посуда, широкие воронки для ссыпки зерна, лотки для хранения веретен и утков и пр. К концу XIX века в различных районах Ивановского края, в особенности в уездах Костромской губернии, плетение оформилось в кустарный промысел. Его развитию способствовало обилие тальника и ивняка по берегам и на островах Волги. Крестьяне посвящали этому ремеслу свободное от полевых работ время. За зиму кустарь мог изготовить от 150 до 250 кор зин, виды которых определялись потребностями сельского хозяйства или соседних промыслов. Так появились корзины «кормовые» , «картофельные» , «ягнятники» , одноручные короба для перевозки валяной обуви и т. д. Промысел корзиноплетения имел особенно широкое распространение в береговых селениях Юрьевецкого уезда — в 16 деревнях Дьяковской и Обжерихинской во лостей, нем было занято в более 280 человек. Корзины отсюда везли на продажу в Пучеж, Сокольское. Другой крупный центр плетения находился вокруг села Светочева Гора близ города Плес — в промысле участвовало 220 человек из десяти деревень, корзины и другие изделия в основном сбывались в Плесе.
Со временем ассортимент изделий промыслов расширился — стали плести кузова для саней, мебель. Появились изделия из белого, очищенного прута. В плетении применялись и другие материалы — сосновая щепа, корешок. В деревнях Рябковской волости Кинешемского уезда более пятидесяти мастеров делали лукошки из осины — наколотые пластинки из древесины распаривались, за тем гибались в форме лукошка, края которого с сшивались лыком. После сушки в лукошко вставлялось днище — наколотые дощечки. За зиму каждый из мастеров мог изготовить до 300 лукошек, которые продавались в Плесе, Кинешме, Судиславле. К своеобразным крестьянским промыслам относилось производство гребней в с. Парское Юрьевецкого уезда и ряде соседних деревень (ныне Родниковский район), занесенное сюда одним из крестьян в середине XIX века. Гребни изготовлялись из рога и самшита и сбывались в столичных городах и крупных центрах Поволжья. Работа на дальние рынки сбыта требовала более со вершенной организации труда и поэтому в промысле возникает несколько мастерских с наемными рабочими, хозяева которых со средоточивали в своих руках все производство, технически доста точно сложное, со специальным оборудованием.
Плетёная мебель и санки из лозы
БОНДАРНАЯ ПОСУДА
Традиционная крестьянская работа с деревом и древесными материалами в XIX веке оформилась в разнообразные местные промыслы, как правило, небольшие, работавшие на ближнюю округу. Продукция этих промыслов обеспечивала основные потребности: крестьянского и отчасти городского населения в бытовых изделиях и инструментах для других видов промыслов. В Кинешемском уезде, в его заволжской, наиболее лесистой части, большое развитие получило бондарное дело. Центром это го промысла было село Есиплево с 13 деревнями. Бондарную посуду продавали в Кинешме и Плесе. Здесь же около 30 мастеров в деревнях Голочелово, Лакомцево, Костехово изготовляли резные ковши. В деревне Федосцино и некоторых соседних производили на продажу берестяные изделия. Разнообразие местных деревянных изделий представлено в (Коллекции народного искусства музея усадьбы «Щелыково» , находящейся вблизи современного Заволжского района Ивановской области.
БОНДАРНОЕ ДЕЛО
Постоянным спросом в крестьянской среде пользовалась деревянная посуда — токарная или долбленая. Вплоть до середины XIX века она украшалась резьбой или росписью. Однако соседство хохломского и городецкого промыслов — конкурентов в художественном оформлении деревянной посуды — не позволило развиваться местным промыслам этого рода. Во 2 половине XIX века местные мастера изготовляли самую простую бытовую утварь без какого либо декоративного оформления. Особенно большое место занимали деревообрабатывающие промыслы в жизни крестьян Юрьевецкого уезда. Большой промысел существовал в Кандауровской, Горбунихинской и Дьяконовской волостях — здесь изготовляли лотки, совки и корыта. В нескольких деревнях особое развитие получило изготовление 'крупных ложек ополовников (деревни Вокопялово, Жуково, Сениха и Двойничиха). В деревне Бабиха существовало производство игрушек, В целом в этих промыслах, связанных с обработкой дерева, было занято около 300 человек.
