Скачать презентацию ФОТОРЕАЛИЗМ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ИСКУССТВЕ.  Гиперреализм (англ. hyperrealism) Скачать презентацию ФОТОРЕАЛИЗМ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ИСКУССТВЕ. Гиперреализм (англ. hyperrealism)

Фотореализм в отечественном искусстве.ppt

  • Количество слайдов: 53

ФОТОРЕАЛИЗМ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ИСКУССТВЕ. ФОТОРЕАЛИЗМ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ИСКУССТВЕ.

Гиперреализм (англ. hyperrealism) – направление в живописи и скульптуре, возникшее в США и ставшее Гиперреализм (англ. hyperrealism) – направление в живописи и скульптуре, возникшее в США и ставшее событием в мировом изобразительном искусстве 70 -х годов XX в. Другое название гиперреализма – фотореализм. Первые гиперреалистские работы появились во второй половине 1960 -х годов как реакция на концептуализм, художники использовали принципы натурализма и прагматизма. Термин «фотореализм» был введен в обиход историком искусства, арт-дилером и коллекционером фотореалистической живописи Луисом К. Мейселом в 1969 году для определения одного из типом реалистического искусства. Ричард Эстес

Гиперреализм предполагает максимально точное, фотографическое и одновременно бесстрастное воспроизведение действительности. Для гиперреализма характерно отсутствие Гиперреализм предполагает максимально точное, фотографическое и одновременно бесстрастное воспроизведение действительности. Для гиперреализма характерно отсутствие авторских эмоций. Его цель – показать повседневную жизнь максимально детально и реалистично, обострить зрительское восприятие обыденности, таким образом, он скорее создаёт не реальность, а иллюзию реальности, но в отличие от сюрреализма изображаемое им может существовать в действительности. Художники этого направления имитировали фото живописными средствами на холсте. Они изображали мир современного города: витрины магазинов и ресторанов, станции метро и светофоры, жилые здания и прохожих на улицах. При этом особое внимание обращалось на блестящие, отражающие свет поверхности: стекло, пластик, полировку автомобилей и др. Игра отражений на таких поверхностях создает Впечатление взаимопроникновения пространств.

Целью гиперреалистов было изобразить мир не просто достоверно, а сверхпохоже, сверхреально. Для этого они Целью гиперреалистов было изобразить мир не просто достоверно, а сверхпохоже, сверхреально. Для этого они использовали механические способы копирования фотографий и увеличения их до размеров большого полотна (диапроекцию и масштабную сетку). Краску, как правило, распыляли аэрографом, чтобы сохранить все особенности фотоизображения, исключить проявление индивидуального почерка художника.

Уилл Коттон-американский живописец, работающий в жанре гиперреализма. Творчество художника Уилла Коттона является достаточно своеобразным. Уилл Коттон-американский живописец, работающий в жанре гиперреализма. Творчество художника Уилла Коттона является достаточно своеобразным. Используемые предметы в его творчестве - кремы, торты и обнаженные женщины, зачастую в комбинации. Пейзажные работы - зимние ландшафты и пышные дома, изготовленные из вафель, крема и безе.

Рафаэлла Спенс- английский художник. Впечатленная видами сельской умбрийской местности, молодая Рафаэлла Спенс решила обратиться Рафаэлла Спенс- английский художник. Впечатленная видами сельской умбрийской местности, молодая Рафаэлла Спенс решила обратиться к созданию гиперреалистических фотореалистических пейзажей.

Гай Джонсон - американский художник. С конца 60 -х интересовался новым стилем живописи - Гай Джонсон - американский художник. С конца 60 -х интересовался новым стилем живописи - фотореализмом. Является одним из основателей фотореализма, ярким представителем гиперреализма и поп-арта.

