Героические эпосы русского и калм народа.ppt
- Количество слайдов: 19
Героические былины русского и калмыцкого народов
С глубокой древности передавались из уст в уста героические песни, сказания о защитниках русской земли – богатырях. О том, что на Руси пелись былины, мы узнаем еще из такого памятника Древней Руси, как «Слово о полку Игореве» (1181). Героический эпос «Джангар» складывался на протяжении многих веков. История изучения эпоса насчитывает 200 лет. Самой ранней европейской документированной записью о «Джангаре» считается запись одной песни и легенды о джангарчи, которые опубликовал Вениамин Бергман в 1804 году.
Калмыцкий эпос возник более 500 лет назад. На протяжении многих веков боролись калмыки за свою независимость с преемниками Чингисхана. Но только в 1440 году калмыцкий народ собрал достаточно сил, чтобы разгромить своих извечных угнетателей. Литературным памятником этой эпохи явилась героическая эпопея «Джангар» .
О создании калмыцкого эпоса существует легенда: «В драгоценное изначальное время, когда степь успокоилась после топота могучих коней, когда подавлены все враги Бумбы – страны бессмертия, Джангар и его богатыри заскучали. Скука, как туман вползла в страну Бумбы. И вдруг, неизвестно откуда взявшись, женщина вошла в кибитку, где восседали семь богатырских кругов, - и запела. Запела она о подвигах Джангара и его богатырей, об их победах над несметными врагами, о Бумбе, о стране бессмертия. От теплоты ее голоса рассеялась скука, как туман под лучами солнца. Так родилась великая песнь.
Богатыри, слушая ее, становились снова веселыми и жизнелюбивыми. Джангар приказал им заучить ее. С той поры появились джангарчи (сказители), над вечнозеленой землей Бумбы зазвенела великая песнь, - поют ее и поныне» . Владимир Каруев - джангарчи из Калмыкии.
Былины делятся на две группы: - героические - бытовые. Былины, в которых представлены сюжеты с описанием обобщенных жизненных явлений, называются бытовыми.
Былины, где изображены воины - богатыри, сражающиеся с врагами за родную землю, называются героическими.
В большинстве русских героических былин изображен мир Киевской Руси. Защищая от вражеских полчищ рубежи Русской земли, богатырской заставой стоят три главных богатыря: Илья Муромец, приехавший из Мурома к князю Владимиру Красное Солнышко, - богатырь, отличающийся непоколебимой честностью и бесстрашием. Ему Русь обязана избавлением от Соловья Разбойника. Могучий и справедливый, Илья - старший на заставе. Строгий и суровый воин – богатырь Добрыня Никитич. Он избавил Русь от чудовища Никитич ( «Добрыня и Змей» ). Алеша Попович, хотя и уступал Илье и Попович Никите в силе, но не потерпел оскорбления, которое нанес Тугарин Змеевич Руси и чести великого князя ( «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» ).
Самым ярким литературным памятником калмыцкого народа является грандиозная героическая эпопея «Джангар» , состоящая из 12 песен. Содержанием этих песен служит прославление цветущей страны Бумбы и ее богатыря, защитника Джангара.
Страна Бумба - это страна вечной молодости и бессмертия. Жители ее живут в довольстве и славят сладостное бытие: Счастья и мира вкусила эта страна, Где неизвестна зима, где всегда весна, Где, не смолкая, ведут хороводы свои Жаворонки сладкогласные и соловьи, Где и дожди подобны сладчайшей росе, Где неизвестна смерть, где бессмертны все, Где небеса в нетленной сияют красе, Где неизвестна старость, где молоды все, Благоуханная, сильных людей страна, Обетованная людей страна» . ( «Джангар» )
Главным героем эпоса является Джангар - нойон (князь) страны Бумбы. Имя Джангар, согласно эпосу, означает – сирота, родившийся в мифическое «начальное» время. В возрасте одного года Джангар ведет борьбу с различными чудовищами (мангасами), 5 -ти лет он попадает в плен к хану Шикширги, который хочет погубить Джангара. Но все заканчивается благополучно. Джангар женится на красавице Шабдал, дочери властителя юго-восточного края. Государем Джангара провозглашает Хонгор, когда они вместе спасались в горной пещере от четырех ханов, разоривших царство отца Джангара.
Хонгор - первый богатырь в государстве, горячий патриот, любимец Джангара и калмыцкого народа, сочетавший в себе «все девяносто девять Он забывает в сраженьях слово «Назад» человеческих достоинств» . И повторяет в сраженьях только слово «Вперед» ! Его друг Гюнзан Гюмбе говорит о нем: Предан он родине: сила в этом его, Надо прислушаться к советам его.
В 6 -ой песне «О подвигах богатыря Савра Тяжелорукого» братья – богатыри Савр и Хонгор бьются за честь и достоинство Джангара с богатырями чужеземного хана Замбала, угнавшими весь несметный драгоценный табун Джангара.
На основе наблюдений приходим к выводам, что в сходстве калмыцких песен с русскими былинами определяется, прежде всего: - общий принцип объединения различных песен вокруг одного лица и одного географического пункта: в русских былинах – вокруг богатырей русской истории, в калмыцком эпосе – вокруг великого нойона (князя) богатыря Джангара и счастливой мифической страны Бумбы.
В русских былинах и калмыцком «Джангаре» , можно сказать, все типизировано: описание пира богатырей, их поединков, их жилищ, одежд; описание вооружения, коня, богатырской поездки, сна; мужской и женской красоты, детства и старости; описание мужества и трусости, гнева и сострадания, вражды и дружбы.
В 11 -ой песне «О поражении свирепого хана шулмусов Шара Гюргю» изображается освободительная война за восстановление Бумбайского государства и за освобождение из неволи его народа, покоренного иноземным ханом Шара Гюргю. В «Джангариаде» есть исполненная своеобразной прелести 7 - я песнь о трех мальчуганах: О Хошун Улане, О Хара Джилгане, об Аля Шонхоре, спасших свою родину от иноземного ига.
Домашнее задание: Описание богатырей из героического эпоса «Джангар» (10 -12 предложений)
Героические эпосы русского и калм народа.ppt