Франсуа Вийон.pptx
- Количество слайдов: 20
Франсуа Вийо н Возможные годы рождения возможные годы смерти 1431 -1432 - 1463 -1491.
План • 1. Творческий портрет Ф. Вийона. Своеобразие лирического героя его поэзии. • 2. «Большое завещание» : а) особенности построения, структура; б) своеобразие тематики; в) мотивная структура. • 3. Анализ стихотворений: «Баллада о дамах былых времен» , «Жалобы прекрасной оружейницы» , «Двойная баллада о любви» .
План • 4. Место творчества Ф. Вийона в контексте европейской поэзии.
Творческий портрет Ф. Вийона • Предположительно, Вийон родился в Париже в 1431 -1432 году. Его настоящее имя Франсуа из Монкорбье - сеньории в провинции Бурбоннэ. Восьмилетний мальчик, потерявший отца, был усыновлен священником Гийомом Вийоном, настоятелем церкви св. Бенедикта. • Поэт - преступник, убийца с нежной и чувствительной душой, грабитель, который, однако, трогательно любит старушку мать. • Биография и творчество очень сильно связаны у Вийона. Многие его произведения написаны "на случай". В основе творчества Вийона лежат контрастность, ирония, лирический субъективизм и тяготение к чувственной стороне жизни. Вийона можно считать реалистом, потому что в его поэзии множество бытовых образов, хоть и лихо спародированных.
Своеобразие лирического героя его поэзии Лирический герой пассивный. Средневековый портрет изображает чувства такими, какими их принято изображать. Не только окружающую действительность, но и себя самого он видит глазами канонов и формул. Сказывается и то, что средневековая пародия не знает запретных тем. Пародировались серьезные, и не допускавшие ни малейшей насмешки явления средневековой культуры, литургия ( деву Марию представляла нетрезвая девица) В скабрезном духе снимались церковные тексты, включая библию, вышучивались святые , пародировалась государственная власть, двор. Средневековая пародия поддерживалась многими церковниками.
Своеобразие лирического героя его поэзии Вийона почти не выражается социальный протест, а социальная значимость его творчества построенная на субъективных картинах нищеты и порока. Оригинальность Вийона выражается, в первую очередь, в его отношении ко всей культурно-поэтической традиции зрелого Средневековья. Поэт дистанцировался от этой традиции, не следовал ей, а в итоге попросту обратил её в материал для иронии и насмешки. Вийон, в основном - пародист, но его произведения имеют содержание и направленность, не типичные для средневекового комизма. Главный принципе поэзии Вийона - ирония над всем общепринятым, твёрдо установленным в обществе.
«Большое завещание» . Особенности построения, структура По-французски название этой поэмы звучит как "Testament", то есть не то "Завещание", не то "Завет". Таким образом, двойственность, игра слов, черный юмор заявляются автором уже в самом первом слове текста. А ведь такая игра слов в эпоху всесильной церкви - дело опасное. Вийон-бесстрашный, Вийон-висельник умудряется в своей поэме, по объему совсем небольшой, рассказать обо всем на свете, представить мир во всем многообразии. Но это не привычный вариант поэтической энциклопедии, как мы любим называть поэмы Гомера, Данте, Пушкина. Это скорее калейдоскоп, который как ни поверни - все будет ново, интересно, а самое главное - своеобразно. И измена возлюбленной, и голод, и изгнание, и тюрьма, и эшафот, и предсмертные распоряжения, и издевательское пренебрежение нищего к богачам, и обличение подлости сильных мира сего, - все вроде бы знакомо, но подано в совершенно ни на кого не похожей тональности. Формально все те же баллады и рондо, что и у множества других авторов. . . Что же тогда ново: содержание, форма? Наверное, речь вести следует все-таки о содержании.
«Большое завещание» . Особенности построения, структура Потому что в сущности "Завещание" Вийона - исповедь, его, поэтово, "я", его личность, выходящая из ряда, проявляющаяся в творчестве и проверяющаяся им. Вийон, писавший во времена, когда уже наступила осень Средневековья, великолепно выразил обострившееся противоречие между телом прекрасным, созданным для наслаждения, и телом износившимся и подверженным тлену. Он был сыном своего века и сыном воспитавшей его Церкви, и ему был ведом «пост» . Однако воспевал и превозносил он также и «карнавал» . «Большое завещание» Вийона подражало древним, но заканчивалось шутовской процессией, уничтожавшей социальную иерархию. Подчеркивание животного начала становилось средством «показать физиологическую природу тела, выявить всеобъемлющую телесность. Демонстрировалось, что все сводится к питью, еде, перевариванию, сексуальной жизни» . Мелькание у Вийона масок, слов и выражений, стирание разницы между зверем и человеком, проститутки, обезьяны, кривлянье и паясничанье, превращение одного в другое, смех и слезы, ирония и насмешки — все усиливало напряженность атмосферы позднего Средневековья. Поэт почитал сердце, но также и выражал победу тела. В страхе и навязчивых идеях, соблазне смерти и восхвалении физической красоты присущие телу противоречия приобретали у него экзистенциальный характер.