Фотореализм в России получил развитие именно в последнюю четверть XX в. Важно отметить, что Фотореализм в России получил развитие именно в последнюю четверть XX в. Важно отметить, что и сейчас художники-фотореалисты продолжают активно работать и выставляться. Отечественный вариант интернационального стиля конца 1960 -х — начала 1990 -х годов. ЭРИК БУЛАТОВ Разрез. 1965– 1966 АНДРЕЙ ВОЛКОВ На пограничном корабле. 1977

Гиперреализм, фотореализм, острофокусный реализм — всё это названия международного художественного течения, формировавшегося одновременно в Гиперреализм, фотореализм, острофокусный реализм — всё это названия международного художественного течения, формировавшегося одновременно в США, Европе и СССР. Можно сказать, что в контексте событий 1970– 80 -х оно утвердилось как стиль холодной войны, поскольку, хотя она и началась гораздо раньше, «шестидесятники» переживали и залечивали травмы Второй мировой. РЕЙН ТАММИК Мальчик с хоккейной клюшкой и шлемом. 1978– 1979 СЕРГЕЙ ОВСЕПЯН На фотовыставке. 1980 Холст, масло.

Острый, актуальный и модный стиль объединил самых ярких художников своего времени. В начале 1970 Острый, актуальный и модный стиль объединил самых ярких художников своего времени. В начале 1970 -х ведущими проводниками гиперреализма в СССР были эстонские живописцы, искусство которых не зависело от деления на «официальное» и «неофициальное» . В дальнейшем центры нового течения появились в нескольких союзных республиках. АНДРЕЙ ВОЛКОВ Операция. 1980 Холст, масло. 120 × 100 АЛЕКСАНДР ПЕТРОВ Казанский вокзал. 1981

Художники-гиперреалисты разрушали традиционную оппозицию реальности и иллюзии. Применяя фотопроекцию и работая со слайдами, они Художники-гиперреалисты разрушали традиционную оппозицию реальности и иллюзии. Применяя фотопроекцию и работая со слайдами, они сверхнатуралистически воспроизводили объект, в результате чего произведение становилось как бы сфотографированным изображением или изображенной фотографией. Гиперреализм создает нечто существующее над реализмом, представляет статичную оболочку действительности, как в сюрреализме. ГЕОРГИЙ КИЧИГИН Мастерская. Центральная часть. 1982 СЕРГЕЙ БАЗИЛЕВ Тир ДОСААФ. 1983

В советской традиции гиперреализма темой картин зачастую становились заведомо «скучные» , бытовые мотивы. Благодаря В советской традиции гиперреализма темой картин зачастую становились заведомо «скучные» , бытовые мотивы. Благодаря отстраненности в фиксировании предметов художники достигают «сверхобъективности» изображения, а искусство перестает давать оценку той реальности, которую создает. СЕРГЕЙ ГЕТА Автопортрет на фоне картины. 1984 СЕРГЕЙ ШЕРСТЮК Отец и я. 1984

ЯАН ЭЛЬКЕН Научная экспедиция на Балтийском море. 1984 СЕМЁН ФАЙБИСОВИЧ Отражения. В соседнем вагоне. ЯАН ЭЛЬКЕН Научная экспедиция на Балтийском море. 1984 СЕМЁН ФАЙБИСОВИЧ Отражения. В соседнем вагоне. Из цикла «Московский метрополитен» . 1985

Гиперреализм появился как жанр живописи сравнительно недавно – в середине ХХ века. С тех Гиперреализм появился как жанр живописи сравнительно недавно – в середине ХХ века. С тех пор техника значительно усовершенствовалась и достигла практически идеала, сделав данное направление чрезвычайно популярным и известным повсеместно. Наиболее значительные выставки состоялись в 1980 -е годы. Вначале это были эстонские "документалисты", затем в этом направлении начинает двигаться Москва, а в 1980 -е годы многие регионы СССР: В Ленинграде- Н. Мокина, М. Берзинг, в Литве - И. Пекур, в Латвии- М. Полис, в Армении- С. Овсепян, в Узбекистане- К. Титов, М. Тохтаев, в Сибири- Г. Кичигин (Омск), Н. Белянов (Омск), М. Омбыш-Кузнецов (Новосибирск), на Украине - З. Фролова, в Белоруссии-М. Селещук.

