Возникновение Древнерусского государства.pptx
- Количество слайдов: 85
Формирование государственности у восточных славян Экономическое • переход к пашенному земледелию отделение ремесла от земледелия сосредоточение ремесла в городе; • преобладание свободного труда над рабским Политическое • угроза внешнего нападения(давление кочевников); • наличие элементов государственности; • формирование славянских племенных союзов; • потребность знати в защите собственных интересов Социальное • смена родовой общины на соседскую; • возникновение социального неравенства; • складывание древнерусской народности Духовное • общая языческая религия; • схожие обычаи, обряды
Теории возникновения государства у восточных славян. Название теории Норманская Центристская Славянская Представители Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, Л. Н. Гумилев, Б. Л. Васильев А. Л. Юрганов, Л. А. Кацва Б. А. Рыбаков, В. Н. Чивилихин Содержание Древнерусское государство создано варягами с добровольного согласия славян. Варяги организованнее и образованнее славян, признаются представителями более развитого мира. Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества. Но иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей» , примиряющей силы. Отрицается присутствие варягов на Руси и их роль в образовании Древнерусского государства. отрицается варяжское происхождение первых русских князей.
Норманская теория государственности Образование центров государственности (первая половина IX в. ) Освобождение от выплаты дани Хазарскому каганату (середина IX в. ) Убийство киевских князей (Аскольд и Дир) Древнерусское государство (Киевская Русь) 862 — 1139/1240 Киев - столица Титул «великий князь» Объединение восточнославянских племен Проникновение варягов Рюрик (ум. 879) Олег (879 -912)
Древнерусское государство в IX-XI вв.
ФОРМИРОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ Этапы A. Хронологические рамки I. Начальный Середина IX – конец X вв. ОЛЕГ (882 — 911 гг. ) ИГОРЬ (912 — 945 гг. ) ОЛЬГА (945 — 964 гг. ) СВЯТОСЛАВ (964 — 972 гг. ) II. Расцвет Конец X – половина XI вв. ВЛАДИМИР (980 — 1015 гг. ) ЯРОСЛАВ (1015 — 1054 гг. ) III. Упадок, распад Вторая половина середина XII вв. A. первая XI – Правящие князья ВЛАДИМИР МОНОМАХ (1113 — 1125 гг. )
Рюрик По русским летописным преданиям, один из трех братьев, предводителей варяжских дружин, призванных «из‑за моря» новгородцами с целью прекращения междоусобиц в Новгороде. Согласно этой версии, Рюрик стал княжить в Новгороде. После смерти своих братьев Синеуса и Трувора Рюрик сделался полноправным правителем Новгородской земли.
Олег Древнерусский князь. По летописным сообщениям, родственник Рюрика, ставший после его смерти новгородским князем. В 882 г. Олег захватил Киев и сделал его столицей своего государства. Присоединил земли древлян, северян, радимичей, вятичей, хорватов и тиверцев. Покоренные племена обложил данью. Успешно воевал с хазарами. В 907 г. осадил столицу Византии Константинополь и наложил на империю контрибуцию. В 911 г. заключил выгодный торговый договор с Византией. По преданию, умер от укуса змеи.
Правление Олега Вещего (879 -912). Внутренняя политика Правил при малолетнем Игоре(сыне Рюрика). 882 - захватил Смоленск, Любеч, Киев. 882 - образование единого Древнерусского государства. Олегу принадлежит фраза: «Киев матерь городов русских» .
«Повесть временных лет» И увидел Олег, что Аскольд и Дир княжат, и отправил посла к ним со словами: «Купцы мы, едем в греки от Олега и от Игоря княжича, да приходите к роду своему и к нам» . Аскольд и Дир пришли… Олег, спрятал одних воинов в ладьях, а других за собой оставил, а сам пошёл вперёд, и нёс на руках юного Княжича Игоря, и объявил им: «Вы не княжеского рода, а я княжеского» . Предъявив им наследника Рюрика, малолетнего Игоря, Олег сказал: «А, он сын Рюрика» . И убили Аскольда и Дира. Олег показывает Игоря
Внутренняя политика Олега. 883 – покоряет древлян. 884 - покоряет северян. 885 – радимичей. Упорядочил сбор дани. Назначал на места посадников. Защитил границы от кочевников. Основал города и крепости.
Древнерусское государство в IX-XI вв.
