Скачать презентацию Гештальтпсихология о свойствах восприятия ИСТОРИЯ ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИИ Гештальтпсихология Скачать презентацию Гештальтпсихология о свойствах восприятия ИСТОРИЯ ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИИ Гештальтпсихология

Гештальтпсихология.pptx

  • Количество слайдов: 37

Гештальтпсихология о свойствах восприятия Гештальтпсихология о свойствах восприятия

ИСТОРИЯ ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИИ Гештальтпсихология связанна с именами германских исследователей Макса Вертгеймера (1880— 1943), Курта Коффки ИСТОРИЯ ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИИ Гештальтпсихология связанна с именами германских исследователей Макса Вертгеймера (1880— 1943), Курта Коффки (1886— 1941) и Вольфганга Келера (1887— 1967). Возникла в противовес представлениям ассоцианистов о том, что образ создается через синтез отдельных элементов: то есть, например, целостный образ человека в нашем восприятии возникает в результате своеобразного синтеза первоначально возникающих отдельных ощущений, связанных с цветом, формой, размером и пр. Гештальтпсихологи выдвинули идею о том, что целостный образ возникает сразу как целостный. Термин гештальт, не имеющий однозначного перевода с немецкого, в качестве ближайших эквивалентов имеет «целостный образ» , «форма» , «структура» .

ФИФЕНОМЕН Классическим является открытый Максом Вертгеймером так называемый “фифеномен”. Оказалось, что восприятие движения возможно ФИФЕНОМЕН Классическим является открытый Максом Вертгеймером так называемый “фифеномен”. Оказалось, что восприятие движения возможно в отсутствие самого движения. В опытах Вертгеймера два одинаковых объекта (отрезка), находящиеся на расстоянии друг от друга, поочередно высвечивались и затемнялись, то есть «загорались» и «угасали» . Оказалось, что при уменьшении временных интервалов между «вспышками» человек видит не два последовательно загорающихся и гаснущих объекта, а один отрезок, перемещающийся и возвращающийся в исходное положение. Таким образом, идея ассоцианистов о последовательной цепочке ощущений, отражающей перемещение объекта в пространстве, оказалась неверна. Следовательно, восприятие движения строится по иным, нежели суммация ощущений, законам: образ движения возник, но движения как такового не было (а значит, и ощущений, которые должны были бы синтезироваться).

Понятие фигуры и фона Понятия фигуры и фона – важнейшие для гештальтпсихологии. В нашем Понятие фигуры и фона Понятия фигуры и фона – важнейшие для гештальтпсихологии. В нашем восприятии пространство структурируется, элементы объединяются в фигуры на основе отношений, к самим элементам не сводящиеся. Гештальтпсихологи полагали за этим врожденные механизмы и пытались обнаружить законы, по которым фигура выделяется из фона — как структурированная целостность из менее дифференцированного пространства, находящегося как бы позади фигуры. К этим законам относится, например, закон близости элементов, симметричность, сходство, замкнутость и другие

Ваза или два лица? Ваза или два лица?

Женское лицо или мужчина, играющий на саксофоне? Женское лицо или мужчина, играющий на саксофоне?

Портрет Авраама Линкольна. Найдите тут волка, лошадь, улитку, мышь, птицу, молящегося человека, клоуна и Портрет Авраама Линкольна. Найдите тут волка, лошадь, улитку, мышь, птицу, молящегося человека, клоуна и рыбу.

“Переструктурирование” образа Фигура и фон в нашем восприятии могут самопроизвольно “поменяться местами”. Происходит внезапное “Переструктурирование” образа Фигура и фон в нашем восприятии могут самопроизвольно “поменяться местами”. Происходит внезапное “переструктурирование” образа, а увиденное изображение носит двойственный характер. Явление переструктурирования, то есть внезапного усмотрения новых отношений между элементами, оказалось важными при обсуждении творческого мышления, внезапного “открытия” нового способа решения задачи, того, что называется “озарение”. В гештальтпсихологии это явление получило название “инсайт”, причем оно обнаруживается не только у человека, но и у высших животных.

ИНСАЙТ – творческое “озарение” Так, обезьяна, находящаяся в клетке, где находятся также и палки, ИНСАЙТ – творческое “озарение” Так, обезьяна, находящаяся в клетке, где находятся также и палки, далеко не сразу “догадывается” использовать палку, чтобы достать приманку, находящуюся за пределами клетки; однако после ряда безуспешных попыток достать банан рукой обезьяна прекращает их и как бы “задумывается”; после этого при условии, что палка окажется в зрительном пространстве животного, задача решается как бы вдруг. Еще в одном эксперименте банан также размещался за пределами клетки, но при этом обезьяне давали две полые бамбуковые палки, каждая из которых по отдельности была слишком коротка, чтобы дотянуться до лакомства. Чтобы дотянуться до банана, необходимо было насадить одну на другую. При этом для достижения цели животное должно было суметь разглядеть новый вид взаимосвязи двух коротких палок.