Долблёные и резные изделия из дерева Ковши Лопата Ложки Корыто Рубель
РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ В приволжских селах близ Юрьевца строились речные суда, баржи, в украшении (которых применялись знаменитая поволжская «глухая» резьба (ее еще называли «барочной» , т. е. корабельной) и роспись по дереву. В корабельном плотницком промысле было занято множество приволжских крестьян, оставлявших ради этого ремесла земледельческие работы. Резчики занимали в промысле важное место — кроме украшения судов длинные резные доски применялись в декоре домов, составляя основу своеобразия народной архитектуры Поволжья XIX века.
Глухая резьба в деревянном зодчестве
№ п/п 1. Ремёсла по обработке глины Изготовление посуды из глины (красноглиняной, чёрнолощённой) Районы Приволжский, Родниковский, Кинешемский Виды изделий горшки, крынки, кувшины, корчаги, тазы, умывальники, кружки
ГОНЧАРСТВО Среди местных подсобных промыслов выделялся качеством изготовляемых изделий такой промысел, как гончарство. Одной из причин развития местных гончарных промыслов было то, что гончарные деревни располагались вблизи крупных промышленных сел. Рядом с селом Яковлевским (г. Приволжск) было две больших гончарных деревни — Костенево и Петровская, число мастеров в которых достигало 100 человек. Это был старинный промысел, работавший на своей глине, удовлетворявший местные потребности в гончарной посуде. Она была весьма разнообразной — горшки, крынки, кувшины, корчаги, тазы, умывальники, кружки и многое другое. Изделия сбывались на соседних торжках. Можно предположить, что стилистически однородная коллекция гончарных изделий XIX — начала XX веков, принадлежащая музею заповеднику в г. Плесе, представляет именно этот промысел. Два основных вида керамики — это красноглиняная посуда, покрывавшаяся глазурью из свинцового сурика, и «синяя» посуда, декорированная лощением с простейшим геометрическим орнаментом. Сосудам свойственна мягкая округлость форм, красивый силуэт, пластическая выразительность подчеркнута профилировками в виде вдавленных или выпуклых ободков на горловине сосудов.
ТРАДИЦИОННАЯ ГЛИНЯНАЯ ПОСУДА Корчага – кухонная глиняная утварь для нагревания воды в печи, варки пива, кипячения белья со щёлоком. Сосуд c относительно нешироким горлом, покатыми плечиками и округлым туловом. У корчаг, предназначенных для варки пива, кваса, браги, в нижней части тулова делали отверстие для слива, закрываемое деревянной пробкой. Корчага Глиняные горшки в традиционном крестьянском быту – самая употребительная посуда для приготовления пищи и хранения съестных припасов. Форма печного горшка была хорошо приспособлена для варки еды в русской печи вокруг узкой нижней части он обкладывался дровами или углями, таким образом, жар охватывал горшок со всех сторон. Горшок
Крынка (кринка) – очень древний тип русского сосуда. По свидетельству археологов была известна ещё в X XIII вв. В глиняных кринках обычно хранили и подавали на стол молоко или простоквашу. В зависимости от дополни тельной обработки, кринки могли быть обварными, обливными (муравлёными), морёными, лощёными и киноваренными. Кувшин, как и кринка, – глиняный сосуд с высоким горлом. Он имел небольшой носик и изогнутую ручку. Кувшины обычно были обливными, т. е. на его поверхность наносилась глазурь различных цветов. Кувшины считались праздничной посудой, и из них могли угощать не только молоком, но и квасом, брусничной водой, пивом.
Кубышка широкий сосуд с круглым туловом, которое переходит в узкую горловину, и с небольшим носиком сливом, а иногда и с ручкой. Служили для хранения масла. В подобных гончарных изделиях держали и деготь. Но тогда они уже назывались дегтярницами. Миска глиняная деревенская Тарелка глиняная
ЧЁРНОЛОЩЁНАЯ КЕРАМИКА
Вблизи другого крупного промышленного села Середа Упино (т. Фурманов) существовали свои гончарные деревни — Кучиха и Иванково. Старинный промысел находился в Филисовской волости (ныне Родниковский район), он охватывал 13 деревень, где гончарством занималось до 180 человек. Близ Кинешмы, в южной части современного Кинешемского района располагался еще один значительный промысел. Его составили десять селений, в том числе такие крупные, как Решма и Шилекша, а также деревни Бахарево, Высокино, Олешова, Самсониха, Барсуки и другие. В окрестностях этих сел и деревень были богатые залежи гончарной глины. Гончарный промысел здесь для крестьянского хозяйства по своему значению был равен земледелию, им занимались около 320 человек круглый год. Работали семьями, каждая семья в неделю изготовляла до 200 изделий различного типа. Посуду возили в Кинешму, Плес, Солдогу.
