lecture6.ppt
- Количество слайдов: 14
Французское кино (1918 -1929) • 1. Техническая отсталость студий. Отсутствие искусственного освещения. Ограниченные пространства. • 2. Раздробленность национальной индустрии. – Производство – Распространение – Показ • 3. Связь кино и театра. – Поль Лафит – «Фильм д’ар» . «Убийства герцога де Гиза» (1908) • 4. Призрак из Бастилии. Тяга к социальному реализму. • 5. Париж – столица авангарда. - Авангардное кино как альтернатива коммерческому и нарративному. • 6. Развитие теории кинематографа • 7. Движение киноклубов
Популярные жанры • • • 1. Приключенческие сериалы. Луи Фейад (18731925). Студия «Гомон» . Сочетание реализма и причудливой авантюрной фабулы. – «Фантомас» (1913 -1914), «Вампиры» (1915), «Жюдекс» (1916) 2. Исторические и эпические сериалы и фильмы – «Три мушкетера» (1921) - Анри Диамант. Бергер (1895 -1972) – «Наполеон» (1927) – Абель Ганс (18891981). 3. Фантазии – Рене Клер (1898 -1981) – «Антракт» (1924), «Спящий Париж» (1925), «Воображаемое путешествие» (1925). 4. Комедии – – Макс Линдер (1883 -1985). Студия «Пате» – Рене Клер «Соломенная шляпка» . – Жак Фейдер (1888 -1948). Студия «Гомон» . «Орфографическая ошибка» (1919). 5. Социальная направленность и психологическая достоверность (+поэзия) – Жак Фейдер – «Кренкебиль» (1922), «Грибиш» (1926). «Новые господа» (1928) • 6. Экранизация литературных произведений – Жак Фейдер – «Кренкебиль» (1922) (по А. Франсу)
Течения во французском кино • • • 1. Первый (после «Эльдорадо» (1921) Марселя Л‘Эрбьеи второй (после 1924 года - «Механический балет» Фернанда Леже) авангард. http: //www. youtube. com/watch? v=9 Sgsqm. QJAq 0&feature=related) http: //www. youtube. com/watch? v=t. EBCJj. QKoh 0&feature=related • 2. Импрессионисты (Анри Ланглуа (1914 -1977) и сюрреалисты. • • 3. Классификация Сергея Комарова: Дадаисты – Франсис Пикабиа, Тристан Тцара, Анри Шометт. Алогичное искусство, бессвязное и наивное, как творчество детей. Фернан Леже – кино - гигантский микроскоп для вещей. Последователи дадаистов и конструктивистов –Ман Рей. Представители реалистических тенденций – Жан Ренуар, Альберто Кавальканти, Дмитрий Кирсанов, Жан Виго. • • 4. Альберто Кавальканти выделяет: Импрессионистическое направление – Жермен Дюлак, Альберто Кавальканти, Жан Ренуар, Дмитрий Кирсанов. Экстремистское направление – чистое кино –Фернан Леже, Франсис Пикабиа, Рене Клер ( «Антракт» ). http: //www. youtube. com/watch? v=6 x 7 MXbe. E 8 Nc http: //www. youtube. com/watch? v=u 696 Yo. Hd 4 ew Сюрреализм – Луис Бунюэль, Ман Рей.
Рождение теории кино Риччотто Канудо (1879 -1923). «Манифест семи искусств» (1911) Эмиль Вюйермоз (1878 -1960) говорил о родстве (или даже единстве) кино и музыки, о необходимости будущие звуковые картины строить по принципу контрапункта изображения и звука. Рене Клер (1898 -1981) Авторы первых фильмов в 1900 году не ошибались. Ошибка родилась в 1908 году с первыми театральными переложениями. «Художественный фильм“ был ошибкой… Было бы интересно возродить традицию 1900 года… Тот, кто уверяет, что кино убьет театр, не знает природы этих двух искусств… Тот, кто их сближает, не знает ни того ни другого. Все то, что театр заимствует у фильма, и то, что фильм заимствует у театра, мешает каждому из них идти своим путем… Фернан Леже (1881 -1955) «Я надеюсь, что в будущем кинематограф найдет собственные средства выражения. Пока он будет питаться литературой или театром, он ничего не будет стоить» . Леон Муссинак (1890 -1964) Кино «будет народным искусством или не будет существовать вовсе» . Кино как школа формирования общественных сил. «Смонтировать фильм – это значит придать ему определенный ритм» . Заимствует идеи из книги Рене Дюмениля «Музыкальный ритм» . Ритм воздействует сильнее, чем форма произведения.
