Скачать презентацию ГАОУ СПО ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ 8 ИМ Ф Скачать презентацию ГАОУ СПО ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ 8 ИМ Ф

Николай Бердяев (Кириллова В).pptx

  • Количество слайдов: 11

ГАОУ СПО ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 8 ИМ. Ф. И. ПАВЛОВА Тема: «Николай Бердяев-выдающийся русский ГАОУ СПО ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 8 ИМ. Ф. И. ПАВЛОВА Тема: «Николай Бердяев-выдающийся русский мыслитель XX века» Подготовила: студентка группы № 33 ПИ, Кириллова Валери

Бердяев Николай Александрович (6. 3. 1874, Киев, — 24. 3. 1948, Кламар, Франция), русский Бердяев Николай Александрович (6. 3. 1874, Киев, — 24. 3. 1948, Кламар, Франция), русский религиозный философмистик, близкий к экзистенциализму. Происходил из дворянской семьи. Учился в Киевском университете. В студенческие годы участвовал в социал-демократическом движении; подвергался репрессиям (исключение из университета и ссылка). Выступал в программных сборниках русских идеалистов: "Проблемы идеализма" (1902), антиреволюционные сборники "Вехи" (1909), "Из глубины" (1918); был организатором и председателем "Вольной академии духовной культуры" (1918— 22). В 1922 выслан за границу. Основал религиозно-философский журнал "Путь" (Париж, 1925 — 40), руководил издательством "YMCA — Press" ("Христианского союза молодёжи").

В молодости принадлежал к т. н. легальным марксистам, пытался сочетать марксизм с неокантианством, развивал В молодости принадлежал к т. н. легальным марксистам, пытался сочетать марксизм с неокантианством, развивал теорию этического социализма. Около 1905 присоединяется к богоискательству. Борьба и взаимодействие двух принципов: экзистенциалистского утверждения ничем не ограниченного духовно -творческого начала личности и христианского мотива сострадания определяют философские позиции и философские симпатии Б. (Он сам признаёт свою близость к Бёме, Ницше, Фихте, Кьеркегору, Ибсену, а также к русской религиозной традиции — славянофилы, Достоевский; отправным пунктом всегда остаётся принцип дуализма Канта. ) Рождающаяся из абсолютизации каждого из этих мотивов двойственность позиции Б. выражается в ряде противоречий и прежде всего в фиксируемом им самим противоречии "творчества" и "жалости" (морали творчества, или культа "гениальности", и христианской морали искупления). Б. , в духе мистики Бёме и Шеллинга, утверждает безосновность свободы, её примат над бытием (и богом) и, следовательно, — как бы неподвластность человека божественной воле; говорит об отсутствии бога в мире. Однако Б. принимает также концепцию истории в провиденциальном духе христианской эсхатологии. Для Б. характерно полное отталкивание от мира (царства "обыденности", зла), но и стремление к преображению мира. Призыв к творчеству как к средству изменения мира совмещается у Б. с убеждением в обречённости всякого творческого акта; по существу всякую объективацию (предметное воплощение) человеческого творчества Б. отождествляет с отчуждением.

С главной темой — проблемой личности, связано внимание Бердяева к философии истории (см. С главной темой — проблемой личности, связано внимание Бердяева к философии истории (см. "Смысл истории", 1923, "Новое средневековье", 1924, "Судьба человека в современном мире", 1934, "Русская идея", 1946, и др. ). Он не признаёт за историей прогрессивного движения, считая, что её путь — это обнажение противоположностей — добра и зла — и трагическая борьба между ними, которая завершается выходом в "метаисторию" ("царство божие"). В современности Бердяев находит признаки "варваризации" европейской культуры, начало её сумерек ("Конец Европы", М. , 1915), связанных с наступлением "массовой культуры". Бердяев— один из первых критиков современной цивилизации как цивилизации технической, которая явилась, результатом "торжества буржуазного духа" ("Смысл творчества", М. , 1916). Бердяев призывает к "спасению" через индивидуальный творчески-моральный акт (жертвы, любви и т. п. ), — к "персоналистической революции" вместо социальной. Признавая, с позиций христианского социализма, классовую борьбу правомерной реакцией на социальную несправедливость и правду коммунистического принципа обобществления производства, Бердяев, однако, считал необходимым вести с коммунизмом беспрерывную идейную борьбу, рассматривая его как выражение буржуазного, антидуховного сознания, ориентированного на материальность, материальные блага. В продолжение всей жизни выступая с критикой марксизма, считал его двойственным учением — сочетающим экономический детерминизм с волюнтаризмом и секуляризованным религиозным мировоззрением, выражающим надежды на мессианство пролетариата.

