Гефест, Гипнос, Горгоны, Деметра.pptx
- Количество слайдов: 18
Гефест, Гипнос, Горгоны, Деметра Выполнила: Балакина Татьяна группа БН-21
Гефест (Hephaistos), в греческой мифологии бог огня, покровитель кузнечного ремесла. Сын Зевса и Геры, по другим преданиям одной лишь Геры. За безобразие и хромоту родители недолюбливают его и дважды сбрасывают с Олимпа: первый раз Гера, которую он в отместку приковывает невидимой цепью к трону. Второй раз, по позднейшим сказаниям, Гефест был сброшен с Олимпа Зевсом, за то, что заступился за мать во время ее ссоры с мужем.
Гефест Женой Гефеста является прекрасная Афродита, которая изменяет ему с Аресом и другими богами и смертными. Гефесту удается поймать Афродиту и Ареса во время любовных утех золотой сетью. Искусный мастер, Гефест изображается обычно в своей мастерской (Гомер, Вергилий), где, по Гомеру, ему прислуживают механические создания. Он изготавливает оружие и щит для Ахилла и Энея, скипетр и эгиду Зевса, чудесную опочивальню для Геры, ларец Пандоры, медных быков царя Колхиды Ээта и другие сказочные вещи.
Гефест Гомеровский гимн объединяет Гефеста с Афиной как научивших людей ремеслам. Но Гефест также исполняет и некую служебную роль на Олимпе: развлекает богов шутками и угощает их нектаром и амброзией. Культ Гефеста, вероятно, догреческого происхождения. Первоначально он связан с островами Эгеиды: Лемносом, жители которого спасли Гефеста при низвержении с Олимпа — здесь были город Гефестий и здесь в горе Мосихл находилась кузница бога — и Самосом, где были города Гефестополь и Гефестион и где была прикована Гера, носившая эпитет Самосская.
Гефест По другим источникам женой его является то Афродита (в Одиссее), то Харита (в Илиаде), то Аглая (у Гесиода). Мастерские Гефеста находились на Олимпе, а по другим преданиям в Этне и кратерах других вулканов, на Лемносе, Липарских островах и в других местах, где он работал с помощью киклопов. В честь его в Афинах учреждены были празднества — гефестии. В римской мифологии Гефесту соответствует Вулкан.
Гипнос Гипнос, в греческой мифологии бог сна, по Гесиоду порождение Никты. Живет в Тартаре рядом с братом-близнецом Танатосом, но в отличие от него Гипнос мягкосердечен и благожелателен. Он дает дюдям сладкий покой, позволяет забыть о бедах и страданиях. Каждую ночь Гипнос неслышно носится над землей и льет из рога снотворный напиток. Нежно касаясь жезлом глаз людей, он тихо смыкает им веки и погружает их в тихий сон.
Гипнос Не только смертные, но и боги подвластны его усыпляющей силе. Однажды Гера задумала погубить Геракла, возвращавшегося из Трои, и уговорила Гипноса усыпить Зевса, чтобы он не мешал ей. Когда Зевс проснулся, его гневу не было предела и он собрался жестоко покарать Гипноса, но того спасла его мать Никта и Зевс не решился рассорится с могучей богиней. Однако как повествует Гомер, Гипноса эта история ничему не научила. В другой раз Гера опять уговорила его усыпить громовержца, соблазнив бога женитьбой на одной из харит, красавице Пасифее.
Гипнос Атрибутами Гипноса считался усыпительный жезл, мак, и рог со снотворными соками. По Гомеру бог обитает на острове Лемнос, а по Овидию живет в тихой и темной пещере в стране киммерийцев, откуда вытекает родник забвения; покоится на прекрасном ложе, окруженный роем грез. Сыновьями Гипноса считались божества различных сновидений Морфей (Μορφεύς), Фобетор (Φοβήτως) и Фантаз (Φάντασος).
Горгоны Горгоны, в греческой мифологии чудовища женского пола. Гомер в "Илиаде" говорит, что голова Горгоны находится на эгиде Зевса, а в "Одиссее" о Горгонах повествуется, как о страшилищах подземного царства. Как у Гомера, так и у Еврипида, по рассказу которого Горгона рождена землей и убита Афиной, речь идет об одной Горгоне.
Горгоны Между тем по Гесиоду Горгоны - это три сестры Фено, Эвриала и Медуза, крылатые женщинычудовища покрытые чешуей, с клыками, со змеями вместо волос, издают устрашающий рев; взгляд их превращает все живое в камень. Обитают они на западных берегах Океана, неподалеку от Гесперид, Горгон охраняют их сестры Грайи. Позднейшие писатели относят их в Ливию (Геродот и другие историки). Вначале Горгоны были прекрасными девушками. Афина стала завидовать им и изгнала, обезобразив их облик. Богиня особо не любила Горгону Медузу то ли за то, что та считала себя красивее богов, то ли за то, что сошлась с Посейдоном в храме Афины.
