Ур 3-3 т36.pptx
- Количество слайдов: 32
Функциональный подход к деятельности масс-медиа коммуникативные функции журналистики непосредственноорганизаторские идеологические культуроформирующие рекламносправочные рекреативные
Функциональный подход к деятельности масс-медиа Тема 36. Производные функции журналистики • Культуроформирующие функции массовой информации. • Соотношение понятий «массовая информация» , «массовая культура» , «элитарная культура» • Рекреационная функция СМИ • Рекламно-справочная (утилитарная) информация • Взаимодополнение функций в массово-информационном процессе
Функциональный подход к деятельности масс-медиа Тема 36. производные функции журналистики Е. П. Прохоров. Ведение в теорию журналистики: Учебное пособие М. : РИПхолдинг, 2002. - 322 стр Березин В. М. Курс лекций: «Теория массовой коммуникации» 31. 10. 2002 РУДН/ ред. В. В. Ванчугов Цвик В. Л. Введение в журналистику. Учебное пособие
Культуроформирующие функции массовой информации Культуроформирующая (образовательная, просветительская) деятельность СМИ тесно связана с идеологической. Общие задачи этих функций: формирование политической культуры, экономическое образование, этическое и эстетическое воспитание – теснейшим образом связано с идеологическими установками общества. В узком понимании культуроформирующая функция предполагает эстетическое воспитание аудитории, формирование культуры поведения (в том числе и этикета), пропаганда медицинских знаний, физической культуры, культуры досуга и т. д. КУЛЬТУРА (лат. cultura – возделывание, взращивание, воспитание, развитие, образование, почитание) А. Моль рассматривает журналистов как коммуникаторов, когнитологов (толкователей), проводников культуры. При этом пути распространения культуры, задача журналистики в умножении ассоциаций. Умножение «культурем» повышает эрудицию, а умножение ассоциаций создаёт «эрудированную культуру» .
Культуроформирующие функции массовой информации ИСКУССТВО: • мастерство, умение, ловкость, сноровка, развитые знанием дела; • творческая деятельность, направленная на создание художественных произведений, шире – эстетически-выразительных форм А. Моль рассматривает журналистов как коммуникаторов, когнитологов (толкователей), проводников культуры. При этом пути распространения культуры, задача журналистики в умножении ассоциаций. Умножение «культурем» повышает эрудицию, а умножение ассоциаций создаёт «эрудированную культуру» .
Культуроформирующие функции массовой информации Эрато Евтерпа Урания Каллиопа Талия Клио Мельпомена Терпсихора Полигимния Греки и римляне относили скульптуру и живопись к ремеслам, а не к искусствам, и поэтому не удостоили музами-покровительницами
Культуроформирующие функции массовой информации Журналистика, будучи одним из институтов культуры общества, участвует в пропаганде и распространении в обществе высоких культурных ценностей, воспитывает людей на образцах общемировой культуры, тем самым, способствуя всестороннему развитию человека. Особенности взаимоотношений прессы и культуры заключаются в непонимании, возникающем между журналистами и людьми искусства и культуры. Первые считают то, что предлагают вторые скучным и не интересным. Вторые – изложенное первыми – непрофессиональным.
Соотношение понятий «массовая информация» , «массовая культура» , «элитарная культура» Массовая культура, поп-культура, масскультура – «народная» культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка), средства массовой информации, и т. п. Массовая культура рассчитана на потребление большими массами населения, что предполагает стандартизированность формы и содержания, а также на коммерческий успех. Массовая информация общезначима и общедоступна и играет роль духовного моста между представителями разных социальных общностей. Под «массовой культурой» в кавычках подразумевают проявления китча, суррогата искусства, рассчитанного на неразвитый или извращённый вкус
Соотношение понятий «массовая информация» , «массовая культура» , «элитарная культура» Массовая коммуникация с помощью технических СМК породила массовую же культуру как раз в погоне за массовой всеохватностью «свежеиспеченными» или заимствованными «культуремами» , лишенными глубоких Массовая информация общезначима и общедоступна и играет роль целерациональных и ценностно-рациональных качеств. Их место занимает духовного моста между представителями разных социальных общностей. культурный товар, культурный продукт, легко усваиваемый, так как он воз. Под «массовой культурой» в кавычках подразумевают проявления китча, действует, прежде всего, на эмоции и также легко забываемый. Современсуррогата искусства, рассчитанного на неразвитый или извращённый вкус ные СМК изо дня в день, оперируя одними и теми же штампами и приемами, набившими оскомину широко известными кодами и символами, повторяют с небольшими вариациями давно известное и тривиальное.
