Лекция 7. Женщина в исламе. Азат Нуруллин.ppt
- Количество слайдов: 23
Гендерное взаимодействие в исламе Лекция студента Азата Нуруллина • • План 1 История женщины в Исламе 2 Права женщины в Исламе 4 Мужчина в Исламе 5 Равенство мужчины и женщины в Исламе 6 Брак в Исламе 7 Семья в Исламе
История женщины в Исламе Для оценки влияния ислама на положение женщин нужно сперва рассмотреть статус женщины в доисламской Аравии. Во многих племенах к женщине относились с презрением и обращались с ней, выказывая презрение. Рождение девочки считалось позором, и многие родственники стремились к тому, чтобы такой позор не запятнал их, и поэтому новорожденных девочек тут же закапывали живыми в землю. Женщина не могла получить наследство после смерти мужа или отца. В Персии женщины находились в полной власти мужчины, который имел полное право присудить её к смерти или даровать ей жизнь в зависимости от своего настроения. Таким унизительным было положение женщины среди арабов до Ислама. Такое же отношение наблюдалось и в большинстве цивилизованных стран, особенно в Древнем Риме в эпоху раннего христианства. Наряду с тем, что ислам поднял материнство выше отцовства, он подчеркнул ее положение и при вступлении в брак, сохранил ее девичью фамилию. Да, действительно, после замужества она не ассимилируется бесследно в составе семьи мужа в том смысле, что теряет всякое указание на фамилию родителей, в отличие от того, что имеет место в западных обществах, где после замужества женщина становится «мадам такая-то» . Ее девичья фамилия изымается из документа, удостоверяющего личность. В исламе же после вступления в брак женщина сохраняет эти атрибуты своей личности.
• Ислам предписывает ей многое, что касается ее отношения к мужу - любовь, доброта, уважение, высокая оценка мужа и стремление всячески крепить супружеские узы. И в то же время ислам не допускает того, чтобы женщина как личность растворилась в личности мужа. К этому следует также добавить еще один немаловажный факт. Ислам обеспечил женщине полную самостоятельность в том, как ей распоряжаться своим имуществом, и не вменил ей в обязанность тратиться на что-либо, т. е. другими словами, расходы по содержанию семьи полностью несет муж. • Ислам в отличии от Христианства и Иудаизма не обвиняет женщину в грехопадении Адама. В Коране об этом не говорится ни слова. Более того всю вину и ответственность Коран возлагает на мужчину. Согласно Корану мужчина не имеет перед женщиной никаких преимуществ, все равны пред Аллахом. Да, мусульманка не имеет право быть главой государства. Но это ограничение не имеет ничего общего с унижением ее достоинства, а связано с самой спецификой исламского государственного строя. В Исламе глава государства - это не просто символический правитель вроде английской королевы. Халиф обязан руководить коллективными молитвами, возглавлять армию, отвечать за национальную безопасность. В то же время мусульманка, согласно шариату, имеет полное право участвовать в политике, занимать важные государственные посты и должности. .
Права женщины в Исламе • Мусульманка имеет право на учебу. «Поиск знаний - обязанность каждого мусульманина и мусульманки» , - говорил Пророк. Слова того же Ницше: «Если женщина обнаруживает склонность к науке, то обыкновенно в ее половой сфере что-нибудь да не в порядке» , или Демокрита: «Пусть женщина не рассуждает: это ужасно!» • Мусульманка имеет право на свой независимый источник дохода и тратить деньги по своему усмотрению. Лишь спустя тринадцать веков европейская женщина смогла полностью добиться для себя аналогичного права! Вплоть до конца 19 века в Англии, мужчина распоряжался личной собственностью и всеми видами доходов от ее имения и имущества жены по своему усмотрению. • Мусульманка имеет полное право голоса во всех социальных, политических сферах и на всех уровнях государственной политики. Достаточно вспомнить, что в США женщины добились своего избирательного права только в 1920 году! • Женщина в Исламе имеет право на развод и не обязана терпеть притеснения мужа.