«Большое завещание» . Особенности построения, структура Характерно повторение структуры "Малого завещания". Насмешливые дарения предваряются обширным вступлением(строфы 1 -832). Поэт включил в поэму многочисленные "баллады" и несколько других стихотворений, написанных в разное время и по разным поводам. Самая знаменитая-Балладамолитва Богородице, которую Франсуа вложил в уста своей матери. Столь же известны баллада, посвященная бойким на язык парижанкам(Баллада о парижских дамах), и баллада, в которой высмеивается сельская идиллия, баллада-спор с Франком Гонтье. Завершают поэму эпитафия Вийона самому себе и Баллада о прощении.
«Большое завещание» . Своеобразие тематики Вийон легко и органично усвоил важнейшие особенности средневековой лирики и прежде всего её тематику. Таковы мотивы "безжалостной красавицы", отвергающей "мученика любви", смерти, уравнивающей всех, и т. п. Традиционны образность Вийона, его изобразительные приемы, стихотворная техника. Новаторство Вийона - в той критической дистанции, которую поэт установил по отношению ко всей культурно-поэтической традиции зрелого средневековья. Он - поэт пародирующий. Его смех основан на разрушении канонов-штампов средневековой поэзии. Принцип поэзии Вийона – ироническая игра со всем общепринятым, раз и навсегда установленным. Указывая на первое, лежащее на поверхности значение слова, Вийон делает это затем, чтобы за ним немедленно открылось 2 -е, 3 -е, 4 -е, чтобы эти значения, перекрещиваясь и противореча другу, поколебали устойчивый порядок мира, его привычные смысловые связи.
«Большое завещание» . Мотивная структура Поэт изобразил историю с межевым камнем в озорном, бурлескном "романе" "Pet au Deable", до нас не дошедшем. Скорее всего, именно в период с 1451 по 1455 год Вийон стал захаживать в парижские таверны и притоны, свел знакомство со школярами, свернувшими на дурную дорожку. Впрочем, ничего конкретного о юности Вийона мы не знаем, а его поведение с точки зрения правосудия, вероятно, оставалось безупречным вплоть до того рокового дня 5 июня 1455 года, когда на него с ножом в руках напал некий священник по имени Филипп Сермуаз и Вийон, обороняясь, смертельно ранил противника. Причины ссоры неясны; можно лишь предположить, что Вийон не был ее зачинщиком и, оказавшись убийцей против собственной воли, угрызений совести не испытывал, тем более что и сам Сермуаз, как то явствует из официальных документов, перед смертью простил его. Вот почему преступник немедленно подал два прошения о помиловании, хотя и счел за благо на всякий случай скрыться из Парижа.
«Большое завещание» . Мотивная структура Помилование было получено в январе 1456 года, и Вийон вернулся в столицу, вернулся, впрочем, лишь затем, чтобы уже в декабре, незадолго до Рождества, совершить новое (теперь уже предумышленное) преступление - ограбление Наваррского коллежа, откуда вместе с тремя сообщниками он похитил пятьсот золотых экю, принадлежащих теологическому факультету. Преступление, в котором Вийон играл подсобную роль (он стоял на страже), было обнаружено лишь в марте 1457 года и еще позже - в мае - раскрыты имена его участников, однако Вийон не стал дожидаться расследования и сразу же после ограбления вновь бежал из Парижа, теперь уже надолго. Тогда-то, в конце 1456 года, и было написано прощальное "Малое завещание" ("Le Lais"), где предусмотрительно позаботившись об алиби, он изобразил дело так, будто в странствия его гонит неразделенная любовь.
Анализ стихотворения «Баллада о дамах былых времен» Комическую поэзию Средневековья мы будем называть "вывороченной поэзией", поскольку она строилась именно на принципе выворачивания наизнанку поэзии серьезной. Средневековая пародия не отстранялась и не освобождала от существующих культурных и поэтических ценностей, она доказывала их жизненность. Действительно, материал поэзии Вийона целиком и полностью принадлежит традиции. И это касается не только стихотворной и словесной техники (метрика, строфика, система рифм, акростихи, анаграммы и т. п. ).
Анализ стихотворения «Баллада о дамах былых времен» По своей тематике стихи Вийона также вполне традиционны: "колесо Фортуны", то возносящее, то сбрасывающее людей вниз, недолговечность женской красоты, смерть, сравнивающая всех, и т. п. Более того, Вийон не просто воспроизводит традиционные мотивы средневековой поэзии, но нередко ориентируется на совершенно конкретные образы, созданные его знаменитыми предшественниками.