«Из варяг в греки» Скандинавия Новгород - север Киев - юг Центры государственности восточных славян Византия
Внешняя политика. 907 –поход на Византию. Снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой (Повесть временных лет), Олег выступил в поход на Царьград. Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя. Однако Олег пошёл на необычный штурм: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу» . Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. В знак победы Олег прибил свой щит на вратах Царьграда. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии.
907 – поход на Византию.
Олег Вещий ведёт армию к стенам Царьграда. Миниатюра из Радзивилловской летописи
Олег прибивает щит к воротам Константинополя.
В 911 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор.
Далекие походы Русов. Проанализируйте текст договора русов с Византией. Кто выиграл от принятия этого договора? Откуда это видно? Договор Руси с Византией 1) Олег же, немного отойдя от Царьграда, начал переговоры о мире с греческими царями Лесном и Александром, послав к ним в город Карла, Фарлафа, Вермуда, Рула и Стемида со словами «Платите мне дань» . И сказали греки: «Что хочешь дадим тебе» . 2) И указал Олег дать (своим) воинам на 2000 кораблей по 12 гривен на уключину^ и потом давать содержание прибывающим из русских городов: прежде всего из Киева, а также из Чернигова, Переяславля, Полоцка, Ростова, Любеча и прочих городов, ибо по тем городам сидят подвластные Олегу князья. 3) Когда приходят русские, пусть взимают содержание, сколько хотят, а если придут купцы, то пусть взимают месячное в течение 6 месяцев: хлеб, вино, мясо, рыбу и плоды. И пусть устраивают им баню, как только за-хотят. Когда же русские отправятся к себе домой, пусть занимают у вашего царя на дорогу еду, якори, снасти, паруса и что им нужно.
Васнецов. Встреча Олега с кудесником.
912 - смерть Олега согласно легенде от укуса змеи.
Игорь (912 -945) Ольга (945 -969) Укрепление авторитета княжеской власти Святослав (945 -972) Поход против Хазарии Владимир Святославович (980 -1015) Успешная борьба с печенегами Освобождение племен от дани Разорение Волжской Булгарии Открытие для русских купцов Волжского торгового пути Поход на Херсонес Крещение Руси Практическое уничтожение каганата Древнерусское государство – крупнейшая держава Европы Укрепление Древнерусского государства
Игорь Князь киевский с 912 г. , фактический родоначальник династии Рюриковичей. Игорь продолжал деятельность своего предшественника Олега, подчинил своей власти восточнославянские племенные объединения между Днестром и Дунаем. Совершал походы на Константинополь. В 944 г. между греками и русскими был заключен договор. Игорь первым из русских князей столкнулся с печенегами. Был убит древлянами при попытке собрать с них дань вторично.
Игорь Рюрикович(912 -945) Внутренняя политика: Усмирил восстания ряда славянских племён. 945 - восстание древлян. «Поразмыслив, сказал своей дружине: "Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще". И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: "Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит" [. . . ] и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало.
Игорь берёт дань от древлян.
Князь Игорь собирает дань с древлян в 945. Художник К. В. Лебедев
Полюдье. До принятия Христианства князья или совер шали походы, или собирали дань (полюдье) с подвластных племен. В 945 г. Игорь Старый отправился к древля нам в Искоростень. Но по возвращении дружина потребовала возвратиться за новой данью.
Полюдье. Древляне предложили Игорю дождаться утра, а ночью его и всю его дружину перебили. Ольга узнала о смерти мужа от послов. Она собрала новую дружину и, взяв малолетнего сына - Святослава, двинулась в землю древлян. Княгиня Ольга сжигает Искоростень.
Полюдье. Попробуйте на основании описанного эпизода и текста узнать какие-либо черты жизни славян того времени Месть состояла в том, что осадив поселение древлян, она потребовала с каждого двора трех голубей и трех воробьев, как цену за увод своего войска. Обрадованные древляне выполнили это требование. И далее летопись сообщает: «Ольга же, раздав своим воинам—кому по голубю, кому по воробью, приказала привязать каждому голубю и воробью зажженный трут, завертывая его в небольшие платочки и прикрепляя ниткой к каждой птице. И когда стало смеркаться, приказала Ольга своим воинам пустить голубей и воробьев Голуби же и воробьи полетели в свои гнезда; голуби в голубятни, а воробьи под крыши, и так загорелись-где голубятни, где клети, где сараи л сеновалы, и не было двора, где бы не горело, и нельзя было гасить, так как сразу загорелись все дворы» .
