Futurizm.pptx
- Количество слайдов: 15
Футуризм как литературное направление. Футуристы. Та Вьет Фыонг Ученик 11 «А» класса ГБОУ СОШ № 102
Что такое футуризм ? Футури зм (лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910 -х — начало 1920 -х годов, прежде всего в Италии и России. Футуризм – новое направление в русской литературе, которое отрицало русский синтаксис, художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.
Основные признаки футуризма 1. бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы; 2. отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее; 3. бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат; 4. поиски раскрепощённого "самовитого" слова, эксперименты по созданию "заумного" языка; 5. культ техники, индустриальных городов; 6. пафос эпатажа.
Возникновение футуризма Автор слова и основоположник направления — итальянский поэт Филиппо Маринетти (поэма «Красный сахар» ). Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим. 20 февраля 1909 г. в газете «Фигаро» Маринетти опубликовал «Манифест футуризма» . Он был написан для молодых итальянских художников. Маринетти писал: «Самые старые среди нас — тридцатилетние, за 10 лет мы должны выполнить свою задачу, пока не придёт новое поколение и не выбросит нас в корзину для мусора…» ). В манифесте Маринетти провозглашается «телеграфный стиль» , что, в частности положило начало ещё и минимализму. Помимо Маринетти, основоположниками футуризма были Балла, Боччони, Руссоло, Карло Карра, Джино Северини. В 1912 г. в Париже состоялась первая выставка художников-футуристов. Для футуризма характерны отказ от традиционной грамматики, право поэта на свою орфографию, словотворчество. Скорость. Ритм. Свои картины они посвящали поезду, автомобилю, самолётам (см. аэроживопись). Словом, все сиюминутные достижения цивилизации, упоённой техническим прогрессом. Мотоцикл был объявлен более совершенным творением, нежели скульптуры Микеланджело. Маринетти говорил: «Жар, исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины» , «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью» . Провозглашается пафос разрушения и взрыва. Воспеваются войны и революции, как омолаживающая сила одряхлевшего мира. Можно рассматривать футуризм как своеобразный сплав ницшеанства и манифеста коммунистической партии. Динамика движения должна прийти на смену статике позирующих скульптур, картин и портретов. Фотоаппарат и кинокамера заменят несовершенство живописи и глаза. «Моя поэзия интернациональна, она понятна и европейцу, и зулусу» Ф. Т. Маринетти
Начало футуризма в России Впервые русский футуризм проявил себя публично в 1910 г. , когда вышел в свет первый футуристический сборник «Садок судей» (его авторами были Д. Д. Бурлюк. В. В. Хлебников и В. В. Каменский). Вместе с В. В. Маяковским и А. Е. Крученых эти поэты вскоре составили наиболее влиятельную в новом течении группировку кубофутуристов, или поэтов «Гилеи» (Гилея — древнегреческое название территории Таврической губернии, где отец Д. Д. Бурлюка управлял имением и куда в 1911 г. приезжали поэты-участники группы). Помимо «Гилеи» футуризм был представлен тремя другими группировками — эгофутуризмом (И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов и др. ), группой «Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др. ) и объединением «Центрифуга» (Б. Л. Пастернак, Н. Н. Асеев, С. П. Бобров и др. ).
Футуризм в литературе Кубофутуризм Эгофутуризм Центрифуга Генетически литературный футуризм теснейшим образом связан с авангардными художественными группировками 1910 -х гг. ( «Бубновый валет» , «Ослиный хвост» , «Союз молодежи» ). Многие футуристы совмещали литературную практику с занятиями живописью (братья Бурлюки, Елена Гуро, А. Е. Крученых, В. В. Маяковский и др. ).
Кубофутуризм В. Хлебников В. Маяковский В. Каменский
Эгофутуризм Р. Ивнев И. Северянин Г. Иванов
Центрифуга С. Бобров Б. Пастернак Н. Асеев
Футуризм в изобразительном искусстве В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя у него цветовые находки, и от кубизма, у которого перенял художественные формы, однако отвергал кубический анализ (разложение) как выражения сущности явления и стремился к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира. Главные художественные принципы — скорость, движение, энергия, которые некоторые футуристы пытались передать достаточно простыми приёмами. Для их живописи характерны энергические композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, где преобладают мелькающие формы, зигзаги, спирали, скошенные конусы, где движение передаётся путём наложения последовательных фаз на одно изображение — так называемый принцип симультанности. Картина Умберто Боччони «Под перголой в Неаполе»
Футуризм в русской музыке Первый русский музыкальный авангард не имел столь четкой оформленности, как литературный или живописный авангард того времени, но довольно часто к нему, как и к явлениям в параллельных искусствах, применяют термин «футуризм» . В русле этого движения можно назвать таких композиторов, как Н. А. Рославец, И. А. Вышнеградский, Н. Б. Обухов, А. С. Лурье, А. М. Авраамов, И. Шиллингер (а также, возможно, Е. Голышев, А. В. Мосолов и др. ); некоторые вышеназванные музыканты после революции покинули Россию и продолжали – как правило, в безвестности – развивать свои новации в других странах (во Франции – Вышнеградский, Обухов, Лурье; в США – Лурье, Шиллингер); остававшиеся в стране (Рославец, Авраамов, а также их младшие коллеги) должны были с начала 1930 -х годов сменить ориентацию и заняться иными видами музыкальной деятельности. Н. Рославец – Струнный квартет № 1 А. Мосолов – Соната № 4
Борис Леонидович Пастернак 1890 -1960 Борис Леонидович Пастернак (29 января (10 февраля) 1890, Москва, Российская Империя — 30 мая 1960, Переделкино, Московская область, СССР) — российский поэт и писатель еврейского происхождения, лауреат Нобелевской премии по литературе (1958).
Художественный мир поэта Одна из отличительных черт художественной системы Пастернака – метафорическая насыщенность стихотворений. При этом метафора у него и сама по себе необычна, и выполняет необычную роль. Возьмём для примера стихотворение “Весна” (1918) из сборника “Темы и вариации”: Весна, я с улицы, где тополь удивлен, Где даль пугается, где дом упасть боится, Где воздух синь, как узелок с бельем У выписавшегося из больницы. Где вечер пуст, как прерванный рассказ, Оставленный звездой без продолженья К недоуменью тысяч шумных глаз, Бездонных и лишенных выраженья.
Оригинальность художественного образа возникает, по мысли Пастернака, не тогда, когда он не похож на образы других художников, а тогда когда он соответствует действительности. Это и есть художественный реализм в понимании Пастернака, который он представлял не в виде какого-то направления и искусстве, но как “особый градус” самого искусства, как “высшую ступень авторской точности”. Такой реализм он противопоставлял романтизму, в распоряжении которого “ходульный пафос, ложная глубина и наигранная умильность…”
Ледоход Еще о всходах молодых Весенний грунт мечтать не смеет. Из снега выкатив кадык, Он берегом речным чернеет. Заря, как клещ, впилась в залив, И с мясом только вырвешь вечер Из топи. Как плотолюбив Простор на севере зловещем! Он солнцем давится заглот И тащит эту ношу по мху. Он шлепает ее об лед И рвет, как розовую семгу. Капель до половины дня, Потом, морозом землю скомкав, Гремит плавучих льдин резня И поножовщина обломков. И ни души. Один лишь хрип, Тоскливый лязг и стук ножовый, И сталкивающихся глыб Скрежещущие пережевы. А. И. Мещерский. Ледоход.