Соотношение понятий «массовая информация» , «массовая культура» , «элитарная культура» Массовая коммуникация с помощью технических СМК породила массовую же культуру как раз в погоне за массовой всеохватностью «свежеиспеченными» или заимствованными «культуремами» , лишенными глубоких целерациональных и ценностно-рациональных качеств. Их место занимает культурный товар, культурный продукт, легко усваиваемый, так как он воздействует, прежде всего, на эмоции и также легко забываемый. Современные СМК изо дня в день, оперируя одними и теми же штампами и приемами, набившими оскомину широко известными кодами и символами, повторяют с небольшими вариациями давно известное и тривиальное.
Соотношение понятий «массовая информация» , «массовая культура» , «элитарная культура» Зарубежные исследователи связывают агрессивное наступление «массовой культуры» через средства массовой коммуникации с тем, что эта опосредованная культура как бы сливается, воссоединяется с витальными (жизненными) потребностями человека – потребностью в пище, в продолжение рода, в жилье, одежде, с другими физиологическими потребностями. Panem et circenses Хлеба и зрелищ Жрать и ржать Масскультура вытесняет из сознания саму мысль о ценностных, духовных потребностях, потребностях в наследовании культурной и нравственной памяти народа и нации. Она заменяет её псевдоценностями, а иногда и вовсе чужеродными идеями, подаваемыми аффективно и суггестивно (внушение, гипноз) через легко воспринимаемый, например, юмор, анекдот, нелепость, абсурдизм
Соотношение понятий «массовая информация» , «массовая культура» , «элитарная культура» Такую «массовую культуру» формирует целая индустрия бульварной прессы с её «тремя С» – сплетни, скандалы, секс. Сюда же примыкают криминальные таблоиды с «легким чтением» об убийцах и маньяках, газеты о «непознанном» с суевериями и инопланетянами Для бульварной и массовой прессы значимо умение не только добывать Масскультура вытесняет из сознания саму мысль о ценностных, духовных ценные новости, но и искусная техника подачи обыденного под видом потребностях, потребностях в наследовании культурной и нравственной необычного. Культура массовых газет также приветствует написание памяти народа и нации. Она заменяет её псевдоценностями, а иногда и захватывающих анонсов и заголовков, врезок и бойких историй вовсе чужеродными идеями, подаваемыми аффективно и суггестивно (внушение, гипноз) через легко воспринимаемый, например, юмор, анекдот, нелепость, абсурдизм
Соотношение понятий «массовая информация» , «массовая культура» , «элитарная культура» Важнейшей задачей журналистики является формирование действительно массовой культуры, т. е. реальное приобщение самых широких масс к подлинной культуре. Для этого требуется не только осознание журналистом важности поставленной задачи, но и профессиональное умение. Для того чтобы «нести культуру в массы» журналист сам должен хорошо ориентироваться в вопросах культуры: знать классическую музыку и другие её направления (джаз, эстраду), разбираться в живописи, архитектурных стилях и т. д. «Массовой культуре» традиционно противопоставляется элитарная культура – андегра унд или андерграунд (англ. underground – подполье), способной создавать уникальные по художественной ценности продукты, требующие для своего восприятия определенных интеллектуальных усилий и исходного культурного багажа.