Анализ стихотворения «Жалобы прекрасной оружейницы» «Жалобы Прекрасной Оружейницы» – одна из пародийных баллад Ф. Вийона. Исследователи склонны видеть за этим образом самого автора баллады, который неоднократно сожалел о прошедшей юности в своих произведениях. В данной балладе Вийон вновь обращается к теме телесности. Он описывает переход от молодости к старости с помощью потрясающих по реалистичности физиологических метафор. Старение для него – это не столько состояние души, сколько увядание тела. Баллада построена на ярком контрасте образов молодости и старости. Концепты «молодость» и «старость» в «Жалобах Прекрасной Оружейницы» выражены с помощью метафорических моделей «Старость – это увядание, молодость – это расцвет.
Анализ стихотворения «Двойная баллада о любви» Это типично пародийное произведение, в котором перечисляются персонажи античной и библейской мифологии, "поглупевшие" от страсти и поддавшиеся хитрости женщин: Соломон, в угоду своим женам склонившийся к чужим богам, обманутый Далилой Самсон , Сарданапал, якобы позволивший переодеть себя в женское платье, и т. д. Каждая строфа заканчивается ироническим рефреном: "Как счастлив тот, кто не влюблен!" И вдруг эта вереница принадлежащих легендарному прошлому персонажей размыкается, чтобы дать место двусмысленной фигуре самого Вийона, выскакивающего совершенно неожиданно, "как черт из коробочки": «Меня ж трепали как кудель, Зад превратили мне в котлету! Ах, Катерина де Воссель Со мной сыграла шутку эту»
Анализ стихотворения «Двойная баллада о любви» Действительно, фигура Вийона здесь в высшей степени двусмысленна. Поставленный в ряд с пародийными персонажами, "бедный Вийон" неизбежно сам начинает восприниматься как один из них, как карикатурная марионетка, как уже знакомый нам "образ Вийона". Но с другой стороны, упоминание совершенно конкретного имени Катерины де Воссель и намек на столь же конкретные обстоятельства инцидента не оставляют сомнений, что Вийон имеет в виду какой-то реальный случай из своей жизни, оставивший глубокий след в его душе. Действительный облик Вийона и его действительная судьба приоткрываются лишь на миг, чтобы тут же скрыться за условной маской "влюбленного школяра «, а в следующей, последней строфе баллады видим уже только маску: «Школяр, ужель Оставишь ты свою Жаннетту? Скорей в кипящую купель Нырнет, подставив грудь стилету. . . »
Место творчества Ф. Вийона в контексте европейской поэзии В истории литературы встречалось немало поэтов, порывавших, подобно Вийону, с современными им формами литературной экспрессии; но в отличие от Вийона делали они это чаще всего лишь затем, чтобы немедленно уложить свою личность в твердую и удобную раковину нового канона. Расцвет петраркизма в европейской лирике XIV - XVI вв. - хороший тому пример. Вийон же едва ли не уникален в том отношении, что, осмеяв всю лирику своей эпохи, он не создал для изображения собственной личности подходящей образной "скорлупы": его сокровенное "я" осталось совершенно оголенным и беззащитным. Вийон вовсе не стремится выставить на всеобщее обозрение эту наготу и эту беззащитность, он стыдится своей боли, своих обид и неудач; ему не хочется выглядеть в глазах окружающих ни слабым, ни несчастным. Его стихи более всего далеки от сознательной исповеди, ибо, чтобы вывернуть себя наизнанку перед чужими людьми, нужна либо большая самоуверенность (уверенность в значительности собственного "я"), либо наивное доверие к этим людям.
Место творчества Ф. Вийона в контексте европейской поэзии Ни того, ни другого у Вийона не было. Наоборот, он до крайности неуверен в себе, а от окружающих ждет не сочувствия, а одного только недоброжелательства и преследований. Он озабочен не тем, чтобы поэффектнее подать свое "я", искусно наложив на лицо грим, а тем, чтобы как можно тщательнее спрятать его, скрыть за спасительными личинами - единственной защитой, позволявшей Вийону ускользать от осуждающих и насмешливых взглядов, направленных на него со всех сторон. В этом смысле Вийон не только не предвосхищает тех лириков XIX - XX вв. , с которыми его так часто сравнивают, но является их прямой противоположностью. В отличие от них Вийон совершенно не знает рефлексии, не умеет всматриваться в себя, перебирать собственные переживания и наслаждаться страданиями, чтобы затем ласкать ими "чужие души"; короче, Вийону чужда всякая эстетизация своей личности, превращение ее в предмет рассматривания, любования или недовольства. Ни в каком смысле Вийон не "воспевает" себя. Он весь поглощен внешним миром и своими - нелегкими - отношениями с ним, но отнюдь не самосозерцанием.
Литература • 1. Косиков Г. «Франсуа Вийон» – М. , 1984. • 2. Мандельштам О. «Франсуа Виллон»