Глобализация культуры.pptx
- Количество слайдов: 51
Глобализация культуры
Понятие культуры • Культура - то некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества • Культура - единство различных форм индивидуального, группового и общественного сознания и практической деятельности, направленных на материальное или духовное воплощение идей, взглядов, ценностных ориентации и т. д.
Основные элементы культуры • Язык – система знаков и символов, наделенных определенным смыслом • Социальные ценности – это общественно одобряемые и принятые убеждения по поводу основных стремлений человека • Социальные нормы – это правила, образцы и стандарты поведения в соответствии с ценностями определенной культуры • Обычаи – это привычные, наиболее удобные и достаточно распространенные способы групповой деятельности, которые рекомендуются выполнять • Традиции – это элементы социального и культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются в течение длительного времени • Обряды – это совокупность символических коллективных действий, обусловленных обычаями и традициями и воплощающих в себе нормы и ценности
Глобализация культуры • Глобализация культуры представляет собой процесс интеграции отдельных этнических культур в единую мировую культуру на основе развития транспортных средств, экономических связей и средств коммуникации. • Глобализация культуры – это культурноисторический процесс развития и сближения национальных культур на базе общечеловеческих ценностей.
Глобализация культуры связана с двумя противоречивыми процессами: • 1. Демократизация культуры, когда все более и более свободным становится доступ к средствам производства культурных ценностей. • 2. Идея о том, что глобализация культуры – это своеобразная форма культурного империализма Запада, который «душит» или искажает нормальные, естественные, здоровые культурные традиции в других странах.
Унификация культуры • Глобализация вполне способна привести к росту униформности различных культур, например, при помощи консьюмеризма культурная гомогенизация (создание единой структуры) уменьшение культурного разнообразия в мире
Способы распространения глобальной унифицированной культуры • 1. Давосская культура (С. Хантингтон). • 2. Массовая культура (ценности массовой культуры ориентированы на маркетизацию, то есть не столько на удовлетворение сколько на формирование потребностей, для удовлетворения которых предназначены продукты масскульта). • 3. Массовые движения (движения феминисток, экологов, борцов за права человек).
Концепция «культурной динамики глобализации» (П. Бергер и С. Хантингтон) • Глобальная культура американская по своему генезису и содержанию, но при этом, она ни коим образом не связана с историей США • Главным фактором ее возникновения и планетарного распространения следует считать американский английский язык – койне (будучи языком международного общения, транслирует «культурный пласт познавательных, нормативных и даже эмоциональных содержаний» новой цивилизации)
Сэмьюэл Хантингтон (1927 -2008) • «Третья волна: Демократизация в конце XX столетия» (1991); • «Столкновение цивилизаций» (1993); • «Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности» (2004).
Карта этнокультурного разделения цивилизаций, построенная по концепции Хантингтона западная культура (тёмно-синий цвет), латиноамериканская культура (фиолетовый цвет), японская культура (ярко-красный цвет), синская культура (тёмно-красный цвет), культура Индии (оранжевый цвет), исламская культура (зелёный цвет), православная культура (бирюзовый цвет), буддийская культура (жёлтый цвет) иафриканская культура (коричневый цвет)
Питер Бергер (1929) • «Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания» (в соавторстве с Т. Лукманом) • Многоликая глобализация: Культурное разнообразие в современном мире (в соавторстве с С. Хантингтоном)
Концепция «культурной динамики глобализации» (П. Бергер и С. Хантингтон) • Глобальная культура имеет два уровня функционирования. Элитарный уровень Популярный уровень • представлен практиками, идентичностью, верованиями и символами международного бизнеса и клубов международных интеллектуалов ( «давосская культура» ) • массовая культура, которую продвигают западные коммерческие предприятия (Adidas, Mc. Donald, Mc. Donald's Disney, MTV и т. д. ). Носители массовой культуры - «широкие народные массы» потребителей
Давосская культура • «Давосская культура» - культура, которая понимает модернизацию как вестернизацию. • «Давосский консенсус» видит лидерами мирового развития страны Запада и примыкающие к ним государства, которые должны учиться у лидеров и следовать за ними. • Сейчас «давосская культура» меняется – она начинает вбирать в себя новые центры силы, которые много позаимствовали у Запада, восприняли идеи рыночной экономики и получили большой объем западных инвестиций, но не являются Западом и не пошли по пути тотальной вестернизации
Динамика развития глобальной культуры • Тенденции «гибридизации» - намеренный синтез западных и местных культурных особенностей в сфере бизнеса, экономических практик, религиозных верований и символов. – Градация культур на «сильные» и «слабые» , предложенная Хантингтоном. – Сильные культуры способны к «творческому приспособлению культуры, т. е. к переработке образцов американской культуры на основе собственной культурной традиции» . – Культуры стран Восточной и Южной Азии, Японии, Китая и Индии он относит к сильным, а африканские культуры и некоторые культуры стран Европы – к слабым.