• • • Любой материальный и моральный ущерб считается достаточным основанием для развода, который дается женщине через суд. Стоит отметить, что развод чреват для мусульманина огромными материальными расходами. Муж обязан полностью содержать детей, платить своей бывшей жене за их воспитание, кормление до определенного возраста, оплатить найм жилья. Муж материально и морально заинтересован в сохранении брака. Не зря исламский мир славится крепкими семейными узами. Любимым коньком идеологических противников Ислама является проблема многоженства. Однако Библия, священная книга иудеев и христиан, вовсе не запрещает многоженства. В Библии рассказывается о том, что еврейский царь и пророк Соломон имел 700 жен и триста наложниц. То же самое говорится о царе Давиде. Сам Иисус также не выступал против многоженства, широко распространенного среди евреев в его эпоху. Запрет на полигамию ввела Римская Церковь, стремясь согласовать церковные положения с нормами греко-римской культуры, которые предписывали иметь одну законную жену, допуская, в то же время, неограниченное количество наложниц и проституцию, которая процветала в Древней Греции и Риме. Арабы и многие другие народы в том числе и славянские могли иметь неограниченное количество жен. Так что Ислам лишь утвердил уже объективно существовавшее многоженство, но при этом установил для него жесткие рамки. Многоженство не является в Исламе ни обязательным, ни желательным поступком.
• Коран разрешает иметь мужчине не более четырех жен, если он в состоянии соблюдать справедливость между женами в полной мере: в финансовом обеспечении, предоставлении жилья, во внимании и заботе. Более того Ислам запрещает мужчине иметь даже одну жену, если он не в состоянии предоставить ей жилье, материально обеспечить. • Ислам запрещает выдавать девушку замуж без ее согласия. Брак, заключенный без согласия девушки, считается, согласно Шариату, недействительным. Для сравнения можно сказать, что в России вплоть до 1861 года крепостных женщин женили по приказу помещиков и обращались с ними скорее как со скотом, чем как с человеческими существами. • Мусульманка имеет право на работу. Стоит Отметить, что именно имеет право. Но работать не обязана. Так как только муж согласно Исламу обязан обеспечивать жену и детей всем необходимым: жильем, пропитанием, одеждой. • В результате этого краткого обзора становится очевидным тот факт, что Ислам защищает права женщины, которые просто надо знать.
В мусульманской концепции семья считается главной ареной самореализации женщины, главной, но не единственной, что зависит и определяется ее потребностями, амбициями. Полноценная работа в семье означает не столько исполнение домашних обязанностей, которые, как правило, выполняет старшая из незамужних дочерей, сколько сложную работу по обеспечению семейной гармонии и стабильности, воспитанию детей, участию в жизнедеятельности семейного клана и поддержки мужа. Женщина, мать, выступает как полная домоправительница. В ее распоряжении все домочадцы – всю домашнюю работу выполняют дочери и невестки, сыновья и муж осуществляют закупки, за младшими детьми присматривают старшие дети. Женщина занимается тем, что распределяет ежедневные обязанности, следит за своевременным исполнением молитвы и других ритуалов, принимает гостей. В ее руках находится семейный бюджет, она определяет все повседневные расходы. Огромная роль женщины в исламском обществе объясняется тем, что от нее во многом зависит выбор будущей жены для ее сыновей. Если при замужестве дочери ключевой фигурой становится отец девушки, то в случае женитьбы сына и в течение первых лет его брака влияние матери огромно. В традиционных исламских социумах свободное общение юношей и девушек практически невозможно. Поэтому в выборе супруги молодые мужчины полагаются на мнение матери. Она подыскивает ему подходящую партию, знакомится с будущей невесткой, имеет возможность с ней встречаться и наблюдать за ней. Если ее впечатление положительно, то мать выносит свой вердикт, и семья собирается в гости к родителям невесты уже в полном составе. Разумеется, у молодого человека может быть свое собственное мнение, но, учитывая непререкаемый авторитет матери в мусульманских семьях, он вынужден доверяться ее опыту и интуиции.
