Презентация.М.Ганди.ppt
- Количество слайдов: 25
ГАНДИ И ГАНДИЗМ
План 1. Основные черты философских и идейно-политических воззрений: роль традиции и современности. 2. Основные черты гандизма: a) «Ахимса» (принципы ненасилия) и «сатьяграха» (ненасильственное сопротивление): сущность, место в мировоззрении Ганди, формы и противоречия. b) Последовательный антиимпериализм Ганди. c) Социальный идеал Ганди (сарвадайа), проповедь уравнительности, отрицание европейской цивилизации, антиурбанизм, крестьянофильство, религиозность, патриархальность. d) Отношение Ганди к классовой борьбе: теория опеки. 3. Морально-этические взгляды М. Ганди (видео). 4. М. К. Ганди: человек и политик (обсуждение сообщения). 5. Терминологический словарь.
Основные черты философских и идейно-политических воззрений: роль традиции и современности. Генеральная установка - высшая ценность небытия, исключение из мира сансары, кармического круговорота. Организационная рыхлость религиозных доктрин и крайняя степень терпимости. Необычайно широкая свобода в практике религиозных отправлений. Аскетизм, самопожертвование. Государство в индо-буддийском регионе было практически гарантировано от нежелательных для него социальных катаклизмов. Индийская религиозная традиция не стимулировала активность и предприимчивость человека Преданность богу – бхакти. Внешняя нейтральность, даже безразличие индивида и общества к власти как таковой, к администрации, к государству. Религиозные традиции, и особенно традиции индуизма, играют огромную роль и в современной политической жизни Индии АХИМСА (ахинса, санскр. ): непричинение вреда живому, из чего следует недопустимость убийства.
«Он сделал невозможным дальнейшее господство англичан в Индии, но в то же время позволил им ретироваться достойно и без затаённой вражды. Пом о гая выйти из затруднительного положения, Ганди тем Арнольд Тойнби самым оказал англичанам величайшую услугу, ибо владеть империей гораздо легче, чем избавиться от неё» .
Мохандас Карамчанд Ганди (1869 - 1948) Мохандас Карамчанд Ганди происходил из семьи, принадлежащей к торговой варне вайшьев. Дети в семье Ганди воспитывались в духе непричинения вреда живым существам, стремления к самоочищению и терпимости к людям иной религиозной и кастовой принадлежности. Получив образование в Индии, в 1888 уехал в Англию и изучал право в «Иннер Темпл» . Возвратившись в Индию в 1891, занялся юриспруденцией. В 1893 отправился в Южную Африку в качестве юриста расположенной там индийской фирмы.
Мохандас Карамчанд Ганди (1869 - 1948) Пытаясь противостоять дискриминации индийцев, в 1906 провел кампанию гражданского неповиновения. Разработанную им тактику сопротивления Ганди назвал «сатьяграха» (букв. «твердость, основанная на истине» ). За проведение кампаний сатьяграхи его часто арестовывали – в ноябре 1913 трижды за четыре дня. В 1921 году Ганди возглавил Индийский национальный конгресс, который покинул в 1934 году в силу расхождения своих взглядов на национально- освободительное движение с позицией других руководителей партии. Махатма Ганди пользовался огромным влиянием как среди индусов, так и среди мусульман Индии и старался примирить эти враждующие группировки. Убит 30 января 1948 года на богослужении фанатиком-индусом Натхурамом Годзе из револьвера. Получил почётное имя Махатма ( «Великая душа» ) ещё при жизни.
Основные черты философских и идейно-политических воззрений. Воспитанный в духе индусской традиции, Мохандас в то же время с детства испытал сильное влияние идей мистицизма и религиозной терпимости. В философии Ганди - объективный идеалист. Исходный принцип его системы - отождествление Бога и Истины. Постижение последней связано с процессом морального самоусовершенствования. Общественно-политические взгляды Ганди представлены прежде всего концепцией сатьяграхи. Осн. формы осуществления сатьяграхи - несотрудничество и гражданское неповиновение. Ганди выступал поборником индусско- мусульманского единства, за ликвидацию отвержения неприкасаемых, за раскрепощение женщин, за национальную систему народного образования.