Полюдье. Выбегавших из-за пылающей крепостной стены жителей Искоростеня добивали дружинники. Но Ольга была вынуждена, несмотря на свою победу, установить четкий порядок сбора дани - один раз в год, в определенном месте в заранее оговоренном размере.
"Казнь князя Игоря"
Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря. В. Суриков
Внешняя политика Игоря. Русско-византийская война 941— 944 годов — неудачный поход князя Игоря на Византию в 941 и повторный поход в 943, закончившийся мирным договором в 944. 11 июня 941 флот Игоря был рассеян у входа в Босфор византийской эскадрой, применившей греческий огонь, после чего боевые действия продолжались ещё 3 месяца на черноморском побережье Малой Азии. 15 сентября 941 русский флот был окончательно разгромлен у берегов Фракии при попытке прорваться на Русь. В 943 князь Игорь собрал новое войско с участием печенегов и повёл в поход на Дунай к северным границам Византийской империи. До военных столкновений дело на этот раз не дошло, Византия заключила мирный договор с Игорем, выплатив дань.
Греческий огонь -горючая смесь, применявшаяся в военных целях. Впервые была употреблена византийцами в морских битвах.
Ольга Великая княгиня киевская, жена Игоря. После убийства мужа древлянами в 945 г. жестоко подавила их восстание, установила размеры дани для древлян и новгородцев, организовала административные центры – погосты. Значительно расширила земельные владения Киевского великокняжеского дома. Посетила Константинополь, где приняла христианство. В 968 г. руководила защитой Киева от печенегов. Канонизирована русской православной церковью.
Ольга (945 -957, 962, 969) Существуют разные точки зрения о том, когда начал княжить Святослав. Согласно самой ранней древнерусской летописи «Повесть временных лет» , Ольга была родом из Пскова. Имена родителей Ольги не сохранились, по Житию они были незнатного рода, «от языка варяжска» .
Начало правления В 945 году Игорь погиб от древлян при взятии у них дани. Святославу было всего три года и Ольга с этого времени стала признанным правителем Руси. Ольга правила государством с 945 -957 гг.
Внутренняя политика Ольги Расправилась после убийства Игоря с древлянами. Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня последовательно расправилась со старейшинами древлян, а затем привела к покорности народ древлян. Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа.
Внутренняя политика Ольги В 947 Ольга установила уроки (своеобразная мера дани). «Погосты» — центры торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей;
Внутренняя политика Ольги. Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси (первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги). В 957 посетила Византию, где приняла христианство. Первая русская святая.
Месть древлянам После смерти Игоря , Ольга мстила древлянам, по требованию языческих обычаев. 1 -я месть княгини Ольги: сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй.
Месть Древлянам 2 -я месть: Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней. 3 -я месть: Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян.
Месть древлянам 4 -я месть: В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. Безуспешно пыталась осадить город в течение лета, и победила в бою при помощи птиц, к которым велела привязать зажигательные средства. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились.
Правление Ольги В 947 году Ольга установила на своей земле оброки и дани, сделала систему погостов - центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы. Она установила точный размер взимаемой в пользу Киева дани. Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси.
Крещение Ольги По ПВЛ в Константинополе, в 955 году было проведено крещение Ольги. По византийским летописям Ольга была крещена во время второго визита Константинополь, 18 сентября 957 Романом II. В 969 году Ольгу похоронили по христианскому обычаю в земле. В годы княжения Владимира, ее внука, Ольга стала почитаться как святая , а в 1547 году причислена к лику святой равноапостольной.
Предание нарекло Ольгу Хитрою, Церковь Святою, История Мудрою. Отомстив древлянам, она умела соблюсти тишину в стране своей и с деятельностью великого мужа учреждала порядок в государстве обширном и новом; не писала, может быть, законов, но давала уставы, самые простые и самые нужные. Создала налоговую систему. Великие князья до времен Ольгиных воевали, она правила государством. Уверенный в ее мудрости, Святослав и в мужеских летах своих оставлял ей, кажется, внутреннее правление, беспрестанно занимаясь войнами, которые удаляли его от столицы. - При Ольге Россия стала известной и в самых отдаленных странах Европы. Сделавшись ревностною христианкою, Ольга - по выражению Нестора, денница и луна спасения - служила убедительным примером для внука своего Владимира и предуготовила торжество истинной веры в нашем Отечестве. Итоги правления
Святослав Игоревич Великий князь киевский, полководец. Почти всю жизнь провел в походах. Стремился приблизить Русь к крупнейшим державам того времени. Занимался планомерным укреплением границ Киевской Руси. Освободил вятичей от власти хазар и подчинил их Киеву; разгромил Хазарский каганат и взял его столицу – город Итиль; воевал с волжско‑камскими болгарами. Около 971 г. в союзе с болгарами и венграми начал воевать с Византией, но потерпел неудачу и был вынужден заключить мир с византийским императором. На обратном пути в Киев Святослав погиб в бою с печенегами у днепровских порогов.
