Французский классицизм XVII века.ppt
- Количество слайдов: 39
Французский классицизм XVII века Эпоха 2. Искусство. Специфика классицизма 3. Архитектура 4. Скульптура 5. Живопись 1.
Франция XVII века Ø Время формирования единого французского государства, французской нации Ø Правление Генриха IV, затем кардинала Ришелье привели к возникновению централизованной монархии. Ø Во 2 половине столетия Франция самая могущественная абсолютистская держава в Европе. Ø Правление Людовика XIV – апофеоз абсолютизма и золотой век французской культуры. Ø Королевской власти подчинялась даже религиозная жизнь. Ø Сложилось новое философское направление – рационализм, признающее приоритет разума в познании истины.
Искусство Франции в XVII веке Ø Ø Ø Складывается французская национальная школа в изобразительном искусстве. Продолжение традиции французского Возрождения с его классическим пониманием формы, строгой логикой, рационализмом, развитым чувством изящного. В эпоху «короля-солнца» происходит регламентация и контроль над всеми видами художественной жизни. В 1648 г. основана Академия живописи и скульптуры. В 1671 – Академия архитектуры. Ведущим стилем всего искусства становится классицизм.
Классицизм: идеи Ø Ø Ø Ø Ø «Классицизм» - от лат. «образцовый» , «основанный на классике» . Красота существует объективно и ее законы можно постигнуть при помощи разума. Конечная цель искусства – преобразование мира и человека согласно этим законам и воплощение идеала в реальной жизни. Основа теории – рационализм Декарта. Предметом искусства может быть только прекрасное и возвышенное. Этически и эстетическим идеалом служила античность. Основными становятся тема гражданского долга, победы общественного начала над личным. Система художественного образования строилась на изучении античности и искусства Возрождения. Процесс творчества виделся прежде всего в соблюдении правил, установленных при изучении древних памятников.
Классицизм: принципы Никола Буало – теоретик классицизма, в своем стихотворном трактате «Поэтическое искусство» обобщил идеи и выдвинул три основных принципа классицистского искусства: - Натурализм (искусство есть подражание облагороженной разумом природе); - Рационализм (художник обязан руководствоваться разумом, а не страстями); - Классика (художник должен изучать древних авторов и подражать им). Буало разработал систему жанров, разделив их на высокие и низкие.
Классицизм: развитие Ø Ø Ø В классицизме 1 половины XVII века доминировала живопись, центральное место занял образ разумного и мужественного человека, наделенного сознанием общественного долга. Во 2 половине столетия классицизм был официально признан великим стилем, охватившим все виды искусства. Живопись и скульптура приобрели декоративный характер и подчинились архитектуре. Вторая волна классицистского искусства приходится на вторую половину XVIII века – неоклассицизм.
Архитектура Ø Ø Ø Ø Крепости и замки заменили дворцы и парки, регулярная система улиц и площадей. Главную роль играет архитектоника здания. Горизонталь преобладает над вертикалью. Композиционно выделяется ось симметрии. Фасады имеют трехчастное деление с укрупненным центральным и двумя меньшими боковыми ризалитами. Фасады украшаются ордерным декором, пилястрами, капителями, карнизами. Преобладают четкие геометрические формы. Популярны были центрические планы (равноценность восприятия со всех сторон).
Восточный фасад Лувра Ø 1667 -1673 гг. Ø Архитектор Клод Перро Ø Характерная для классицистской архитектуры трехчастная композиция (массивный цоколь, колоннада, высокий антаблемент) Ø Рациональная простота античного ордера Ø Математически выверенное равновесие масс Ø Статика, покой, величие
Собор Дома инвалидов Ø 1680 -1706 гг. Ø Париж Ø Архитектор Ж. Ардуэн-Мансар Ø Построен по приказу Людовика XIV для престарелых солдат Ø Пирамидальная композиция Ø Ярусность Ø Купол – одна из городских доминант Ø Величественный холодный, тяжеловесный
Версаль Ø Парадная резиденция французских королей в 18 км. от Парижа Ø Над проектом работали: архитекторы Луи Лево, Жюль Ардуэн-Мансар, художникидекораторы Андре Ленотр (сады и парк), Шарль Лебрен (интерьеры), скульпторы Франсуа Жирардон, Антуан Куазевокс Ø Ø Ø
Версаль Большой дворец Парковый фасад, арх-ры Л. Лево и Ж. Ардуэн-Мансар
Версаль Большой дворец Открытый в парк П-образный фасад – распространенная форма дворца в классицизме
Версаль Большой дворец Классицистская ясность, спокойный ритм и строгая симметрия Барочная декоративность
Версаль интерьеры «Зеркальная галерея»
Версаль интерьеры
Версальский парк Спроектирован А. Ленотром
Вандомская площадь в Париже, арх. Ж. Ардуэн-Мансар, 1685 -1701
Скульптура Для классицистской скульптуры характерны: Ø Четкая разграниченность планов; Ø Расчет на восприятие с одной точки зрения; Ø Обтекаемость четко выраженных форм; Ø Движение не нарушает пластической замкнутости фигур; Ø Монументальная и героическая патетика; Ø Герои античной мифологии и истории; Ø Аллегорические портреты знатных современников; Ø Влияние барокко в стремлении к эффектным и выразительным решениям.
