Скачать презентацию Гиппократ ок 460 ок 377 до н Скачать презентацию Гиппократ ок 460 ок 377 до н

Презентация Античные философы 2.ppt

  • Количество слайдов: 24

Гиппократ (ок. 460 – ок. 377 до н. э. ), греческий врач и педагог, Гиппократ (ок. 460 – ок. 377 до н. э. ), греческий врач и педагог, чье имя связывается в представлении большинства людей со знаменитой клятвой, которая символизирует высокие этические нормы европейской медицины. Старики болеют меньше, чем молодые, но их болезни кончаются лишь вместе с жизнью. Все хорошо, что в меру. Не навреди! Гиппократ

В своих философских взглядах Гиппократ был последователем Гераклита: его диалектического подхода к понятиям и В своих философских взглядах Гиппократ был последователем Гераклита: его диалектического подхода к понятиям и идеи о четырех началах всего сущего. Ведущей жизненной силой, обеспечивающей связь человека со средой, Гиппократ считал воздух, но основа самого человека, его телесная организация является гуморальной, жидкостной. Исходя из этого, Гиппократ разработал свое учение о темпераменте. Различия людей связаны с различным соотношением имеющихся в организме жидкостей: крови, желтой желчи, черной желчи и флегмы (слизи). Отсюда четыре темперамента:

Отсюда четыре темперамента: – – Сангвиник – хорошее телосложение, подвижность, склонность к наслаждениям, нелюбовь Отсюда четыре темперамента: – – Сангвиник – хорошее телосложение, подвижность, склонность к наслаждениям, нелюбовь к труду, оптимизм; Холерик – развитое тело и мышцы, активный, энергичный, упрямый, гордый. Склонен к искусству и военному делу. Флегматик – рыхлый, вялый, малоактивный, сонливый, слабовольный, нетрудолюбивый; Меланхолик – хмурый, тоскливый.

Сократ 470 – 399 гг. до н. э. Сократ учил обыкновенно на улицах и Сократ 470 – 399 гг. до н. э. Сократ учил обыкновенно на улицах и площадях и, начиная беседу с ничтожных, по-видимому, вопросов, он стремился к такому общему определению, которое охватывало бы все частные случаи и раскрывало бы сущность понятия.

Беседы его касалась вопросов о сущности общих понятий: добра, красоты, любви, бессмертия души, достоверности Беседы его касалась вопросов о сущности общих понятий: добра, красоты, любви, бессмертия души, достоверности знания и пр. От Сократа не осталось сочинений, мысли его записаны Платоном и Ксенофонтом. Философия Сократа явилась протестом против субъективизма софистов с их теорией относительности нравственных понятий; вместе с тем, она, не представляя систематического учения о Боге и человеке, содержала в зародыше столько новых плодотворных мыслей, что послужила точкой отправления для последующего развития греческой мысли.

Сократ полагал, что природа и сам человек даны от бога, и философы не должны Сократ полагал, что природа и сам человек даны от бога, и философы не должны строить умозрительные картины мира, их главное назначение – познание деятельности своей души. Отсюда его знаменитая формула «Человек – познай самого себя» . По Сократу душа – источник нравственности человека, а не источник активности, как у Гераклита и Демокрита. Душа нематериальна, и человек должен действовать согласно нравственным идеалам. Но, чтобы оценить действия как нравственные, надо знать, что такое нравственность, что такое благо. Поэтому при обучении надо показывать человеку разницу между хорошим и плохим, добром и злом, а уже потом оценивать его поведение. Познавая разницу между добром и злом человек познает и самого себя. Сократ считал, что есть абсолютное знание, которое можно познать в размышлении и передать эту истину другим. Причем, истина существует в душе человека с самого рождения, но разум не осознает этого. Развивать это существующее в душе знание должен сам человек, а учитель (собеседник) в ходе диалога только помогает ему в этом процессе. В основе метода, получившего в наше время название «метод сократического диалога» , лежит способ наводящих вопросов и размышлений, при помощи которых ученика подводят к определенному знанию.

. Сам Сократ называл свой метод майоневтикой, т. е. повивальным искусством. В диалоге Платона . Сам Сократ называл свой метод майоневтикой, т. е. повивальным искусством. В диалоге Платона «Теэтет» Сократ говорит: «…Сам я в мудрости уже неплоден, и за что меня многие порицали, - что-де я выспрашиваю у других, а сам никаких ответов никогда не даю, потому что сам никакой мудрости не ведаю, - это правда. А причина вот в чем: бог понуждает меня принимать, роды же воспрещает. Так что сам я не такой уж особенный мудрец, и самому мне не выпадала удача произвести на свет настоящий плод – плод моей души. Те же, что приходят ко мне, поначалу кажутся мне иной раз крайне невежественными, а все же по мере дальнейших посещений и они с помощью бога удивительно преуспевают и на собственный и на сторонний взгляд. И ясно, что от меня ничему они не могут научиться, просто сами в себе они открывают много прекрасного, если, конечно имели, и производят его на свет. Повития же этого виновники – бог и я» .