Князь Святослав. В к. 50 -х г. X века власть от Ольги перешла к ее сыну Святославу. Нестор прославляет его как бесстрашного полководца. Прочитайте отрывок из летописи, и определите, Что восхищало летописца в Святославе?
Князь Святослав. В год 6472 (964). Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был словно пар- дус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас идти» . . . И пошел Святослав на греков, и вышли те против русских. Когда же русские увидели их — сильно испугались такого великого множества воинов, но сказал Святослав: «Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим - должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвым не ведом позор. Если же побежим — позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о себе сами позаботьтесь» .
Князь Святослав. Рассмотрите схему и определите, -Какие изменения в организации дружины произошли при Святославе? -Как вы думаете, почему?
Восточный поход Святослава. В 964 г. Святослав пошел на Заставив их Северный Кав Узнав о том, что вятичи вновь Пройдя через вниз по Волге каз Спустившисьон отправился на Подчиниввятичей возобновить вятичей. выплату полюдья, царс-тво взбунтовались Тьмурусы и разгромил он Святослав обрушился на Волгуосновали Свя-тослав вернулся Булгар. двинулся на них тараканское княжество хазар и разбил их. Волжских в Киев.
Борьба Святослава с Византией. В 967 г. Святослав двинулся на Византию, вмешавшись в ее борьбу с Болгарией.
Борьба Святослава с Византией. И. Акимов. Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих, по возвращении с Дуная в Киев В результате упорной борьбы Святослав завоевал г. Переяславльна-Дунае, куда он хотел перенести столицу. Однако в это же время на Киев неоднократно нападали печенеги. Ольга и киевляне обратились к князю с укорами он на время возвратился, разбил кочевников и вновь ушел на Балканы.
3. Борьба Святослава с Византией. В 971 г. Святослав встретился с войсками императора Цимисхия. После ряда взаимных успехов стороны заключили договор.
3. Борьба Святослава с Византией. Проанализируйте текст договора. В чьих интересах он принят? Почему? Святослав отпускал пленных, отдавал византийцам Доростол, а византийцы обязались пропустить дружины к морю, выдав каждому дружиннику на дорогу по две меры хлеба. Хлеб получили 22 тысячи воинов, из них половина— раненых и больных. Были выданы также деньги для семей убитых дружинников. Важным условием договора было обязательство византийцев пропускать к себе купцов Руси.
3. Борьба Святослава с Византией. В. Васнецов. Бой славян со скифами. В 972 г. при возвращении в Киев, Святослав под-вергся нападению печенегов, которых подго-ворили византийцы. Святослав погиб, а из его черепа печенежский хан сделал себе чашу для вина окованную золотом.
Владимир Святославович Киевский князь примерно с 980 г. , сын князя Святослава Игоревича, с 969 г. – князь в Новгороде. Совершил походы на вятичей, литовцев, радимичей, болгар, успешно боролся с печенегами, укрепил владения Киевской Руси. В народном эпосе получил имя Владимира Красное Солнышко. Для укрепления княжеской власти Владимир предпринял попытку превратить народные языческие верования в государственную религию и для этого установил в Киеве и Новгороде культ главного славянского дружинного бога Перуна. Но языческая реформа не смогла вытеснить местных верований. Поэтому он обратился к христианству, проникновение которого на Русь началось еще при его бабке, княгине Ольге. В 988 г. Владимир объявил христианство единственной общерусской религией. Принятие христианства не только уравняло Киевскую Русь с европейскими государствами, но и оказало огромное влияние на культуру, быт и нравы Древней Руси. Время княжения Владимира Святославича является периодом подъема Киевского государства. После смерти князя между его сыновьями началась ожесточенная борьба за власть.