Мужчина в Исламе • Мужчины и женщины имеют равную духовную ценность. Однако наряду с этим ислам всегда принимал во внимание физические различия между полами, сама идея стирания разницы между социальными ролями мужчин и женщин немыслима для мусульман, они указывают на падение нравственности и распад семей в тех обществах, где нарушалось традиционное распределение ролей между мужчинами и женщинами. Несмотря на равенство, которое Коран дает мужчинам и женщинам, ведущая роль в обществе, его социальных, религиозных и политических институтах, обычно принадлежит мужчинам. Однако социальное положение мужчины в значительной степени зависит от того, насколько он является хорошим мужем и отцом. Мужчина должен материально обеспечивать свою семью, выполнять свои обязанности перед более широким обществом, а также защищать дом и давать возможность своей жене выполнять ее роль. Роль отца заключается в лидерстве, ответственности, исполнении долга перед семьей, а также занятости в сфере экономики, бизнеса, торговли и коммерции. • В мире господствует много предрассудков относительно присущей исламу идеи полигамии. Однако в действительности Ислам, допуская ограниченную полигамию, отнюдь ее не поощряет.
• Идеальная мусульманская семья моногамна и почти все мусульманские браки являются моногамными. Мужчинаммусульманам разрешается иметь до четырех жен, но только при определенных условиях: • первая жена должна знать об этом; • следующие жены не должны быть причиной раздоров в семье; • ко всем женам нужно относиться одинаково. • Мужчина может взять себе вторую жену если: • первый брак не дал детей; • первая жена так плохо себя чувствует, что за ней, а, значит, и за ее мужем и детьми, нужен уход. • Мусульмане отмечают, что в странах Запада существует своего рода "последовательная полигамия", когда мужчины меняют жен одну за другой, в результате чего появляется много детей, растущих без отца. Мусульмане считают, что было бы лучше разрешить полигамию, чем иметь в обществе тысячи неполных семей. • Супружеская измена рассматривается мусульманами как самый бесчестный и постыдный акт, который может совершить человек. Поэтому мужчинам-мусульманам запрещается соблазнять замужних женщин, а жена не имеет права сознательно предать доверие своего мужа.
• Мужчина должен обходиться со своей женой, наилучшим образом, приветливо глядя на нее и красиво разговаривая. • Мужчина не должен слишком критично высказываться относительно того, как ведет себя с ним его жена, или относительно того, что она делает. Должен уметь находить во всем симпатию. • Мужчина должен стараться быть со своей женой обходительным, не злиться на нее по пустякам и не оставлять одну. • Мужчина должен выполнять желания своей жены, которое соответствует Шариату с желанием и точностью. • Мужчина и женщина, всегда должны во всем относиться друг к другу с пониманием, уважением и почтением, встречая друга с приветливым лицом. • Обе стороны должны проявлять любовь и уважение к родителям другой стороны, точно так же, как они любят и почитают своих родителей, должны услуживать им. Должны помнить, то, что они делают для них, станут делать и их невестки и женихи.
Равенство мужчины и женщины в Исламе • Квинтэссенцией исламской концепции равноправия является представление о том, что мужчина и женщина равны, но различны. Из этой фундаментальной различности вытекают их различные социальные роли, психология, менталитет. • В Исламе мужчина и женщина различаются, потому что Бог создал их таковыми. Ислам с самого начала устанавливает равенство мужчин и женщин как представителей человеческого рода. Если в христианской религии богословы и отцы церкви обсуждали проблему наличия у женщины души вплоть до Вселенского собора 585 года, то в Исламе этот вопрос решен однозначно и с самого начала. • Отличием западного и мусульманского подходов к решению вопроса о положении женщины в исламском обществе является расхождение в понимании вопроса о социальных ролях мужчины и женщины. В постиндустриальных странах социальная роль человека практически не определяется его половой принадлежностью, а скорее — его социальным происхождением, имущественным положением, воспитанием, образованием и амбициями. • В исламской концепции изначально заложено распределение ролей в обществе, мужчина должен выполнять мужскую роль, женщина – женскую. Это, согласно исламской концепции, изначально и незыблемо.