 Яростный идейный противник Октябрьской революции (и любого социально-политического переворота вообще), Бердяев в полемической Яростный идейный противник Октябрьской революции (и любого социально-политического переворота вообще), Бердяев в полемической книге "Философия неравенства" (1918, изд. 1923) опускается до оправдания жестокостей "органического" исторического процесса (нарушением которого считает революцию) и ницшеанской апологии социального отбора и права "сильной личности". В дальнейшем оправдание исторической действительности как разумной и необходимой считает преступным; оставаясь идеологом "аристократии духа", стремится освободить своё понимание аристократизма от всяких сословноиерархических характеристик ("О рабстве и свободе человека", 1939, "Самопознание", 1949). Бердяев оказал влияние на развитие французского экзистенциализма и персонализма; получил известность на Западе как главный выразитель традиции русской религиозно-идеалистической философии и идеолог антикоммунизма.

Дважды при советской власти Бердяев попадал в тюрьму. «Первый раз я был арестован в Дважды при советской власти Бердяев попадал в тюрьму. «Первый раз я был арестован в 1920 году в связи с делом так называемого Тактического центра, к которому никакого прямого отношения не имел. Но было арестовано много моих хороших знакомых. В результате был большой процесс, но я к нему привлечен не был» . Во время этого ареста, как рассказывает Бердяев в мемуарах, его допрашивали лично Феликс Дзержинский и Вацлав Менжинский. Во второй раз Бердяева арестовали в 1922 году. «Я просидел около недели. Меня пригласили к следователю и заявили, что я высылаюсь из советской России за границу. С меня взяли подписку, что в случае моего появления на границе СССР я буду расстрелян. После этого я был освобожден. Но прошло около двух месяцев, прежде чем удалось выехать за границу» . После отъезда (на так называемом «философском пароходе» ) Бердяев жил сначала в Берлине, где познакомился с несколькими немецкими философами: Максом Шелером, Кайзерлингом, Шпенглером. В 1924 он переехал в Париж. Там, а в последние годы в Кламаре под Парижем, Бердяев и жил до самой смерти. Принимал самое активное участие в работе Русского студенческого христианского движения (РСХД), являлся одним из его главных идеологов. Он много писал и печатался, с 1925 по 1940 гг. был редактором журнала «Путь» , активно участвовал в европейском философском процессе, поддерживая отношения с такими философами, как Э. Мунье, Г. Марсель, К. Барт и др.

 «В последние годы произошло небольшое изменение в нашем материальном положении, я получил наследство, «В последние годы произошло небольшое изменение в нашем материальном положении, я получил наследство, хотя и скромное, и стал владельцем павильона с садом в Кламаре. В первый раз в жизни, уже в изгнании, я имел собственность и жил в собственном доме, хотя и продолжал нуждаться, всегда не хватало» . В Кламаре раз в неделю устраивались «воскресенья» с чаепитиями, на которые собирались друзья и почитатели Бердяева, происходили беседы и обсуждения разнообразных вопросов и где «можно было говорить обо всём, высказывать мнения самые противоположные» . Среди опубликованных в эмиграции книг Н. А. Бердяева следует назвать «Новое средневековье» (1924), «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики» (1931), «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии» (1939), «Русская идея» (1946), «Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация» (1947). Посмертно были опубликованы книги «Самопознание. Опыт философской автобиографии» (1949), «Царство Духа и царство Кесаря» (1951) и др.