Русь и Византия Борьба за контроль над Северным Причерноморье м и южным участком пути «из варяг в греки» Желание обогатиться за счет торговли с византийцами Попытки императоров использовать воинские силы Руси в собственных интересах Стремление восточнохристианской церкви распространить свое влияние на язычников-славян Содержание взаимоотношений Древней Руси с Византией в IX и X вв. Проникновение на Русь из Византии христианства
Крещение Руси Интенсивные военные и торговоэкономические отношения Византии и Руси Константинопольский патриарх прислал на Русь епископапастыря Православное христианство Двоеверие Византийские купцы, славяне-наемники, служившие в византийской гвардии и принявшие христианство Избрание для Руси новой веры Язычество Крещение Ольги
С. В. Иванов Христианство и язычество До принятия христианства у славян была языческая религия, которая не удовлетворяла князя. Придя к власти, Владимир попытался укрепить языческую веру. По его приказу на холме у княжеского дворца в Киеве были поставлены идолы Перуна, Дажьбога, Стрибога, Хорса и Мокоши. Соседние с Киевской Русью государства исповедовали религии, основу которых составлял монотеизм, т. е. вера в единого Бога. В Византии господствовало христианство, в Хазарии — иудаизм, в Волжской Булгарии — ислам. Однако наиболее тесные связи существовали у Руси с христианской Византией. Киевские князья должны были решать задачу поддержания единства своего государства, противостоять сепаратизму племён. Военные методы решения этой задачи себя исчерпали. Однако интересы страны звали Русь к религии более развитой и более вселенской.
1. Кто побудил князя креститься? 2. Каковы были цели отправленных Владимиром посольств? Великий князь Владимир избирает религию И. Е. Эггинк 3. Каковы были цели похода на Корсунь? 4. Когда и кем совершено крещение князя?
«…Се повести времянных лет, откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве первее нача княжити и откуда земля стала есть…» В легенде можно выделить основные положения: - приход послов к Владимиру; В 986 г. в Киеве появились представители трёх стран – Византии, Хазарии, Волжской Булгарии, предлагая Владимиру принять веру. - Владимир отправляет послов для выбора веры (цель); как поклоняются Богу в разных странах. - взятие Корсуни(цель); Чтобы заставить византийского императора выполнить договор о женитьбе на принцессе Анне, который он вернул в качестве выкупа за невесту. - крещение князя в Корсуни(Когда? Кто? ). В лето 988 епископ корсунский с царицыными попами крестил Владимира. «Повесть временных лет» рассказывает о событиях, которые происходили на Руси до XII века.
-Владимир отправляет послов для выбора веры (цель); Послы не приходили к Владимиру, он сам направил послов. -взятие Корсуни(цель); Завоевание Владимиром веры у греков посредством взятия их города Корсуни. -крещение князя в Корсуни(Когда? Кто? ). Владимир крестился до похода на Корсунь, в Киеве в 987 г -приход послов к Владимиру; Владимир решился принять христианство сам, без чьего -нибудь посредства и содействия.
-приход послов к Владимиру; Варяги-христиане расположили принять христианство Ольгу, они же обратили в христианство и Владимира. -Владимир отправляет послов для выбора веры (цель); Послов не было, Владимир не принимал и не отправлял послов. -взятие Корсуни(цель); Отправился войной на греческий город и только в качестве победителя завязал с греками сношения - крещение князя в Киеве. Владимир крестился в 987 г.
-приход послов к Владимиру; Принятие Владимиром и Русью в целом христианства совершилось не в силу воздействия со стороны Византии (как было во многих землях, подчинявшихся ей), но по собственной воле Руси - взятие Корсуни(цель); Военную помощь киевского князя византийским императорам. Византийский император обратился к князю Владимиру с просьбой помочь в борьбе против мятежников, Херсонес примкнул к мятежу Фоки - крещение князя в Корсуни(Когда? Кто? ). Владимир был крещен в Киеве греческими послами (во главе посольства стоял епископ) 6 января 988 г.