Фотография в работах фотореалистов выступала как доказательство абсолютной реальности события или объекта. Она утверждала Фотография в работах фотореалистов выступала как доказательство абсолютной реальности события или объекта. Она утверждала объективность существования изображаемого художником мира. По замыслу фотореалистов единственное, что должно отличать картину от исходного фото, – это большой формат. Эта огромность размера живописных фотокартин вызывала у зрителя чувство абсурдности, скрытого смысла и подтекста в изображении. Слайд или фотография, репродуцированные живописными средствами, приобретали не только новую форму, но и новое значение. Семен Файбислевич, «Метро» , 1985 г.

Художники-фотореалисты использовали различные фотографические приемы, с помощью которых активизировалось внимание зрителя. Один из них Художники-фотореалисты использовали различные фотографические приемы, с помощью которых активизировалось внимание зрителя. Один из них – крупномасштабностъ. Лицо героя в и картине Т. Кичигина «Портрет С. Шерстюка» разрастается на весь экран, и это придает особое напряжение при общении зрителя с изображением. Герой присутствует на картине сразу в двух ипостасях – иллюзорной (проекция слайда на экран) и как бы «живой» , на фоне своего портрета, ослепленный светом проектора (но и это тоже иллюзия, ибо мы осознаем, в конечном счете, что и тот, и другой портрет героя сделаны живописцем, а не фотографом). В этой-то парадоксальности и заложена образная концепция автора. С помощью фотографических форм художник обращается к вечной теме в искусстве: человек и портрет, лицо и образ. В картине «живой» человек выглядит более непроницаемым и закрытым для зрителя (лицо ослеплено светом проектора), чем его изображение на экране, где он предстает более живым и одухотворенным, ибо это фотографическое изображение, доверие к которому заложено уже от природы, как Т. Кичигин, «Портрет С. Шерстюка» , 1983 г. аксиома.

В картинах фотореалистов нередко применялись и такие фотографические приемы как расфокусировка, «смазка» , ракурс, В картинах фотореалистов нередко применялись и такие фотографические приемы как расфокусировка, «смазка» , ракурс, фрагментарное «кадрирование» части изображения. Художник Александр Дейнека открыто и плодотворно использовал фотографическое видение в своих картинах. А однажды и просто «позаимствовал» мотив фотографии Бориса Игнатовича «Под душем» Александр Дейнека, «В душе» , 1936 г. Борис Игнатович, «Под душем» , 1935 г.

Беря «на вооружение» технические приемы друга, фотографыпикториалисты и художники-фотореалисты обогащали и обновляли художественный язык Беря «на вооружение» технические приемы друга, фотографыпикториалисты и художники-фотореалисты обогащали и обновляли художественный язык собственного искусства, давая свежий импульс образному мышлению. Маятник творческих исканий в искусстве постоянно курсирует между двумя крайними положениями – «реализмом» и «живописностью» . В «пикториальной» фотографии и в живописном «фотореализме» это проявилось как стремление художников расширить границы восприятия собственного искусства. *Пикториализм (от лат. – писанный красками) – «картинность» , «живописность» . Составные фотообраза: 1. Точность жизненного наблюдения. 2. Лаконизм изобразительного ряда. 3. Соответствие изобразительного (свето-теневого или цветового) решения эмоциональному восприятию изображения. 4. Наличие авторской позиции, которая в фотографии выражается, во-первых, в выборе объекта или субъекта съемки, и, вовторых, в точке зрения, с какой этот объект или явление показывается.