Соотношение понятий «массовая информация» , «массовая культура» , «элитарная культура» В современных произведениях элитарной культуры высок элемент новаторства, порой приводящего в авангардистское «подполье» . Образцы элитарной культуры предполагают в процессе своего усвоения необходимость целенаправленного интеллектуального усилия по «Массовой культуру» традиционно противопоставляется элитарная «расшифровке» авторского послания, делая зрителя соавтором культура – андегра унд или андерграунд (англ. underground – подполье), произведения способной создавать уникальные по художественной ценности продукты, требующие для своего восприятия определенных интеллектуальных Для андеграунда характерны разрыв с господствующей идеологией, игнорироусилий и исходного культурного багажа. вание стилистических и языковых ограничений, отказ от общепринятых ценностей, норм, от социальных и художественных традиций, нередко эпатаж публики, бунтарство. Как правило, такие произведения либо издаются нелегально, либо пишутся «в стол» , то есть без надежды на публикацию.
Соотношение понятий «массовая информация» , «массовая культура» , «элитарная культура» Также термином Андеграунд очень часто обозначают общие направления в музыке, которая не поддерживает классические пути. Термин начал употребляться во второй половине XX века, по отношению: • к странам, где искусство было подчинено государственной идеологии; • к течениям в развитых странах, где массовое искусство ориентируется на рынок. Для андеграунда характерны разрыв с господствующей идеологией, игнорирование стилистических и языковых ограничений, отказ от общепринятых ценностей, норм, от социальных и художественных традиций, нередко эпатаж публики, бунтарство. Как правило, такие произведения либо издаются нелегально, либо пишутся «в стол» , то есть без надежды на публикацию.
Соотношение понятий «массовая информация» , «массовая культура» , «элитарная культура» Также термином Андеграунд очень часто обозначают общие направления в музыке, которая не поддерживает классические пути. Термин начал употребляться во второй половине XX века, по отношению: • к странам, где искусство было подчинено государственной идеологии; • к течениям в развитых странах, где массовое искусство ориентируется на рынок.
Соотношение понятий «массовая информация» , «массовая культура» , «элитарная культура» В современном мире информационных технологий появляется большое множество движений и сообществ, которые можно отнести к андеграунду Существует опасность отдаления журналистов от запросов аудитории, поскольку редакторы и журналисты составляют часть элиты. Они, как правило, сильно отличаются от большинства сограждан: лучше образованы, более либеральны по политическим установкам, их социальные и культурные ценности весьма отличны от ценностей других членов сообщества. Зная вкусы редакторов, репортеры и прочие сотрудники находят сюжеты в ущерб более изящным и потенциально интересным
Рекреационная функция СМИ Рекреация функция слабо выражена в печатной периодике и широко используется в электронной прессе. К развлекательной литературе относятся: детективы, дамские романы, юмористика. Причём, такая работа требует большого писательского мастерства. Далеко не каждый серьезный писатель в состоянии создать захватывающий детектив, немало дамских романов стали литературными шедеврами, а юмористическая литература требует особого дара. Напрямую рекреационной функцией является публикация викторин, кроссвордов, ребусов, разнообразных психологических тестов, гороскопов и проч. Слушать по радио музыку, художественное чтение, трансляцию спектаклей и концертов – развлечение. Смотреть многочисленные развлекательные программы – отдых. Разумеется, эти программы нередко к журналистике не имеют никакого отношения, либо самое что ни на есть косвенное
Рекреационная функция СМИ Современные изобразительные искусства, их виды и использование сфор. Напрямую рекреационной функцией является публикация викторин, мировались во времена, непохожие на те, в которые живем мы. И хотя они кроссвордов, ребусов, разнообразных психологических тестов, гороскопов созданы людьми, чье восприятие мира было иным, они удивляют и пораи проч. Слушать по радио музыку, художественное чтение, трансляцию жают нас. Поскольку во всех искусствах присутствует физический компоспектаклей и концертов – развлечение. Смотреть многочисленные нент, который раскрывается сегодняшними знаниями и достижениями развлекательные программы – отдых. Разумеется, эти программы нередко науки о человеке к журналистике не имеют никакого отношения, либо самое что ни на есть косвенное Мы стоим на пороге великих открытий, которые преобразуют всю совокупность технических приемов в искусстве, что повлияет на сам процесс художественного творчества и, возможно, даже самым невероятным образом изменит наше представление об искусстве.