Спорные вопросы «Повесть временных лет» Древние исторические источники Е. Е. Голубинский «История Русской церкви» А. Поппэ Кто побудил князя креститься? В 986 г. в Киеве появились представители трёх стран – Византии, Хазарии, Волжской Булгарии, предлагая Владимиру принять веру. Владимир решился принять христианство сам, без чьегонибудь посредства и содействия. Варяги-христиане расположили принять христианство Ольгу, они же обратили в христианство и Владимира. Принятие Владимиром и Русью в целом христианства совершилось не в силу воздействия со стороны Византии (как было во многих землях, подчинявшихся ей), но по собственной воле Руси Каковы были цели отправленных Владимиром посольств? Какпоклоняются Богу в разных странах. Послы не приходили к Владимиру, он сам направил послов. Послов не было, Владимир не принимал и не отправлял послов.
Спорные вопросы «Повесть временных лет» Древние исторические источники Е. Е. Голубинский «История Русской церкви» А. Поппэ Каковы были цели похода на Корсунь? Чтобы заставить византийского императора выполнить договор о женитьбе на принцессе Анне, который он вернул в качестве выкупа за невесту. Завоевание Владимиром веры у греков посредством взятия их города Корсуни. Отправился войной на греческий город и только в качестве победителя завязал с греками сношения Военную помощь киевского князя византийским императорам. Византийский император обратился к князю Владимиру с просьбой помочь в борьбе против мятежников, Херсонес примкнул к мятежу Фоки Когда и кем совершено крещение князя? В лето 988 епископ корсунский с царицыными попами крестил Владимира. Владимир крестился до похода на Корсунь, в Киеве в 987 г. Владимир крестился в 987 г. Владимир был крещен в Киеве греческими послами (во главе посольства стоял епископ) 6 января 988 г.
Вывод: Таким образом, согласно общепринятому мнению, князь Владимир принял крещение в 988 году в Корсуни (греческий Херсонес в Крыму); по второй версии князь Владимир крестился в 987 году в Киеве, а по третьей в 987 году в Василеве (недалеко от Киева, теперь г. Васильков). Наиболее достоверной я считаю, стоит признать вторую, так как монах Иаков и преподобный Нестор согласно указывают на 987 год. Монах Иаков говорит, что князь Владимир после крещения жил 28 лет (1015 -28=987), а также что на третий год после крещения (т. е. в 989 году) совершил поход на Корсунь и взял его. Летописец преподобный Нестор говорит, что князь Владимир крестился в лето 6495 -е от сотворения мира, что соответствует 987 году от Рождества Христова (66955508=987).
Итак, мы можем выделить то общее, что содержится во всех источниках, во всех версиях: Принятие христианства было национальной и государственной задачей. 2. Владимир установил контакты с греками (отправляя послов и/или принимая их). З. Крещение князя предшествовало крещению его подданных. 4. Взятие Корсуни было необходимо для давления на императора или для выполнения союзнических обязательств. 5. Женитьба князя Владимира на принцессе Анне стала следствием и признаком новой политической ориентации Русского государства. 6. Крещение киевлян, а впоследствии и всех подвластных Владимиру славянских племен было закономерным результатом политики князя. 1.
КРЕЩЕНИЕ РУСИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В 988 году после принятия князем христианства, Владимир приказал креститься жителям Киева и повелел уничтожить идолов языческих богов. Идолы были повсеместно повержены и изрублены или сожжены. Киевский идол Перуна, которому еще вчера усердно поклонялись, привязали к конским хвостам и поволокли к реке, причем двенадцать княжеских дружинников крепко колотили его палками и громко поносили последними словами. Потом его столкнули в воду и сплавляли по Днепру, подталкивая баграми, вплоть до самых днепровских порогов, ниже которых его выбросило волнами на берег. Крещение киевлян
Тут же великий князь приказал начать строительство церквей. Первую из них - церковь святого Василия - он указал поставить на холме, где прежде возвышалась изображение Перуна. В Киеве до сих пор в память крещения главную улицу называют Крещатиком. Окрестив киевлян, Владимир приступил к крещению населения других княжеств Руси. Ходили миссионеры и приводили людей к Новой вере. Делать это было нелегко, возникали трудности, трения и конфликты. Процесс обращения в христианство занял на Руси около 100 лет. Памятник Владимиру В Киеве.
В течение немалого времени, преодолевая серьёзное сопротивление, проходила христианизация обширного Киевского государства. Так, когда Добрыня и другой воевода Владимира, Путята, явились в Новгород, собираясь крестить его жителей, те встретили их с оружием в руках, заявляя: "Лучше нам помрети, неже боги наша дати на поругание". Заставить упорных язычников покориться удалось, лишь когда киевская рать подожгла несколько домов, грозя превратить весь деревянный город в огромный костёр. Новгородцы запросили мира. После этого Добрыня сокрушил языческих идолов и заставил их приверженцев креститься в Волхове. Сопротивлявшихся волокли к реке силой. Память о насильственном крещении новгородцев сохранилась в поговорке: "Путята крести мечом, а Добрыня огнём".