Учение Сократа об абсолютной истине, которую можно познать в реальности, противоречило философии софистов, что Учение Сократа об абсолютной истине, которую можно познать в реальности, противоречило философии софистов, что истина относительна, она у каждого своя. Вспомните Протагора, утверждавшего: «Человек есть мера всех вещей» .

 Платон 427 – 348 гг. до н. э. Великий древнегреческий философ. Самый верный Платон 427 – 348 гг. до н. э. Великий древнегреческий философ. Самый верный ученик Сократа. Основал свою научную школу – Академию. Платон был не только философом, но и олимпийским чемпионом. Дважды он выигрывал соревнования по панкратиону —смесь бокса и борьбы. Невежество тем-то и тяжело, что невежда, не будучи ни прекрасным, ни благим, ни разумным, кажется довольным самим собою, не считает себя нуждающимся и не стремится к тому, в чем он, по его мнению, не нуждается. Платон

В своих философских взглядах Платон опирался на идеи Сократа и на некоторые положения пифагорейцев, В своих философских взглядах Платон опирался на идеи Сократа и на некоторые положения пифагорейцев, в частности, на их понимание числа как основы гармонии и мирового порядка. Над воротами Академии Платона висело изречение: «Не знающий геометрии да не войдет сюда» . По Платону есть вечные идеи – геометрические фигуры, математические формулы, логические конструкции, общие понятия. В отличие от Демокрита у Платона сохранились практически все сочинения. Душа у Платона идеальна. Есть идеальный мир, где располагаются души (или идеи) всех вещей. Душа соединяется с неодушевленной материей. Идея (душа) постоянна, неизменна и бессмертна. В отличие от Демокрита, который придерживался жесткого детерминизма. Платон считал, что у человека есть свобода разумного поведения. Т. о. он идеалист, но рационалист (человек может действовать разумно, рационально), а не фаталист как Демокрит. Душа состоит из трех частей:

Вожделеющая душа (черный конь) – влечения, страсти. Находится в печени. Черный конь не слушает Вожделеющая душа (черный конь) – влечения, страсти. Находится в печени. Черный конь не слушает приказов и нуждается в постоянной узде, так как стремится перевернуть колесницу и сбросить ее в пропасть. Страстная (благородная) душа (белый конь) – воля, мужество, храбрость. Находится в сердце. Белый конь, хотя и стремится идти своей дорогой, также не всегда слушается возницу и нуждается в постоянном присмотре. Разумная душа (возница) – ищет правильный путь и направляет по нему колесницу, управляя движением коней. Находится в голове.

В этом описании души Платон придерживается четких черно-белых критериев: разумная душа однозначно хорошая, а В этом описании души Платон придерживается четких черно-белых критериев: разумная душа однозначно хорошая, а вожделеющая и страстная душа – плохие, более низкие. Аналогию Платона позднее использовал Фрейд в своей структурной модели психики. Разумная душа преобладает у философов, мудрецов, аристократов, а из наций – у греков. Благородная душа у храбрецов, воинов, а из наций преобладает у народов севера. Вожделеющая душа преобладает у ремесленников и рабов, а из наций – у египтян и других восточных народов. Поэтому, идеальное государство по Платону такое, где правят аристократы и философы, охраняют воины, а работают ремесленники и рабы. Если к власти придут воины, будет тирания, а если рабы – наступит анархия, хаос.

Так как душа постоянна, бессмертна, то она хранит все знания, и человек только вспоминает, Так как душа постоянна, бессмертна, то она хранит все знания, и человек только вспоминает, осознает их во время обучения. Другими словами и мышление, и творчество Это припоминание того, что душа уже знала в своей космической жизни, но забыла при вселении в тело. «Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель, вечно носились они над землей, незримы оку» .

Платон приводит следующие доказательства бессмертия души: Мир противоречив: прекрасное – безобразное, добро – зло, Платон приводит следующие доказательства бессмертия души: Мир противоречив: прекрасное – безобразное, добро – зло, бодрствование – сон. Одна противоположность через промежуточные состояния переходит в другую. Например, сон – просоночное состояние – бодрствование, день – сумерки – ночь. Также живое возникает из мертвого, а смерть из живого. Смена смерти на оживление, и наоборот, происходит с помощью души. Чтобы это произошло необходимо наличие душ умерших, которые могут вселиться в новые нарождающиеся тела. Поэтому душа должна существовать и после смерти, и до рождения тела, то есть она вечна и бессмертна. Знания человек приобретает благодаря припоминанию душой тог, что она уже знала в прошлом. Поэтому, все знания в душе есть еще до вселения в тело. Этого бы не было, ели бы она была смертна. Все составное, сложное (в том числе тело человека) всегда со временем разрушается и погибает. Душа (идея) не составная, и не разложима на элементы. Поэтому она вечна. Она родственна божественному, а то, что от бога и подобно богу должно быть вечно и бессмертно. Душа начало жизни. Погружаясь в тело, она дарит ему жизнь. То же, что вносит жизнь, само не приемлет смерти. Поэтому душа неуничтожима и бессмертна.