В гончарных промыслах долго удерживался древний тип гончарного круга — ручной, укрепленный на скамье (по местному «кружало» ). Более совершенные ножные круги встречались редко, стоили они дорого. Однако и на ручном круге гончары созда вали пластически совершенные изделия. Наряду с тонкостенной глазурованной керамикой бытовала простейшая обварная посуда — горшки из серой глины. Вылепленные из глиняных жгутов горшки обваривались в мучном растворе. Такое производство, существовавшее, например в деревне Долгово под Кинешмой, в деревне Романиха близ Юрьевца, снабжало дешевой посудой в основном крестьян ближних селений.
В Кинешемском уезде бытовал еще один промысел, ныне практически забытый в этих местах — промысел кружевоплетеия в деревнях Клеванцово, Козловка, Починок. Текстильные изделия, украшенные местным кружевом, хранятся в Плесском музее заповеднике, в музее усадьбе «Щелыково» . В этом изящном коклюшечном кружеве применялись тончайшие нитки высокого качества, пряденые из местного льна. Характерной особенностью местного кружева является сочетание очень плотной вилюшки полотнянки, создающей крупный узор, и сильно разреженной сетчатой основы фона. Кружевной промысел был гораздо менее развит и устойчив по сравнению с вышивальным и к концу XIX века почти заглох, отчасти сохранилось лишь производство узкого мерного кружева.
Кружевоплетение Когда речь заходит о кружевах в специальной литературе, «настоящими» считаются кружева, выплетенные на коклюшках. Коклюшечные кружева разделяют на сцепное, многопарное и численное (бессколочное и безбулавочное). В отличие от других видов кружев, эти плетутся не одной, а сразу несколькими нитками, намотанными на специальные приспособления — коклюшки. На Руси такие кружева известны с тринадцатого века. Первое упоминание о кружевах датируется 1252 годом. Первые известные русские кружева были сплетены из золотых и серебряных нитей и украшены жемчугом.
В Россию заморские кружева пришли вместе с модой на европейское платье при Петре I. Русские рукодельницы обогатили иноземные узоры мотивами русской народной вышивки настолько, что плетеное кружево вошло в историю мировой культуры под названием русского. По мере распространения в разных местностях кружево приобретало там свои особенности: вологодское, елецкое, киришское, вятское, московское, галицкое, рязанское и другие кружева имели самобытность и характерный стиль. В отличие от других видов плетения, коклюшечное кружево не было занятием для досуга. Коклюшки — дело неспешное, деревенское, не развлечение, а заработок.
ПРИЁМЫ ПЛЕТЕНИЯ КРУЖЕВА Перевить — это значит перекинуть или переложить правую коклюшку через левую, что делается движением одной руки ( правой или левой) с помощью большого пальца той же руки. Сплести — это значит поменять местами внутренние коклюшки правой и левой руки так, чтобы левая коклюшка проходила над правой, а не наоборот.
ПРИЁМЫ ПЛЕТЕНИЯ КРУЖЕВА Сплести в ползаплёта — перевить и сплести один раз. Сплести в полный заплёт — ереплетение п в ползаплёта повторить 2 раза
РАЙОНЫ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ОБРАЗОВАННЫЕ ИЗ ТЕРРИТОРИИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ Ильинский Тейковский
В юго западную часть Ивановской области вошли земли Ростовского уезда Ярославской губернии. В Ярославской губернии были распространены промыслы по обработке металлов. Старинными центрами этих производств были слобода Норское, Дудкино, деревни Гридино (Ярославский уезд). Сельские промышленники специализировались на изготовлении различного рода мелких гвоздей, железных деталей для сельскохозяйственных орудий, конской утвари и пр. Еще в XVI веке «кузнечное дело» становится одним из основных занятий для крестьян село Караш (Ростовский уезд). Кузнецы этого села неоднократно привлекались в XVII веке для работ на Патриаршем дворе в Москве. Крестьяне, занимавшиеся железоделательными промыслами, специализировались на изготовлении тележных втулок, цепей, скоб, петель, заступов, крючков, плужных лемехов. Их продукция появлялась на рынках Ярославля, Москвы, Устюга и других городов. К началу XIX века эти промыслы постепенно сокращаются в силу того, что на рынках региона появляется аналогичная фабричная продукция.