• • • Другое дело, что женщина при желании может брать на себя дополнительные обязанности, может работать, делать карьеру, заниматься бизнесом, участвовать в общественной деятельности или политике, но это уже определяется ее собственным выбором. Социум не вменяет женщине в обязанность заниматься общественно полезным трудом. Принципиальная черта исламской концепции равенства заключается в диалектике роли, ответственности, прав и обязанностей мужчин и женщин. Каждой из социальных ролей соответствуют свои права и обязанности. Исламская концепция равенства заключается в том, что мужчина и женщина, выполняя свою социальную роль, имеют обязанности, идентичные, адекватные их ответственности. Каждая из социальных ролей предполагает выполнение определенных функций, обязанностей. Выполнение этих обязанностей, равная ответственность за их выполнение являются залогом равенства мужчин и женщин. В вопросах религии Коран не различает мужчин и женщин, выдвигая для всех общий критерий – веры и богобоязненности. Но даже здесь женщина в силу своих физиологических особенностей не всегда может выполнять равные с мужчиной обязанности. Например, в послеродовый период, когда женщине требуется период ритуального очищения, она освобождается от некоторых религиозных обязанностей. В критические дни женщина также освобождается от совершения пятикратной молитвы. Но, это нисколько не умаляет статуса женщины как мусульманки.
Брак в Исламе Ислам установил некоторые принципы регулирования взаимоотношений полов и контроля полового поведения мусульман: Первый из этих принципов - это запрет свободного общения мужчин и женщин. Таковое всегда порицается, если только оно не преследует важных и законных целей, а происходит просто ради забавы или удовольствия, получаемого от разнополой компании. По этой причине во многих странах мусульманского мира школы, колледжи, больницы, общественный транспорт имеют специальные отделения для женщин и мужчин. Дома часто строятся таким образом, что мужчину-посетителя встречает и провожает в гостиную мужчина, а женщина в это время выполняет домашнюю работу в повседневном платье, и посетитель не видит ее и никоим образом не причиняет ей неудобства. Точно так же и у женщины есть круг своих подруг, и они, приходя в гости, не встречаются с членами семьи мужского пола.
• Второй принцип состоит в том, что, если такое общение все же происходит, как мужчины, так и женщины должны соблюдать пристойность в своих речах, взглядах и поведении. Женщина может быть либо деловой и целеустремленной, либо всеми явными и неявными способами проявлять в общении с мужчиной свою сексуальность. Последнее мусульманским женщинам не разрешено. Мужчинам следует быть такими же сдержанными, не смотреть целенаправленно и с интересом на женские прелести, не быть с женщиной игривым и "дружески расположенным", не допускать какого-либо физического контакта, а вести общение в прямой и строгой манере. • Третий принцип, регулирующий взаимоотношения полов в Исламе, гласит, что мужчине и женщине, не состоящим в браке или в родстве, не разрешается оставаться друг с другом наедине. Таким образом, даже когда мусульманин или мусульманка встречается со своим будущим брачным партнером, пусть даже они официально помолвлены, хоть и разрешается им в присутствии свидетелей смотреть друг на друга и разговаривать, Ислам запрещает им оставаться наедине.
• Четвертый принцип состоит в том, что мусульманка должна скрывать от мужчины привлекательные формы своего тела при помощи строгого одеяния. В кругу семьи она может одеваться свободно и украшать себя. Более того, Ислам весьма поощряет ее к этому, чтобы таким образом она была привлекательной для своего мужа, поскольку ее красота предназначена для него. Она также вольна делать это, находясь среди других женщин-мусульманок в отсутствие мужчин. Но вне своего дома, а также в присутствии мужчин, она обязана носить скрывающее одеяние. • Взаимоотношения мужчины и женщины, строятся совершенно поиному, не так как на западе. Соблюдение этих ограничений заставляет как мужчину, так и женщину понимать, что в их взаимоотношениях не должно быть даже намека на секс, любые намеки подобного рода воспринимаются как угроза и оскорбление и делают дальнейшее общение запретным и невозможным. Для мусульманина или мусульманки внимание со стороны представителя противоположного пола, кроме собственного супруга, проявляемое посредством вольной беседы, комплиментов, игривости, двусмысленных замечаний, всякого рода прикосновений (в том числе рукопожатий и похлопываний по плечу) и всего прочего, имеющего сексуальную подоплеку, является оскорбительным, унизительным и весьма порицаемым.
