конфуций.pptx
- Количество слайдов: 15
ГАОУ СПО «Елабужское медицинское училище» (техникум) Презентация на тему: «Великие философы древнего Востока» Выполнила: Долгова К. Н. Студентка 211 группы Проверила: Шайдуллина Г. И.
СОДЕРЖАНИЕ • Конфуций • Будда • Лао-цзы
Конфуций(551 -479 до н. э. ) Родился Конфуций в 551 г. до нашей эры в царстве Лу. Отец Конфуция Шулян Хэ был храбрым воином из знатного княжеского рода. В первом браке у него родились только девочки, девять дочерей, а наследника не было. Во втором браке столь долгожданный мальчик родился, но, к несчастью, был калекой. Тогда, в возрасте 63 лет, он решается на третий брак, и его женой соглашается стать молодая девушка из рода Янь, которая считает, что нужно выполнить волю отца. Видения, которые посещают ее после свадьбы, предвещают появление великого человека. Рождению ребенка сопутствует множество чудесных обстоятельств. Согласно традиции, на его теле имелось 49 знаков будущего величия. Конфуций отличался выдающимися способностями и талантом предсказателя. Для Конфуция знание и добродетель были едины и неразделимы, и поэтому жизнь в соответствии со своими философскими убеждениями являлась неотъемлемой частью самого учения. «Подобно Сократу, он не отбывал «рабочее время» со своей философией. Не был он и «червем» , зарывшимся в свое учение и сидящим на стуле вдали от жизни. Философия была для него не моделью идей, выставляемых для человеческого осознания, но системой заповедей, неотъемлемых от поведения философа» . В случае Конфуция можно смело ставить знак равенства между его философией и его человеческой судьбой.
Умер мудрец в 479 году до нашей эры; свою смерть он предсказал ученикам заранее. Несмотря на внешне скромные биографические данные, Конфуций остается величайшей фигурой в духовной истории Китая. Один из его современников говорил: «Поднебесная давно пребывает в хаосе. Но ныне Небо возжелало сделать Учителя пробуждающим колом» Конфуций не любил говорить о себе и весь свой жизненный путь описал в нескольких строчках: «В 15 лет я обратил свои помыслы к учению. В 30 лет — я обрёл прочную основу. В 40 лет — я сумел освободиться от сомнений. В 50 лет — я познал волю Неба. В 60 лет — я научился отличать правду от лжи. В 70 лет — я стал следовать зову моего сердца и не нарушал Ритуала» . В этом высказывании весь Конфуций — человек и идеал традиции, известной как конфуцианство. Его путь от учёбы через познание «воли Неба» к свободному следованию желаниям сердца и соблюдению правил поведения, которые он считал священными, «небесными» , стал нравственным ориентиром всей культуры Китая.
АФОРИЗМЫ О Боге Истинный путь, или закон Бога, по которому должно жить, не находится далеко от людей. Если люди создают себе правила, законы, пути жизни, которые далеки от самых простых рассуждений их разума, то эти пути нельзя считать истинными ( «Учение о Середине» 13) Как удивительно, как чудесно может развернуть и проявить человек заложенный в нем небесный дар! Мы ищем его и не видим, прислушиваемся и не слышим, а между тем эта божеская сущность проникает во все существующее, ничто не может быть без нее ( «Учение о Середине» 16) О любви Когда желания чисты и проникнуты любовностью, сердце становится правдиво и прямо. А когда сердце становится правдиво и прямо, человек исправляется и становится лучше. А когда человек исправляется и становится лучше, то и в семье устанавливается порядок. А когда в семье устанавливается порядок, то и в стране устанавливается благоустройство. А когда в стране устанавливается благоустройство, то устанавливается мир и согласие во всей Вселенной ( «Великая Наука» 5).
БУДДА Точное место рождения Гаутамы Будды в Лумбини Согласно традиционной биографии[, отцом будущего Будды был раджа Шуддходана, глава племени шакьев небольшого княжества со столицей Капилаваттху (Капилавасту). Гаутама — его готра, аналог современной фамилии. Хотя буддийская традиция и называет его «раджой» , но, судя по ряду разных источников, правление в стране Шакьев строилось по республиканскому типу. Поэтому, скорее всего, он был членом правящего собрания кшатриев (сабхи), состоявшего из представителей воинской аристократии Мать Сиддхартхи, царица Маха Майя, жена , была принцессой из царства колиев. В ночь зачатия Сиддхартхи царице приснилось, что в неё вошёл белый слон с шестью белыми клыками. По давней традиции она для родов направилась в дом своих родителей. Однако она родила по дороге, в роще Лумбини, под деревом ашока. Младенец тут же встал на ноги и провозгласил себя существом, превосходящим людей и богов. В самом Лумбини находился дом царя, в современных источниках именуемый "дворцом". В реальной жизни весь раскопанный археологами фундамент этого дворца поместился под навесомсараем 8 х8 метров. Царица никуда не ездила, а спокойно рожала у себя дома. .
