руссский функционал стили.pptx
- Количество слайдов: 24
Функциональные стили русского языка { Лекция № 2. Преподаватель: И. С. Кадочникова.
Традиционно в языке выделяют три стиля: 1. Нейтральный (слова, используемые во всех речевых ситуациях, не имеющие дополнительной стилистической окраски, не отражающие отношение говорящего к предмету речи): дом, стол, треугольный, деревянный, смотреть, случайно и т. д. 2. Разговорный (слова, используемые в ситуации непринужденного, неофициального общения, часто передающие отношение говорящего к предмету речи; в словаре сопровождаются пометой: разг. ): пальтецо, Машенька, папа, глянуть, малюсенький и т. д. 3. Книжный (слова, используемые в поэтических текстах, иногда – в журнальных и газетных статьях; имеют пометы: книж. , высок, устар. ): лик, воздвигнуть, отрада, дерзать, взирать и т. д.
В современной лингвистике разрабатывается новый подход, функциональный, согласно которому учитываются факторы, влияющие на отбор говорящим тех языковых средств, которые являются наиболее подходящими для эффективной коммуникации.
Субъективные: 1. Социально экономические (профессия человека, уровень его образования, общественное положение, социальный статус); 2. Психологические особенности говорящих (характер, особенности темперамента, степень контроля за собственной речью); 3. Настроение говорящего в момент речи; 4. Возраст говорящего, коммуникативные традиции его народа. Объективные: 1. Форма речи (устная или письменная); 2. Вид речи (монолог, диалог, полилог, внутренний монолог); 3. Способ коммуникации (публичная или личная); 4. Жанр речи (выступление на митинге, участие в диспуте, письмо, объявление, деловой документ, лекция, переписка, торжественный прием); Сфера общественной деятельности, в процессе которой происходит общение: научная сфера, общественно политическая, сфера правовой и административной общественной деятельности). Какие это факторы?
В зависимости от функции языка, которая актуальна для говорящего в конкретной речевой ситуации, выделяют следующие стили речи: 1. Разговорный стиль (выполняет функцию общения); 2. Научный стиль (выполняет функцию познания и сохранения знаний); 3. Публицистический стиль (функция воздействия, управления поведением); 4. Деловой стиль (функция фиксации обстоятельств общественной жизни); 5. Художественный стиль (эстетическая функция).
Разговорный стиль, его особенности: 1. Обслуживает потребности повседневного общения людей в бытовой сфере, в ситуации непринужденного общения. 2. Идеальная форма общения в такой ситуации – устный диалог, в котором реплики часто бывают неполными в смысловом и синтаксическом отношении: Примеры: Вам что? Мне от головы. *** Ты завтра Машу успеешь забрать? Да. Завтра короткий день, к 5 ти.
Таким образом, специфическими стилевыми чертами разговорного стиля являются следующие: 1. Непринужденный (иногда фамильярный) характер речи; 2. Предельная эллиптичность (свернутость, неполнота синтаксических конструкций); 3. Прерывистость и непоследовательность речи с логической точки зрения; 4. Эмоционально оценочная окрашенность речи; 5. Личностный характер речи; 6. Фонетическая нечеткость произношения, быстрый темп речи.
Жанры разговорного стиля: беседа (разговор по телефону, разговор с продавцом в магазине, на рынке, разговор в кругу семьи); частное письмо; дневниковые записи.
Лексическую основу данного стиля составляют разговорные слова и выражения, эмоционально окрашенные слова (слова с суффиксами субъективной оценки): домик, песенка, подружка, соседка, реченька, здоровенький, мордастый, зелененький, грязнуля, трудяга, лгунишка.
Эмоциональность и субъективность выражается также в активном использовании фразеологизмов, пословиц, поговорок: семь пятниц на неделе, раз, два и обчелся, семеро одного не ждут, вот те раз, прикусить язык и т. д.
В высказываниях употребляются обращения, побудительные, восклицательные, вопросительные предложения с обратным порядком слов: Примеры: Домой! Кто здесь? Да что вы говорите! Ужас какой! Ты взял на чем загорать?
Официально-деловой стиль это разновидность СРЛЯ, которая функционирует в сфере правовой и административной общественной деятельности.
Жанры официально-делового стиля: указы, приказы, инструкции, договоры, соглашения, распоряжения, акты, деловая переписка, судебные выступления, справки юридического характера, документы, регламентирующие внутренние и внешние отношения государственных структур, отношения между государством и гражданином данной страны и иностранцами и т. д.
Основные черты официально-делового стиля: 1. Точность, не допускающая инотолкования; 2. Неличный характер; 3. Стандартизация (широкое использование словесных формул, клише, шаблонов, готовых форм (бланков)). Примеры формул: прошу предоставить, в связи с, находиться в состоянии, многое сделано по части, в целях улучшения и т. д. ; 4. Подчеркнутая официальность, безэмоциональность; 5. Лаконизм, краткость; 6. Логичность изложения информации.
Директору ООО «Заря» Афанасьеву Ю. П. главного бухгалтера Комова С. П. заявление. Прошу предоставить мне дополнительный день отдыха без сохранения заработной платы с 28. 03. 2014 по 29. 03. 2014 в связи с проводами сына в армию. 22. 03. 2014 Комов С. П.
