ГЕНЕЗИС ФИЛОСОФИИ (ПРЕЗЕНТАЦИЯ).ppt
- Количество слайдов: 11
Генезис философии Термин «генезис» образован от греческого (genesis) и генезис обозначает происхождение и развитие, т. е. здесь пойдет речь о становлении философского знания. Философские проблемы – это постоянный поиск того, что собой представляет социокультурная эпоха, чем характеризуется отношение человека к миру и какими переживаниями и заботами живет его мысль. Таким образом, в процессе становления и развития философии круг ее проблем менялся. Выделим основные этапы генезиса философии:
Этапы исторического развития философии
1. этап Индийская философия, китайская философия, античная философия – это этап становления древней философии. Для этого этапа характерным является: космоцентризм (греч. Kosmos- вселенная)стремление понять мир как целое, его происхождение и сущность. Позднее внимание перемещается к проблемам человека, этики, общественного устройства. Философия становится антропоцентричной (греч. Anthropos – человек). В качестве ценностей являются истина, добро и красота.
2. этап Религиозно- христианской философии средних веков (У- XУ вв. ) характерна теоцентричность (греч. Theos- Бог) – природа и человек рассматриваются как творение Бога. Незыблемой основой ценностей является Бог, а главной ценностьюспасение души. В период средневековья с распространением и утверждением Христианства В странах Западной Европы меняются представления о назначении философии. Она утверждается как «служанка богословия» . Культура носит символический характер, где каждый религиозный образ предстает как многозначный символ священной и человеческой истории.
3. этап В эпоху возрождения (XУ-XУI вв. ) философия взаимодействует с искусством и закладывает основы современного понимания антропоцентризма и гуманизма. В античном и средневековом обществе не было достаточных стимулов для развития науки. В Европе в XVI-XVII вв. формируется наука как самостоятельный социальный институт. С этого времени частные науки осваивают отдельные отрасли природы и общества. При этом они опираются на опытные , эмпирические методы исследования. Философия же , базируется на конкретно- научном знании, видит свою задачу в синтезе разнообразных человеческих знаний, в формировании единой картины мира.
4. этап религиозные догматы, ориентацию на вымышленный, сверхъестественный мир. (Стремление людей средневековья спасти свои души имело и обратную сторону: презрение к Философия Нового времени (XVII в. ) подвергла резкой критике материальным ценностям, своему здоровью, продолжению рода, труду и познанию. ) Философская критика религиозных догматов способствовала возрождению науки и искусства. И завершилась разработкой новой системы ценностей. Потребностью Нового времени, эпохи развития капиталистического способа производства и социально- политических перемен, стало развитие научных знаний, открывающих законы природы, увеличивающих возможности человека в познании и практическом преобразовании природы. В центре внимания философии того времени – человек и его познавательные способности, проблема метода научного познания. Главной задачей философии считается создание метода естественных наук, обоснование философских принципов бытия и познания, создание системы научного знания. В период Нового времени осознание человеком себя в окружающем мире осуществляется на основе научного антропоцентрического подхода. Новоевропейский рационализм разделил мир на познающего активного субъекта и остальной мир. В этот период утверждается представление безграничного господства человека в мире, что дало негативные практические последствия в XX в.
5. этап XVIII в. в европейских странах принято называть эпохой Просвещения. Просвещением называют течение в области культурной и духовной жизни, ставящее своей целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума. Смысл «просвещуния» (свет науки и культуры) в том, что оно должно приблизить такой государственный строй, который в корне изменит к лучшему жизнь человека. Представители философии Просвещения полагали, что недостатки общественного мироустройства происходят от невежества людей и что путем просвещения возможно переустроить общественный порядок на
6. этап Немецкая классическая философия (XVIII-XIX вв. ) дает обоснование научного статуса философии. Гегель (1770 -1831) характеризует философию как «объективную науку об истине» , содержанием которой должны стать всеобщие принципы и законы. По Гегелю, философия есть познание Вселенной как единой органической целостности. Разработка диалектики как философского учения об универсальной связи и развитии (в рамках идеалистической философии) способствовала превращению философии в методологию.
7. этап Постклассическая европейская философия (XIX-XX вв. ) представлена двумя направлениями: рационализм и иррационализм. К рациональным можно отнести: марксизм, позитивизм, структурализм и др. К иррациональным можно отнести: экзистенциализм, психоанализ, русскую религиозную философию и др. В марксизме в отличии от предшествующей философии материалистическое понимание общественного развития трактуется как естественно- исторический процесс. Диалектикоматериалистический подход к проблемам развития мира позволил определить предмет философии: универсальные диалектические законы природы, общества и мышления. Русская философия предметом своего анализа делает не теоретическое знание, а веру.
8. этап Современная западно-европейская философия (XX-XXI вв. ) представлена направлениями, которые доминировали в философии начала XX столетия, получив дальнейшее развитие: неопозитивизм, экзистенциализм, прагматизм, неотомизм, психоанализ и т. д. Философская мысль XX-XXI вв. выдвигает целый ряд новых идей в частности идею изучения жизни отдельного человека и важности ее анализа. Можно утверждать, что западно – европейская философия в значительной степени стала антропологией.
Вывод : Итак, становление и развитие представлений о сущности, предмете и функциях философии осуществлялось в процессе исторического развития общественной жизни, расширения и углубления человеком знаний о мире. Эти знания и отношение человека к миру изменялись от одной исторической эпохи к другой, таким образом философия получила свое дальнейшее развитие.
ГЕНЕЗИС ФИЛОСОФИИ (ПРЕЗЕНТАЦИЯ).ppt