Скачать презентацию ГИА-2013 Задание С 2 сочинениерассуждение на лингвистическую Скачать презентацию ГИА-2013 Задание С 2 сочинениерассуждение на лингвистическую

GIA_2013.ppt

  • Количество слайдов: 29

ГИА-2013 Задание С 2 — сочинениерассуждение на лингвистическую тему ГИА-2013 Задание С 2 — сочинениерассуждение на лингвистическую тему

Требования к сочинению (критерии оценки) Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос (отсутствие фактических ошибок; Требования к сочинению (критерии оценки) Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос (отсутствие фактических ошибок; рассуждение на теоретическом уровне); Наличие двух примеров-аргументов из текста с верным указанием их роли; Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения (отсутствие логических ошибок; грамотная последовательность изложения; грамотное членение текста на абзацы); Композиционная стройность.

Стиль работы Научный: Отвлечённость (объективность); Публицистический (стиль СМИ): Логичность; Информативная содержательность; Стилистическая нейтральность. «Открытость» Стиль работы Научный: Отвлечённость (объективность); Публицистический (стиль СМИ): Логичность; Информативная содержательность; Стилистическая нейтральность. «Открытость» вовлечение в употребление различных языковых единиц; Стандартизированные языковые средства — клише, штампы; Экспрессивность — наличие тропов и стилистических фигур.

Шаг 1. Знакомство с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. «Мысль формирует Шаг 1. Знакомство с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются» . М. Е. Салтыков-Щедрин

Шаг 1. Знакомство с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. «Мысль формирует Шаг 1. Знакомство с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются» . М. Е. Салтыков-Щедрин

Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании: о богатстве, выразительности, точности русской речи; о средствах выражения мыслей; о роли тропов в русском языке; о взаимосвязи лексики и грамматики; о роли синтаксиса в человеческом общении; о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т. д.

Основные синтаксические средства выразительности (фигуры) Фигурами (стилистическими фигурами, фигурами речи) называются стилистические приемы, основанные Основные синтаксические средства выразительности (фигуры) Фигурами (стилистическими фигурами, фигурами речи) называются стилистические приемы, основанные на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного практического употребления, и имеющие целью усиление выразительности и изобразительности текста. К основным фигурам речи относятся риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, повтор, синтаксический параллелизм, многосоюзие, бессоюзие, эллипсис, инверсия, парцелляция, антитеза, градация, оксюморон.

Риторический вопрос — это фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Риторический вопрос Риторический вопрос — это фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи, привлечь внимание читателя к тому или иному явлению: Нет ничего опаснее полузнаний. Это в равной мере относится к науке, к технике, к культуре. Как можно судить о творчестве Льва Николаевича Толстого, посмотрев фильм, но не прочитав «Войны и мира» ? (Из газет)

Риторическое восклицание — это фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. Риторические восклицания Риторическое восклицание — это фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение тех или иных чувств; они обычно отличаются не только особой эмоциональностью, но и торжественностью и приподнятостью: Пышный! Ему нет равной реки в мире! (Гоголь)

Риторическое обращение — это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь Риторическое обращение — это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Оно служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния: Друзья мои! Прекрасен наш союз. Он, как душа, неудержим и вечен (А. С. Пушкин)

Повтор (лексический повтор) — это стилистическая фигура, состоящая в повторении какого-либо члена предложения (слова), Повтор (лексический повтор) — это стилистическая фигура, состоящая в повторении какого-либо члена предложения (слова), части предложения или целого предложения, нескольких предложений, строфы с целью привлечь к ним особое внимание. «Молоды вы еще, очень молоды!» — вздохнул Иван Игнатьевич. (В. Ф. Тендряков)

Параллелизм (в пер. с греч. — идущий рядом) — тождественное или сходное построение смежных Параллелизм (в пер. с греч. — идущий рядом) — тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ: Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской. . . (М. Ю. Лермонтов)

Многосоюзие/бессоюзие Многосоюзие (полисиндетон) — избыточный с грамматической точки зрения повтор союзов, ощущаемый как лишний Многосоюзие/бессоюзие Многосоюзие (полисиндетон) — избыточный с грамматической точки зрения повтор союзов, ощущаемый как лишний и употребляемый как выразительное средство: Псевдокультура ни словом, ни жестом может и не отличаться от культуры, но делом, но последствием, но своею ошибочностью — отличается. (С. П. Залыгин) Бессоюзие (асиндетон) — намеренное опущение союзов между однородными членами предложения или частями сложносочиненного предложения: Швед, русский — Колет, рубит, режет. . . (А. С. Пушкин)

Эллипсис (в пер. с греч. — недостаток, нехватка) — стилистический прием, состоящий в намеренном Эллипсис (в пер. с греч. — недостаток, нехватка) — стилистический прием, состоящий в намеренном (отклоняющемся от нейтральной нормы) пропуске какого-либо члена или части предложения: Мы сёла — в пепел, грады — в прах, В мечи — серпы и плуги. (Жуковский)

Инверсия (в пер. с греч. — перестановка, переворачивание) — это изменение обычного порядка слов Инверсия (в пер. с греч. — перестановка, переворачивание) — это изменение обычного порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости какого-либо элемента текста (слова, предложения), придания фразе особой стилистической окрашенности: торжественного, высокого звучания или, наоборот, разговорной, несколько сниженной характеристики. Сижу за решеткой в темнице сырой (А. С. Пушкин); Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая (И. С. Тургенев)

Парцелляция (в пер. с франц. — частица) — стилистический прием, заключающийся в расчленении единой Парцелляция (в пер. с франц. — частица) — стилистический прием, заключающийся в расчленении единой синтаксической структуры предложения на несколько интонационно-смысловых единиц — фраз. На месте расчленения предложения могут использоваться точка, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие: И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь. (Антокольский) Почему никто не возмущается? Образование и здравоохранение! Важнейшие сферы жизни общества! Не упомянуты в этом документе вообще. (Из газет)