Горгоны Они представляются в виде крылатых существ с несоразмерно большой головой, высунутым языком, оскаленными зубами и часто со змеями на голове или туловище. Из них Медуза, которую по преимуществу называют Горгоной, была самая ужасная. Она одна была смертна, отчего Персей и смог отрубить ей голову. Из ее крови, оплодотворенной Посейдоном (раньше смертоносного удара Персея), произошел крылатый конь Пегас.
Горгоны Голова Медузы окаменяла всех, кто на нее глядел или до нее дотрагивался. Искусство долгое время изображало ее в отвратительном виде, но позднее, после Пиндара, у которого она представлена красивой, стали изображать ее прекрасной, хотя и внушающей ужас. Обыкновенно художники маньеризма и барокко изображали горгон с крыльями над висками и змеями в волосах. Внешне ужасное заменилось ужасным выражением красивого лица.
Деметра (Δημήτηρ), в греческой мифологии богиня плодородия и земледелия, гражданского устройства и брака, дочь Кроноса и Реи, сестра и супруга Зевса, от которого она родила Персефону (Гесиод, Теогония, 453, 912 -914). Одно из самых почитаемых олимпийских божеств. Древнее хтоническое происхождение Деметры засвидетельствовано её именем (буквально, "землямать"). Она благостная к людям богиня, прекрасного облика с волосами цвета спелой пшеницы, помощница в крестьянских трудах (Гомер, Илиада, V 499 -501).
Деметра Она наполняет амбары земледельца запасами (Гесиод, Opp. 300, 465). К Деметре взывают, чтобы зёрна вышли полновесными и чтобы удалась пахота. Деметра научила людей пахоте и посеву, сочетавшись в священном браке на трижды вспаханном поле острова Крит с критским богом земледелия Ясионом, и плодом этого брака был Плутос - богатства и изобилия (Гесиод, Теогония, 969 -974).
Деметра В мифе о Деметре отражена также извечная борьба жизни и смерти Она рисуется скорбящей матерью, утерявшей дочь Персефону, похищенную Аидом. В Гомеровском гимне "К Деметре" рассказывается о странствиях и горе богини в поисках дочери; приняв образ доброй старушки, Деметра приходит в соседний с Афинами Элевсин в дом царя Келея и Метаниры. Её приветливо встречают в царской семье и впервые после потери дочери Деметра развеселилась от забавных шуток служанки Ямбы. Она воспитывает царского сына Демофонта и, желая сделать его бессмертным, натирает мальчика амбросией и закаляет в огне. Но после того как Метанира случайно увидела эти магические манипуляции Деметры, богиня удаляется, открыв своё имя и приказав построить в свою честь храм. Именно в нём восседает печальная богиня, горюя по дочери. На земле наступает голод, гибнут люди, и Зевс приказывает вернуть Персефону матери. Однако Аид даёт своей супруге Персефоне вкусить гранатовое зёрнышко, чтобы она не забыла царство смерти. Две трети года дочь проводит с Деметрой, и вся природа расцветает, плодоносит и ликует; одну треть года Персефона посвящает Аиду. Плодородие земли не мыслится вне представления о неизбежной смерти растительного мира, без которой немыслимо его возрождение во всей полноте жизненных сил.
Деметра - прежде всего богиня, почитавшаяся земледельцами, но отнюдь не изнеженной ионийской знатью. Её повсеместно прославляют на празднестве Фесмофорий как устроительницу разумных земледельческих порядков. Деметра относится к числу древних женских великих богинь (Гея, Кибела, Великая мать богов, Владычица зверей), дарующих плодоносную силу земле, животным и людям. Деметра почитается на этом празднестве вместе с дочерью Персефоной, их именуют "двумя богинями" и клянутся именем "обеих богинь" ("Женщины на празднике Фесмофорий" Аристофана).
Деметра В средневековых книжных иллюстрациях Деметра выступает в качестве покровительницы сельских работ и как олицетворение лета. В живописи эпохи Возрождения Деметра часто изображается обнажённой; её атрибуты - колосья, корзина плодов, серп, иногда рог изобилия и мак. Воплощение образа Деметры в европейском искусстве 16 -17 столетий было связано с прославлением даров природы (рисунки Вазари и Голциуса, картины Йорданса "Жертвоприношение Церере", Рубенса "Статуя Цереры" и других живописцев) или с воспеванием радостей жизни (картины "Вакх, Венера и Церера" Шпрангера, Голциуса, Рубенса, Йорданса, Пуссена и других художников).
Деметра Главное священное место Деметры - Элевсин в Аттике, где в течение 9 дней месяца боэдромиона (сентября) проходили Элевсинские мистерии, символически представлявшие горе Деметры, её странствия в поисках дочери, тайную связь между живым и мёртвым миром, физическое и духовное очищение; мать и дочь - "обе богини" почитались совместно. Старинные афинские семьи имели наследственное право участия в элевсинских священнодействиях и повиновались обету молчания. Эсхил по традиции пользовался этим правом и даже был изгнан из Афин якобы за разглашение ритуальных фактов, известных только посвящённым.
Гефест, Гипнос, Горгоны, Деметра.pptx