Луи Деллюк (1890 -1924) • Статьи о кино (с 1917). • Сценарии: «Испанский праздник» Жермен Дюлак • Фильмы: «Молчание» (1920), «Черный дым» (1920). «Молчание» – фильм без единого слова (в этом же году немецкий фильм «Осколки» - по сценарию Майера), «Лихорадка» (1921), «Женщина ниоткуда» (1922) – лучший фильм. Внутренний монолог в немом фильме. • Разрабатывал теорию Риччото Канудо о фотогеничности. • «Фотогения» (1920).
Приемы, характерные для импрессионизма • • Выражение внутреннего мира художника. Главное –эмоции. Фиксировали мечты, фантазии, психологическое состояние героев (Марсель Л’Эрбье «Эльдорадо» (1920). Подвижность кадра (Любили машины, карусели, поезда, образ воды). Часто встречаются видения, сны, воспоминания, точка зрения. Все это – работа камеры. Часто использовали оптические трюки – – – – • • • а. Двойное наложение - память. б. Фильтр – субъективность, обычно без съемки с точки зрения. в. Кривое зеркало – пьянство. г. Уход фокуса. д. Рамка внутри кадра. е. Рапидная съемка. ж. Триптих Аблея Ганса. Разделение экрана. 1924 - быстрый монтаж. Абель Ганс «Колесо» . Эпштейн «Верное сердце» (1923). В области мизансцен у них меньше открытий. 6. Они думали об освещении объектов, чтобы обнаружить фотогению объектов. 7. Фотоэффекты – снимали через прозрачные плоскости. Занавеси «Кин» - наследие Бауэра. Даже через лед – Марсель Л’ Эрбье в «Деньги» . 8. Модернистские декорации или натура. Приглашали известных архитекторов как дизайнеров (Протазанов «Аэлита» ). Меерзон. 9. Они использовали причинно-следственные связи, но вызванные психологическими чертами характеров героев.
Жан Эпштейн (1897 -1953) • • Изменение реальности при переходе ее на кинопленку. Выразительность вещи на экране Три момента теории: – – – крупный план –изолятор времени и пространства, который приводит к качественному изменению самого предмета, движение (с особым акцентом на рапид), отсутствие внутренней сбалансированности изображения, которое вместе с динамикой является главным противоядием ненавистной Эпштейну статики. • Главный его интерес – кинематографическое время. Связал понятие фотогении с движением. Влияние теории относительности Альберта Эйнштейна. • • 1923 – «Верное сердце» http: //www. youtube. com/watch? v=9 kbo. Fmy. Qnl 4 • Александр Каменка, дает ему возможность снять на студии «Альбатрос» – – – 1924 - «Лев Моголов» , «Афиша» , «Двойная любовь» , 1926 - «Приключения Робера Макера» . • С 1926 года он сам финансирует свои фильмы. • – «Трехстворчатое зеркало» - «Падение дома Эшеров» , 1928 • Книги: – – – 1935 – «Фотогения невесомого» . 1946 - «Разум машины» . 1947 - «Кино дьявола»
Жан Эпштейн (1897 -1953) • «Кино мне напоминает сиамских близнецов, сросшихся животом, то есть объединенных низшими жизненными потребностями, но с разными сердцами, то есть разъединенных в их высших эмоциональных потребностях. Первый из этих братьев — киноискусство, второй — кинопромышленность. Требуется хирург, который бы разделил двух братьев-врагов… • «Литература прежде всего должна быть литературной; театр — театральным; живопись — живописной; , а кино — кинематографическим…» • Кино — это самое могучее средство поэзии… • «Я стану называть фотогеничным любой облик вещи, существ и душ, нравственное значение которого возрастает с помощью кинематографического воплощения. И любой облик, не поддающийся усилению через кинематографическое воспроизведение, не фотогеничен, не принадлежит области киноискусства» . •
Абель Ганс (1889 -1981). • • • • В 1915 начал работать в фирме «Фильм д’ар» . 1915 - «Безумие Доктора Тюба» - Искажающие зеркала. http: //www. youtube. com/watch? v=OUQCsv-Ajqc Боролся с продюсерами, которые боялись крупных планов. Чувства вместо действий. 1918 - «Я обвиняю» ( «Рождение нации» ) 1922 – «Колесе» . Крушение поезда. Прием «ускоренного монтажа» . Музыкальное сопровождение – манифест музыкального «техницизма» «Пасифик 231» Артура Онеггера. Ритмический монтаж – сравнение кинематографа и музыки. Кокто: «Есть кино до «Колеса» и после, как есть живопись до Пикассо и после» . Оператор Леонсе-Анри Бурель (1892 -1977) - работал с Ренуаром и Робером Брессоном. «Наполеон» (1924 -1927) – Наполеон - Альберт Дьюдонне. – Марат – Арто. Энциклопедия киноэффектов. Тройной экран – полив’идение. Кинематографический симфонизм. Производитель камер Дебрие - специальная ручная камера. «Конец мира» - картина будущего, о великих религиях и пророках. Герои аллегории – Мечта, Женщина, Капитал.