Селения шести его волостей Ярославской губернии образовали впоследствии Ильинский и часть Тейковского района Ивановской области. В этих местах существовал целый ряд крупных крестьянских промыслов, уходящих своими корнями в XVIII век, а то и в более давние времена. Так, наиболее известным из местных промыслов был Гарский кузнечно слесарный. Крестьяне села Гари были прирожденными кузнецами, по преданию, начало промысла относится к XV веку, когда селом владел князь Приимков, поощрявший кузнечное ремесло. Согласно другой легенде, этот промысел был насажден в здешних местах зна менитым промышленником Демидовым в XVIII веке. Обилие преданий, относящихся к промыслу, свидетельствует о его укорененности и большом значении для жизни местного крестьянства. Во 2 половине XIX века промысел охватывал более 50 деревень. Здесь изготовляли различные сельскохозяйственные орудия, топоры, лопаты, железные петли и скребницы. Кузнецы Гарской волости специализировались на изготовлении каретных приборов — возникновение этого вида ремесла определила существовавшая в этих местах экипажная фабрика, после закрытия которой мастера стали работать на широкий рынок, сбывая свои изделия в Москву, Петербург и Ярославль.
Другим крупным, известным промыслом в этих местах было вязание варежек и чулок, распространенное в Ильинской волости. Третьим значительным промыслом, известным и за пределами губернии, было гончарство. В Ростовском уезде Ярославской губернии, богатой залежами гончарных глин, было несколько центров производства керамики. Гончарство Щениковокой волости было наиболее старым по происхождению. В период своего наивысшего развития промысел насчитывал до 500 гончаров в 14 деревнях. К началу XX века их число сократилось до 150— 200 человек. Основными гончарными селами были Бордовое, Лаврово, Вязовое, Логинково, Хритонцево, Демнево, Бараново, Антушково и др. Здесь изготовлялось два вида гончарной посуды из местной красной глины — кувшины и горшки, причем селения специализировались на одном из видов: десять сел делали только кувшины, а в четырех других — горшки. Изделия этого промысла находили сбыт в основном на базарах в селе Ильинском Хованском, отчасти — в Ростове и Ярославле.
РАЙОНЫ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ОБРАЗОВАННЫЕ ИЗ ТЕРРИТОРИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ Ивановский Шуйский Верхнеландеховский Савинский Пестяковский
РАЙОНЫ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ОБРАЗОВАННЫЕ ИЗ ТЕРРИТОРИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ Лухский Палехский Южский Тейковский Гаврилово-Посадский
Третьей частью Ивановской области стали земли Владимирской губернии — вошедший полностью Шуйский уезд и отдельные волости Суздальского, Юрьевского, Гороховецкого и Вязниковокого уездов. Эти земли образовали южную и юго западную часть области (районы Шуйский, Верхне Ландеховский, Пестяковский, Лухский, Тейковский, Савинский, Палехский, Южский, Гаврило Посадский). Эта часть Владимирской губернии — ее северная, приклязминская полоса — отличалась особенно интенсивным торгово промышленным развитием, которому способствовало удобное срединное положение губернии между другими районами России и ее важнейшими, рынками — Москвой, Нижним Новгородом, Казанью. Дополнялось это развитым водным сообщением по рекам Клязьме, Оке и Волге. Такие преимущества в территориальном, а следовательно в торговом положении, компенсировали бедность местных почв, так как в обмен на многочисленные и разнообразные промысловые изделия сюда ввозился дешевый хлеб из других районов. Здесь было много богатых торгово промышленных сел, население которых отличалось чрезвычайной энергичностью и предприимчивостью.
Важнейшей областью промышленной и торговой деятельности в Ивановском крае было ткацкое производство. Ткацкие промыслы здесь на протяжении XVIII—XX веков развивались в ложной общественной и производственной структуре, соединяющей различные формы организации труда – домашнюю, кустарную, мануфактурную, фабричную и различные виды самого ткачества, льняного и хлопчатобумажного. Большое значение льноткачества в крестьянском хозяйстве Ивановского края было определено значением этого района как льноводческого. Наиболее важным источником местного льна были смежные уезды — Юрьевецкий в Костромской губернии и Гороховецкий во Владимирской. В особенности славились по всей России гороховецкие (или гороховокие» ) льняные нитки, производившиеся в районе Гороховецкого Залесья, вокруг Верхнего и Нижнего Ландехов, Пестяков, — эти нитки, отличающиеся особой тонкостью и белизной, широко использовались и в кружевоплетении. Крупным центр льноводства на юго западе края был Суздальский уезд, где лён сеяли по берегам Нерли. Центрами торговли льном и льняными изделиями были посад Пучеж и Гавриловский Посад.
