Скачать презентацию Герой нашего времени Герой нашего времени написан в Скачать презентацию Герой нашего времени Герой нашего времени написан в

Герой нашего времени.pptx

  • Количество слайдов: 13

Герой нашего времени «Герой нашего времени» (написан в 1838— 1840) — роман Михаила Юрьевича Герой нашего времени «Герой нашего времени» (написан в 1838— 1840) — роман Михаила Юрьевича Лермонтова. Впервые роман был издан в Санкт-Петербурге, в типографии Ильи Глазунова, в 1840 г. , в 2 книгах. Тираж 1000 экземпляров.

Структура романа • Роман состоит из нескольких частей, расположенных не в хронологическом порядке. Такое Структура романа • Роман состоит из нескольких частей, расположенных не в хронологическом порядке. Такое расположение служит особым художественным задачам: в частности, сначала Печорин показывается глазами Максима Максимыча, а только затем мы видим его изнутри, по записям из дневника. • Предисловие • ЧАСТЬ ПЕРВАЯ • I. Бэла • II. Максимыч • Журнал Печорина • Предисловие • I. Тамань • ЧАСТЬ ВТОРАЯ (Окончание журнала Печорина) • II. Княжна Мери • III. Фаталист • Хронологический порядок частей • Тамань • Княжна Мери • Бэла • Фаталист • Максимыч • Предисловие к журналу

Сюжет • «Бэла» • Представляет собой вложенный рассказ: повествование ведёт Максимыч, который рассказывает свою Сюжет • «Бэла» • Представляет собой вложенный рассказ: повествование ведёт Максимыч, который рассказывает свою историю неназванному офицеру, встретившемуся ему на Кавказе. Скучающий в горной глуши Печорин начинает свою службу с кражи чужого коня и похищения любимой дочери местного князя, что вызывает соответствующую реакцию горцев. Но Печорину нет до этого дела. За неосторожным поступком молодого офицера следует обвал драматических событий: навсегда покидает семью Азамат, от руки Казбича погибают Бэла и её отец. • «Максимыч» • Эта часть примыкает к «Бэле» , самостоятельного новеллистического значения не имеет, но для композиции романа целиком важна. С Печориным здесь читатель единственный раз встречается лицом к лицу. Встреча старых приятелей не состоялась: это скорее мимолетный разговор с желанием одного из собеседников поскорее его закончить. • Повествование построено на контрасте двух противоположных персонажей — Печорина и Максима Максимыча. Портрет даётся глазами офицера-рассказчика. В этой главе высказывается попытка разгадать «внутреннего» Печорина через внешние «говорящие» черты.

 • • • «Тамань» Повесть рассказывает не о пассивности Печорина, а показывает его • • • «Тамань» Повесть рассказывает не о пассивности Печорина, а показывает его с активной, деятельной стороны. Здесь Печорин неожиданно для себя становится свидетелем, а позже и в некоторой степени участником бандитской деятельности. Печорин поначалу думает, что человек, приплывший с другого берега, рискует жизнью ради чего-то действительно ценного, но на самом деле это всего лишь контрабандист. Печорин очень разочарован этим. Но всё равно, уезжая, он не жалеет, что побывал в этом месте. Главный смысл в заключительных словах Печорина: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошёл ко дну!» «Княжна Мери» Повесть написана в форме дневника. По жизненному материалу «Княжна Мери» ближе всего к так называемой «светской повести» 1830 -х годов, но Лермонтов наполнил её иным смыслом. Повесть начинается с прибытия Печорина в Кисловодск на лечебные воды, где он знакомится с княгиней Лиговской и её дочерью, называемой на английский манер Мери. Кроме того, здесь он встречает свою бывшую любовь Веру и приятеля Грушницкого. Юнкер Грушницкий, позёр и тайный карьерист, выступает контрастным персонажем к Печорину. «Фаталист» В этой части, завершающей роман, рассказывается о смерти Вулича, произошедшей после предсказания его смерти.

 • Основные действующие лица • • • Картина М. А. Врубеля «Дуэль Печорина • Основные действующие лица • • • Картина М. А. Врубеля «Дуэль Печорина с Грушницким» Григорий Александрович Печорин, прапорщик Максимыч, штабс-капитан Бэла, "черкешенка", дочь князя Казбич, "черкес" Азамат, "черкес", сын князя княжна Мери Лиговская Вера. Грушницкий, юнкер, позже произведен в офицеры. доктор Вернер Вулич, поручик

Печорин • Печорин — петербуржец. Военный, как и по своему чину, так и в Печорин • Печорин — петербуржец. Военный, как и по своему чину, так и в душе. В Пятигорск он приезжает из столицы. Его отъезд на Кавказ связан с «какими-то похождениями» . В крепость, где происходит действие «Бэлы» , он попадает после дуэли с Грушницким, в возрасте 23 лет. Там он находится в чине прапорщика. Вероятно, он был переведен из гвардии в армейскую пехоту или армейские драгуны. • Встреча с Максимом Максимычем происходит через пять лет после истории с Бэлой, когда Печорину уже 28. • Он умирает, возвращаясь из Персии. • Фамилия Печорина, происходящая от названия реки Печоры, имеет семантическую близость с фамилией Онегина. Печорин является естественным продолжателем Онегина, но Лермонтов идёт дальше: как р. Печора севернее р. Онеги, так и характер Печорина более индивидуалистичен, чем характер Онегина.