Эксперимент с обезьяной № 2 Эксперимент с обезьяной № 2

В терминах фигуры и фона это можно описать так: вначале фигурой выступала только приманка; В терминах фигуры и фона это можно описать так: вначале фигурой выступала только приманка; переструктурирование же приводит к тому, что в фигуру входит также и орудие, до того бывшее частью недифференцированного фона. Вклад гештальтпсихологии в науку Идеи гештальтпсихологов оказались эвристичными: по существу, был открыт новый способ психологического мышления. Не отказавшись от традиционного для того времени предмета психологии — сознания, — они предложили новые принципы его рассмотрения. Несмотря на то, что в “чистом” виде это направление в современной психологии практически не представлено, многие его идеи оказали влияние на развитие и возникновение ряда психологических направлений. Идея целостности широко проникла в психоневрологию, психотерапевтическую практику; исследования мышления в гештальтпсихологии во многом определили идею проблемного обучения (то есть такого, при котором учащемуся предлагают задачи, способ решения которых ему неизвестен, и он открывает его сам)…

Два основополагающих принципа гештальтпсихологии: 1. принцип взаимодействия фигуры и фона — гласит, что каждый Два основополагающих принципа гештальтпсихологии: 1. принцип взаимодействия фигуры и фона — гласит, что каждый гештальт воспринимается как фигура, имеющая четкие очертания и выделяющаяся в данный момент из окружающего мира, представляющего собой по отношению к фигуре более размытый и недифференцированный фон. Формирование фигуры, с точки зрения гештальтпсихологии, означает проявление интереса к чему-либо и сосредоточение внимания на данном объекте с целью удовлетворения возникшего интереса. 2. закон прегнантности или равновесия, базируется на том, что человеческая психика, как и любая динамическая система, стремится к максимальному в наличных условиях состоянию стабильности. В контексте первого принципа это означает, что, выделяя фигуру из фона, люди обычно стремятся придать ей наиболее “удобную”, с точки зрения удовлетворения изначального интереса, форму. Форма такого рода характеризуется простотой, регулярностью, близостью и завершенностью. Фигуру, отвечающую данным критериям часто называют “хорошим гештальтом”.

Факторы группировки элементов в гештальты Гештальты были обнаружены при восприятии формы, кажущегося движения, оптико-геометрических Факторы группировки элементов в гештальты Гештальты были обнаружены при восприятии формы, кажущегося движения, оптико-геометрических иллюзий. В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности как стремления психологического поля к образованию наиболее устойчивой, простой и “экономной” конфигурации. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как: • Принцип близости • Принцип целостности • Принцип замкнутости • Принцип схожести • Принцип симметрии • Принцип общей судьбы • Принцип хорошего продолжения

ПРИНЦИП ЗАМКНУТОСТИ: Отражает тенденцию завершать фигуру, так что она приобретает полную форму. Таким образом, ПРИНЦИП ЗАМКНУТОСТИ: Отражает тенденцию завершать фигуру, так что она приобретает полную форму. Таким образом, на рисунке только из-за активной обработки разумом мы склонны видеть треугольник, а не ряд разъединенных линий.

ПРИНЦИП СХОЖЕСТИ Второй принцип, схожести, утверждает, что похожие предметы стремятся сгруппироваться. Обратите внимание: несмотря ПРИНЦИП СХОЖЕСТИ Второй принцип, схожести, утверждает, что похожие предметы стремятся сгруппироваться. Обратите внимание: несмотря на то, что строки и столбцы на рисунке расположены на одинаковом расстоянии, мы группируем фигуры в столбцы аналогичных элементов: кругов и квадратов.

Современная психофизическая методология пытается выяснить, какой принцип гештальта первичен - близости или схожести. Увеличивая Современная психофизическая методология пытается выяснить, какой принцип гештальта первичен - близости или схожести. Увеличивая расстояние между рядами на рисунке “Принцип схожести” можно определить, когда принцип близости возобладает над принципом схожести.

Принцип симметрии Принцип Симметрии - четвертый. Рисунок “Принцип симметрии” показывает, что на верхнем изображении Принцип симметрии Принцип Симметрии - четвертый. Рисунок “Принцип симметрии” показывает, что на верхнем изображении мы воспринимаем ромб, хотя часть его закрыта кругом. Обратите внимание, что ни один из трех других возможных путей завершения конструкции (показаны на рисунке ниже), не кажется предпочтительным. Способность воспринимать конструкцию именно ромбом называют амодальным завершением; разум работает без использования сенсорного восприятия – зрения, завершая конструкцию амодально по принципу симметрии, ведь зрительно невозможно увидеть скрытую часть ромба.