Градация (в пер. с лат. — постепенное повышение, усиление) — прием, состоящий в последовательном Градация (в пер. с лат. — постепенное повышение, усиление) — прием, состоящий в последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака: Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В. А. Солоухин) Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла. (А. А. Блок)

Антитеза (в пер. с греч. — противоположение) — это оборот, в котором резко противопоставляются Антитеза (в пер. с греч. — противоположение) — это оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия, положения, образы. Для создания антитезы обычно используются антонимы: Ты богат, я очень беден, Ты — прозаик, я — поэт (А. С. Пушкин)

Оксюморон — это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие Оксюморон — это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие другу (горькая радость, звонкая тишина и т. п. ); при этом получается новый смысл, а речь приобретает особую выразительность: С того часу начались для Ильи сладостные мученья, светло опаляющие душу. (И. С. Шмелев); Есть тоска веселая в алостях зари. (С. А. Есенин)

Шаг 3. Оформляем вступление Во вступлении необходимо: сформулировать позицию автора высказывания; выразить своё отношение Шаг 3. Оформляем вступление Во вступлении необходимо: сформулировать позицию автора высказывания; выразить своё отношение к ней. 2 -3 предложения

Шаг 3. Оформляем вступление Автор анализирует, Своё отношение: характеризует, действительно, на рассуждает, отмечает, самом Шаг 3. Оформляем вступление Автор анализирует, Своё отношение: характеризует, действительно, на рассуждает, отмечает, самом деле, не могу не доказывает, сравнивает, согласиться с автором сопоставляет, высказывания, я противопоставляет, полностью согласен с называет, описывает, …, вынужден разбирает, подчёркивает, согласиться с …, я ссылается на. . . , разделяю точку зрения останавливается на …, автора высказывания, я раскрывает поддерживаю мнение содержание, отмечает автора, бесспорно важность, формулирует, мнение автора о том, касается, утверждает, что. . . считает, что. . .

Примеры вступления: Примеры вступления: "Мысль формирует себя без Смысл высказывания М. Е. утайки, во всей полноте, Салтыкова-Щедрина я поэтому-то она легко понимаю так: синтаксис, находит и ясное для себя грамматика и знаки выражение. И синтаксис, и препинания помогают грамматика, и знаки мысли быстрее и препинания охотно ей доходчивее дойти до повинуются", -писал в 19 веке М. Е. Салтыков-Щедрин. читателя. Согласимся, что нормы синтаксиса и грамматики, а также правила пунктуации позволяют пишущему полно, чётко и внятно выразить ту или иную мысль.

Шаг 4. Пишем основную часть Основную часть можно начать следующими фразами: Присмотримся повнимательнее к Шаг 4. Пишем основную часть Основную часть можно начать следующими фразами: Присмотримся повнимательнее к словам в тексте. . . (называем фамилию автора текста); Обратимся к тексту русского писателя. . . (фамилия автора текста); Докажем эту мысль на примерах из текста. . . ; Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста. . . Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.

Примеры основной части Например, одно из предложений текста Т. Устиновой о нелегкой судьбе мальчика Примеры основной части Например, одно из предложений текста Т. Устиновой о нелегкой судьбе мальчика по имени Тимофей восклицательное (предложение 18). Значит, произносится оно с особой интонацией, предельно эмоционально. Так автор подчеркивает мысль о том, что Тимофей унижен и оскорблен предложением Маши съесть мороженое, воспринимает её поступок как подачку. Затем Маша выходит замуж и уезжает. Перед расставанием она говорит Тимофею, что хотела бы взять его с собой, но не может. "Ты понимаешь? " (предложение 23) -спрашивает Маша мальчика. Вопросительное по цели высказывания предложение использовано девушкой для того, чтобы удостовериться, что мальчик понимает причину предстоящей разлуки.

Примеры основной части Это в полной мере проявляется в финале рассказа. Использование односоставных безличных Примеры основной части Это в полной мере проявляется в финале рассказа. Использование односоставных безличных предложений (36, 38, 39) и лексического повтора слова «больше» позволяет автору показать безысходность, которая поселилась в душе несчастного мальчика. Подросток настолько одинок, что и пожалеть его некому. Он сам жалеет себя (предложение 41), «лежа на куче опавших листьев» и «глядя в…небо» , которое кажется мальчику «равнодушным» . Однородные обособленные обстоятельства и эпитет «равнодушное» - все подчинено одной цели: показать, насколько одинок и несчастен Тимофей!

Шаг 5. Пишем заключение Вывод из всего сказанного: как правило, в заключении говорится о Шаг 5. Пишем заключение Вывод из всего сказанного: как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами. Таким образом, . . . Итак, . . . Следовательно, . . . В итоге можно прийти к такому выводу: . . . В заключение можно сказать, что. . . Мы убеждаемся в том, что. . . Обобщая сказанное, . . . Из этого следует, что. . .

Примеры заключения Таким образом, с Вот она, мысль, высказыванием сформированная М. Е. Салтыкова «без Примеры заключения Таким образом, с Вот она, мысль, высказыванием сформированная М. Е. Салтыкова «без утайки, во Щедрина, который всей полноте» не считал, что без помощи синтаксис, синтаксиса, грамматика и знаки грамматики и препинания знаков препинания! "повинуются" мысли, нельзя не согласиться.

Шаг 6: проверка готового сочинения по критериям. Шаг 6: проверка готового сочинения по критериям.

alyona. mantis@gmail. com Алёна Игоревна alyona. mantis@gmail. com Алёна Игоревна