Образ Печорина • Образ Печорина — одно из художественных открытий Лермонтова. Печоринский тип поистине Образ Печорина • Образ Печорина — одно из художественных открытий Лермонтова. Печоринский тип поистине эпохален, и прежде всего потому, что в нем получили концентрированное выражение особенности последекабристской эпохи, когда на поверхности «видны были только потери, жестокая реакция» , внутри же «совершалась великая работа… глухая и безмолвная, но деятельная и беспрерывная …» . Печорин — личность неординарная и спорная. Он может жаловаться на сквозняк, а через некоторое время скакать с шашкой наголо на врага.

Публикация Публикация

 • Первая страница повести «Тамань» в журнале «Отечественные записки» , 1840, т. 8, • Первая страница повести «Тамань» в журнале «Отечественные записки» , 1840, т. 8, № 2, с. 144 • Роман появлялся в печати по частям с 1838 г. Первое полное издание вышло в 1840 г. • «Бэла» была написана в 1838 г. Первая публикация — в «Отечественных записках» , март 1839, т. 2, № 3. • «Фаталист» был впервые опубликован в «Отечественных записках» в 1839 г, т. 6, № 11. • «Тамань» была впервые напечатана в «Отечественных записках» в 1840 г. • «Максимыч» впервые появился в печати в 1 -м отдельном издании романа в 1840 г. • «Княжна Мери» впервые появилась в 1 -м издании романа. • «Предисловие» было написано в Санкт-Петербурге весной 1841 г. и впервые появилось во втором издании романа.

Своеобразие композиции в романе Жанр романа: социально-психологический реализм. Нехронологический порядок повестей создаёт психологизм. Читатель Своеобразие композиции в романе Жанр романа: социально-психологический реализм. Нехронологический порядок повестей создаёт психологизм. Читатель из-за такого распределения может увидеть гораздо более резкие изменения в Печорине, ещё более выраженную замкнутость… Все персонажи показаны Печориным и в этом психологическом описании раскрывается его характер. Люди для него — эксперименты. Всё в романе направлено на раскрытие характера Григория Александровича. Чтобы читатель понял всю эту «вечную грусть» героя, причины которой кроются в самой натуре Печорина.

Мнение Белинского • В этой повести Лермонтов явился творцом так же, как и в Мнение Белинского • В этой повести Лермонтов явился творцом так же, как и в своих стихотворениях. Эта повесть вышла не из желания заинтересовать публику уже любимым ею родом литературы, не из слепого подражания делать то, что делают все, но из глубины творческой натуры, чуждой всяких побуждений кроме вдохновения. Во всех повестях одна мысль, и эта мысль выражена в одном лице, которое есть герой всех рассказов. Эта полнота впечатлений заключается в единстве мысли, которая выразилась в романе, и от которой произошла эта гармоническая соответственность частей с целым, это строго соразмерное распределение ролей для всех лиц, наконец эта законченность и замкнутость целого.

Концепция «лишнего человека» Кто виновен в судьбе Печорина? (несостоявшейся судьбе) Индивидуализм, пожалуй, является главной Концепция «лишнего человека» Кто виновен в судьбе Печорина? (несостоявшейся судьбе) Индивидуализм, пожалуй, является главной причиной того, что Печорин был «лишним человеком» в жизни. (Определение — нравственный принцип, ставящий интересы отдельной личности выше интересов общества). Печорин всю жизнь ищет тревог, бурь. Но он живёт в относительно спокойное время, когда ему негде себя проявить, нечем занять свою душу. И он мучается от этого.

Время и общество Он сам Судьба ↓ ↓ ↓ Социальные причины Нравственные Философия Печорину Время и общество Он сам Судьба ↓ ↓ ↓ Социальные причины Нравственные Философия Печорину присущи черты романтизма — конфликт с внешним миром. Герой презирает светское общество. Он один против окружающего мира. Всё таит в себе. Характер героя — есть одна из причин. Автор заканчивает произведение Печорин был индивидуалистом. Его повестью «Фаталист» внутренние как бы говоря, что разногласия со может быть Печорину «вторым я» не давали изначально была ему свободы. Герой предначертана такая пытается «убежать от судьба. себя» .