Философия человека.pptx
- Количество слайдов: 13
Главные вопросы философии согласно И. Канту: 1. Что я могу знать? 2. Что я могу делать? 3. На что я смею надеется? 4. ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК? Первые три можно свести к последнему, так как Я=Человек
Наука отвечающая на поставленные вопросы Антропология Антропологией называется учение о человеке. Выделяют биологическую антропологию, изучающую человека как биологический организм, а также социальнофилософскую антропологию.
Начиная с ХХ века интерес к проблеме человека постоянно растёт, выдвигая философскую антропологию на одно из ведущих мест в системе философского знания Как изменялся образ человека в истории? Основные проблемы философской антропологии Каково происхождение человека? Как можно определить человека? Что такое личность? В чём состоит смысл человеческой жизни?
Антропология Макс Шелер (1874— 1928) — один из основоположников философской антропологии «Задача философской антропологии состоит в том, чтобы вырабатывать на основе частно научных определений единую систематическую теорию человека» .
Макс Шелер о человеке Животные замкнуты в своих действиях в границах окружающего мира, являясь его частью. Человек – вне мира, он способен возвышаться над ним, превосходить его Дом человека – не окружающий мир, а бесконечность Важное отличие человека от животного – его способность к самосознанию, целостной оценке самого себя
Таблица «Принципы понимания человека» . Историческая эпоха Ведущий принцип Основное положение Древний мир Космоцентризм Человек растворяется в природе, является её частью Средневековье Теоцентризм Человек – творение бога и полностью зависит от него Возрождение Антропоцентризм Человек – свободный творец своей жизни Новое время Рационализм Сущность человека определена его разумом
Древний мир. Античность. Сократ призывал человека заниматься углубленным познанием самого себя, выявляя свою нравственную позицию. Вечное самопознание, поиск самого себя в мире - в этом и состоит подлинный смысл жизни человека Платон однажды дал следующее определение человека: «Человек – двуногое существо без перьев» . Диоген решил опровергнуть Платона. Он ощипал петуха и предъявил его Платону, заявив ему: «Вот человек по твоему определению» Платон скорректировал определение и оно стало звучать так: «Человек – двуногое существо без перьев и с плоскими ногтями» .
Средние века. ЧЕЛОВЕК– религиозное существо. Только у него есть религия. Неверующие – не люди, даже если напоминают их по виду. ЧЕЛОВЕК – единственная из тварей, созданная по образу и подобию Божию, то есть имеющая разум и свободу воли. Человек – высшее из земных созданий Бога, но всё же тварь. Это промежуточное существо между ангелами и зверями.
Эпоха Возрождения. Антропоцентризм. Человек – высшая ценность мироздания Гуманисты делают акцент не на том, что отличает человека от Бога, а на том, что сближает их творческих способностях, именно посредством творчества человек может уподобиться Богу. Возникает представление о человеке как «земном Боге» , своей деятельностью завершающего творение мира. Витрувианский человек – эмблема антропоцентризма
Новое время Большинство мыслителей считали сущностным свойством человека - разум Блез Паскаль: Человек находится между двумя безднами – космической бездной и бездной микромира. Он не может их полностью постичь. Человек бессилен перед природой; человек – «мыслящий тростник» .
Людвиг Фейербах не сводил отличия человека от животных только к разуму. Антропологический принцип в философии Фейербаха гласит: человек – высший предмет философии. Человек с точки зрения Фейербаха природен, биологичен по своему происхождению. Сущность человека проявляется в общении, взаимоотношении между людьми, когда есть Ты и Я. «Сущность человека есть совокупность общественных отношений, в которые включён человек» .
Орудийная теория сущности человека «Человека создал труд» (Ф. Энгельс) Эта теория утверждает, что человек отличается от других живых существ тем, что только он целенаправленно изготовляет орудия и опосредует ими свою деятельность. Б. Франклин: «Человек есть животное, изготовляющее орудия» . В работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» развил орудийную (трудовую) теорию