Скачать презентацию ГНОСЕОЛОГИЯ 1 ПОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА СУЩНОСТЬ Скачать презентацию ГНОСЕОЛОГИЯ 1 ПОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА СУЩНОСТЬ

5.Гносеология.pptx

  • Количество слайдов: 29

ГНОСЕОЛОГИЯ 1. ПОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ЗНАНИЯ. 2. ПРОБЛЕМА ОБЪЕКТА ГНОСЕОЛОГИЯ 1. ПОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ЗНАНИЯ. 2. ПРОБЛЕМА ОБЪЕКТА ПОЗНАНИЯ В ГНОСЕОЛОГИИ. 3. СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ. ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ В ПОЗНАНИИ. 4. ПРОБЛЕМА СУЩНОСТИ И КРИТЕРИЕВ ИСТИНЫ В ГНОСЕОЛОГИИ. 5. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ.

ГНОСЕОЛОГИЯ. ВОПРОС № 1. ПОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ЗНАНИЯ Познание ГНОСЕОЛОГИЯ. ВОПРОС № 1. ПОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ЗНАНИЯ Познание - завершающий этап развития форм отражения в живой природе. Его возникновение связано с производящей деятельностью человека. Познание - процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире. МОДЕЛИ ПОЗНАНИЯ 1. ПОЗНАНИЕ КАК ПРИПОМИНАНИЕ (ПЛАТОН, ДЕКАРТ) 2. ПОЗНАНИЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ (ДЕМОКРИТ, ЭПИКУР) 3. ПОЗНАНИЕ КАК ИСТОЛКОВАНИЕ (ЭКЗЕГЕТИКА СРЕДНИХ ВЕКОВ) 4. ПОЗНАНИЕ КАК КОНСТРУИРОВАНИЕ (КАНТ)

ГНОСЕОЛОГИЯ. ВОПРОС № 1. ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА 1. ОПТИМИСТЫ (материалисты) - исходят из положения ГНОСЕОЛОГИЯ. ВОПРОС № 1. ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА 1. ОПТИМИСТЫ (материалисты) - исходят из положения о тождестве бытия и мышления, то есть об эволюции материального мира и свойства отражения, которое достигает своих высот в сознании человека. Сознание отражает вещи, на основе деятельности проникает в их сущность, а критерием правильности познания выступает практика. Мир принципиально познаваем, а в целом – нет, т. к. бесконечен и изменчив. 2. ПЕССИМИСТЫ (АГНОСТИКИ) (субъективные идеалисты): мир не познаваем; познаваемы только образы вещей в сознании, которые никогда не могут адекватно представлять вещи. 3. СКЕПТИКИ (Протагор, Горгий, Пиррон) - признавая принципиальную возможность познания, скептицизм выражает сомнение в достоверности знаний. Например, Пиррон считал, что вещи не могут быть познаны ни разумом, ни чувствами, а потому мы не можем предпочесть какое бы то ни было знание о них. То, что чувства довольно часто обманывают – очевидно, но очевидно и то, что всякое логическое познание опирается на какую то истину, та – еще на какую то истину и так до бесконечности. Поэтому никакое знание нельзя признавать истинным.

ГНОСЕОЛОГИЯ. ВОПРОС № 1. по зн ан ия СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ ме то д ГНОСЕОЛОГИЯ. ВОПРОС № 1. по зн ан ия СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ ме то д субъект объект познания СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ЗНАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОМ ПОЗНАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ЗНАНИЕ - УБЕЖДЕНИЯ, КОТОРЫЕ СООТВЕТСТВУЮТ РЕАЛЬНОМУ ПОЛОЖЕНИЮ ДЕЛ И КОТОРЫЕ ИМЕЮТ ПОД СОБОЙ РЕАЛЬНЫЕ И ДОСТАТОЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ. К УСЛОВИЯМ ВОЗМОЖНОСТИ ЗНАНИЯ ОТНОСЯТ: а) условие истинности; б) условие убежденности; в) условие обоснованности ВИДЫ ЗНАНИЯ 1. Знание – мастерство (умение делать что то); 2. Знание – знакомство (способность опознать некий объект); 3. Знание – что (знание сущности вещи).