• Брак в Исламе рассматривается как средство достижения успокоения души и вдохновения сердца. В мусульманской семье брак имеет особое значение, он рассматривается по закону Шариата. Понятие "брак", по Шариату, определяется следующим образом: брак - это заключение договора, по которому женщина перестает быть посторонней, "запретной" для мужчины, с которым она вступила в брачный союз. • Одного желания мужчины или женщины недостаточно для бракосочетания. Для заключения брачного договора шариат требует соблюдения следующих условий: Формула бракосочетания должна быть произнесена на правильном арабском языке. Читающие формулу должны быть совершеннолетними и в здравом уме. При произнесении формулы необходимо упомянуть имена невесты и жениха. Жених и невеста должны быть согласны на брак, а не принуждены к нему. В Шариате – это договор между супругами, который позволяет создать семью. Теплые чувства прививаются мусульманину через близкие отношения с матерью и отцом, а также через родственные отношения внутри семьи.
• Предписание Ислама о заключении брака в равной степени применимо как к женщине, так и к мужчине. Каждый из них узнает о своих обязанностях перед Аллахом, перед обществом и самим собой, прежде всего, в своей семье. Уважение к старшим и забота о младших также воспитываются в семье. Семья в Исламе – это первый источник любви и воспитания. • Важным фактором в семейной жизни мусульман является финансовое положение. Ислам верит, что заработок денег является важным для физических нужд человека и таким образом способствует здоровой экономической жизни общества. Также это является основой веры в то, что хотя деньги и могут служить для жизни, они также являются выполнением доброго дела. Более состоятельные мусульмане должны помогать тем, кому повезло меньше. Стабильное финансовое положение позволяет иметь много детей, следить за их обеспечением, дать им хорошее исламское воспитание для того, чтоб они стали хорошими и честными гражданами. В противовес капитализму, философия Ислама не основана на сохранении «капитала» любой ценой, а, наоборот, понимает, что общество должно быть организовано для успешного исполнения всех аспектов человеческой жизни. Потому, Ислам не стремится максимально увеличить экономическую жизнь за счет семейной жизни, но верит, что обе необходимы для здорового общества.
• Не исламскими являются роли мужчин и женщин в обществе и семье, определяемые согласно концепции «Полового равенства» , где роль кормильца стоит превыше роли матери и домохозяйки. В семейной жизни Ислам определяет роль кормильца мужчине, а женщине домохозяйки и воспитателя детей. Одна роль не превосходит другую, но обе важны для успешной организации и функциональности семейной жизни. Женщине как супруге и матери позволено работать, но без общественного и финансового давления на нее, если она предпочтет не работать, потому как для женщины нет компромисса ее жизненно важной ролью жены и матери, заботящейся о детях и семье и о воспитании, и размышляющей о развитии будущих поколений. Во все времена, обязанность ее финансового достатка ложится прежде на мужскую часть членов семьи и на государство, если мужчины не способны обеспечить ее. • Исламская концепция равноправия мужчин и женщин до конца не была реализована ни в истории, ни в современном мире. Одна из причин этого заключается в неверной трактовке положений Корана, неполной их интерпретации в мусульманских странах. • Если целью западного феминизма является обретение женщинами аналогичных с мужчинами прав во всех социальных сферах, то Ислам видит свою задачу в том, чтобы женщины смогли в полной мере выполнить свое женское предназначение. Причем в Исламе женское предназначение рассматривается выше, чем мужское.
Семья в Исламе • Огромные пространства исламского мира с его оригинальным мировосприятием сущего не позволили цивилизованному сообществу окультурить мусульманство, вследствие чего оно смогло сохранить себя и свою религию. Главной ценностью для мусульманина является его семья. Существуют определенные отношения между родителями и детьми, Мусульманин с большим уважением и почтением относится к старшим, родственникам и родителям. Серьезное внимание в исламе отводится вопросам отношения детей к своим родителям. Это отношение основывается на почитании, уважении, признательности к своим родителям. Хорошее отношение к родителям рассматривается как одно из достоинств человека. В Коране отводится высокое место родителям, где сказано, что если один из них или оба состарятся, лишатся сил, то не кричи на них, не груби, а говори им достойные слова и проявляй по отношению к ним смирение и милосердие. Поскольку ислам имеет цель укреплять связи между людьми, а не порывать их, он предписал благодеяние к родителям и заботу о них, даже если они иноверцы.