Франсуа Жирардон (1628 -1715) Ø Ø Ø Французский скульптор эпохи классицизма Учился в Риме у Л. Бернини Значительную часть жизни посвятил оформлению Версальского парка совместно с Ш. Лебреном и А. Ленотром Все его произведения великолепны по технике и сочетают черты барокко и классицизма Принципиальное отличие от барокко – особое внимание красивой композиции фигур. Ритм движений его персонажей соединяет их в ясные, продуманные ансамбли, эффектно смотрящиеся с любой точки обзора
Франсуа Жирардон «Аполлон и нимфы»
Франсуа Жирардон Надгробие кардинала Ришелье
Антуан Куазевокс (1640 -1720) Ø Ø Ø Французский скульптор эпохи классицизма Много работал в Версале, оформляя Зал Войны и Зеркальную галерею Ему принадлежит большой рельеф в Зале Войны «Переход Людовика XIV через Рейн» Мастер скульптурного портрета Точные, психологически тонкие характеристики героев усиливаются приемами барокко – неожиданными позами, свободными движениями, пышными одеяниями
Антуан Куазевокс Бюст Людовика XIV Портрет принца Конде
Пьер Пюже (1620 -1694) Наиболее талантливый скульптор эпохи классицизма Ø На его творчестве сказалось влияние Л. Бернини и классицистского театра Ø Работал в частности для Версаля Ø Гармоничные композиции при драматизме сюжета Ø
Пьер Пюже Рельеф «Александр Македонский и Диоген» (1692). Фрагменты
Живопись Теоретические основы классицистской живописи были впервые сформулированы Никола Пуссеном: Ø Содержание и сюжет должны быть величественными и прекрасными. Ø Самый высокий жанр живописи – историческая картина Ø Природа должна представать в облагороженном разумном виде Ø Мера, порядок, композиционная уравновешенность. Ø Плавный и четкий линейный ритм, статуарная пластика. Ø Колорит построен на созвучии сильных, глубоких тонов. Ø Основные средства выразительности – линия, рисунок, светотень, локальные цвета. Ø Обязательно четкое деление на планы.
Никола Пуссен (1594 -1665) Ø Ø Ø Пуссен. Автопортрет Выдающийся французский живописец, наиболее полно воплотивший идеалы классицизма. Учился и работал в Риме. Образцами для него были художники венецианской школы. Темы полотен – мифология (античная и библейская), история Древнего Рима. Герои – сильные волевые личности, совершающие величественные поступки, исполненные чувства долга. Композиции упорядочены, алгебраически выверены.
Никола Пуссен «Танкред и Эрминия» (1629 -30)
Никола Пуссен «Царство Флоры» (1632)
Никола Пуссен «Вдохновение поэта» (1635 -38)
Никола Пуссен «Аркадские пастухи» (1650)
Никола Пуссен «Пейзаж с Полифемом» (1648)
Клод Лоррен (1600 -1682) Ø Ø Ø Клод Лоррен Выдающийся мастер классицистского пейзажа Родоначальник лирического направления в пейзаже. Младший современник Пуссена. Пейзаж Лоррена включает в себя обычно мотивы моря, античных руин, больших групп деревьев. Фигурки людей обычно располагаются на переднем плане. Сложные идеализированные композиции, в которых нет места случайностям и натурным мотивам.
Клод Лоррен «Сельский пейзаж с видом замка Гандальфо» (1639)
Клод Лоррен «Моисей, спасенный из Нила» (1637 -39)
Клод Лоррен «Суд Париса»
Клод Лоррен «Полдень со сценой отдыха по пути в Египет» (1651)
Клод Лоррен «Порт Трамонто» (1639)
Клод Лоррен «Отплытие святой Павлы» (1639)