№ п/п 1. Ремёсла по обработке текстильных материалов Ткачество 3. Набойка Вышивка Виды изделий Льняные, шерстяный нити Прядение 2. 4. Районы Шуйский, Верхне Ландеховский, Пестяковский, Лухский, Тейковский, Савинский, Палехский, Южский, Гаврило Посадский Узорные пояса, узорные детали одежды, холст Набивные платки, ткань Полотенца, элементы костюма, скатерти и др.
Прядение и ткачество были самыми трудоемкими из всех видов работ, падавших на плечи крестьянки. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой. Такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд. Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених невесте, муж жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.
Прялки были двух типов: с гребнем и с лопастью. Гребневые бытовали в центральных, южнорусских губерниях и в Поволжье. А с лопастями на Севере, а также в центральных губерниях, на Урале, в Сибири, на Алтае. "На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу" эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана. Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым. "Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно кудель привязывалось к верхней части прялки лопасти, а на сиденье прялки донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь, сильнее она оборвется, а чуть слабее будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено, и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тыс. метров пряжи!
Прялки с гребнем и с лопастью Прялка с куделью Мочесник Ручные веретёна
Коллекция прялок. Музей реставрации. г. Суздаль.
Поэтому прясть и готовить себе приданое девушка начинала уже с 6 - 8 лет. Веретена с напряденными нитками - мочками пряхи складывали в специальную коробку мочесник. Стенки его были расписаны также нарядно, как и сама прялка. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки, или супрядки, - веселые вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась пением, играми и плясками (см. рис. ). Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки.
Самопрялка с рогулечным веретеном
Приспособления для прядения
О ЗНАЧЕНИИ ПОЯСА В ДРЕВНОСТИ Еще в начале 20 столетия пояс был неотъемлемой частью славянской одежды: повседневной, праздничной, ритуальной. Самые разнообразные узорные пояса еще в 1920 гг насилии в будни и праздничные дни, взрослые и дети, мужчины и женщины. Женщины носили пояс на талии поверх фартука, либо под грудью. Мужчины – высоко под грудью, на животе или ниже живота, обкручивая его вокруг стана не менее двух раз. Завязывался пояс узлом спереди или с боку, чтобы концы свешивались на 20 40 см и более. Способ навязывания поясов обозначал их длину, которая варьируется от 1, 5 до 4 м. , отдельные пояса достигают 5 6 м. Ширина поясов тоже различна, обычно повседневную рубаху подпоясывают тонким полувершковым поясом (22 мм) или вервью (специально сплетенная из льна веревка).
Праздничную рубаху подпоясывали разноцветным, с родовой обереговой символикой вершковым поясом (44, 45 мм), а ритуальную рубаху широким поясом в 1, 5 2 вершка(6, 5 88, 9 мм). Пояс в традиционной одежде объясняется не только функциональной необходимостью, но и наделяется глубоким символическим смыслом. Повязывание пояса означает готовность к деяниям и способность эти деяния осуществить. Ношение пояса также связывалось с моральным обликом человека. Отсутствие пояса усматривалось как нарушение обще принятых норм поведения. По сей день негативное значение имеют слова «распоясаться, поясничать и т. д. » . Пояс как часть одежды человека принимающая форму круга повсеместно употреблялся в качестве оберега. Считалось, что подпоясанного человека «бес боится» , снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, к нечистой силе и т. д. Поэтому пояс снимали при добывании цветка папоротника в ночь празднования дня Бога Купала при поисках клада.
ПЛЕТЁНЫЕ ПОЯСА
ПОЯСА
ТКАЧЕСТВО ПОЯСА НА БЕРДЫШКЕ
ЗАПРАВКА БЁРДЫШКА. ТКАЧЕСТВО НА БЁРДЫШКЕ
Процесс заправки бёрдышка
ТКАЧЕСТВО НА БЁРДЫШКЕ
ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ ТКАЧЕСТВА ПОЯСОВ И ТЕСЬМЫ НА ДОЩЕЧКАХ
ЗАПРАВКА И КРЕПЛЕНИЕ ДОЩЕЧЕК
ПРОСТЫЕ СХЕМЫ ТКАЧЕСТВА НА ДОЩЕЧКАХ
Пояса также изготовляли с помощью плетения из нитей.