 ГНОСЕОЛОГИЯ. ВОПРОС № 2. ПРОБЛЕМА ОБЪЕКТА ПОЗНАНИЯ В Природа постигается при помощи объяснения ГНОСЕОЛОГИЯ. ВОПРОС № 2. ПРОБЛЕМА ОБЪЕКТА ПОЗНАНИЯ В Природа постигается при помощи объяснения ГНОСЕОЛОГИИ подведения явления, факта или события под некоторый общий закон, теорию или концепцию. Виды объяснения: А. КАУЗУАЛЬНОЕ (т. е. через указание на причину). Б. НОМОЛОГИЧЕСКОЕ (т. е. через указание на закон). Понимание – это процесс распредмечивания (извлечения) смыслов из артефактов. К психологическому относят понимание, основанное на переживании одним человеком духовного опыта другого, его чувств, настроений, мотиваций и т. п. Теоретическое понимание основывается не на сопереживании, а на извлечении объективных смыслов из текста. Стратегии понимания: а) реконструкция смысла; б) конструирование смысла; в) деконструкция смысла. Способом познания человека выступает РЕФЛЕКСИЯ, под которой понимают размышление, направленное на анализ собственных мыслей и переживаний (исповедь, совесть, научная критика, самоанализ, художественная рефлексия, философская рефлексия).

 ГНОСЕОЛОГИЯ. ВОПРОС № 3. СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ. ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ В ПОЗНАНИИ Субъектом познания ГНОСЕОЛОГИЯ. ВОПРОС № 3. СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ. ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ В ПОЗНАНИИ Субъектом познания является всякий носитель гносеологического интереса Б) УБЕЖДЕНИЯ – качественная характеристика полученного знания, включающая твердую уверенность в его истинности. В) УСТАНОВКА – готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и совершению определенных действий по отношению к ним. К числу неустранимых атрибутов знания, обусловленных человеческой природой, относятся (критика «tabula rasa» Локка): А) ВЕРА предполагает, во первых, способность признавать адекватность своих чувственных образов вещам и явлениям, а во вторых, признавать в качестве истинных и не требующих обоснования те знания, которые получили выражение в письменных или устных высказываниях. Г) ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ - элементы социального и культурного наследия, сохраняющиеся и передающиеся от поколения к поколению.

 ГНОСЕОЛОГИЯ. ВОПРОС № 3. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ИНТУИЦИЯ инстинктивноаффективная интуиция Интуиция непосредственное «усмотрение» ГНОСЕОЛОГИЯ. ВОПРОС № 3. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ИНТУИЦИЯ инстинктивноаффективная интуиция Интуиция непосредственное «усмотрение» истины без доказательств эмоциональная интуиция (эмпатия) чувственная интуиция фантазия продуктивное воображение (на основе знания)

 ГНОСЕОЛОГИЯ. ВОПРОС № 3. ГНОСЕОЛОГИЯ. ВОПРОС № 3.

 ГНОСЕОЛОГИЯ. ВОПРОС № 3. А) ОЩУЩЕНИЕ — это элементарный субъективный образ объективной реальности, ГНОСЕОЛОГИЯ. ВОПРОС № 3. А) ОЩУЩЕНИЕ — это элементарный субъективный образ объективной реальности, заключающийся в отражении одного или нескольких (но не всех) свойств предмета. Ощущение возникает оно на основе воздействия внешнего предмета на наши органы чувств (рецепторы). Органы чувств человека являются результатом длительного исторического развития. Хотя органы чувств наследуются биологически, степень их совершенства обусловлена трудовой деятельностью человека. Б) ВОСПРИЯТИЕ — форма чувственного познания, в которой на основе ощущений в сознании человека возникает целостный образ предмета, непосредственно данного в совокупности всех своих сторон. Восприятие возникает на основе совместной работы нескольких органов чувств и является целостным, синтетическим образом внешнего предмета. В) ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — форма индивидуального чувственного познания, имеющая своим результатом целостный (ср. ощущение) образ объекта, возникающий вне непосредственного воздействия последнего на органы чувств (ср. восприятие).

