Скачать презентацию Формальные модели в фонологии Классификационные и динамические Скачать презентацию Формальные модели в фонологии Классификационные и динамические

Лекция 5 Формальные модели в фонологии.ppt

  • Количество слайдов: 107

Формальные модели в фонологии Формальные модели в фонологии

Классификационные и динамические модели в фонологии • Системная организация фонетикофонологического уровня позволяет создавать его Классификационные и динамические модели в фонологии • Системная организация фонетикофонологического уровня позволяет создавать его формальные описания. Важные свойства фонетического инвентаря любого языка: • материальность; • доступность прямому наблюдению.

Классификационные и динамические модели в фонологии • Из чего состоит фонетический уровень языка? - Классификационные и динамические модели в фонологии • Из чего состоит фонетический уровень языка? - классификационные фонологические модели, созданные в конце XIX – первой половине ХХ веков. • Классификационные модели в силу своей статичности не могут объяснять, как функционирует фонетическая система.

Классификационные и динамические модели в фонологии • Переход от описательных моделей к динамическим стал Классификационные и динамические модели в фонологии • Переход от описательных моделей к динамическим стал возможен благодаря уже имевшимся способам описания фонологических систем.

Классификационные и динамические модели в фонологии • Особую роль здесь сыграли идеи лингвистов, принадлежавших Классификационные и динамические модели в фонологии • Особую роль здесь сыграли идеи лингвистов, принадлежавших к Пражскому лингвистическому кружку.

Идеи Пражского лингвистического кружа 1. Форма – это акустический облик, который позволяет нам различать Идеи Пражского лингвистического кружа 1. Форма – это акустический облик, который позволяет нам различать звуки. Значимость – это способность звука влиять на значение слова.

Идеи Пражского лингвистического кружа 2. Понятие дифференциального признака: именно дифференциальные признаки выполняют смыслоразличительную функцию Идеи Пражского лингвистического кружа 2. Понятие дифференциального признака: именно дифференциальные признаки выполняют смыслоразличительную функцию (а не сами фонемы).

Идеи Пражского лингвистического кружа 3. Структура фонемы мыслилась как пучок неупорядоченных дифференциальных признаков. • Идеи Пражского лингвистического кружа 3. Структура фонемы мыслилась как пучок неупорядоченных дифференциальных признаков. • [t] и [d] различаются по глухости/звонкости; • [t] и [z] – по глухости/звонкости, а также по смычности. • Чтобы образовать оппозицию, достаточно одного дифференциального признака.

Идеи Пражского лингвистического кружа • Бинарность дифференциальных признаков: каждый признак может принимать одно из Идеи Пражского лингвистического кружа • Бинарность дифференциальных признаков: каждый признак может принимать одно из двух возможных значений [+/-]. [k] [- звонкий] [g] [+звонкий]

Идеи Пражского лингвистического кружа • Дифференциальные признаки не могут проявляться в определенной степени, т. Идеи Пражского лингвистического кружа • Дифференциальные признаки не могут проявляться в определенной степени, т. е. невозможной становится градация признака.

Идеи Пражского лингвистического кружа • В фонетике характеристика звука может проявляться в разной степени. Идеи Пражского лингвистического кружа • В фонетике характеристика звука может проявляться в разной степени. • В фонологии принят более абстрактный подход, согласно которому звуки описываются только с точки зрения наличия или отсутствия определенного признака.

Генеративная фонология Хомского и Халле • Генеративная фонология Н. Хомского и М. Халле - Генеративная фонология Хомского и Халле • Генеративная фонология Н. Хомского и М. Халле - один из блоков генеративной грамматики. • Генеративная грамматика – модель, которая должна отражать нашу языковую способность, т. е. умение строить и понимать грамматически правильные высказывания.

Генеративная фонология Хомского и Халле • Фонологический компонент в модели должен был моделировать процесс, Генеративная фонология Хомского и Халле • Фонологический компонент в модели должен был моделировать процесс, который приводит к построению правильной фонетической характеристики для предложения с уже известной семантической и грамматической структурой. • Принципы, предложенные Хомским и Халле для фонологического уровня, во многом основаны на идеях пражских структуралистов.

Генеративная фонология Хомского и Халле • В 1968 г. вышла книга Хомского и Халле Генеративная фонология Хомского и Халле • В 1968 г. вышла книга Хомского и Халле «Звуковая модель английского языка» (The Sound Pattern of English). • В этой работе были впервые сформулированы принципы динамического моделирования фонетической системы языка.

Генеративная фонология Хомского и Халле Звуковая структура любого естественного языка может быть описана как Генеративная фонология Хомского и Халле Звуковая структура любого естественного языка может быть описана как порождение поверхностного представления слова из абстрактного глубинного представления при помощи последовательного применения фонологических правил.