Техническое совершенство, т. е. использование технических средств, которые наиболее полно соответствуют замыслу автора. Анри Техническое совершенство, т. е. использование технических средств, которые наиболее полно соответствуют замыслу автора. Анри Картье-Брессон, выдающийся французский фотограф, как-то сказал, что фотографы делятся на две категории: одни придумывают фотографию, а другие наблюдают жизнь. Рождение фотообраза также идет двумя путями. Обобщение через конкретное, «монтажная» реальность – оба эти пути равновелики и возможны. Главное, что их объединяет, – присутствие в обоих фотообразности. Елена Скибицкая, из серии «Балет»

Главный итог– утверждение, что фотообраз невозможно втиснуть в какую-либо понятийную, умозрительную или словесную формулу, Главный итог– утверждение, что фотообраз невозможно втиснуть в какую-либо понятийную, умозрительную или словесную формулу, которую можно было бы использовать при создании фотопроизведения. Ибо это категория уникальная и неповторимая, но всякий раз новая и волнующая. Галина Серебрякова, «Снежинки» , 1923 г.

Александра Устинова, «Светофор» Александр Петров, «Светофор» , 1991 г. Александра Устинова, «Светофор» Александр Петров, «Светофор» , 1991 г.

Андрей Васильев, из цикла «Натюрморты» Андрей Васильев, из цикла «Натюрморты»

Московские художники стремились усилить эффект неожиданности взгляда на реальную сегодняшнюю жизнь города, используя фотографические Московские художники стремились усилить эффект неожиданности взгляда на реальную сегодняшнюю жизнь города, используя фотографические средства. Искусство Александра Петрова можно назвать фотореалистичным. Но, в конце концов, так ли важно, как воплощается суть жизненного явления: иллюзорно или посредством экспериментов внутри световоздушной среды. Кажется, что в изображении художник не выделяет главное и, в то же, время оно есть. Башня –типичное железнодорожное сооружение, аналитическое обозрение которого проводится художником подчеркнуто объективно. Такой прием намеренно лишает пейзаж поэзии. Но, он же открывает нечто другое – скрытое значение неброских предметов, обусловливающих жизнь человека, которые рассматриваются не в общем, а в отвлеченном от связи с окружающим миром, виде. Мир этот оказывается весьма ограниченным ( «Весна» , «Башня» и т. д. ). Но, обращаясь к узкому кругу предметов, художник утверждает их значение, их важность в реальной жизни человека.

Казанский вокзал. 1981 У железнодорожной станции. 1981 Казанский вокзал. 1981 У железнодорожной станции. 1981

Евгения Амаспюра называют «первым гиперреалистом Москвы» . Настолько мастерски отражена реальность в рисунках и Евгения Амаспюра называют «первым гиперреалистом Москвы» . Настолько мастерски отражена реальность в рисунках и картинах художника, что кажется порой, самого автора забавляет эта игра — почти фотографическое отражение мира. Но сюжеты Амаспюра всегда полны размышлениями о жизни и смерти, о взаимоотношениях с миром и людьми, о противоречиях души, о противостоянии личности и социума. Реалистичность изображения еще более подчеркивает значительность сюжета, придает волнующую осязаемость настроения и мыслей, нашедших воплощение в картинах художника. Произведения Евгения Амаспюра находятся в Свердловском художественном музее России, в музейных коллекциях США, частных коллекциях Франции, Италии, Германии.

 «Десятый раз подряд» холст, масло 1980 г. «Сердитый натюрморт длинной в метр» холст, «Десятый раз подряд» холст, масло 1980 г. «Сердитый натюрморт длинной в метр» холст, масло 1995 г.

 «Осторожно дети» холст, масло 1979 г. «Черный куб» рисунок «Осторожно дети» холст, масло 1979 г. «Черный куб» рисунок

Ольга Гречина, Сергей Базилев, Сергей Шерстюк использовали методы фотореализма для создания серий и драматических Ольга Гречина, Сергей Базилев, Сергей Шерстюк использовали методы фотореализма для создания серий и драматических композиций с признаками документальной точности Ольга Гречина Живописный стиль её работ становится естественной составляющей направления, получившего название «фотореализм» . Динамичность, сложность сопоставлений фигур и предметов, сдвиг планов, отличают композиционные построения многих её картин. Дерзкая необычность её живописных решений рождает цепь ассоциаций, как бы приглашающих к разгадке смыслов изображённого. В последние годы Гречина, признанный мэтр фотореализма, отказывается от «многословного» пластического высказывания и обращается к миру простых вещей. Но их преувеличенные размеры, форсированный цвет отсылают зрителя к первозданным и естественным гуманистическим ценностям.