На учение Ганди оказали влияние Индийская культурная традиция ( «Рамаяна» , «Бхагавадгита» ) 1 Учения самых распространённых религий (Ветхий и Новый Завет, Коран) 2 Раджачандра Равджибхаи или, как, называл его Ганди, Райчандбхай (1868 - 3 1901) – известный поэт-мистик: довел суть индуизма – освобождение от потребностей, следование Дхарме. Книга Л. Н. Толстого «Царство Божье внутри нас» : раскрыл суть 4 общечеловеческих принципов. Книга английского публициста и теоретика искусства Д. Раскина «У 5 последней черты» : лег в основу принципа «Сарводайи» - всеобщего блага и обязанности трудиться
Основные черты учения Ганди Сам Ганди был против термина «гандизм» . По его словам, все "измы" - анархизм, социализм, коммунизм - носят сектантский характер. Поэтому, утверждал он, "нет такого предмета, как гандизм, ибо я не хочу оставить после себя никакой секты".
Основные черты учения Ганди Центральным звеном учения Ганди являются ахимса и сатьяграха Ахимса (санскр. «невреждение» ) – избегание убийства и насилия , нанесения вреда действием, словом и мыслью; основополагающая добродетель всех систем индийской философии. Ганди понимал ахимсу двояко. Негативный аспект – лишение жизни безнадёжно больных людей и животных, угрожающих людям преступников и т. д. Позитивный аспект – законы любви и сострадания: любовь к человеку и животным, милосердие, самопожертвоание.
Основные черты учения Ганди Сатьяграха (санскр. «истина» и «твёрдость» ) – метод ненасильтсвенной борьбы, оружие верных истине при неукоснительном следовании ахимсе. Сатьяграха не допускает насилия не только в действиях, но и на словах, в мыслях, желаниях. Основные методы воздействия – убеждение, уступки, неповиновение, несотрудничество, честность, доверчивость. Сатьяграха – это не пассивность, это – активное ненасилие. Большое значение для подготовки сатьяграхи имели ашрамы. Ашрам – союз единомышленников, которые вместе живут и трудятся на удалении от суеты повседневности. Ганди основал 4 ашрама – два в Южной Африке и два – в Индии.
Последовательный антиимпериализм Ганди Уинстон Черчилль считал этого «полусумасшедшего пророка» не менее страшным и опасным врагом своей империи, над которой никогда не заходило солнце, чем Адольф Гитлер. Нацисты стремились противопоставить британской силе, гордыне и чувству собственной исключительности еще большую силу и гордыню. Ганди - сатьяграху , философию ненасильственного сопротивления темной силе. Гитлер проиграл, а Ганди выиграл.
Временные Место Название сатьяграхи Причины начала Цели сатьяграхи Причины завершения рамки действия сатьяграхи 22 августа Провинция Сатьяграха в "Черный закон" Отмена В 1914 году власти пошли на 1906 года - 30 Трансвааль Южной Африке дискриминационного мировую. Требования были июня 1914 Южно- закона о положении выполнены: отменен года Африканского азиатов в Трансваале Черный закон. Было Союза. ("Черного закона"), подписано второе принятого в 1907 году. соглашение Смэтса - Ганди 30 июня 1914 года. 6 апреля Индия Первая сатьяграха Принятый Прекратить репрессии Массовые репрессии 1919 -13 в Индии. англичанами 18 и отменить заставили индийцев взяться апреля 1919 «Ошибка марта 1919 года драконовские законы за оружие. Ганди остановил года величиной с Билль комиссии Роулетта сатьяграху так как был Гималаи" Роулетта. нарушен принцип ненасилия. 1920 - 6 Индия неповиновение Борьба за Развитие национальной Сожжение в Чаура Чаури февраля 1922 самоуправление промышленности, поставило точку на первой в года страны возник, расширение Индии сатьяграхе. Ганди самоуправления Индии. остановил сатьяграху так как был нарушен принцип ненасилия. 11 марта 1930 Индия Соляной поход Борьба за полную 4 марта 1931 года был - 4 марта 1931 независимость Индии подписан "пакт Ганди- года Требования, состояли Ирвинга" из 11 пунктов (в том числе ликвидировать английскую монополию на соль, освободить всех политзаключенных, уменьшить расходы на военную и гражданскую администрацию, сократить земельный налог и др. )
Социальные идеалы Ганди Сарводайя – учение о всеобщем благе или всеобщем возрождении. Исходило из необходимости гармоничного сочетания частной, государственной и кооперативной собственности. Ганди не отрицал близости своих идеалов идеалам социализма. Основное различие он видел не в цели, а в средствах. «Социализм требует кристально-чистых средств для своего установления. Нечистые средства приводят к нечистому концу» .