 Во время ссылки за революционную деятельность Бердяев перешёл от марксизма ( «Маркса я Во время ссылки за революционную деятельность Бердяев перешёл от марксизма ( «Маркса я считал гениальным человеком и считаю сейчас» , — писал он позднее в «Самопознании» ) к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма. В своих работах Бердяев охватывает и сопоставляет мировые философские и религиозные учения и направления: греческую, буддийскую и индийскую философию, нео платонизм, гностицизм, мистицизм, масонство, космизм, антропософ ию, теософию, Каббалу и др. У Бердяева ключевая роль принадлежала свободе и творчеству ( «Философия свободы» и «Смысл творчества» ): единственный механизм творчества — свобода. В дальнейшем Бердяев ввел и развил важные для него понятия: царство духа, царство природы, объективация — невозможность преодолеть рабские оковы царства природы, трансцендирование — творческий прорыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия.

Но в любом случае внутренней основой бердяевской философии являются свобода и творчество. Свобода определяет Но в любом случае внутренней основой бердяевской философии являются свобода и творчество. Свобода определяет царство духа. Дуализм в его метафизике — это Бог и свобода. Свобода угодна Богу, но в то же время она — не от Бога. Существует «первичная» , «несотворённая» свобода, над которой Бог не властен. Эта же свобода, нарушая «божественную иерархию бытия» , порождает зло. Тема свободы, по Бердяеву, важнейшая в христианстве — «религии свободы» . Иррациональная, «темная» свобода преображается Божественной любовью, жертвой Христа «изнутри» , «без насилия над ней» , «не отвергая мира свободы» . Богочеловеческие отношения неразрывно связаны с проблемой свободы: человеческая свобода имеет абсолютное значение, судьбы свободы в истории — это не только человеческая, но и божественная трагедия. Судьба «свободного человека» во времени и истории трагична.

 «Мне пришлось жить в эпоху катастрофическую и для моей Родины, и для всего «Мне пришлось жить в эпоху катастрофическую и для моей Родины, и для всего мира. На моих глазах рушились целые миры и возникали новые. Я мог наблюдать необычайную превратность человеческих судеб. Я видел трансформации, приспособления и измены людей, и это, может быть, было самое тяжелое в жизни. Из испытаний, которые мне пришлось пережить, я вынес веру, что меня хранила Высшая Сила и не допускала погибнуть. Эпохи, столь наполненные событиями и изменениями, принято считать интересными и значительными, но это же эпохи несчастные и страдальческие для отдельных людей, для целых поколений. История не щадит человеческой личности и даже не замечает ее. Я пережил три войны, из которых две могут быть названы мировыми, две революции в России, малую и большую, пережил духовный ренессанс начала XX века, потом русский коммунизм, кризис мировой культуры, переворот в Германии, крах Франции и оккупацию ее победителями, я пережил изгнание, и изгнанничество мое не кончено. ….

…. Я мучительно переживал страшную войну против России. И я еще не знаю, чем …. Я мучительно переживал страшную войну против России. И я еще не знаю, чем окончатся мировые потрясения. Для философа было слишком много событий: я сидел четыре раза в тюрьме, два раза в старом режиме и два раза в новом, был на три года сослан на север, имел процесс, грозивший мне вечным поселением в Сибири, был выслан из своей Родины и, вероятно, закончу свою жизнь в изгнании» . -говорил Бердяев. Умер Бердяев в 1948 г. в своём доме в Кламаре от разрыва сердца. За две недели до смерти он завершил книгу «Царство Духа и Царство Кесаря» , и у него уже созрел план новой книги, написать которую он не успел. Похоронен на кладбище Буа-Тардьё коммуны Кламар департамента О-де-Сен.