Ницше.pptx
- Количество слайдов: 13
Фридрих Ницше о кризисе европейской культуры. Выполнила: Патерикина Ирина, 1 курс, факультет менеджмент, 1 группа
Фридрих Ницше Немецкий мыслите ль, классический фи -лолог, создатель самобытного филос -офского учения.
Работы Ницше. Произведения, написанные Ницше, условно разделяют на три группы, соответствующие трем этапам его творчества: Работы, написанные под влиянием Шопенгауэра и посвященные проблемам культуры: "Рождение трагедии из духа музыки" (1872); "Философия в трагическую эпоху Греции" (1873); "Несвоевременные размышления (1873 -76). Период "переоценки всех ценностей": "Человеческое, слишком человеческое (1878); "Веселая наука" (1882). Период зрелого Ницше: "Так говорил Заратустра" (1883); "По ту сторону добра и зла" (1886), "Генеалогия мора ли" (1887), "Антихристианин" (1888), "Сумерки богов" (1889).
Концепция культуры у Ницше Главная тема, интересующая Ницше и красной нитью проходящая через все его произведения - кризис европейской культуры Для этого он создает такие средства культуры, как язык и логика. Но, применяя эти средства, человек "искажает" жизнь, подменяет ее живую душу необходимостью и закономерностью.
Помимо науки существует такой вид интеллектуальной деятельности, как искусство. Оно гораздо ближе жизни, и на начальных этапах истории играет первостепенную роль в обществе. В конце концов, жизнь заменяется искусственной конструкцией, утратившей все связи с почвой. Мир лишается всех высот и идеалов, теряет загадочность и тайну. И рано или поздно погибнет. Таков диагноз Ницше.
Ницше о причинах кризиса культуры. Хотя наука и выступила в качестве орудия подмены жизни, главную ответственность за гибель европейской культуры Ницше возлагает на христианство. Последнее он понимает как стиль мышления и образ жизни.
Дохристианская культура воплощена в Греции и выступает в двух начал: дионисийского и аполлоновского. Дионисийство - это начало, характеризующее связь человека с природой, свободную игру жизни, титанизм. Аполлонизм- это культ размеренности, формы, порядка. Ницше называет дионисийство женским началом, а аполлонизм - мужским.
История культуры - это борьба между дионисийством и аполлонизмом. Европа пошла по пути подавления первого вторым. Христианская религия, по мнению Ницше, есть гипертрофированное аполлоновское начало, и поэтому несет ответственность за все происходящее с культурой и с самим религиозным чувством.
Учение Ницше о "сверхчеловеке" Уже в ранних работах Ницше заметны черты аристократизма в науке и искусстве, которые, впоследствии разрабатываются в направлении теории "сверхчеловека".
Рабство, по мнению Ницше, заложено в сущность культуры. Ведь рабскими, ослабляющими волю человека, являются средства, используемые культурой для подчинения жизни.
Воля к власти" является критерием значимости. Это касается науки и морали явлений общественной жизни. То, что обостряет чувство власти- хорошо; то, что ослабляет власть - плохо. Мораль, - утверждает Ницше, - возникает из реализации превосходства одних людей над другими, аристократов над плебеями.
" Мораль - это восстание рабов против господ. Но, - говорит Ницше, - неравенство людей имеет природное, а не социальное обоснование. Сильный человек, прирожденный аристократсвободен и не связывает себя моральными нормами. Это и есть "сверхчеловек", который станет особым биологическим типом.
Спасибо за внимание!