Творческая деятельность О. Н. Гречиной является значительным явлением современной художественной жизни, наполнена высокими нравственными Творческая деятельность О. Н. Гречиной является значительным явлением современной художественной жизни, наполнена высокими нравственными устремлениями и отличается высокими профессиональными достоинствами.

Сергей Гета — самый рефлексирующий художник гиперреализма. Он взял графику как основный вид искусства, Сергей Гета — самый рефлексирующий художник гиперреализма. Он взял графику как основный вид искусства, в то время как все занимались живописью. Фотография, рисунок, офорт — такой цикл приближения-отстранения. У Геты была героическая практика, потому что это многочасовая работа, связанная даже не с передачей фотоэффектов, а с реконструкцией фотографического образа. "Автопортрет на фоне картины", 1984 год

Прогулка. Из серии «ВДНХ» . 1983. Бумага, графитный карандаш. Прогулка. Из серии «ВДНХ» . 1983. Бумага, графитный карандаш.

Сергей Базилев. Однажды на дороге. 1983. Холст, масло. Эта картина стала иконой группы «Шесть» Сергей Базилев. Однажды на дороге. 1983. Холст, масло. Эта картина стала иконой группы «Шесть» . В центре — Сергей Шерстюк, слева — сам Базилев. Картина написана по мотивам крымских путешествий, писалась со слайдов, сделанных во время поездки, часть из них можно увидеть на выставке. Здесь передан режим отношений в группе «Шесть» — то ли они друзья, то ли они сейчас будут драться. Это абсолютно близкие люди, но и одновременно совершенно другу чужие.

Сергей Базилев. Тир ДОСААФ. 1983. Холст, масло. Сергей Базилев. Тир ДОСААФ. 1983. Холст, масло.

Сергей Шерстюк — киевлянин, как Сергей Базилев и Сергей Гета, и в Москву они Сергей Шерстюк — киевлянин, как Сергей Базилев и Сергей Гета, и в Москву они попали практически одновременно. В Москве Шерстюк закончил искусствоведческое отделение МГУ. Он учился живописи, но до многого доходил сам. У картины «Отец и я» два варианта. Первый был закуплен Международной конфедерацией союзов художников, второй — авторское повторение для Третьяковской галереи. Если посмотреть внимательно, то понимаешь, что Шерстюк на этих картинах разный. Насколько уверенно держится отец, настолько расхлябанный сын. Два человека, которые якобы должны сойтись воедино, если смотреть стереометрически, но на самом деле не сойдутся.

Советский гиперреализм: выставка в Третьяковской галерее. «Гиперреализм. Когда реальность становится иллюзией» В весенне-летний сезон Советский гиперреализм: выставка в Третьяковской галерее. «Гиперреализм. Когда реальность становится иллюзией» В весенне-летний сезон в Москве проводится выставка, посвященная наиболее известным представителям жанра, которые жили и работали на территории Советского Союза. В частности, в ней участвуют работы российских, украинских, армянских художников. Все представленные картины собраны из галерей разных стран и частных коллекций и объединены в потрясающую воображение экспозицию. Посетители смогут увидеть работы, выполненные российскими, армянскими, эстонскими и украинскими художниками. В общей сложности на выставке будет представлено около ста картин. Шесть разделов охватывают основные проблемные поля стиля: «Реальность — абстракция» , «Холодная война» , «Город» , «Мастерская» , «Вторая природа» , «Я и другие» .