Рекреационная функция СМИ Станет возможным передавать куда угодно и воссоздавать где угодно систему ощущений, или точнее раздражителей, вызываемых каким-либо объектом или явлением и произведения искусства обретут вездесущность. Для человека станет совершенно естественным улавливать с помощью органов чувств ультрачастотные колебания и преобразовывать их в сумму знаний. Мы стоим на пороге великих открытий, которые преобразуют всю совокупность технических приемов в искусстве, что повлияет на сам процесс художественного творчества и, возможно, даже самым невероятным образом изменит наше представление об искусстве.
Рекламно-справочная (утилитарная) информация В настоящее время эта функция является едва ли не самой востребованной у аудитории. И если собственно реклама – особенно навязчивая телевизионная – вызывает недовольство аудитории, то публикации и программы прикладного характера пользуются наибольшим спросом Каждый человек в отдельности и общество в целом имеют суверенное право на получение интересующей их информации. Это всеобъемлющее право определено Декларацией прав человека и записано в конституциях всех демократических государств. Причем важно подчеркнуть, что речь идет об объективной, достоверной, не интерпретированной в угоду тому или иному политическому течению информации. Люди хотят знать факты, и журналисты обязаны сообщать им именно факты, а не свое мнение об этих фактах. Справочные, рекламные и эпистолярные материалы в СМИ служат и для удовлетворения потребности в оказании помощи членам общества при возникновении у них проблем делового или частного характера
Рекламно-справочная (утилитарная) информация Удовлетворение интереса к справочной информации – это участие в развитии культуры на бытовом уровне. Информированность – это такое состояние сознания аудитории, при котором каждый её субъект располагает необходимой и достаточной информацией, позволяющей верно ориентироваться в действительности. К справочной информации в журналистике примыкает и реклама. За десятилетие российская реклама ВНОВЬ прошла путь от любительских роликов до массированных промо-кампаний. Реклама, как информация о товарах и услугах способствует формированию привлекательного их образа, спросу на них Справочные, рекламные и эпистолярные материалы в СМИ служат и для Реклама является источником средств для существования СМИ. удовлетворения потребности в оказании помощи членам общества при возникновении у них проблем делового или частного характера
Рекламно-справочная (утилитарная) информация Когда Чарльз Диккенс работал редактором «Daily News» в Лондоне, среди множества новых публикаций, введенных им в обиход, был первый научный и точный прогноз погоды на 31 августа 1848 года. «Это – доказательство того, что интерес к точным фактам вовсе не обязательно навредит вашим творческим способностям» , – считает Дэвид Рэндалл. Значительная часть данных службы информации (спортивные результаты, финансовые данные, культурные мероприятия) публикуется в разделах, отведенных под эти темы. Однако масса информации общего характера Реклама является источником средств для существования СМИ. (прогноз погоды, градостроительство, путешествия и др. ) бывает свёрстана на одной полосе. Таким образом, эта страница является «доской объявлений» для читателей
Рекламно-справочная (утилитарная) информация Газеты, например, нередко публикуют специальные летние приложения для родителей с советами, что делать с детьми и куда отправлять их на время летних каникул. Они также делают специальные выпуски об условиях приема в университеты и колледжи, справочники покупателя по различным видам товаров и услуг, а также приложения, освещающие крупные события: Кубки мира, Олимпийские игры и проч. Значительная часть данных службы информации (спортивные результаты, финансовые данные, культурные мероприятия) публикуется в разделах, Существуют также путеводители (своего рода обзоры), где дается оценка отведенных под эти темы. Однако масса информации общего характера качества товаров, услуг, мест массового туризма. Например: «Как провес(прогноз погоды, градостроительство, путешествия и др. ) бывает ти 25 дней отпуска» или «Путеводитель по продовольственным рынкам свёрстана на одной полосе. Таким образом, эта страница является «доской города» и т. п. объявлений» для читателей
Рекламно-справочная (утилитарная) информация Опасность – навязывая товары и услуги, не соответствующие действительным потребностям, реклама может нанести вред, формируя ложное потребности. Связывая стандарты потребления с характером образа жизни, реклама тем самым выполняет идеологические функции Существуют также путеводители (своего рода обзоры), где дается оценка качества товаров, услуг, мест массового туризма. Например: «Как провести 25 дней отпуска» или «Путеводитель по продовольственным рынкам города» и т. п.