СС УД II АЗ Р РА IV III УМ ОК ГНОСЕОЛОГИЯ. ВОПРОС № 3. СС УД II АЗ Р РА IV III УМ ОК ГНОСЕОЛОГИЯ. ВОПРОС № 3. I РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ: УРОВНИ Особенности рассудка: • Формальная логика • Шаблон и схема • Анализ и исчисление • Статика • Чувственные образы вещей Особенности разума: • Диалектическая логика • Творческое конструирование • Синтез и качественное знание • Динамика • Идеализированные объекты

 ГНОСЕОЛОГИЯ. ВОПРОС № 3. ФОРМЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ А) ПОНЯТИЕ есть мысль, отражающая предметы ГНОСЕОЛОГИЯ. ВОПРОС № 3. ФОРМЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ А) ПОНЯТИЕ есть мысль, отражающая предметы и явления в их общих и существенных чертах. На основе понятий формируются философские категории, под которыми понимают формы мышления, отражающие наиболее общие и существенные стороны, связи и отношения реальной действительности и познания (бытие, материя, сознание, противоречие, пространство, время, причина и следствие и др. ) Они образуются как последний результат отвлечения (абстрагирования) от предметов и их особенных признаков. Для категорий не существует более общего, родового понятия. Б) СУЖДЕНИЕ есть мысль, в которой о каком нибудь предмете или явлении что либо утверждается или отрицается (например, «все люди смертны» , «некоторые студенты не являются отличниками» ). Суждение является истинным, если в нем связь понятий соответствует действительной связи предметов в мире, и ложным, если не соответствует. В) УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – это форма мышления, состоящая в том, что из одного или нескольких суждений выводится новое, третье, суждение (вывод): 1. Все жидкости упруги. 2. Вода – жидкость. 3. Следовательно, вода упруга. Различают три основных вида умозаключений: индук тивные, дедуктивные и традуктивные. Индуктивное умозаключение – это форма мышления, посредством которой мысль движется от частных посылок к общему заключению. Дедуктивное умозаключение – умозаключение, в котором из общего выводится частное. Традуктивное умозаключение (лат. traductio – перемещение) – умозаключение, в котором посылка и заключе ние вляются суждениями одинаковой общности, т. е. когда вывод идет от я знания определенной степени общности к новому знанию, но той же степени общности.

ГНОСЕОЛОГИЯ. ВОПРОС № 3. СООТНОШЕНИЕ ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО В ПОЗНАНИИ ДЕКАРТ ЛОКК ПОЗНАЕТ ВСЕГДА ГНОСЕОЛОГИЯ. ВОПРОС № 3. СООТНОШЕНИЕ ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО В ПОЗНАНИИ ДЕКАРТ ЛОКК ПОЗНАЕТ ВСЕГДА ЦЕЛОСТНЫЙ ЧЕЛОВЕК, ВО ВСЕЙ ПОЛНОТЕ СВОИХ ЖИЗНЕННЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ И СИЛ

ГНОСЕОЛОГИЯ. ВОПРОС № 4. ПРОБЛЕМА СУЩНОСТИ И КРИТЕРИЕВ ИСТИНЫ В ГНОСЕОЛОГИИ КОНЦЕПЦИИ СВОЙСТВА ИСТИНЫ ГНОСЕОЛОГИЯ. ВОПРОС № 4. ПРОБЛЕМА СУЩНОСТИ И КРИТЕРИЕВ ИСТИНЫ В ГНОСЕОЛОГИИ КОНЦЕПЦИИ СВОЙСТВА ИСТИНЫ КЛАССИЧЕСКАЯ (КОРРЕСПОНДЕНТСКАЯ) СУБЪЕКТИВНОЕ + ОБЪЕКТИВНОЕ КОГЕРЕНТНАЯ ПРАГМАТИЧЕСКАЯ ЭЛИМИНАЦИОННАЯ АБСОЛЮТНОЕ + ОТНОСИТЕЛЬНОЕ АБСТРАКТНОЕ + КОНКРЕТНОЕ

ГНОСЕОЛОГИЯ. ВОПРОС № 4. КРИТЕРИИ ИСТИНЫ ЭМПИРИЧЕСКИЕ • ОПЫТ • ЭКСПЕРИМЕНТ • ВЕРИФИКАЦИЯ • ГНОСЕОЛОГИЯ. ВОПРОС № 4. КРИТЕРИИ ИСТИНЫ ЭМПИРИЧЕСКИЕ • ОПЫТ • ЭКСПЕРИМЕНТ • ВЕРИФИКАЦИЯ • ФАЛЬСИФИКАЦИЯ • ПРАКТИКА ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ • НЕПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ • КОГЕРЕНТНОСТЬ • ЭВРИСТИЧНОСТЬ • ЭСТЕТИЧНОСТЬ ИСТИННОСТЬ – ЭТО ИДЕАЛ, А НЕ НОРМА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