• Тенденции «альтернативной глобализации» - глобальные культурные движения, возникающие за пределами Запада и оказывающие на него сильное влияние. – В число ярких представителей незападной глобальной культуры они включили католическую организацию Opus Dei, возникшую в Испании, индийские по происхождению религиозные движения Саи Бабы, Харе Кришны, японское религиозное движение Сока Гаккай, исламские движения Турции и движения культуры Нью Эйдж. • Тенденции «субглобализации» -движения, имеющие региональный размах и способствующие сближению обществ. – «Европеизация» постсоветских стран, азиатские средства массовой информации, созданные по образцу западных СМИ, мужские «цветастые рубашки с африканскими мотивами» ( «рубашки Манделы» ).
Арджун Аппадураи (1949) • Американский социальнокультурный антрополог, социолог и философ индийского происхождения • Modernity at Large: Cultural Dimensions of Globalization (1996).
Глобальная культура А. Аппадурая • Центральными факторами изменений, охвативших весь мир, выступают электронные средства связи и миграция, превратившие его в единое пространство коммуникации поверх государственных, культурных, этнических, национальных и идеологических границ и невзирая на них. • Глобальная культура состоит из элементов, «осколков реальности» , соединяемых через электронные средства связи и СМИ в единый сконструированный мир, обозначаемый им термином «скейп» .
• А. Аппадурай выделяет пять основных потоковполей, которые образуют современное социокультурное пространство: – Этноскейп – поток людей (мигранты, туристы, беженцы и т. д. ) – Медиаскейп – электронные возможности воспроизводить и распространять информацию – Техноскейп – все виды технологий, движущихся через границы – Финансскейп – глобальный капитал – Идеоскейп – идеи, образы, понятия Суффикс «скейп» позволяет на расплывчатость, неустойчивость формы этих полей, а также на то, что это не объективные отношения, они зависят от исторической, политической, экономической, религиозной и т. д. ситуации и поведения разных акторов
Детерриторизация культуры • Причина глобализации культуры - «детерриторизация» . • «Детерриторизация» приводит к возникновению первого и важнейшего измерения «глобальной культуры» – этноскейпу, т. е. туристов, иммигрантов, беженцев, эмигрантов и иностранных рабочих. • Детерриторизация выступает причиной появления новых идентичностей, глобального религиозного фундаментализма и т. д.
• Негативные черты глобализации культуры: – стандартизация культурных ценностей, – распространение манипулятивных технологий • Позитивные черты глобализации культуры: – расширение культурного обмена, – формирование единого информационного пространства В этих условиях необходимо формирование новой культуры – информационной, новой этики, новых знаний и умений
Космополитизм как концепции единого мира • Космополитизм – идеология мирового гражданства, ставящая интересы всего человечества в целом выше интересов отдельной нации или государства, и рассматривающая человека как свободного индивида в рамках Земли. • У. Бек рассуждает о космополитизации как состоянии современного глобального мира: космополитизация, будучи продуктом глобализации, представляет собой внутреннюю глобализацию, глобализацию изнутри национальногосударственных обществ
Патриотизм или космополитизм?
Патриотизм или космополитизм?
Патриотизм или космополитизм?
Мультикультурализм • Мультикультурализм – политика, направленная на сохранение и развитие в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология. • Мультикультурализм противопоставляется концепции «плавильного котла» , где предполагается слияние всех культур в одну. • Мультикультурализм – один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры.
Монумент мультикультурализму Франциско Пирелли в Торонто, Канада. Четыре идентичнфых скульптуры находятся в Буффало, ЮАР; Чанчун, Китай; Сараево, Босния и Герцеговина и Сидней, Австралия
Теория мультикультурализма С. Бенхабиб • • Сейла Бенхабиб (1950, Стамбул) «Трансформация гражданства» (2000), «Притязания культуры» (2002), «Чужестранцы, граждане, резиденты» (2004).