Пояса на вилке Такие пояса бывают двух видов: с полотняным переплетением и саржевым переплетением нитей. Пояса, плетеные таким способом, на русском Севере носили женщины. Что такое "вилка"? Это круглая деревянная палочка, размером может быть до 60 см, с развилкой на одном конце. На левую вилу привязывается одна половина нитей пояса, а другая половина, на правую. И каждая верхняя ниточка поочередно прокладывается через одну нить с одной стороны на другую сторону, до середины пояса, и наоборот. При правильном проведении нитей с одной и с другой стороны, нити в серединке перекрещиваются. А при саржевом переплетении, нить проводится через две со смещением на одну нить в каждом ряду.
Плетение «на игле» (или «в бутылку» )
Издревле ивановская земля славится высоким искусством лаковой миниатюры, строчевышивки, ювелирного дела, изготовлением фольклорных костюмов, художественной обработкой дерева и росписью по ткани. Все эти промыслы земли Ивановской сохраняют богатейшие культурные традиции наших предков и являются уникальными произведениями. В регионе распоряжением ежегодно Губернатора утверждается Перечень предприятий народных художественных промыслов Ивановской области. В соотствии с Перечнем статус предприятий народных художественных промыслов имеют 11 организаций: ООО «Ивколор-плюс» , г. Иваново ООО «Художники Палеха» , п. Палех ООО «Товарищество Палех» , п. Палех ПК «Объединение художников Палеха» , п. Палех ООО «Холуйская художественная фабрика лаковой миниатюры» , с. Холуй ООО «Русская лаковая миниатюра» , с. Холуй ООО «Шуйская строчевышивальная фабрика» , г. Шуя ЗАО Пучежское предприятие художественных промыслов «Истоки» , г. Пучеж ООО «Ришелье» , г. Пучеж ООО «Пестяковская строчевышивальная фабрика» , п. Пестяки ООО «Вышивка» , п. Пестяки
Развитие народных художественных промыслов и ремесел Ивановская область является зоной сосредоточения традиционных народных ремесел и промыслов, на базе которых развито производство изделий народного творчества и сувениров, являющееся доходным видом индустрии туризма. Все промыслы и ремесла можно подразделить на три основные группы: 1. Уникальные художественные промыслы. 2. Кустарные ремесла. 3. Старинные традиционные виды промышленного производства.
1. Уникальные художественные промыслы представлены следующими видами промыслов и ремёсел: • Лаковая миниатюра с тончайшей росписью темперными красками палехских и холуйских мастеров, известная во всём мире и не имеющая аналогов (п. п. Палех, Холуй); • возрождающаяся иконопись палехских мастеров (п. Палех); • производство ювелирных изделий из серебра и недрагметаллов Приволжского завода "Красная Пресня" и филигранных ювелирных изделий "Силвера" из золота и серебра с использованием финифти и лаковой миниатюры палехских мастеров (г. Плёс); • художественное ручное узорное ткачество; • ручная вышивка и строчевышивка; • художественная обработка дерева; • производство гармони; • создание уникальных национальных народных костюмов.
2. Наряду с широко известными уникальными художественными промыслами в Ивановской области издавна бытовали разнообразные кустарные ремёсла, которые обеспечивали хозяйственные и эстетические потребности местных жителей, шли на рынок в крупные города. Кустарное производство сувениров и предметов народного творчества в настоящее время далеко от возможностей региона, процесс производства поддерживается домами ремёсел (по Ивановской области 15 домов ремёсел) и энтузиастами мастерами умельцами высокого художественного уровня.
3. Из традиционных ремёсел можно отметить: домашнее ткачество, вышивку, швейное дело, плетение из лозы и бересты, бондарное, кузнечное, кожевенное, столярное. Из старинных традиционных промышленных видов производства можно выделить два основных направления это текстильное: производство хлопчатобумажных и льняных тканей с художественной обработкой, суконная промышленность, швейное дело (Иваново, Кохма, Кинешма, Шуя, Приволжск, Юрьевец, Южа) и коннозаводчество (Гаврилов Посад владимирские тяжеловозы; Васильевское спортивные скакуны арабской, английской, орловской и тракенинской породы). Высокую художественную ценность имеют авторские уникальные произведения народных умельцев. Изделия из дерева, лозы, бересты, металла конкурентоспособны и представляют большой интерес.
Изготовление сит Продажа сит на ярмарке
Традиционные промыслы Ивановской области.pptx