Морально-этические взгляды Ганди Этически взгляды Ганди основываются на джайнистском принципе ахимсы, «законе любви» и «законе страдания» (Джайнизм), а также на принципах брахмачарии (воздержание от потворства своим слабостям), апариграхи (нестяжательство) и др.
Морально-этическая система Ганди раскрывается в принципах: 1. Не уходи от борьбы (принцип активности) 2. Делай борьбу созидательной (принцип конструктивности) 3. Не применяй насилия (принцип ахимсы) 4. Будь готов пойти на жертвы во имя дела (принцип страдания) 5. Стремись понять оппонента и быть понятым им (принцип понимания) 6. Ищи компромиссов (принцип компромисса)
Книги Махатмы Ганди на русском языке:
1. Махатма Карамчанд Ганди родился: а) 2 октября 1869; б) 7 ноября 1867; в) 5 декабря 1861; г) 18 мая 1868. 2. Махатма Карамчанд Ганди умер: а) 8 мая 1845; б) 17 сентября 1945; в) 30 января 1948; г) 11 сентября 1967. 3. Мохандас Карамчанд Ганди происходил из семьи, принадлежащей к варне: а) брахманов; б) кшатриев; в) неприкасаемых; г) шудр.
4. Ахимса это – а) принцип ненасилия б) ненасильственное сопротивление в) священная война г) Не противление злу насилием 5. Титул Махатма означает: а) великая душа; б) хороший человек; в) совершивший хадж; г) доброе сердце. 6. Укажите современников М. Ганди: а) Чарльз Брэдлоу; б) Монтескье; в) Л. Н. Толстой; г) Д. Неру. 7. К гандизму относятся: а) Сатьяграха; б) Дураграха; в) Джихад; г) Газават; д) Хартал; е) Ахимса;
• 8. Установите соответствие между датами и событиями: 1. 6 апреля – 13 a) Сатьяграха в апреля 1919 года Южной Африке 2. 22 августа 1906 b) Соляной поход. года - 30 июня 1914 года c) Несотрудничество 3. 1920 -1922 гг. d) Первая сатьяграха в Индии 4. 11 марта 1930 года – 17 февраля 1931 • 9. Установите соответствие между понятиями и их определениями: 1. Ахимса a) так Ганди называл свою трудовую общину на ферме в Фениксе (Южная Африка). 2. Сатьягр b) непричинение вреда живому, из чего следует недопустимость аха убийства. 3. Хартал c) упорство в истине 4. Ашрам d) форма всеобщего забастовочного движения, направленного против английских колониальных властей.
10. Заполните пропуски в словах М. Ганди: а) «Для атеистов, подобных Брэдлоу, ……… занимала такое же место, какое для других занимал бог» . М. Ганди; б) «Закон ……… действует как закон гравитации, независимо принимаем мы его или нет» . в) Я обнаружил, что ……… существует среди ……… и, следовательно, должен существовать закон более высокий, чем закон ………. г) Необходима достаточно напряженная ………, чтобы ……… стало составной частью менталитета. 11. Как вы считаете, могло ли тюремное заключение отрицательно повлиять на душевное состояние, сломить волю М. Ганди? (необходим аргументированный развернутый ответ не менее 7 и не более 15 предложений).
Термины Апариграха – нестяжательство, отказ от собственности. Ахимса – ненасилие, непричинение зла, воздержание от причинения страданий Ашрам – обитель, где каждый человек должен уединиться и посвятить себя религии. Состояние брахмы – освобождение души, избавление её от последующих рождений. Брахмачария – учение последователи которого отказываются от чувственных наслаждений, ведут аскетический образ жизни. Дураграха – понятие, противопоставляемое «сатьяграха» . Упорство во лжи.
Индиан опиньон – газета, выпускаемая Ганди с 1904 года в Южной Африке. Махатма – почетный титул, «великая душа» . Наи талимы – выдвинутые Ганди принципы образования и воспитания детей через широкое привлечение их к трудовой деятельности. Саньяса – аскетический образ жизни. Сарводайя – идеальное общество, основанное на всеобщем равноправии, отсутствие эксплуатации, гармония интересов всех его членов. Сатьяграха – совокупность ненасильственных методов политической борьбы (несотрудничество с английскими властями).
Свадеши – движение за бойкот иностранных товров. Сварадж – самоуправление через автономию. Тапас – самовоздерживание, аскетизм. Хартал – форма всеобщего забастовочного движения против английских колониальных властей. Чаркха – домашняя ручная прялка, форма антианглийской борьбы. Янг Инда – газата выпускаемая Ганди в 1919 -1932 гг. в Ахмадабаде.