Теория мультикультурализма С. Бенхабиб • Критика традиционных представлений о культуре и человеке, разделяемых мультикультуралистами. • Традиционное понимание культуры (да и человека) как единой целостности или многих замкнутых, однородных целостностей в настоящее время неудовлетворительно. • Вместо этого культуру и человека нужно мыслить в понятиях идентичности и реальности, которые устанавливаются в процессе общения и диалога, причем каждый раз заново. • Реальное столкновение между разными культурами создает не только сообщество обсуждения, но и сообщество взаимозависимости.
Теория мультикультурализма С. Бенхабиб • Отношение к чужим гражданам, иностранцам и другим негражданам в нашей среде является решающим тестом состояния нравственного сознания и политического мышления либеральных демократий. • Глобальную цивилизацию, в которой примут участие граждане мира нужно будет взращивать из местных привязанностей; из содержательных культурных споров; из переосмысления «нашей» идентичности и т. д. • То есть, нужно не только работать с мигрантами, создавая новые социальные практики, но и менять понимание собственной культуры.
Критики мультикультурализма разрушение многовековых культурных устоев, развитых культурных традиций, так как подобное смешение всегда ведёт к усреднению если низкий уровень культурного развития мигрантов несом ненно повышается, то высокий уровень культуры целевой страны мультикультурализма неизменно падает В 2010 -е годы ряд лидеров европейских стран, придерживающихся правых, правоцентристских и консервативных взглядов А. Меркель, Д. Кэмерон, Н. Саркози), заявляли, что считают политику мультикультурализма в своих странах провалившейся
Интеркультурализм. Транскультурализм • Интеркультурализм всевозможные формы взаимовлияния и взаимопонимания между людьми различных мировоззрений, пристрастий и историко-культурных традиций. • Транскультурализм – способность человека одновременно осваивать различные культурные традиции в их совокупности и культурный опыт разных стран.
Интеркультурализм с • Интеркультурализм лежит в области поиска общих интересов на основе рациональной выгоды от взаимодействия, задающего основания для сближения, переплетения культур, выработки общего культурного кода для взаимодействия. • Инкультурализм рассматривает во взаимодействии функции «лесника» (поддерживающего эволюционное развитие) и «садовника» (создающего новую натуру) как взаимодополняющих, а не конкурирующих. • Инкультурализм позволяет осуществлять: – социокультурную интеграцию / мирное сосуществование и взаимодействие – поддержание личной (индивидуальной) культурной свободы (возможности человеком избирать культурный, т. е. нормативный и ценностный образ жизни)
Вестернизация / Индигенизация с • Вестернизация – заимствование англоамериканского или западноевропейского образа жизни в области экономики, политики, образования и культуры. • Индигенизация (букв. «отуземливание» ) – термин теоретической антропологии, обозначает локальные тенденции на культурное обособление и цивилизационную независимость. Индигенизация противоположна таким интегральным процессам как ассимиляция, глобализация, вестернизация.
Американизация
• Ценности глобализации начинают формироваться в 1990 -е года, с началом, так называемого, «стирания границ» , когда исчезает «железный занавес» и в Россию начинает экспортироваться абсолютно все. • Так как Америка занимала на тот момент времени самую удачную позицию на мировой арене именно ее культура, ценности и образ жизни насаждались повсюду. • Отправной точкой формирования ценностей глобализации является приоритет духовного над материальным, конкретно можно назвать такие ценности как: индивидуализм, права человека, динамичность (интенсивное использование времени), ценность науки и знания, соответственно ценность прогресса, свобода как свобода личности, интеллектуальное самосовершенствование, продуктивный труд, виртуализация культурных образцов, женская эмансипация, феминизм и т. д.
Американизация Глобализация нередко отождествляется с американизацией. Это связано с усилившимся в XX веке влиянием США в мире. Голливуд выпускает большую часть фильмов для мирового проката. В США берут своё начало мировые корпорации: Microsoft, Intel, Coca-Cola, Procter&Gamble, Pepsi и многие другие. Mc. Donald's из-за своей распространённости в мире стала своеобразным символом глобализации.
• Другие страны тоже вносят свой вклад в глобализацию. Например, один из символов глобализации — IKEA — появилась в Швеции. Популярная служба мгновенных сообщений ICQ впервые была выпущена в Израиле, а известная программа для IP-телефонии Skype была разработана эстонскими программистами.