Марсель Л’Эрбье (1888 (1890)-1979 • • Создатель и руководитель ИДЕК (Высшей киношколы). Сторонники более традиционного кино критиковали Л’Эрбье за эксперименты с ритмом и движением. Различные варианты смены одного кадра другим – открыть ирисовую диафрагму медленным способом, использовать виньетку, словно это рамка для картины. Размыть образ – передать состояние таким способом. – 1921 - «Эльдорадо» (1921) – 1922 - «Дон Жуан и Фауст» - кубизм. Помещал перед объективом ледяные пластинки, чтобы получить деформации изображений. – 1925 - «Покойный Маттиас Паскаль» - Луиджи Пиранделло, – 1927 - «Деньги» - Эмиль Золя. ( «Синероман» ) (Autour de l’Argent) • Л’Эрбье заботился о том, чтобы его фильмы показывались наилучшим образом, то он сопровождал их «ритмической пометкой» , указывавшей, что такой-то эпизод должен проецироваться со скоростью 14 кадров в секунду (замедленно), а другой – 20 кадров в секунду (ускоренно).
Жермен Дюлак (1882 -1942) • «Испанский праздник» (1920) по Луи Деллюку. • «Я пришла к заключению, что свет, точка зрения киноаппарата, монтаж являются гораздо более важными элементами, чем работа над построением сцены с учетом лишь законов драматургии» . • «Музыка для глаз» . • «Улыбающаяся мадам Беде» (1923) (Мурнау в «Последний человек» (1924). • http: //www. youtube. com/watch? v=4 d. Fgi. M 2 yae. E&feature=related • «Раковина и священник» (1927) – сценарий Антонена Арто.
Карл-Теодор Дрейер (1889 -1968) «Дрейер вне и выше всякий теорий» Жан Ренуар • искусство как религия. • 1928 - «Страсти Жанны Д’Арк» (1928), как 24 часа жизни Анны – Мария Фальконетти (1892 -1946). Новая пан-хроматическая пленка – с малой контрастностью. • Герман Ворм - художником «Страстей Жанны» и «Кабинета доктора Калигари» .
Сюрреализм • • • 1924 -1929. Иногда называют вторым авангардом. Вне киноиндустрии. Частное производство. Показ узкому кругу. Фрейд. Регистрация подсознательного. Ассоциации, сновидения. Автоматическое письмо и рисование. Чистое кино. Отрванное от нарратива. Отрицали наличие причино-следственных связей. Провоцируют зрителя искать нарративную логику, которой нет. Бунюэль (1890 -1983) «Андалусский пес» (1929), «Золотой век» (1930) Сексуальные желания, жестокость. Мизансцена создается под влиянием сюрреалистической живописи. Наплывы, наложения. В конце 1929 Бретон вошел во французскую компартию, спорили о том являетсяли коммунизм политическим эквивалентом сюрреализма.
Ненарративный авангард. • Мэн Рэй (1890 -1976) «Эмак Бакия» (1927) – американских фотограф, живший в париже. «Возвращение к разуму» (1923). • Фернан Леже и Дадли Мерфи «Механический балет» - предметы, газетные заголовки – в ритмическом балете пластических форм. http: //www. youtube. com/watch? v=9 Sgsqm. QJAq 0&feature=relate d • Рене Клер «Антракт» (1924) – музыка Эрика Сати. Работал с дадаистами: Пикабиа, Дюшампом, Мен Рей. . http: //www. youtube. com/watch? v=6 x 7 MXbe. E 8 Nc • http: //www. youtube. com/watch? v=u 696 Yo. Hd 4 ew • Разрушать последовательность, ассоциативный ряд по принципу графического сходства.