• В Коране дается наставление мусульманам, что они должны думать о своих родителях, заботиться о них, делать им приятное, радовать их своими делами, материально поддерживать, не перечить, не обижать, не оставлять одних, не ослушиваться. Особую почтительность в исламе отводится матери. Ислам призывает проявлять доброту и милосердие к матери, указывая на её достоинство. За призывом поклоняться только Аллаху сразу следует призыв любить и почитать родителей. Поскольку женщина, в большинстве случаев слабее мужчины, ислам предпочёл мать отцу, призывая оказать ей больше благодеяния, доброты, сострадания и любезности, чтобы гарантировать её права. • В библии есть несколько мест, в которых выражено требование проявлять доброе отношение к родителям и осуждение тем, кто проявляет неуважение к ним. В отдельных местах говорится о том, что надо гордиться только отцом. Лишь мать никогда не упоминается. Более того, матери не придается особого значения и не упоминается о добром отношении к матери. В Исламе уважение к матери и ценности материнства неразделимы. Коран ставит доброе отношение к родителям на первое место сразу после поклонения Всевышнему. Еще в Коране говорится об огромной роли матери в рождении и воспитании ребенка.
• Мусульманин не ограничивается проявлением доброты по отношению к своим родителям, жене, детям, но точно также относится и к своим родственникам, поддерживая с ними крепкие родственные связи. В Коране проявления доброты, уважения к родственникам на шкале семейных отношений ставится на второе место после родителей. Это соответствует природе человека, который склонен проявлять доброту, заботу, уважение по отношению к близким. Основа социальной солидарности закладывается в семье, а потом уже распространяется на все общество. В Исламе разрыв связей с родственниками является большим грехом. Объясняется же это тем, что причиной разрыва родственных связей является несправедливость, которая порождается завистью, высокомерием, элементарным невежеством. • Поддержание родственных связей относится к числу тех основных исламских принципов и важнейших основ, о которых эта религия стала возвещать миру с первых дней её существования. Таким образом, веление поддерживать родственные связи занимает одно из самых заметных мест в законоположениях этой религии. В Исламе принято располагать родственников в определенной последовательности по степени важности и близости. На первом месте стоит мать, затем — отец, а затем — все остальные по степени близости( бабушки, дедушки, братья, сестры, тети и дяди).
• В Исламе, мужчине может понадобиться взять на себя бремя финансового достатка кровных родственниц и потому присутствует регулярная осведомленность об их благополучии. Женщине могут дать опеку над ребенком. • В мусульманском мире трудно найти такого человека, мужчину или женщину, старого или молодого, живущего в одиночестве, поскольку об одиноком человеке непременно обязан побеспокоиться кто-либо из его родственников, членов семьи. • Весьма распространены другие виды поддержки нуждающихся в помощи родственников. Например, если кто-то нуждается в деньгах, он не идет в банк за ссудой, а одалживает их у одного из родственников, который не откажет ему, если у него есть что одалживать, даже если он сам нуждается в этих деньгах. «Укрепление родственных связей» считается в Исламе очень важным, а неприязнь или разрыв связей с родственниками – очень серьезным грехом. Поэтому, если между членами семьи по какойлибо причине возникают ссоры или конфликты, долг мусульманина – служить посредником между ними для достижения примирения.
• В Коране говорится: «Подаяние нуждающемуся - это только подаяние, тогда как подаяние, отданное родственникам, - это две вещи: подаяние и поддерживание родственных связей» . Т. е. за оказание помощи своему родственнику мусульманин получает двойное вознаграждение от Всевышнего. • Следует отметить, что мусульманину необходимо поддерживать родственные связи, даже если родственники не отвечают ему взаимностью. В таких случаях ему нужно проявлять терпеливость, снисходительность и прощать их.