философия науки.pptx
- Количество слайдов: 23
ГБОУ ВПО СПХФА Тема: Основные направления философии науки ХХ века Подготовил: Магистрант Березин С. М.
Позитивизм ( positivus – положительный) Позитиви зм — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Основной тезис: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук.
гносеологический феноменализм – сведение научных знаний и совокупности чувственных данных и полная устранение “ненаблюдательного” из науки; методологический эмпиризм – стремление решать судьбу теоретических знаний исходя из результатов его опытной проверки; дескриптивизм – сведение всех функций науки к описанию, но не обьяснению; полная элиминация традиционных философских проблем
ОГЮСТ КОНТ Позитивизм Огюста Конта — первая волна позитивизма, направления в философии, теоретические предпосылки которого были сформулированы Сен. Симоном, а разработку и пропаганду позитивных концепций осуществлял Огюст Конт
Герберт Спенсер Один из родоначальников эволюц ионизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма. Его социологические взгляды являются продолжением социологических воззрений Сен. Симона и Конта
Эмпириокритизм Эмпириокритици зм, — философское направление, родоначальником которого является Рихард Авенариус: отправным пунктом теории познания Авенариуса является не мышление или субъект, не материя или объект, а чистый опыт в том виде, в котором он непосредственно познаётся людьми
Ри хард Авена риус Авенариус за отправной пункт познания принимает не мышление или субъект, не материю или объект, а опыт в том виде, в каком он непосредственно познается людьми, а потому метод Авенариуса заключается в чистом описании эмпирически данного. Учение Авенариуса о «принципиальной координации» отвергает объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания.
Неопозитивизм (логический позитивизм) Одно из основных направлений философии 20 в. , соединяющее основные установки позитивистск ой философии с широким использованием техни ческого аппарата математической логики. Основные идеи Н. были сформулированы члена ми Венского кружка в сер. 1920 -х гг.
Мориц Шлик Он полагал, что проблема познания сущности бытия бессмысленна, ибо предмет философии – не искание истины, но «исследование значения» или, другими словами, "прояснение содержания научных суждений
Постпозитивизм Общей особенностью всех концепций является то, что все они в той или иной степени отталкиваются в своих рассуждениях, в постановке и решении вопросов от позитивистской методологии и начинают, как правило, с ее критики. Отказ от дихотомии эмпирического-теоретического, исчезает противопоставление фактов и теорий, контекста открытия и контекста обоснования.
Критический рационализм Карл Поппер Критический рационализм исходит из того, что знание должно быть максимально объективным и не зависеть от суждений отдельных людей или групп. Подразумевается невозможность существования абсолютного знания — догматов.
Рост науного знания по Попперу где Р 1 – исходная проблема; TSi или ТТ – пробные теории, предположительные решения; EE – процедура элиминации ошибок; Р 2 – новая проблема (или, как правило, совокупность проблем), возникающих в результате элиминации ошибок решения Р 1.
Концепция научноисследовательских программ Имре Лакатос описал науку как конкурентную борьбу «научно-исследовательских программ» , состоящих из «жёсткого ядра» априорно принятых в системе фундаментальных допущений, не могущих быть опровергнутыми внутри программы, и «предохранительного пояса» вспомогательных гип отез, видоизменяющихся и приспосабливающихся к контрпримерам программы.
Методологический анархизм Пол Карл Фейерабенд Выступал против единого, основанного на традиции, научного метода, обосновывая это тем, что любой такой метод ставит некоторые пределы в деятельности учёных, и, таким образом, ограничивает прогресс.
Концепция развития науки Томас Сэмюэл Кун Научное знание развивается скачкообразно, посредством научных революций. Любой критерий имеет смысл только в рамках определённой парадигмы, исторически сложившейся системы воззрений. Научная революция — это смена научным сообществом объясняющих парадигм.
Эволюционирующая рациональность Стивен Эделстон Тулмин Ученый считает "понятными" те события, которые оправдывают его предварительное ожидание. Сами же ожидания направляются историческим образом рациональностью, "идеалами естественного порядка". То, что не укладывается в "матрицу понимания", считается "аномальным". Устранение "аномалий" – важнейший стимул научной эволюции.
Тематический анализ науки Джеральд Холтон Каждое событие в истории науки необходимо рассматривать как пересечение трех траекторий: индивидуальность ученого; состояние науки в данное время; особенностей социальных факторов, включая общий культурный контекст эпохи.
Эпистемология неявного знания Майкл Полани Человеку свойственно не абстрактное проникновение в существо вещей самих по себе, но соотнесение реальности с человеческим миром. Поэтому любая попытка элиминировать человеческую перспективу из нашей картины мира ведет не к объективности, а к абсурду.
Структурализм Ряд направлений преимущественно в социогуманитарном познании XX в. , связанных с выявлением структуры изучаемых систем и разработкой структурных методов исследования. Возникает структурализм как метод исследования в лингвистике, литературоведении, психологии, теории этнографии при переходе этих наук от преимущественно описательноэмпирических к абстрактно-теоретическим исследованиям. Основные представители структурализма Клод Леви-Стросс, Жак Дерида, Мишель Фуко, Жан Лакан и др.
Клод Леви-Стросс Выявление структуры как совокупности скрытых отношений, инвариантных при некоторых преобразованиях и зависящих от нее системоприобретенных свойств. Структура не просто устройство какогото объекта, сочетаний его частей и элементов, доступное непосредственному наблюдению, она выявляется силой абстракции.
Герменевтика Задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов. Основной вопрос – как возможно понимание? Наиболее известные представители герменевтики – Ханс Георг Гадамер (р. 1900), Поль Рикер (19132005), Жак Лакан (1901 -1981), Карп Отто Апель (р. 1922)
Вильгельм Дильтей Последний он рассматривал как "переживание" в смысле схватывания скрытых смыслов человеческого существования в его исторически переломных этапах. При этом он утверждал, что герменевтика – методология гуманитарного познания: "Природу объясняем, а дух понимаем".
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
философия науки.pptx