ГНОСЕОЛОГИЯ. ВОПРОС № 5. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ Техника (τεχνικός от τέχνη — искусство, мастерство, умение) ГНОСЕОЛОГИЯ. ВОПРОС № 5. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ Техника (τεχνικός от τέχνη — искусство, мастерство, умение) – это совокупность средств труда и приемов, применяемых в каком либо деле. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ ИССЛЕДУЕТ: 1) онтологию техники; 2) эволюцию техники; 3) социологию техники; 4) футурологию техники; 5) гносеологию техники.

ГНОСЕОЛОГИЯ. ВОПРОС № 5. ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ Эрнст Капп (1808– 1896): что есть ГНОСЕОЛОГИЯ. ВОПРОС № 5. ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ Эрнст Капп (1808– 1896): что есть техника? Альфред Эспинас (1844 -1922): как появилась технология? Впервые употребил термин «философия техники» . Основоположениями его философии техники являются "антропологический критерий" (человек воспринимает мир как «себе подобный» , «очеловечивает» его) и «принцип органопроекции» (техника как подобие органов человека – десятичная система исчисления (пальцы), провода (нервы), трубопроводы (сосуды), у паровой машины: питание, изнашивание частей, вывод шлаков и пр. ). Капп пишет о бессознательном воспроизведении человеком самого себя в орудиях. Бессознательным идеалом изобретения является человеческий орган, силу которого необходимо увеличить. «Не бессознательное, не стремление к мощи и власти, а зрелые, долго существующие искусства порождают технологию". Боги, полубоги и герои обучают людей началам искусств, а затем они начинают трансформировать религиозные практики в технологии, техника становится утилитарной, искусственной и светской, сознательной, искусственной фабрикацией, "техникой орудия".

ГНОСЕОЛОГИЯ. ВОПРОС № 5. ФРЕД БОН ( «О ДОЛГЕ И ДОБРЕ» , 1898 ГОД): ГНОСЕОЛОГИЯ. ВОПРОС № 5. ФРЕД БОН ( «О ДОЛГЕ И ДОБРЕ» , 1898 ГОД): чем техника отличается от науки? 1. Он выделяет общий признак всякой техники – быть средством для достижения определенной цели, т. е. любая целенаправленная деятельность имеет свою технику. Чтобы выяснить суть технического и развести технику и науку, Фред Бон анализирует структуру научного и технического высказывания. Первое может быть выражено в общем виде следующим образом: «Если "a", то "b"» ; второе – «Если хочешь (получить) "b", то должен вызвать "a"» . То, что в науке выступает как причина и следствие, в технике принимает вид средства и цели. 2. Бон отмечает, что наука часто противопоставляется технике как теоретическая область практической, что неверно. По его мнению, наука и техника совместно строят здание теории и как таковые противостоят практике. Практика – это любая профессиональная деятельность, в то время как техника дает лишь руководство к осуществлению этой деятельности. 3. Все, что делает человек (все его цели) – ради счастья, и таким образом, высшею технической целью является достижение счастья (а науки - знание) и все вопросы – "что я должен делать, чтобы. . . ? " сбегаются в один вопрос: "что я должен делать, чтобы быть счастливым? » .

 ГНОСЕОЛОГИЯ. ВОПРОС № 5. А. ФОРМУЛИРУЕТ ЗАДАЧИ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ: 1. Что общего у ГНОСЕОЛОГИЯ. ВОПРОС № 5. А. ФОРМУЛИРУЕТ ЗАДАЧИ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ: 1. Что общего у всех техник (технологий)? 2. В каких отношениях находится техника со всей культурой? 3. Соотношение техники с экономикой, наукой, искусством и правом. 4. Разработка вопросов технического творчества. Б. ОПРЕДЕЛИЛ СУЩНОСТЬ ТЕХНИКИ "Сущность техники заключается не в фактическом выполнении намерения, но в возможности воздействия на материю. . . Пусть, например, ряд А В С Д Е представляет собой такую природную цепь. Является фактически звено А, и за ним автоматически следуют (1855– 1940/41) остальные, ибо природа фактична. А человек, наоборот, гипотетичен, и в этом лежит его преимущество. Так, ПЕРВЫЙ ФИЛОСОФ например, он желал, чтобы наступило явление Е, но не в ТЕХНИКИ В РОССИИ состоянии его вызвать своею мускульной силой. Но он знает такую цепь А В С Д Е, в которой видит явление А, доступное для его мускульной силы. Тогда он вызывает явление А, цепь вступает в действие, и явление Е наступает. Вот в чем состоит сущность техники”

