Скачать презентацию ГЕОАНАЛИЗ И МОДЕЛИРОВАНИЕ В ГИС ПРОДОЛЖЕНИЕ СОЗДАНИЕ И Скачать презентацию ГЕОАНАЛИЗ И МОДЕЛИРОВАНИЕ В ГИС ПРОДОЛЖЕНИЕ СОЗДАНИЕ И

анализ и моделирование2.ppt

  • Количество слайдов: 36

ГЕОАНАЛИЗ И МОДЕЛИРОВАНИЕ В ГИС (ПРОДОЛЖЕНИЕ) СОЗДАНИЕ И РАБОТА С ПОВЕРХНОСТЯМИ ГЕОАНАЛИЗ И МОДЕЛИРОВАНИЕ В ГИС (ПРОДОЛЖЕНИЕ) СОЗДАНИЕ И РАБОТА С ПОВЕРХНОСТЯМИ

СОЗДАНИЕ И РАБОТА С ПОВЕРХНОСТЯМИ Работа с поверхностями в ГИС осуществляется построением ЦМР и СОЗДАНИЕ И РАБОТА С ПОВЕРХНОСТЯМИ Работа с поверхностями в ГИС осуществляется построением ЦМР и дальнейшим её анализом, с получением свойств и характеристик поверхности. Вспоминаем, что такое ЦМР? ЦМР – цифровое представление трёхмерных пространственных объектов в виде трёхмерных данных (высот, глубин…). При этом поверхность может быть реальной или абстрактной. Вспоминаем, как обычно представляется ЦМР? 1. TIN; 2. Grid; 3. Изолинии. Что они из себя представляют и зачем нужны?

TIN TIN

GRID GRID

СОЗДАНИЕ И РАБОТА С ПОВЕРХНОСТЯМИ Рассмотрим схему создания ЦМР (реального земного рельефа). Множество нерегулярно СОЗДАНИЕ И РАБОТА С ПОВЕРХНОСТЯМИ Рассмотрим схему создания ЦМР (реального земного рельефа). Множество нерегулярно расположенных точек (эхолотирование, промерные работы) Собственно модели Изолинии Производные или вторичные модели Множество нерегулярно расположенных точек, связанных со структурными линиями рельефа (топосъемки, аэро- и космоснимки) Множество точек, расположенных регулярно вдоль линий, слабо связанных со структурными линиями рельефа (топокарты) TIN поверхность экспозиции Множество регулярно расположенных точек (геодезические работы) GRID Профиль поверхности поверхность видимости/невидимости поверхность уклонов Структурные линии

СОЗДАНИЕ И РАБОТА С ПОВЕРХНОСТЯМИ При создании моделей поверхностей и некоторых вторичных моделей используется СОЗДАНИЕ И РАБОТА С ПОВЕРХНОСТЯМИ При создании моделей поверхностей и некоторых вторичных моделей используется интерполяция. Всем известная линейная, как раз обычно и не применяется. Основные методы интерполяции: 1. ОВР; 2. Сплайн; 3. Тренд; 4. Кригинг. Метод обратно взвешенных расстояний (ОВР) или Inverse Distance Weight (IDW) 450 400 м 472 550 ? 50 м 100 м 150 70 м Основывается на предположении, что чем ближе находятся точки с известным значением к интерполируемой, тем ближе их значение к искомому. Вместо радиуса поиска может использоваться количество ближайших точек. 500 Радиус поиска

СОЗДАНИЕ И РАБОТА С ПОВЕРХНОСТЯМИ Значение в интерполируемой точке: Вес конкретной точки: где Zi СОЗДАНИЕ И РАБОТА С ПОВЕРХНОСТЯМИ Значение в интерполируемой точке: Вес конкретной точки: где Zi - измеренное значение в точке, n - кол-во точек, попавших в радиус поиска, di 0 - расстояние от точки с измеренным значением до интерполируемой, k – степень (квадрат/куб для расстояния. ) Значение высоты в каждой точке взвешивается в зависимости от квадрата (иногда куба расстояния) и вносит свой вклад, с учётом веса, в интерполируемое значение. Иногда возможно учитывать барьеры (озеро, овраг) при помощи маски. Метод ОВР подходит для моделирования плавных, гладких поверхностей. Плохо моделирует рельеф земной поверхности и другие поверхности, если исходные точки распределены неравномерно и редко. Неправильно выбранный радиус поиска приведёт к значительному искажению поверхности, полученной в результате интерполяции.