Про то, что младенец превосходит людей и богов, не знал даже сам Будда, спокойно живший в том дворцедоме сначала мальчиком, потом женившись мужем и наследным принцем, предаваясь праздности и развлечениям День рождения Сиддхартхи Гаутамы, майское полнолуние, широко празднуется в буддийских странах (Весак), а в Лумбини с недавних пор построили свои храмы-представительства страны САРК и Япония. На месте рождения работает музей, и доступны для обозрения раскопы фундамента и фрагменты стен. Большинство источников утверждают, что Махамайя умерла через несколько дней после родов. Приглашённый благословить младенца отшельникпровидец Асита, живший в горной обители, обнаружил на его теле 32 признака великого человека. На их основании он заявил, что младенец станет либо великим царём (чакравартином), либо великим святым (Буддой) Шуддходана провёл церемонию именования ребёнка на пятый день от его рождения, назвав его Сиддхартха, что означает «тот, кто добился своей цели» . Были приглашены восемь учёных брахманов для предсказания будущего ребёнка. Они также подтвердили двойственное будущее Сиддхартхи.
АФОРИЗМЫ 1)Истинная вера - не показная вера в храмах, проявляющаяся в обрядах, обычаях, а скрытая в сердцах, созревшая в поступках. 2) Истинно перо, выпавшее из крыла маленькой птицы, производит гром на дальних мирах 3) Знать избранных есть добро, а жить с ними - истинное счастье; счастлив тот, кому не приходиться с глупцами 4) Много тех, кто ослеплен этим миром, и мало тех, кто видит истину. Многие – как птицы, пойманные сетью, немногие же достигнут рая 5) Не думай легкомысленно о добре: << Оно не придет ко мне >>. Ведь и кувшин наполняется от падения капель 6) Все блага - ничто пред благом истины; все сладости - ничто пред сладостью истины; блаженство истины безмерно превосходит все радости
ЛАО-ЦЗЫ Уже в раннем даосизме Лао-Цзы становится фигурой легендарной и начинается процесс его обожествления. Легенды повествуют о его чудесном рождении (мать носила его несколько десятков лет и родила стариком — откуда и имя его, «Старый ребенок» , хотя иероглиф «цзы» означал одновременно и понятие «мудрец» , так что его имя можно переводить как «Старый мудрец» ) и о его уходе из Китая. Многие современные исследователи ставят под сомнение сам факт существования Лао-Цзы. Некоторые предполагают, что он мог быть старшим современником Конфуция, о котором — в отличие от Конфуция — в источниках нет достоверных сведений ни исторического, ни биографического характера. Есть даже версия, что Лао-цзы и Конфуций — это одно лицо. Существуют предположения, что Лао-Цзы мог быть автором Дао Дэ Цзина, если он жил в IV—III вв. до н. э. Также рассматривается следующий вариант биографии: Лао-Цзы — полулегендарный китайский мыслитель, основатель философии даосизма. По преданию, родился в 604 г. до нашей эры, однако историчность его личности вызывает сомнения. В его краткой биографии сказано, что он был историографом -архивариусом при императорском дворе и прожил 160 или даже 200 лет
Самый известный вариант биографии Лао-Цзы сообщается Сыма Цянем: Лао-Цзы родился в царстве Чу на юге Китая. Большую часть своей жизни он служил хранителем царской библиотеки государства Чжоу, где встречался с Конфуцием. В преклонном возрасте он отправился из страны на запад. Когда он достиг пограничной заставы, то её начальник Инь Си попросил Лао-Цзы рассказать ему о своём учении. Лао-Цзы выполнил его просьбу, написав текст Дао Дэ Цзин (Канон Пути и его Благой Силы). По другой легенде Мастер Лао-Цзы пришёл в Китай из Индии, отбросив свою историю, он предстал перед китайцами совершенно чистым, без своего прошлого, как будто заново рождённым.
АФОРИЗМЫ 1)Кто делает вид, что много знает и ко всему способен, тот ничего не знает и ни к чему не способен. 2) Кто много говорит, тот часто терпит неудачу. 3) Кто, предпринимая дело, спешит наскоро достичь результата, тот ничего не сделает. Кто осторожно оканчивает свое дело, как начал, тот не потерпит неудачи. 4) Нет беды тяжелее, чем презирать врагов. 5) Побеждающий других силен, а побеждающий себя самого себя могуществен. 6) Беда всего мира происходит из мелочи, как великое дело - из малых. 7) Закон достойных - творить добро и не ссориться. 8) Знать много и не выставлять себя знающим есть нравственная красота. Знать мало и выставлять себя знающим есть болезнь. Только понимая эту болезнь, мы можем избавиться от нее. 9) Когда потеряна истинная добродетель, является добродушие; когда потеряно добродушие, является справедливость; когда же потеряна справедливость, является приличие. Правила приличия - это только подобие правды и начало всякого беспорядка. 10) Хотя война ставит, быть может, целью спокойствие, но она несомненное зло. 11) Хотя в мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет.
конфуций.pptx