 ГНОСЕОЛОГИЯ. ВОПРОС № 5. В. ОПРЕДЕЛИЛ СТРУКТУРУ ПРОЦЕССА ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ГНОСЕОЛОГИЯ. ВОПРОС № 5. В. ОПРЕДЕЛИЛ СТРУКТУРУ ПРОЦЕССА ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА "Творчество зарождается из желания (потребности, наклонности, аппетита) и выявляется в некоторой обстановке, которую оно изменяет сообразно с желанием. Стало быть, творчество выражается, в конце концов, в прямом воздействии на окружающую обстановку. Но тут замечается еще и промежуточный момент: составление плана действия. В составлении плана действуют два агента, существенно различные, один бессознательный, вне логический – это интуиция, другой сознательный, логический – это рассуждение. А выполнение плана на деле совершается за счет третьего агента, телесного, двигательного, способного воздействовать на окружающую материю. Отсюда видно, что механизм творчества есть трехакт, которого три акта суть функции трех вышесказанных агентов. Первый акт есть функция интуиции, второй – рассуждения, третий – организованного рефлекса. В первом акте под давлением первоначального желания составляется идея, которая ставит цель. Во втором акте рассуждение вырабатывает из идеи план действий. В третьем акте этот план приводится в исполнение". желание «ТРЕХАКТ» ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА идея план действий исполнение плана цель действий (интуиция+рассуждения)

 ГНОСЕОЛОГИЯ. ВОПРОС № 5. Он рассматривал метафизику технического творчества откуда берется абсолютно новое ГНОСЕОЛОГИЯ. ВОПРОС № 5. Он рассматривал метафизику технического творчества откуда берется абсолютно новое и какова природа знания, изобретения, открытия. Раньше открытие, изобретение новой вещи интерпретировалось как снятие покрова тайны с чего то уже существующего. Если человек способен сделать скамью из дерева, значит, в дереве уже заложена идея, идеальный прообраз скамьи (Древняя Греция). Или история про Буратино: папа Карло лишь помог мальчику выбраться из деревяшки. Фридрих Дессауэр Ремесленничество очень долго носило мистический характер: техническое действие как общение с душами вещей, (1881 -1963): исполнение божественного замысла и т. д. Такое понимание как возможно технического творчества бытовало до конца XIX века. В сходном техническое направлении размышлял и Дессауэр. творчество? Дессауэр постулировал существование неких верховных технических идей, которые не рождаются в человеческом разуме, а лишь улавливаются им. Технические идеи, по его мнению, не что иное, как мысли Бога, проявление светлого разума творца. . То есть техника есть настоящее участие человека в творении. «Первоначальным бытием» предмета техники является его «возможное бытие» как идея Бога, а конечной ступенью – познанное бытие. Техника понимается Дессауэром как становление высших возможностей бытия посредством людей.

ГНОСЕОЛОГИЯ. ВОПРОС № 5. 1. Про-из-ведение. Техника вид раскрытия потаенного, способ перевода потаенного, иного ГНОСЕОЛОГИЯ. ВОПРОС № 5. 1. Про-из-ведение. Техника вид раскрытия потаенного, способ перевода потаенного, иного мира в непотаенное, наш мир, область осуществления некой истины. Техника - важнейший способ обнаружения глубинных свойств бытия. Сущность техники там, где имеет место открывание, где сбывается истина. Это – про из ведение. Мартин Хайдеггер (1889 -1976): сущность современной техники 2. По-став. В чем же сущность современной техники? Это тоже раскрытие потаенного, раскрытие тайны, но оно происходит не в про из ведении, а в производстве. Производство всегда несет в себе с самого начала установку на вос производство, на увеличение производительности, на массовость. Производство ставит перед природой требование быть поставщиком энергии, которую можно запасти и хранить. Природа ставится на службу. Существом современной техники правит по став (от поставления, поставки), сам не являясь ничем техническим. По-став - это добыча, а не осуществление тайны. По став это понуждение, понуждение природы и человека; свободное распоряжение природой, тайнами, человеком. Здесь больше нет мистического, охраняющего отношения, а есть свободное распоряжение, поставление, переработка и хранение. По став, как потребительское отношение, как представление о том, что необходимо "брать", брать все так, как будто это только для того уже и существует в наличии, как будто нет никакой тайны про из ведения, а только по став, и есть суть современной техники.