Принцип общей судьбы Пятый принцип, принцип общей судьбы, говорит, что движущиеся в одном направлении Принцип общей судьбы Пятый принцип, принцип общей судьбы, говорит, что движущиеся в одном направлении объекты воспринимаются сгруппированными вместе. Таким образом, если имеется множество точек, половина из которых движется вправо, а другая половина движется влево, массив будет казаться состоящим из двух групп – движущихся вправо и влево.

Принцип хорошего продолжения Шестой принцип называется принципом хорошего продолжения. На рисунке «Принцип хорошего продолжения» Принцип хорошего продолжения Шестой принцип называется принципом хорошего продолжения. На рисунке «Принцип хорошего продолжения» мы группируем находящиеся на одной линии элементы в наклонную линию, а другие элементы воспринимаются разрозненными и расположенными беспорядочно. Этот принцип подводит нас к самому основному общему принципу группировки, относящемуся к сущности или конечному смыслу восприятия, который Вертхаймер назвал законом Prägnanz (Законом Прегнантности). Согласно этому закону, перцептивная организация стремится быть настолько хороша, насколько позволяют существующие условия.

Принцип хорошего продолжения Принцип хорошего продолжения

Мы видим наш мир упорядоченно, последовательно и экономно настолько, насколько это позволяют существующие условия. Мы видим наш мир упорядоченно, последовательно и экономно настолько, насколько это позволяют существующие условия. Хороший гештальт симметричен, прост и стабилен, как, к примеру, мыльный пузырь, и не может быть упорядочен более или сведен к более простой форме.

Принцип близости Предметы, находящиеся рядом друг с другом во времени или пространстве, воспринимаются объединенными. Принцип близости Предметы, находящиеся рядом друг с другом во времени или пространстве, воспринимаются объединенными. Обратите внимание, что на рисунке “Принцип близости” мы видим квадраты, объединенные в четыре колонки, а не в строки. Такое объединение происходит исключительно в мозгу, ведь с точки зрения структурализма ни одна из конфигураций не будет необходимой. Таким образом, близость приводит к двум эффектам. Во-первых, объединяет или интегрирует элементы, что называется принадлежностью, а во-вторых, она разделяет элементы, не объединенные близостью, например, отделяет колонки квадратов. Считается, что эта интеграция / сегрегация лежит в основе отношений фигура/фон и отвечает за группировку отдельных элементов в процессе восприятия.

Принцип близости Принцип близости

СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ

Целостность Восприятие всегда схватывает целостный образ предмета. Однако такая зрительная способность не является врожденной. Целостность Восприятие всегда схватывает целостный образ предмета. Однако такая зрительная способность не является врожденной. На это указывают данные о восприятии людей, ослепших в младенчестве, которым вернули зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они видят не предметы, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины. В данном случае отмечаются одиночные ощущения, но нет восприятия: люди не видят целостных предметов. Через несколько недель зрительное восприятие у них сформировалось, но оставалось ограничено тем, что они узнали ранее благодаря осязанию. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики; это система перцептивных действий, которыми надо овладеть.

Константность Благодаря этому свойству мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, Константность Благодаря этому свойству мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т. п. Источником константности являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия). Многократное восприятие одних и тех же объектов в разных условиях позволяет выделить их постоянную, инвариантную структуру. Константность — приобретенное, а не врожденное свойство. Она нарушается, когда человек попадает в незнакомую ситуацию. Например, людям, смотрящим с верхних этажей высотного здания вниз, автомобили и пешеходы кажутся маленькими; в то же время строителивысотники сообщают, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров.

Структурность Восприятие не является простой суммой ощущений. Фактически нами воспринимается обобщенная структура. Например, слушая Структурность Восприятие не является простой суммой ощущений. Фактически нами воспринимается обобщенная структура. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, когда она исполняется и оркестром, и на рояле, и вокально, хотя отдельные звуковые ощущения различны.

Осмысленность Восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов. Избирательность Она проявляется в Осмысленность Восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов. Избирательность Она проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

ПРИЛОЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

Пятна Роршаха Швейцарский психолог Роршах установил, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как Пятна Роршаха Швейцарский психолог Роршах установил, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как нечто осмысленное (собака, облако, озеро), и только некоторые психически больные люди склонны воспринимать их как не имеющие смысла, т. е. восприятие протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос: “Что это такое? ”

Что вы видите? Что вы видите?