СОЗДАНИЕ И РАБОТА С ПОВЕРХНОСТЯМИ Метод сплайна Физический сплайн – гибкая рейка, проходящая через СОЗДАНИЕ И РАБОТА С ПОВЕРХНОСТЯМИ Метод сплайна Физический сплайн – гибкая рейка, проходящая через определённые точки. Для изменения формы сплайна используют свинцовые грузики. Меняя их количество и расположение сплайну придают нужную форму. Для нас в качестве грузиков выступают точки со значением Z. Математическое описание сплайна – кусочный полином степени К с непрерывной производной степени К-1 в точках соединения сегментов. Кубический сплайн: Квадратный сплайн: где: у – искомая функция, х – известный параметр, a, b, c, d – коэффициенты.

СОЗДАНИЕ И РАБОТА С ПОВЕРХНОСТЯМИ По аналогии с физическими сплайнами обычно используется серия кубических СОЗДАНИЕ И РАБОТА С ПОВЕРХНОСТЯМИ По аналогии с физическими сплайнами обычно используется серия кубических сегментов, при этом каждый сегмент проходит через 2 точки. Кубический сплайн – кривая наименьшего порядка, допускающая точки перегиба и изгиб в пространстве. Свойства кубической сплайн-интерполяции: – полученная в результате интерполяции поверхность проходит через исходные точки; – в точках нет разрывов и резких перегибов функции; – отсутствует связь между количеством исходных точек и степенью полинома. Сплайн-интерполяция подходит для моделирования плавных поверхностей, когда мало точек и они находятся далеко друг от друга. Сплайны минимизируют кривизну поверхности. При этом задается число точек (как радиус поиска), участвующих в интерполяции. Чем больше точек, тем более гладкой будет поверхность.

СОЗДАНИЕ И РАБОТА С ПОВЕРХНОСТЯМИ Метод тренда Тренд – общее направление, тенденция. Для поверхности СОЗДАНИЕ И РАБОТА С ПОВЕРХНОСТЯМИ Метод тренда Тренд – общее направление, тенденция. Для поверхности тренд – сглаженная поверхность, самая главная её составляющая. Для описания тренда поверхности обычно используют полиномы 2 - 3 степени. Более высоких степеней редко, т. к. их трудно связать с реальным физическим процессом или рельефом (хотя Arc. GIS поддерживает полиномы 1 – 10 степеней). Тренд 1 -го порядка описывается полиномом 1 -й степени Тренд 2 -го порядка описывается полиномом 2 -й степени Тренд 3 -го порядка описывается полиномом 3 -й степени

СОЗДАНИЕ И РАБОТА С ПОВЕРХНОСТЯМИ Полученная методом тренда поверхность не будет проходить через все СОЗДАНИЕ И РАБОТА С ПОВЕРХНОСТЯМИ Полученная методом тренда поверхность не будет проходить через все исходные точки по которым строится. Но она минимизирует сумму квадратов разности между исходными точками и полученными в результате интерполяции (МНК). Позволяет получить общее представление о поведении рельефа при малом количестве исходных точек. Очень чувствителен к экстремальным значениям (пикам и ямам), особенно по краям территории.

СОЗДАНИЕ И РАБОТА С ПОВЕРХНОСТЯМИ Метод Кригинга (Kriging) (универсальный) В этом методе поверхность рассматривается СОЗДАНИЕ И РАБОТА С ПОВЕРХНОСТЯМИ Метод Кригинга (Kriging) (универсальный) В этом методе поверхность рассматривается как функция 3 -х независимых переменных: 1. Дрейф (общий тренд); 2. Флуктуации поверхности; 3. Шум. флуктуации поверхности шум дрейф При этом считается, что флуктуации случайны, но не хаотичны. Они некоторым образом зависимы друг от друга (близко расположенные).

СОЗДАНИЕ И РАБОТА С ПОВЕРХНОСТЯМИ Модель универсального кригинга описывается уравнением: где: ms – общий СОЗДАНИЕ И РАБОТА С ПОВЕРХНОСТЯМИ Модель универсального кригинга описывается уравнением: где: ms – общий тренд, описываемый полиномом, ls – флуктуации поверхности + шум, описываемые функцией в вариограмме. Общий тренд поверхности анализируется специальными инструментами анализа тренда. Они позволяют определить его наличие/отсутствие, направление по сторонам света и подобрать полином его описывающий. Общий тренд вычитается из исходных данных для дальнейшего анализа остаточной поверхности (флуктуации + шум). Остаточная поверхность оценивается с помощью специального графика, называемого вариограммой. На нём по оси абсцисс откладывают лаг, а по оси ординат – полудисперсию.