В числе известных мастеров, чьи картины в данный момент представлены, стоит отметить несколько наиболее В числе известных мастеров, чьи картины в данный момент представлены, стоит отметить несколько наиболее громких имен: • Андрей Волков – российский художник, получивший признание еще во время работы в СССР. Знаменит своими новаторскими идеями, а также экспериментальными проектами над нестандартными техниками. • Геннадий Улыбин, который также работал в данном стиле. Его картинам присуща контрастность и насыщенность, в отличие от Волкова, который работал больше в пастельных тонах. Необычные, в большей части – фантастические сюжеты являются основным характерным приемом для художника. • Георгий Кичигин – живописец-реалист, из-под чьей кисти вышло большое количество ярких, насыщенных изображений. Все они отличаются необычайной живостью и многоцветностью, сохраняя при этом объемную и тщательную детализацию. • Выразительный интернациональный стиль привлекал и продолжает привлекать внимание множества творцов. В СССР основными мотивами в большинстве случаев становились обычные вещи, ничем не выделяющиеся из стандартной картины бытового мира. Своего рода «сверхобъективное» отображение в непривычном жанре вызывает у зрителя резонанс впечатлений.

Георгий Кичигин Автопортрет с папой. Из серии фотоальбом деда. Холст, масло. 2009 год. Георгий Кичигин Автопортрет с папой. Из серии фотоальбом деда. Холст, масло. 2009 год.

Настя, дочь художника Настя, дочь художника

Геннадий Улыбин Произведения Геннадия Улыбина подобны открытым порталам в иной мир, – мир, который Геннадий Улыбин Произведения Геннадия Улыбина подобны открытым порталам в иной мир, – мир, который освобождается от техногенной цивилизации, и человечество открывает перед собой совершенно новые пути развития, основанные на самосовершенствовани, познании своего внутреннего потенциала и гармонии со Вселенной. Это время, когда переосмысливается курс истории человечества и его смысл. Пространство неба и моря символизируют бесконечность Вселенной и свободу, такую же бесконечную. Земля, как обновлённое пространство, – часть Вселенной, – загадочной, но в то же время открытой для познания её человеком и дарящей ему вдохновение. «Над облаками» .

Слияние стихий» . «Медитация» Слияние стихий» . «Медитация»

АНДРЕЙ ВОЛКОВ На пограничном корабле. 1977 АНДРЕЙ ВОЛКОВ На пограничном корабле. 1977

Из серии «Калька. » «Дом напротив» 2013 «Перед окном» 2013 Из серии «Калька. » «Дом напротив» 2013 «Перед окном» 2013

 «Лежащий» 2013 «У окна» 2013 «Лежащий» 2013 «У окна» 2013

 «Ветер над Устьинским мостом» 2013 «Ветер над Устьинским мостом» 2013

Возникнув на Западе, а следом — в СССР, не как мода, а как естественное Возникнув на Западе, а следом — в СССР, не как мода, а как естественное стремление художников осмыслить глобальные перемены вокруг, как антитеза традиционному, реалистическому видению мира, фотореализм поставил своей задачей обострить наше восприятие обыденности, символизировать современную среду, отразить наше время в адекватной ему форме - форме технических искусств, столь распространенных в нашу эпоху, более того, хотя фотореализм в нашей художественной ситуации почти не принимал форму чистого гиперреализма, именно его «гибридность» , отсутствие чистоты стиля неожиданно дали современной культуре живые, актуальные произведения, которые, хотим мы того или нет, уже заняли свое место в истории и классификации художественного творчества второй половины XX столетия.

 • Статья Смирнова Т. И. « К истории фотореализма в России» . • • Статья Смирнова Т. И. « К истории фотореализма в России» . • Информационно- образовательный портал www. vevivi. ru • «Образность в чисто художественной фотографии» www. fotomask. ru • ГИПЕРРЕАЛИЗМ – ФОТОРЕАЛИЗМ www. liveinternet. ru • artinvestment. ru • Турчин В. Гиперреализм: правдоподобие без правды.