Взаимодополнение функций в массово-информационном процессе коммуникативные функции журналиста непосредственноорганизаторские идеологические культуроформирующие рекламносправочные рекреативные Рассмотренные нами функции можно разделить на две группы. Первые две – идеологическая и непосредственно организаторская в основном касаются социума и социальных структур. Культурно-образовательная, рекламно-справочная и рекреативная функции лежат в области личностных интересов и потребностей аудитории.
Взаимодополнение функций в массово-информационном процессе Рекреативная (развлекательная) функция является «всепроникающей» , поскольку реализация прочих функций возможна только в том случае, если выполняющие их материалы воспринимаются читателем «с удовольствием» , заинтересовывают, приносят интеллектуальное и эстетическое наслаждение, радость познания нового, интересного и т. д. Для журналистов их деятельность является выполнением служебно-профессиональной функции, с которой связана реализация их знаний и навыков, исполнение должностных обязательств, обеспечение средствами к существованию; и творческой функции – самореализации и саморазвитию в процессе создания журналистских произведений. Всем СМИ свойственны единые функции – обязанность выполнить объективные функции журналистики, но реально они выполняются своеобразно по содержанию и в зависимости от социальной позиции учредителей, редакции и журналистов
Взаимодополнение функций в массово-информационном процессе Журналист, в отличие от художника и писателя, изначально включён в коллективный творческий процесс. В процессе подготовки материала он может менять форму подачи материала, его объём, глубину разработки. И на это влияет потребность аудитории. Существует социальная, профессиональная и коммерческая потребность в той аудитории, для которой работают пресса, радио, телевидение В последнее время многие исследователи как важнейшую стали называть ин. Всем СМИ свойственны единые функции – обязанность выполнить тегративную функцию СМИ. В современном обществе, разобщенном госуобъективные функции журналистики, но реально они выполняются дарственными границами, национальными особенностями, религиозными своеобразно по содержанию и в зависимости от социальной позиции пристрастиями и материальным неравенством, ни один идеологический инучредителей, редакции и журналистов ститут не может сыграть той консолидирующей роли, какую играют средства массовой информации.
Взаимодополнение функций в массово-информационном процессе Интегративная (консолидирующая, объединяющая) функция должна решаться всей совокупностью газетно-журнальных, радио- и телевизионных материалов, разделов и направлений журналистской работы в каждом органе массовой информации и всей системе средств массовой информации. Эта функция – главенствующая в формировании идейной позиции издания, программной и вещательной политики телерадиоканалов. В последнее время многие исследователи как важнейшую стали называть интегративную функцию СМИ. В современном обществе, разобщенном государственными границами, национальными особенностями, религиозными пристрастиями и материальным неравенством, ни один идеологический институт не может сыграть той консолидирующей роли, какую играют средства массовой информации.
Задание к следующему семинару: Выбрать любое СМИ (газету или журнал принести, теле и радиопрограмма должны быть общеизвестными) и описать, как оно выполняет коммуникационные функции журналистики. Объём должен получиться 1 500 – 4 000 знаков с пробелами.
Благодарю за внимание