СОЗДАНИЕ И РАБОТА С ПОВЕРХНОСТЯМИ При построении вариограммы наносятся не все исходные точки. Они СОЗДАНИЕ И РАБОТА С ПОВЕРХНОСТЯМИ При построении вариограммы наносятся не все исходные точки. Они собираются в группы, называемые бины. Бин обозначает точки, лежащие примерно на одном расстоянии и по одному направлению. Группировка по расстояниям и направлениям может быть разной. 10 м или 10 м по секторам круга 10 м по квадрантам Лаг – расстояние между бинами. Выбор лага влияет на результат. Подбирается экспериментально. На основании графика вариограммы необходимо подобрать функцию, чья кривая наилучшим образом описывает поле автокорреляции. Видов функций, называемых так же моделями вариограмм, может быть много: круговая, экспоненциальная, Гаусса, линейная…

СОЗДАНИЕ И РАБОТА С ПОВЕРХНОСТЯМИ вариограмма δ 2 порог 2 20 - бин 15 СОЗДАНИЕ И РАБОТА С ПОВЕРХНОСТЯМИ вариограмма δ 2 порог 2 20 - бин 15 радиус корреляции флуктуаций поверхности 10 5 шум 10 20 30 40 50 лаг, м Порог – значение лага, после которого дисперсия никак не зависит от расстояния. Значение порога говорит о радиусе поиска, в пределах которого имеет смысл проводить интерполяцию. Шум – есть остаточная дисперсия. Остаточная дисперсия включает в себя дисперсию ошибок измерений и пространственную дисперсию, возникающую на расстояниях гораздо меньших, чем расстояния между исходными точками. Её нельзя устранить.

СОЗДАНИЕ И РАБОТА С ПОВЕРХНОСТЯМИ После построения вариограммы выполняется собственно интерполяция. Как и в СОЗДАНИЕ И РАБОТА С ПОВЕРХНОСТЯМИ После построения вариограммы выполняется собственно интерполяция. Как и в методе ОВР, при интерполяции кригингом значения в точках, окружающие интерполируемую, получают веса. Т. е. ближайшие точки будут оказывать б. Ольшее влияние. Но в отличие от ОВР, вес зависит не только от расстояния, но и от конкретного пространственного положения окружающих точек, определённого вариограммой. Область интерполяции для каждой точки ограничивается радиусом поиска (порог лага на вариограмме). Это ускоряет процесс интерполяции и помогает избежать искажений, которые возникли бы под влиянием удалённых точек. Метод кригинга реализуется по разному. Например в Arc. GIS поддерживаются 7 вариантов: ординарный, простой, универсальный, индикаторный, вероятностный, дизъюнктивный и кокригинг. Выбор варианта зависит от исходных данных и вашего представления о характере моделируемой поверхности: – Наличие/отсутствие общего тренда; – Изотропность/анизотропность поверхности; – Регулярна или нет сеть исходных точек и др.

СОЗДАНИЕ И РАБОТА С ПОВЕРХНОСТЯМИ Получение характеристик моделей рельефа (вторичные модели) 1. Генерация структурных СОЗДАНИЕ И РАБОТА С ПОВЕРХНОСТЯМИ Получение характеристик моделей рельефа (вторичные модели) 1. Генерация структурных линий (водоразделы, хребты). Реализуется на грид-модели с помощью так называемого фильтра высоких частот. Он основан на методе «скользящего окна» и позволяет подчеркнуть контраст между б. Ольшими значениями высоты гребней и окружающими высотами. 1 -1 -1 -1 9 -1 -1 «матрица окна» 3 4 5 6 1 41 46 45 44 45 45 1 33 62 51 45 56 71 2 40 45 43 41 43 42 2 25 63 37 23 48 47 3 39 44 44 42 40 40 3 18 57 55 45 31 32 4 41 43 44 39 43 43 4 44 53 59 17 20 53 5 38 43 41 41 43 43 5 26 66 43 44 62 57 6 -1 2 35 40 39 37 43 40 6 7 Исходные высоты 1 2 3 4 5 6 52 41 21 79 49 После фильтра «Матрица окна» накладывается на угловые ячейки и её значения умножаются на высоты ячеек. Затем полученные 9 произведений складываются и присваиваются центральной ячейке. Окно смещается на одну ячейку. Таким образом обрабатывается весь грид. В результате выделяются гребни.

