7_ГеометрСимволы_Числа.pptx
- Количество слайдов: 14
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ (ПО В. Н. ТОПОРОВУ)
Геометрические символы – класс мифопоэтических знаков, которые по форме идентичны геометрическим элементам. Широко используются в: мифологии религии эмблематике символике геральдике
Это знаки, семантика которых определется при их использовании. К геометрическим символам относятся: -геометрические фигуры -линии (прямые, кривые, ломаные и их комбинации) -тела (шар, куб, конус, пирамида, параллелепипед и др. ), которые в двухмерном пространстве реализуются как фигуры.
Геометрические символы относительно просты. Это обеспечивает стабильность и точность моделирования мифопоэтических объектов с их помощью. Геометрический код 1)связан с установкой на идеализацию и унификацию реальных объектов 2)удобен для классификационных целей (например, для создания универсальных схем, которые подчеркивают единство разных сфер бытия (круг- квадрат)
Хаос никогда не описывается с помощью геометрических символов, так как он бесструктурен. Геометрические символы участвуют в описании структуры космоса -в горизонтальном и вертикальном плане -в пространственно-временном аспекте -в описании все более уплотняющихся образов космоса: земля, страна, город, поселение, дворец, храм, гробница) -в описании социальных устройств -в описании этических «пространств» (вера, надежда, любовь, стойкость, преданность, справедливость, истина, порядок, закон и т. п. )
Геометрические символы лежат в основе структуры ритуального пространства и формы сакрализованных предметов. Различные геометрические символы становятся элементами художественной формы (стандартизованные блоки в архитектуре, орнаменте и др. ) Геометрические символы влияют на соответствующие структуры психики, могут моделировать новые ситуации. Поэтому они используются для психологического воздействия на подсознание и могут употребляться для создания эмблем, товарных знаков и т. п.
ЧИСЛА (по В. Н. Топорову)
Числа – один из наиболее известных классов знаков. Ориентируется на качественно-количественную оценку. . Это элементы особого числового кода, с помощью которого описывается мир, человек и сама система метаописания. Наиболее полно основы мифопоэтические основы числовых моделей и счета обнаруживается в тех архаичных культурах, в которых: 1)Числа выступают самостоятельно, вне связи с объектами 2)Сама система не является дефектной 3)Числа еще не полностью десемантизированы (в современной культуре утрачено понимание неоднородности членов числового ряда)
Мифопоэтическая основа чисел наиболее ясно выступает в тех культурах, которые знают тексты с сильным развитием классификационного принципа (все объекты, особенно сакрально значимые, связаны друг с другом системой иерархических отношений, которая обычно легко переформируется) Числа использовались в ситуациях, которым придавалось сакральное, космизирующее значение. Поэтому числа становились образом мира средством для его периодического восстановления в циклической схеме развития для преодоления деструктивности хаоса.
К числам имеет отношение классификация по пяти элементам. Из учения об элементах следуют две особенности: 1)Канонизация числа 5. Оно стало эталоном описания наиболее важных характеристик макро- и микрокосма (число элементов, классов животных, органов чувств, внутренних органов, чувств, «основных» чисел и т. п. ) Отмеченность пятого места в пространстве связана с особым положением центра, в котором находится «Срединное царство» )
2)Символическая корреляция между основными элементами и членами других ведущих семантических сфер (дерево – весна – восток – кислый – козлиный (запах) – тигр – заяц – и т. п. ) Такие классификационные ряды являются подобием сети отношений, кодом описания мира и основой «координирующего» ( «ассоциативного» ) мышления, характерного для многих культур.
Для мифопоэтической традиции характерно -парадигматика числового ряда (т. е. его состав и свойства его членов) -синтагматика числового ряда (т. е. участие чисел в текстах). Схема порождения элементов используется во многих сказках. Ряд заговорных, молитвенных текстов построены по числовому принципу. Например, образцы обратного счета в русских заговорах на уничтожение змей , чертей, когда выстраивается нисходящий ряд, в такт которому должно сокращаться число изгоняемых объектов ( «из девяти – восемь… - из одного – ни одного» )
Наиболее показательны тексты, в которых числа выступают основными объектами космологической модели мира – Вселенной, мировым древом, космическими зонами Например, загадки в которых описывается год и, по сути дела, мировое древо: «стоит столб до небес, на нем 12 гнезд, в каждом гнезде по 4 яйца, в каждом яйце по 7 зародышей. . » «выросло дерево от земли до неба, на том дереве 12 сучков, на каждом сучке 4 кошеля, в каждом кошеле по 6 яиц, а седьмое красное»
Дискуссии о соотношении числа и слова, математики и поэзии – поздние. Две тенденции: 1. Стремление увидеть за словом числа (пифагорейцы) 2. Стремление вновь семантизировать число, вернуть ему ту роль, которую оно играло в мифопоэтическую эпоху (искусство). Два самых ярких примера: 1)Рабле профанирует и дискредитирует число через случайность, абсурдность, связь с низкой темой (260 418 челоек потонули в моче) 2)Достоевский строит новую символическую систему, вторично семантизируя члены числового ряда (особая роль 4 и 7).