Основные ценности американской культуры • В 1960 г. Робин Уильямс перечислил главные ценности американцев: – Личный успех. Легенда о том, как «вырваться из нищеты и достичь богатства» – Активность и упорный труд. Американцы придают огромное значение рациональному использованию времени – Прогресс. Американцы верят, что новое лучше старого. Они с оптимизмом смотрят в будущее – Уважение к науке. Американцы ждут от ученых решения технологических, медицинских и даже социальных проблем
Основные ценности американской культуры – Эффективность и полезность. Американцы обычно высоко ценят людей, которые выполняют свою работу быстро и хорошо; они стремятся приобретать вещи, которые долго и хорошо служат; американцы постоянно стремятся усовершенствовать все, даже мышеловку; новые идеи и изобретения они могут принять, лишь проверив их на практике – Вещи как признак благополучия. Множество журналов и телевизионных передач рекламируют дома, большие автомобили и другие показатели материального благополучия. Они олицетворяют стремление американцев к роскоши
Выделяют следующие характерные черты американского образа жизни: • Интенсивное использование времени: • скорость как способ отношения ко времени и его использования является важной характерной чертой социального времени американца, интенсивное использование времени, является для американца важной социокультурной нормой, частью системы его ценностных ориентаций и существенной характеристикой его образ жизни • Автомобилизация принесла комфорт и стандартизацию образа жизни на всей территории Америки, повлияла на менталитет американцев. • Система личного автомобильного транспорта представляет собой «технобиоценоз» , псевдоприродное образование которое функционирует по каким -то своим законом законам и которое породило общие для страны и местные функции и традиции, верования и обычаи, поведенческие стереотипы и «правила игры» . Национальный афоризм американцев «мы верим в Бога и в автомобиль»
Выделяют следующие характерные черты американского образа жизни: • Компьютеризация. • Компьютер для американца - не просто средство получения информации, это образ жизни, когда в принципе можно жить, работать, даже путешествовать, совершенно не выходя из дома • Жизнь в кредит, взаймы, что приводит к состоянию неуверенности со всеми вытекающими отсюда последствиями. • Ярким примером этому служит такой феномен как «сабёрб» - пригород как образ и стиль жизни среднего класса, можно сказать, что жизнь американца выстроена на культе собственного дома – микрокосмоса внутри которого он может проявлять свою индивидуальность и разряжать свои эмоции.
Масштабы американизации • • • «Голливудизация» Мультфильмы ( «Симпсоны» , «Футурама» ) Теле-шоу Минисериалы Фаст-фуд ( «Мак-Дональдс» ) Потребительский тип поведения
Теория золотого миллиарда • Золотой миллиард — выражение, означающее население развитых стран с достаточно высоким уровнем жизни в условиях ограниченности ресурсов. Оценка величины такого населения связана с суммарной численностью населения таких стран и регионов, как США (310. 5 млн. ), Канада (34. 3 млн. ), Австралия (22. 5 млн. ), Евросоюз (27 стран, суммарно 500 млн. ), Япония (127, 4 млн. ) к началу третьего тысячелетия. • «Золотой миллиард» потребляет львиную долю всех ресурсов на планете. • А. Вассерман считает «теорию» золотого миллиарда «легендой» .
Индекс Биг-Мака • неофициальный способ определения паритета покупательной способности - это теория, по которой валютный курс должен уравнивать стоимость корзины товаров в разных странах (то есть, отношение обменных валютных курсов), только вместо корзины берется один стандартный бутерброд, выпускаемый компанией Mc. Donald’s повсеместно.
Истернизация • Одной из важных форм культурной глобализации является так называемая «обратная глобализация» или «истернизация» , когда вектор культурного воздействия направлен не от центра к периферии, а наоборот.
New Age • Существенное культурное воздействие на Запад Азия оказывает не через организованные религиозные движения, а в форме так называемой культуры New Age • Очевидно ее влияние на миллионы людей в Европе и Америке как на уровне представлений (перевоплощение, карма, мистические связи между индивидом и природой), так и на уровне поведения (медитация, йога, тай-чи и боевые искусства). • Ученые говорят о «незаметности» культуры New Age (общее название совокупности различных мистических течений и движений, в основном оккультного, эзотерического характера)
Жёлтая опасность • «Жёлтая опасность» - описательное название для обозначения потенциальной агрессии со стороны многочисленных и быстрорастущих азиатских народов. • П. Болье впервые выразил свои опасения по поводу «пробуждения Востока» - усиления таких стран, как Китай и Япония.
Спасибо за внимание!
Глобализация культуры.pptx