СОЗДАНИЕ И РАБОТА С ПОВЕРХНОСТЯМИ Для выделения гребней определённой ориентации применяют окно фильтра, который СОЗДАНИЕ И РАБОТА С ПОВЕРХНОСТЯМИ Для выделения гребней определённой ориентации применяют окно фильтра, который получает другие значения веса. -1 -1 3 -1 -1 -1 3 3 -1 -1 -1 3 -1 -1 Фильтр «север-юг» Фильтр «запад-восток» Фильтр «северо-восток – юго-запад» При необходимости, наоборот, подавить флуктуации поверхности, сгладить её, выделить тренд, используют фильтр низких частот. 1/9 1/9 1/9 Все коэффициенты матрицы = 1/9. Значения соседних ячеек будут усредняться. Иногда матрицы фильтров можно настраивать (количество ячеек, их коэффициенты) в зависимости от решаемых задач и пространственного разрешения грида.

СОЗДАНИЕ И РАБОТА С ПОВЕРХНОСТЯМИ 2. Построение поверхностей уклонов. Угол наклона (уклон, крутизна ската, СОЗДАНИЕ И РАБОТА С ПОВЕРХНОСТЯМИ 2. Построение поверхностей уклонов. Угол наклона (уклон, крутизна ската, крутизна склона) – характеристика пространственной ориентации элементарного участка склона, угол между направлением ската и горизонтальной плоскостью (обычно выражается в градусах или процентах). Рассчитывается, обычно максимальный для грани (треугольника). TIN 21 25 25 23 22 6 м 25 19 19 22 19 v 10 м tg v= 6/10 = 0. 6 v ≈ 31° v ° = arctg (превышение / горизонтальное проложение) v % = (превышение / горизонтальное проложение) * 100 %

Каждой грани присваивается значение максимального угла наклона. Затем все значения, как правило группируются в Каждой грани присваивается значение максимального угла наклона. Затем все значения, как правило группируются в соответствии с заданной шкалой и закрашиваются.

СОЗДАНИЕ И РАБОТА С ПОВЕРХНОСТЯМИ GRID Методы расчёта углов наклона для грида основаны на СОЗДАНИЕ И РАБОТА С ПОВЕРХНОСТЯМИ GRID Методы расчёта углов наклона для грида основаны на всё том же «скользящем окне» . 120 110 90 100 90 80 90 70 Максимальный уклон СЗ-ЮВ: 120 – 70 = 50 м падения. Расстояние между центрами ячеек = 283 х 2 = 566 м. 80 ячейка 200 х200 м, диагональ 283 м. Максимальный уклон tg v = 50/566 v ≈ 5° 50 м v 566 м Т. о. значение уклона в центральной ячейке получается сравнением значений в соседних и присваивается центральной ячейке. Далее окно сдвигается на одну ячейку… в результате работы алгоритма получаем новую «статистическую» поверхность. Построение полей уклонов выполняется обычно для реального рельефа при планировании зданий и сооружений, проектировании дорог, трубопроводов или горнолыжных трасс разной степени сложности. Но может быть построено и для абстрактного «рельефа» . В этом случае оно будет показывать скорость изменения явления в том или ином направлении.

СОЗДАНИЕ И РАБОТА С ПОВЕРХНОСТЯМИ 3. Построение поверхностей экспозиции. Экспозиция склона – его ориентация СОЗДАНИЕ И РАБОТА С ПОВЕРХНОСТЯМИ 3. Построение поверхностей экспозиции. Экспозиция склона – его ориентация по сторонам света. Возможна только при наличии уклона. TIN Экспозиция определяется для каждого треугольника. Затем все треугольники могут быть классифицированы и покрашены в соответствии с заданной шкалой. При этом экспозиция для треугольника определяется как азимут проекции нормали треугольника на горизонтальную плоскость. Север, 0 А Выражается она в градусах (от направления на север) или румбах (4, 8, 16).