Карл Ясперс (1883 -1969) ГНОСЕОЛОГИЯ. ВОПРОС № 5. ЯСПЕРС ВЫДЕЛЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ЧЕРТЫ ТЕХНИКИ: РАССУДОК. Карл Ясперс (1883 -1969) ГНОСЕОЛОГИЯ. ВОПРОС № 5. ЯСПЕРС ВЫДЕЛЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ЧЕРТЫ ТЕХНИКИ: РАССУДОК. Техника покоится на деятельности рассудка, на исчислении в сочетании с предвидением возможностей и с догадками. Она является частью общей рациональности как таковой. ВЛАСТЬ. Использование техники дает человеку власть над природой. Техника господствует над природой посредством самой природы. Господство техники каковы особенности основывается на знании вот почему и говорят: знание это власть. техники? СМЫСЛ. Он состоит в освобождении от власти природы. Её назначение освободить человека как живое существо от подчинения природе с её бедствиями, угрозами и оковами. В раю, замечает Ясперс, техники быть не может. Задача её освобождение человека от нужды; техника позволяет ему расширять свое существование до беспредельности создаваемой им среды. НЕЙТРАЛЬНОСТЬ. Техника только средство, сама по себе она не хороша и не дурна. Все зависит от того, чему она служит, чего от неё хочет человек, подчинивший себе технику, и как он проявит себя с её помощью. ЗАВИСИМОСТЬ. Человек уже не может освободиться от воздействия созданной им техники. Он попал под её власть, не заметив того, как и когда это произошло. ДЕМОНИЗМ. На место жесткой природной необходимости ныне становятся вызванные самими же людьми такая же жесткая необходимость и непредсказуемые побочные последствия такие, как ухудшение состояния окружающей среды и нехватка ресурсов.

 ГНОСЕОЛОГИЯ. ВОПРОС № 5. ЛЬЮИС МЭМФОРД (1895– 1988): считается представителем негативного технологического детерминизма. ГНОСЕОЛОГИЯ. ВОПРОС № 5. ЛЬЮИС МЭМФОРД (1895– 1988): считается представителем негативного технологического детерминизма. Главную причину всех социальных зол и потрясений он видел в возрастающем разрыве между уровнем технологии и нравственностью. Научно технический прогресс, совершенный со времен Г. Галилея и Ф. Бэкона, он называл «интеллектуальным империализмом» , «жертвой» которого пали гуманизм, социальная справедливость. ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ (1883– 1955): техника есть способ навязывания природе своих желаний, зачастую избыточных. Н. А. БЕРДЯЕВ (1874 -1948). Машина и техника, отмечает он, наносят страшные поражения душевной жизни человека, и прежде всего жизни эмоциональной, человеческим чувствам. Машина по природе своей антигуманистична. Машина хочет, чтобы человек принял ее образ и подобие. Но человек есть образ и подобие Бога, рассуждает Бердяев, и не может стать образом и подобием машины, не перестав существовать. Самый дух, создавший технику и машину, не может быть технизирован и машинизирован без остатка, в нем всегда останется иррациональное начало.

 ГНОСЕОЛОГИЯ. ВОПРОС № 5. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ НАЗВАНИЕ ЭТАПА ПЕРИОД И ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВА ГНОСЕОЛОГИЯ. ВОПРОС № 5. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ НАЗВАНИЕ ЭТАПА ПЕРИОД И ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВА ЗАРОЖДЕНИЕ ТЕХНИКИ ОБЩЕСТВО ДО ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ (БРОДЯЧИЕ ОХОТНИКИ И СОБИРАТЕЛИ + ВОЖДЕСТВА) ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ находили, а не изготавливали; творчество в применении; случайный характер изобретений; все могли производить и использовать; крайне низкие темпы развития техники ЭТО БЫЛО ПРАКТИКОМЕТОДИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ БЕЗ ПИСЬМЕННОЙ ФИКСАЦИИ, КОТОРОЕ ПЕРЕДАВАЛОСЬ ПО ПРИНЦИПУ «ДЕЛАЙ КАК Я»