Прибытие в Киев епископа. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839
Крещение Ольги в Царьграде
Фреска «Крещение князя Владимира» . В. М. Васнецов
Последствия принятия христианства на Руси Укрепление государства и единоличной власти князя Повышение международного авторитета Руси Приобщение Руси к византийской культуре и создание на ее основе русской национальной культуры Развитие церковнославянской письменности и языка Объединение народа в единую общность Появляются письменность, иконопись, каменное зодчество, музыка, литература, живопись, фрески.
ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА Значение перехода к христианству было огромно и проявлялось во всём - от повседневного пищевого рациона и приёмов земледелия до международного положения страны. Принятие христианства повлияло на развитие ремесла. Приёмы кладки стен и возведения куполов, камнерезного дела, а также мозаика, которые использовались при возведении и украшении церквей, были греками переданы русским мастерам. Каменное зодчество, иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству. Через посредничество Византии Русь прикоснулась к традициям античного мира. Сразу после крещения Русь получила письменность на славянском языке, что способствовало распространению грамотности. В XI в. на Руси стали появляться первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Книги создавались и переписывались в монастырях, превращавшихся в культурные центры. Принятие христианства вело к значительному смягчению царивших на Руси нравов. Церковь категорически запрещала человеческие жертвоприношения, ритуальные убийства жён и рабов на тризнах, упорно боролась против работорговли и многоженства. Христианство способствовало укреплению княжеской власти. Духовенство внушало населению и самим князьям, что на престол их сажает сам Бог. Божественное происхождение княжеской власти, по учению церкви, требовало от подданных беспрекословного повиновения, а от князя - осознания своей высокой ответственности. Наконец, принятие христианства коренным образом изменило международное положение Киевской Руси. Вчерашняя варварская держава вошла теперь на равных в семью европейских христианских народов, что проявилось в многочисленных династических браках, которые заключали русские князья в XI в. с королевскими домами Западной Европы. Вне христианства невозможно представить себе и объединение различных восточнославянских племён в единый русский народ. До принятия христианства человек осознавал себя древлянином, тиверцем, кривичем. Став христианином, православным, он ощутил себя русским.
ПОЧИТАНИЕ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА почитается в Православной и Католической церкви прославлен не позднее XIV века в лике равноапостольного день памяти 15 июля покровитель России, Украины
В 1782 году императрица Екатерина II учредила Императорский орден Святого Равноапостольного Князя Владимира в 4 степенях для награждения за безупречную службу Отечеству. Среди награжденных одним из первых был Александр Васильевич Суворов.
В 1957 году Русская православная церковь учредила орден Святого равноапостольного великого князя Владимира в 3 степенях. Среди награжденных этим орденом - Патриарх Алексий.
Распространение христианства на Руси Владимир приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя Святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие… И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное… Когда отданы, были в учение книжное, то тем самым сбылось на Руси пророчество, гласившее: «В те дни услышат глухие слова книжные, и ясен, будет язык косноязычных» . Не слышали они раньше учения книжного, но по Божьему устроению и по милости своей помиловал их Бог. Как сказал пророк: «Помилую, кого хочу» . Киев. Софийский собор После крещения Руси.
ЗНАЧЕНИЕ крещения РУСИ. Крещение Руси явление прогрессивное. Об этом свидетельствуют: 1. Укрепление международного авторитета Руси и установление равноправных отношений с другими государствами. 2. Укрепление государственной власти и порядка в стране. 3. Распространение славянской письменности, грамотности на Руси. 4. Приобщение к греческой(византийской) культуре, способствовавшее развитию архитектуры, живописи, иконописи. 5. Изживание грубых языческих обычаев: кровной мести, человеческих жертвоприношений, многоженства и т. д. 6. Укрепление семьи и нравственных основ жизни. 7. Подъем духовности Руси, появление монастырей.
Итоги: Ø Образование Древнерусского государства явилось итогом длительного процесса социальнополитической и территориальной консолидации восточнославянских племен. Ø Принятие восточного варианта христианства сделало Русь частью православного мира.