СОЗДАНИЕ И РАБОТА С ПОВЕРХНОСТЯМИ GRID Простейшее решение: Используется всё тот же «метод скользящего СОЗДАНИЕ И РАБОТА С ПОВЕРХНОСТЯМИ GRID Простейшее решение: Используется всё тот же «метод скользящего окна» , с матрицей, например, 3 х3. 120 110 90 100 90 80 90 70 Сравниваются значения высот в ячейках 80 накрест и по диагоналям, ищется Максимальный уклон максимальный уклон (или используется уже полученный). Максимальный уклон 120 – 70. экспозиция центральной ячейки юго-восточная или 135. Окно сдвигается на одну ячейку вправо…

СОЗДАНИЕ И РАБОТА С ПОВЕРХНОСТЯМИ 4. поверхности видимости / невидимости. Реализация возможна и на СОЗДАНИЕ И РАБОТА С ПОВЕРХНОСТЯМИ 4. поверхности видимости / невидимости. Реализация возможна и на TIN-, и на GRID- модели. В подробности вдаваться не будем, идея простая: вания изиро Линии в наблюдатель видно Не видно Программа ищет вершины во всех направлениях от точки наблюдения, определяет их высоты и сравнивает с высотой наблюдателя. Области ниже вершин за ними не видны. Анализ видимости / невидимости применяется для оптимизации размещения телевизионных и радиопередатчиков, ретрансляторов сотовой связи, планирования размещения огневых позиций артиллерии и т. д. он может проводиться не только для земного рельефа, но и с учётом высоты растительности или городской застройки (если это конечно нужно и есть соответствующие данные). Это возможно для грид-модели.

5. Построение профиля поверхности. Профили нужны при проектировании линейных сооружений и трасс: дорог, трубопроводов 5. Построение профиля поверхности. Профили нужны при проектировании линейных сооружений и трасс: дорог, трубопроводов и др. Для TIN-модели. Проводиться линия профиля, на линию наносятся высоты вершин треугольников, попавших на линию (если есть) и высоты точек пересечения граней (получаются линейной интерполяцией между вершинами треугольников). Для GRID-модели. Профиль строится с определённым шагом. Берётся значение ячеек, в соответствии с выбранным шагом или среднее значение из ближайших точек к этой ячейке.

ОВЕРЛЕЙ Оверлей – операция наложения 2 -х и более слоёв, в результате которой образуется ОВЕРЛЕЙ Оверлей – операция наложения 2 -х и более слоёв, в результате которой образуется новый, производный слой, содержащий композицию пространственных объектов исходных слоёв, топологию этой композиции (для топологических) и атрибуты, логически или арифметически производные от значений исходных объектов. Оверлей бывает 3 -х основных видов: 1. Точка-в-полигоне (point-in-polygon). 2. Линия-в-полигоне (line-in-polygon). 3. Полигональный оверлей (polygon-in-polygon). Оверлей первых 2 -х типов позволяет группировать точки или линии по принадлежности к определённым районам (полигонам) и вычислять суммарные характеристики точечных и линейных объектов.

ОВЕРЛЕЙ + Точка-в-полигоне = Линия-в-полигоне - = Полигональный оверлей + = ОВЕРЛЕЙ + Точка-в-полигоне = Линия-в-полигоне - = Полигональный оверлей + =

ОВЕРЛЕЙ Оверлей может быть растровый и векторный, т. е. может проводиться как на векторных ОВЕРЛЕЙ Оверлей может быть растровый и векторный, т. е. может проводиться как на векторных моделях данных, так и на растровых (чаще регулярно-ячеистых). 1. Растровый оверлей. Реализуется с помощью так называемой «картографической алгебры» (map algebra) или «растровой алгебры» , «алгебры гридов» . При растровом оверлее наложение слоёв производится попиксельно. 0 0 1 1 0 = ГМБ 1 = ССД 1 1 1 0 0 0 1 1 0 = расстояние > 200 м 1 = 50 м < расстояние < 200 м 0 0 1 2 1 2 2 2 = удовлетворяет обоим условиям

ОВЕРЛЕЙ Функции картографической алгебры позволяют производить расчёт значений по многим слоям. При этом доступны ОВЕРЛЕЙ Функции картографической алгебры позволяют производить расчёт значений по многим слоям. При этом доступны различные группы операторов: – Арифметические (+, -, *, /); – Логические (true/false); – Логарифмические; – Тригонометрические; – Степенные и др.