Публицистический стиль - используется в общественно политической сфере, выполняет информационную, агитационно пропагандистскую и популяризаторскую функции, является стилем газет, журналов, радио и телевидения, используется в устных выступлениях на собраниях, митингах, съездах, содержание публицистической речи обращено к массам, оно должно воздействовать на них, информация должна быть актуальной, своевременной, действенной, быстро передаваться от одного лица к другому.
Основные стилевые черты публицистического текста: 1. Злободневность (актуальность проблематики); 2. Простота и доступность; 3. Призывность, декларативный характер (используются вопросительные, восклицательные предложения, обращение к аудитории); 4. Открытая оценочность; 5. Яркая образность, экспрессивность (например, используются эпитеты, метафоры, олицетворения и др. средства выразительности).
Жанры публицистического стиля: заметка, репортаж, интервью, статья, рецензия, зарисовка, очерк и т. д.
Пример публицистического текста: Д. А. Гранин "О милосердии" В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал. . . Упал неудачно, ху же и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вече ра. В центре города, на Кировском проспекте, недале ко от дома, где живу. С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. Куда там, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что то сделать. И говорить то не могу — рот разбит. Решил повернуть назад, домой. Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо по мню этот путь метров примерно четыреста. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с де вочкой, какая то парочка, пожилая женщина, муж чина, молодые ребята, все они вначале с любопытст вом взглядывали на меня, а потом отводили глаза, от ворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я за помнил лица многих людей, — видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи. . . Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог. Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. Но даже если и при нимали за пьяного — они же видели, что я весь в кро ви, что то случилось — упал, ударили, — почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, «меня это не касается» стало чувством привычным? С горечью вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Нечто подобное — желание отойти, уклониться, не ввязываться — и со мной было. Уличая себя, пони мал, насколько в наглей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось. Я не собираюсь оглашать очередные жалобы на порчу нравов. Уровень снижения нашей отзывчи вости заставил, однако, призадуматься. Персонально виноватых нет. Кого винить? Оглянулся — и причин видимых не нашел. Раздумывая, вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной нашей жизни исключено было, что бы при Раздумывая, виде раненого пройти мимо него. Из твоей час ти, из другой — было невозможно, чтобы кто то отвер нулся, сделал вид, что не заметил. Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили. . . Кое кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь бы ли и дезертиры, и самострелы. Но не о них речь, мы сейчас — о главных жизненных правилах той поры. Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен, что только из общего нашего понимания проблемы могут возник нуть какие то конкретные выходы. Один человек — я, например, — может только бить в этот колокол трево ги и просить всех проникнуться ею и подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь.
Научный стиль обслуживает сферу науки; основная функция – передача объективной информации о природе и обществе, точное и систематичное изложение научных опытов, достижений, открытий, новых законов во всех сферах человеческой жизнедеятельности.
Основные стилеообразующие черты: 1. Логичность, то есть наличие смысловых связей между последовательными единицами текста (используются слова «во первых» , «во вторых» , «таким образом» , «итак» , «как известно» , «как было сказано» и т. д. 2. Ясность (понятность, доступность). 3. Объективность (не допускается местоимение «я» ; рекомендуется использовать «мы» или безличные конструкции: «было выявлено» , «в результате исследования разработана классификация» ). 4. Безэмоциональность, отсутствие экспрессивно окрашенной лексики. 5. Точность (используются термины – слова или словосочетания, имеющие профессиональное значение, отличающиеся однозначностью и точностью; примеры терминов: инфляция, амнистия, обучение, воспитание, развитие, семядоли, одноклеточные и т. д. )
Жанры научного стиля: 1. Конспект; 2. Реферат; 3. Аннотация (краткая характеристика издания: рукописи, монографии, статьи); 4. Доклад; 5. Монография; 6. Статья; 7. Тезисы.
Пример научного текста: К типу простейших (Protozoa) относится свыше 15000 видов животных, обитающих в морях, пресных водах, почве. Помимо свободноживущих форм, известно много паразитических, которые вызывают серьезные заболевания. Тело простейших, во первых, состоит из одной клетки. Форма тела разнообразна. Оно может иметь лучевую, двустороннюю симметрию (жгутиковые, инфузории) или вообще не иметь постоянной формы (амеба). Размеры тела простейших обычно малы – от 2 4 мк до 1, 5 мм, хотя некоторые крупные особи достигают 5 мм в длину, а ископаемые раковинные корненожки имели в диаметре 3 см и более. Во вторых, тело простейших состоит из цитоплазмы и ядра. Цитоплазма ограничена наружной цитоплазматической мембраной, в ней находятся органоиды — митохондрии, рибосомы, эндо плазматическая сеть, аппарат Гольджи. У простейших одно или несколько ядер. Форма деления ядра – митоз. Имеется также половой процесс. Он заключается в образовании зиготы. Органоиды движения простейших – это жгутики, реснички, ложноножки.
Задание: 1. Найти в любой газете публицистический текст и письменно доказать его принадлежность публицистическому стилю (текст отсканировать или набрать в редакторе Word, указать автора статьи, ее название, заголовок газеты, номер и дату выхода; если статья объемная, можно выбрать фрагмент, представляющий собой законченное смысловое целое). 2. Прочитать научную статью А. А. Гусейнова «Философия между наукой и религией» (режим доступа: http: //vphil. ru/index. php? option=com_content&task=view&id=181 &Itemid=52) и написать аннотацию (краткое представление) статьи. С требованиями, предъявляемыми к жанру аннотации, можно ознакомиться здесь: videotutor rusyaz. ru.