 ГНОСЕОЛОГИЯ. ВОПРОС № 5. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ НАЗВАНИЕ ЭТАПА ПЕРИОД И ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВА ГНОСЕОЛОГИЯ. ВОПРОС № 5. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ НАЗВАНИЕ ЭТАПА ПЕРИОД И ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВА РЕМЕСЛЕННАЯ ТЕХНИКА ОТ СЛОЖНЫХ АНРАРНЫХ ОБЩЕСТВ ДО РАННЕГО (ГОРОДА, РЕМЕСЛЕННИЧЕС ТВО) ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ создание техники – техническое знание это развивалось в отрыве специализированное от научных теорий (7 занятие (не всякий свободных искусств и может ее 7 механических изготавливать и искусств); использовать); циркулировало в замкнутой среде и техника является было тайным (цеха) придатком к имело конструктивно мускульной силе технический характер человека или (ремесленник животного совмещал деятельность инженера и рабочего)

 ГНОСЕОЛОГИЯ. ВОПРОС № 5. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ НАЗВАНИЕ ЭТАПА ПЕРИОД И ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВА ГНОСЕОЛОГИЯ. ВОПРОС № 5. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ НАЗВАНИЕ ЭТАПА ПЕРИОД И ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВА МАШИННАЯ ТЕХНИКА ОТ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ДО СЕРЕДИНЫ ХХ ВЕКА (ИЗМЕНЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАПИТАЛИЗМ, НАУКА КАК ДОМИНИРУЮЩ АЯ ФОРМА КУЛЬТУРЫ) ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ механизация появление технических специальных устройств, при технических учебных которой энергия заведений (средних и человека или высших); животного замещается энергией появление научно пара, воды, ветра, технического знания нефти, газа, (разделение электричества и пр. деятельности инженера и рабочего)

 ГНОСЕОЛОГИЯ. ВОПРОС № 5. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ НАЗВАНИЕ ЭТАПА ПЕРИОД И ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВА ГНОСЕОЛОГИЯ. ВОПРОС № 5. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ НАЗВАНИЕ ЭТАПА ПЕРИОД И ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВА ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬН ОТ СЕРЕДИНЫ ХХ техника стремится АЯ ТЕХНИКА ВЕКА ДО заменить СЕГОДНЯШНЕГО интеллектуальные ДНЯ способности (ПОСТИНДУСТРИ человека (ИИ); АЛЬНЫЕ, предметом ИНФОРМАЦИОН технического НЫЕ ОБЩЕСТВА ) конструирования становится микромир (нанотехнологии); сращение человека и технических устройств (киборги) ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ узкая специализация технического знания; компьютерное моделирование; экологизация, гуманизация, математизация технического образования; гуманитарная экспертиза технических проектов; осознание огромной ответственности инженерами за выживание человечества

 ГНОСЕОЛОГИЯ. ВОПРОС № 5. СПЕЦИФИКА ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ (натурфакты, естественная системность, логическая доказательность, ГНОСЕОЛОГИЯ. ВОПРОС № 5. СПЕЦИФИКА ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ (натурфакты, естественная системность, логическая доказательность, опытная верифицируемость) ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ (артефакты, конструктивная системность, эмпирическая проверяемость, практическая эффективность)

 ГНОСЕОЛОГИЯ. ВОПРОС № 5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИНЖЕНЕРА 1. Первейшую ответственность инженер несет за профессионально ГНОСЕОЛОГИЯ. ВОПРОС № 5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИНЖЕНЕРА 1. Первейшую ответственность инженер несет за профессионально правильную работу, оптимальное функционирование, надежные результаты. 2. На инженере лежит ответственность за достаточную и достоверную информацию лицам, принимающим решения. 3. Главная цель инженера поставить технику на службу сохранения и улучшения человеческой жизни, отсюда – ответственность за мир и сохранение человеческого в человеке. 4. Инженер отвечает за действие всего, что происходит по его инструкциям, включая тех, кто исполняет эти действия. 5. Инженер отвечает за отдаленные последствия своей деятельности.