ОВЕРЛЕЙ ОВЕРЛЕЙ

ОВЕРЛЕЙ КАРТА ПОВЫШАЮЩИХ КОЭФФИЦИЕНТОВ ОВЕРЛЕЙ КАРТА ПОВЫШАЮЩИХ КОЭФФИЦИЕНТОВ

ОВЕРЛЕЙ 2. Векторный оверлей. На уровне графики основывается на булевых операциях: объединение, вычитание, пересечение. ОВЕРЛЕЙ 2. Векторный оверлей. На уровне графики основывается на булевых операциях: объединение, вычитание, пересечение. При оверлее к ним добавляется наследование атрибутов исходных слоёв. Основных операций три (но есть и другие – зависит от ПО): 1. Вычитание (clip) – результат будет содержать объекты и атрибуты входного слоя в границах отсекающего. Доступна для всех видов оверлея: точка в полигоне, линия в полигоне, полигонального. = + Входной слой Отсекающий слой Результат Пример – вырезание лицензионного участка из карты ставок платежей для расчёта размеров платежа.

ОВЕРЛЕЙ 2. Пересечение (intersect) – результат будет содержать объекты и атрибуты входного слоя и ОВЕРЛЕЙ 2. Пересечение (intersect) – результат будет содержать объекты и атрибуты входного слоя и слоя наложения в границах темы наложения. Доступна для полигонального оверлея и линия в полигоне. = + Входной слой Слой наложения Результат Пример для случая линия-в-полигоне. Входной слой – дороги, слой наложения – административное деление. Результат – слой дорог, разделённый на зоны ответственности по областям.

ОВЕРЛЕЙ 3. Объединение (union) – результат будет содержать пересечение всех объектов входных слоёв со ОВЕРЛЕЙ 3. Объединение (union) – результат будет содержать пересечение всех объектов входных слоёв со всеми атрибутами. Доступна только для полигонального оверлея. = + Входной слой 1 Входной слой 2 Результат Пример. Для анализа почвенной эрозии. Один слой с характеристиками уклона. Второй слой – с типами почв. Их необходимо объединить, чтобы получить все возможные комбинации исходных характеристик.

ОВЕРЛЕЙ Когда предпочтительней растровый, а когда векторный оверлей? 1. Если в атрибутах слоёв содержится ОВЕРЛЕЙ Когда предпочтительней растровый, а когда векторный оверлей? 1. Если в атрибутах слоёв содержится числовая информация и предполагается выполнение с ней вычислений при оверлее, то лучше растровый. 2. Если районов очень много и их границы в разных слоях проходят близко, то лучше растровый, т. к. при векторном получится много мелких вытянутых «паразитных полигонов» . 3. Оверлей точка-в-полигоне и линия-в-полигоне лучше векторный, проще и точнее. Растровый оверлей проще для машинной реализации, т. к. наложение происходит попиксельно. Но точность его будет зависеть от размера ячейки: чем она меньше, тем грубее результат. Кроме того, при малом размере ячейки и большой территории время выполнения процедуры может быть значительным. Векторный оверлей сложен для машинной реализации из-за трудоёмкости поиска всех пересечений при больших и загруженных слоях, что то же может занимать значительное время.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГИС ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА 1. Формулирование цели, ее декомпозиция ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГИС ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА 1. Формулирование цели, ее декомпозиция (разбиение на задачи) 2. Определение необходимых, для реализации проекта, аналитических и моделирующих функций (построение буферных зон, растровый и векторный оверлей, картометрические функции…) 3. Определение основных и вспомогательных моделей данных (растровая, векторная, регулярно-ячеистая; топологическая, нетопологическая…) 4. Формулировка требований и выбор, в соответствии с ними, ПО (если несколько – учет наличия обменных форматов) 5. Выбор общегеографической основы (масштаб, проекция, современность, точность) 6. Определение систем координат хранения и отображения данных проекта 7. Разработка графической и атрибутивной БД (определение принципов классификации объектов картографирования, разделение на слои, классификаторы или кодификаторы) 8. Сбор картографических материалов, ДДЗ, статистических и справочных данных, сканирование и подготовка растровых материалов 9. Определение состава тематических карт, отражающих результаты анализа и моделирования 10. Разработка и выполнение пилот проекта