Скачать презентацию Франсуа-Мари Аруэ Вольтер -один из крупнейших французских Скачать презентацию Франсуа-Мари Аруэ Вольтер -один из крупнейших французских

Вольтер.ppt

  • Количество слайдов: 9

Франсуа-Мари Аруэ Вольтер Франсуа-Мари Аруэ Вольтер

-один из крупнейших французских философовпросветителей XVIII века: поэт, прозаик, сатирик, историк, пуб лицист, правозащитник. -один из крупнейших французских философовпросветителей XVIII века: поэт, прозаик, сатирик, историк, пуб лицист, правозащитник.

ФРАНСУА-МАРИ АРУЭ Мать Вольтера, Мари Маргерит Домар, была дочерью секретаря уголовного суда, а отец, ФРАНСУА-МАРИ АРУЭ Мать Вольтера, Мари Маргерит Домар, была дочерью секретаря уголовного суда, а отец, Франсуа Аруэ, - нотариусом и сборщиком налогов. Сам Вольтер не любил этого человека и его ремесло, а позднее (1744) предпочел объявить себя незаконным отпрыском некоего шевалье де Рошбрюна, нищего мушкетера и поэта, чем оставаться сыном преуспевающего буржуа.

Являясь сторонником сенсуализма английского философа Локка, учение которого он пропагандировал в своих «философских письмах» Являясь сторонником сенсуализма английского философа Локка, учение которого он пропагандировал в своих «философских письмах» , Вольтер был вместе с тем противником французской материалистической философии, в частности барона Гольбаха, против которого направлено его «Письмо Меммия к Цицерону» ; в вопросе о духе Вольтер колебался между отрицанием и утверждением бессмертия души, в вопросе о свободе воли — в нерешительности переходил от индетерминизма к детерминизму. Важнейшие философские статьи Вольтер печатал в «Энциклопедии» и затем издал отдельной книгой, сначала под заглавием «Карманный философский словарь» . В этом труде Вольтер проявил себя как борец против идеализма и религии, опираясь на научные достижения своего времени. .

Критика религии Неутомимый и беспощадный враг церкви и клерикалов, которых он преследовал аргументами логики Критика религии Неутомимый и беспощадный враг церкви и клерикалов, которых он преследовал аргументами логики и стрелами сарказма, писатель, чей лозунг гласил «écrasez l’infâme» , Вольтер обрушивался и на иудаизм, и на христианство, изъявляя впрочем своё уважение к личности Христа; с целью антицерковной пропаганды Вольтер издал «Завещание Жана Мелье» , священника-социалиста XVII века, не щадившего слов для развенчания клерикализма. Борясь словом и делом против господства и гнёта религиозных суеверий и предрассудков, против клерикального изуверства, Вольтер неустанно проповедовал идеи религиозной терпимости как в своих публицистических памфлетах, так и в своих художественных произведениях. В 1722 году Вольтер пишет антиклерикальную поэму «За и против» . В этой поэме он доказывает, что христианская религия, предписывающая любить милосердного Бога, на самом деле рисует Его жестоким тираном, «Которого мы должны ненавидеть» . Тем самым Вольтер провозглашает решительный разрыв с христианскими верованиями: В этом недостойном образе я не признаю Бога, Которого я должен чтить… Я не христианин…

Критика атеизма. Деизм Вольтера Борясь против церкви, духовенства и религий «откровения» , Вольтер был Критика атеизма. Деизм Вольтера Борясь против церкви, духовенства и религий «откровения» , Вольтер был вместе с тем врагом атеизма; походу на атеизм Вольтер посвятил специальный памфлет. Деист в духе английских буржуазных вольнодумцев XVIII века, Вольтер всевозможными аргументами старался доказать существование Божества, сотворившего вселенную, в дела которой однако не вмешивается, оперируя доказательствами: «космологическими» , «телеологическими» и «моральными» . Из всех подобных аргументов наиболее близким Вольтеру был однако не приводимый им, но за всеми приведёнными стыдливо скрываемый — «полицейский» , ибо без понятия божества «не может существовать ни одно общество» , эксплуатируемый низ восстанет против «образованного» верха — необходимо поэтому сохранить религию как моральную «узду» для народа, и «если бы Бога не было, его надо было бы выдумать» . Отрицая средневековый церковно-монашеский аскетизм во имя права человека на счастье, которое коренится в разумном эгоизме, долгое время разделяя оптимизм английской буржуазии XVIII века, преобразовавшей мир по своему образу и подобию и утверждавшей устами поэта Поупа: «Whatever is, is right» , Вольтер после землетрясения в Лиссабоне, разрушившего третью часть города, несколько снизил свой оптимизм, заявляя в поэме о лиссабонской катастрофе: «сейчас не всё хорошо, но всё будет хорошо» .

Социально-философские взгляды По социальным воззрениям Вольтер — сторонник неравенства. Общество должно делиться на «образованных Социально-философские взгляды По социальным воззрениям Вольтер — сторонник неравенства. Общество должно делиться на «образованных и богатых» и на тех, кто, «ничего не имея» , «обязан на них рабоцы. Фтать» или их «забавлять» . Трудящимся поэтому незачем давать образование: «если народ начнёт рассуждать, всё погибло» . Печатая «Завещание» Мелье, Вольтер выкинул всю его острую критику частной собственности, считая её «возмутительной» . Этим объясняется и отрицательное отношение Вольтера к Руссо, хотя в их взаимоотношениях и имелся налицо личный элемент.

Опираясь на философию Локка и естественнонаучные взгляды Ньютона, Вольтер в «Философских письмах» , «Трактате Опираясь на философию Локка и естественнонаучные взгляды Ньютона, Вольтер в «Философских письмах» , «Трактате о метафизике» , «Философском словаре» и др. сочинениях: близко подошёл к идее о вечности и несотворённости материи, её объективном существовании и вечном движении, склонялся к признанию детерминированности естественного и общественного явлений, исключал религиозное объяснение конкретных явлений природы. По Вольтеру, сознание является атрибутом материи и зависит от строения тела. Вместе с тем конечную причину движения, мышления и др. явлений он считал божественной. В философских и исторических трудах Вольтер отвергал провиденциализм, рассматривая историю не как проявление воли бога, а как творчество самих людей.

Цитаты Рай там, где я. Глаза дружбы редко ошибаются. Главное - ладить с самим Цитаты Рай там, где я. Глаза дружбы редко ошибаются. Главное - ладить с самим собой. Соперничество - пища для гения. Труд устраняет скуку, порок и нищету. Прекрасно только то, что естественно.