В учении Платона о познавательных процессах он выделял ощущения, память и мышление. Память по В учении Платона о познавательных процессах он выделял ощущения, память и мышление. Память по Платону – «отпечаток перстня на воске» . Он впервые говорит о памяти как о самостоятельном психическом процессе. Память – хранилище всех знаний, как осознаваемых, так и не осознанных в данный момент. Память пассивна. Мышление активно. Это обеспечивается его связью с речью. Мышление по Платону – диалог души с собой. «Душа, размышляя, ничего иного не делает, как разговаривает, спрашивая сама себя, отвечая, утверждая и отрицая» . Другими словами, мышление равнозначно внутренней речи. (Позднее это нашло отражение в работах Пиаже, Выгодского, Гальперина). Резюме по Платону: Выделение этапов познания. Роль внутренней речи и активности мышления. Структурная модель психики и рассмотрение личности как конфликтующей структуры. Принцип передачи знаний путем формирования понятий.

 Аристотель 384 – 322 гг. до н. э. Ученик Платона, c 343 до Аристотель 384 – 322 гг. до н. э. Ученик Платона, c 343 до н. э. воспитатель Александра Македонского, основал в 335 до н. э. Ликей (Лицей). Создатель формальной логики. Друг всем – ничей друг. Для кого даже честь – пустяк, того и все прочее ничтожно! Аристотель

После получения медицинского образования и учебы в Академии Платона, стал наставником сына Филиппа Александра, После получения медицинского образования и учебы в Академии Платона, стал наставником сына Филиппа Александра, будущего великого завоевателя Александра Македонского. Его ученик из всех походов присылал Аристотелю редкие книги, гербарии, древности. После совершеннолетия Александра Аристотель вернулся в Афины, купил участок земли и, по примеру Платона, основал свою школу, которую назвал Ликей (Лицей). Аристотель придерживался при обучении принципов Платона, но, будучи по образованию врачом, положил в основу своих курсов не математику, а биологию и медицину. Трактат Аристотеля «О душе» считается первой собственно психологической монографией. В этой работе Аристотель, во-первых, обобщил все концепции о душе своих предшественников, и, во-вторых, выстроил достаточно стройную систему психологических знаний, наметил новые перспективы науки, поставив ряд вопросов, на которые пытались найти ответы многие поколения ученых.

В учении Аристотеля о душе, он заложил не идею конфликта трех ее компонентов, как В учении Аристотеля о душе, он заложил не идею конфликта трех ее компонентов, как у Платона, а идею развития, перехода от одного уровня развития души к другому. Душа по Аристотелю способ организации живого тела, и она присуща всем живым организмам. Душа не может существовать без тела, но в тоже время не является телом. Душа представляет суть данного предмета, выражает цель его существования. Материя без души есть чистая потенция, она ничто, и одновременно может стать всем, как расплавленный металл, который еще не принял определенную форму. Таким образом, душа не может существовать без тела (формы), т. к. форма – это всегда форма чего-то. Все функции души не могут быть осуществлены без тела. Невозможно ощущать, двигаться, стремиться к чему-либо, не обладая материальной оболочкой. Отсюда Аристотель делает вывод о смертности души, так как она появляется и исчезает одновременно с телом.

Размышляя о развитии души, Аристотель выделяет три ее уровня: Первичный уровень – «растительная душа» Размышляя о развитии души, Аристотель выделяет три ее уровня: Первичный уровень – «растительная душа» . Она обладает двумя функциями - размножение и питание. Ее развитие обеспечивает физическое здоровье. Питание это ассимиляция телом необходимых для существования веществ, усвоение внешних предметов для обеспечения жизни. Вторичный уровень – «чувственная душа» . Она обеспечивает способность ощущать, которая трактуется Аристотелем, как особое уподобление органа чувств внешнему объекту. Здесь, в отличие от питания усваивается не сам объект, а его форма. Животная душа кроме размножения и питания имеет еще четыре функции: стремление (эмоции и чувства), движение, ощущение и память. Третичный уровень – «умственная (разумная) душа» . Она обеспечивает формирование системы знаний, ума. Она есть только у человека. И, наряду, с шестью функциями животной души у разумной души есть еще одна функция – способность к мышлению. В трактовке умственной души в ее высшем выражении ( «верховный разум» ) Аристотель отходит от материализма, утверждая, что «верховный разум» отличен от тела и не смешивается с ним.

Аристотель соотносил развитие отдельного организма с развитием всего живого мира. При этом в отдельном Аристотель соотносил развитие отдельного организма с развитием всего живого мира. При этом в отдельном человеке повторяются при его превращении из младенца во взрослого те ступени, которые прошел в своем развитии весь живой мир. Здесь заложена идея, которая впоследствии была названа биогенетическим законом. Аристотель создал первую в психологии развернутую теорию познания. Он отказывается от рационализма Платона. Начальным этапом познания является чувственный опыт, чувственная способность. Она запечатлевает форму вещей, подобно тому, как «воск принимает оттиск печати без железа и золота» . Для объяснения перехода чувственного знания даже не о предмете, а о его отдельных свойствах к обобщенным понятиям и суждениям Аристотель ввел понятия – общее чувствилище и ассоциации.

Итак, по Аристотелю первым этапом познания является ощущение. На следующем этапе – памяти – Итак, по Аристотелю первым этапом познания является ощущение. На следующем этапе – памяти – психика сохраняет те первичные знания, которая она получила через органы чувств. Общее чувствилище позволяет познавать: движение, величину, форму, цвет, вкус, запах и т. д. В общем чувствилище начинается первичная переработка чувственного опыта, первое сравнение между собой полученных в чувственном опыте знаний. Он писал, что для того, чтобы отличить горькое от синего, необходимо иметь в общем чувствилище эталоны цвета и вкуса как таковых и конкретные эталоны разных видов вкусовых (горький, сладкий, кислый, соленый, пресный) и цветовых ощущений. Говоря современным языком, на этапе переработки чувственных ощущений происходит выделение их модальностей (цвет, вкус, запах, характер звука и др. ), а затем их хранение и объединение в образы предметов и в их первичные схемы. Сличение и переработка информации в общем чувствилище происходит при помощи ассоциаций: по сходству, контрасту и смежности в пространстве или времени. Впервые в психологии появляется понятие об ассоциациях как механизмах познания. Лишь через 20 веков англичанин Гартли, опираясь на Аристотеля, создал первую психологическую школу ассоциативной психологии. В теории познания Аристотель также различал практический (знания и умения, которые не определяют реальное поведение) и теоретический (нравственность, этика) разум.

Органом, где локализуется общее чувствилище, Аристотель считал сердце, которое связано с органами чувств через Органом, где локализуется общее чувствилище, Аристотель считал сердце, которое связано с органами чувств через циркуляцию крови. А мозг, по Аристотелю, лишь резервуар для охлаждения крови. Аристотель придерживался взглядов Гиппократа о существовании четырех темпераментов, но считал, что тип темперамента обеспечивает не соотношение четырех жидкостей, а характер одной жидкости – крови: Легкая кровь – сангвиник; Тяжелая кровь – меланхолик; Теплая кровь – холерик; Жидкая кровь – флегматик.

Исследуя регуляцию поведения человека, Аристотель приходит к выводу, регуляция возможна двумя путями: через разум Исследуя регуляцию поведения человека, Аристотель приходит к выводу, регуляция возможна двумя путями: через разум и через эмоции. Он, как и Платон, наиболее важной считал регуляцию через разум, но его врачебный и педагогический опыт убеждал, что бороться с эмоциями бесполезно. Он впервые выделил несколько видов эмоций по их влиянию на поведение – чувства и аффекты. Чувства могут быть осознаны разумом и придают нашим поступкам лишь определенный эмоциональный оттенок, не особенно сказываясь на поведении. Положительные чувства помогают совершать определенные действия, отрицательные – мешают.

Аффекты, в отличие от чувств, плохо поддаются рациональному осмыслению. Аффект приводит к спонтанному, непредсказуемому Аффекты, в отличие от чувств, плохо поддаются рациональному осмыслению. Аффект приводит к спонтанному, непредсказуемому поведению и его последствия могут быть разрушительными для человека. Изучая проблему борьбы с аффектами, Аристотель приходит к очень важному для психологии выводу о роли катарсиса – очищения. Он говорил, что аффект нельзя победить, если он уже наступил, но его можно предупредить, очиститься от него, то есть от накопившегося эмоционального напряжения. Это очищение можно вызвать специально, и роль искусства как раз и заключается в подобном катарсисе. . По сути дела Аристотель впервые обосновал психотерапевтическую роль искусства, особую роль театра, как наиболее синтетического искусства, влияющего на эмоциональное состояние человека.