Генеративная фонология Хомского и Халле Глубинное представление – это то представление звукового состава слова, Генеративная фонология Хомского и Халле Глубинное представление – это то представление звукового состава слова, которое носитель языка должен просто выучить. ДУБ • /d/ - звонкий смычный зубной согласный; • /u/ - губной гласный заднего ряда верхнего подъема; • /b/ - звонкий смычный губно-губной согласный.

Генеративная фонология Хомского и Халле Из глубинной формы происходит порождение вариантов слова, т. е. Генеративная фонология Хомского и Халле Из глубинной формы происходит порождение вариантов слова, т. е. словоформ. При этом происходит увязывание фонологической и морфологической информации.

Генеративная фонология Хомского и Халле лес – леса цвет – цвета глаз – глаза Генеративная фонология Хомского и Халле лес – леса цвет – цвета глаз – глаза пруд – пруды лист - листы сад – сады • Чтобы получить форму множественного числа, необходимо взаимодействие фонологической, морфологической и лексической информации о слове.

Генеративная фонология Хомского и Халле • В ранней версии генеративной фонологии предложение представляется как Генеративная фонология Хомского и Халле • В ранней версии генеративной фонологии предложение представляется как совокупность трех характеристик: семантической, синтаксической и фонетической.

Генеративная фонология Хомского и Халле Семантико-синтаксическая характеристика высказывания Подстановка звуковых оболочек морфем из лексикона Генеративная фонология Хомского и Халле Семантико-синтаксическая характеристика высказывания Подстановка звуковых оболочек морфем из лексикона Фонологическая репрезентация Преобразование на основе фонологических правил Фонетическая репрезентация

Генеративная фонология Хомского и Халле • Чтобы озвучить предложение, необходимо подставить на соответствующие позиции Генеративная фонология Хомского и Халле • Чтобы озвучить предложение, необходимо подставить на соответствующие позиции в предложении оболочки значимых единиц. • Подстановка делается на основе лексикона особого словаря, в котором каждый корень и аффикс представлены тремя характеристиками: семантической, грамматической и фонетической.

Генеративная фонология Хомского и Халле • После того как звуковые оболочки морфем подставлены, применяются Генеративная фонология Хомского и Халле • После того как звуковые оболочки морфем подставлены, применяются фонологические правила, которые производят необходимые контекстные преобразования. • На выходе этих правил получается та характеристика предложения, которая поступает на вход механизма артикуляционного программирования, находящегося уже за пределами языковой системы.

Формирование фонологической репрезентации • В модели 1968 г. лексикон представлял собой множество словоформ со Формирование фонологической репрезентации • В модели 1968 г. лексикон представлял собой множество словоформ со стандартными оболочками. • Проблема: в любом языке имеются морфемы, звуковые варианты которых не подчиняются стандартным правилам, а выводятся на основе исторических чередований.

Формирование фонологической репрезентации • Решение проблемы: при формировании фонологической характеристики предложения допускалось использование особых Формирование фонологической репрезентации • Решение проблемы: при формировании фонологической характеристики предложения допускалось использование особых правил, ориентирующихся на специальные диакритические пометы при словарных единицах.

Формирование фонологической репрезентации • Хомскому и Халле пришлось ввести большой блок вспомогательных операций - Формирование фонологической репрезентации • Хомскому и Халле пришлось ввести большой блок вспомогательных операций - правил адаптации, которые осуществляли построение репрезентаций фонологического уровня.

Формирование фонологической репрезентации • Поверхностно-синтаксическая структура предложения Брат задержится на работе: • [[['брат' + Формирование фонологической репрезентации • Поверхностно-синтаксическая структура предложения Брат задержится на работе: • [[['брат' + Nom. Sg] N ] NP [['задержать' + Fut + Perf+ 3 p. Sg + Pass] V [['на'] Рrер ['работа'] N] NP]VР]S

Формирование фонологической репрезентации • Фонологическая оболочка до применения правил: ||## брáт ## зад'éржица ## Формирование фонологической репрезентации • Фонологическая оболочка до применения правил: ||## брáт ## зад'éржица ## на#работ'е##||

Формирование фонологической репрезентации • Какие операции нужно осуществить для получения такой записи? 1. выбор Формирование фонологической репрезентации • Какие операции нужно осуществить для получения такой записи? 1. выбор между [с'а] и [с'] (задержится - задержусь) 2. перевод сочетания [т'с'] в [ц], поскольку это нерегулярный процесс. 3. Смягчение согласного перед окончанием -е, поскольку в общем случае смягчающее действие [е] на предшествующий согласный не обязательно. 4. Расстановка ударения на основе диакритических помет об акцентных свойствах основ и аффиксов.

Формирование фонологической репрезентации • Необходимость отразить операции делает систему правил адаптации достаточно сложной. • Формирование фонологической репрезентации • Необходимость отразить операции делает систему правил адаптации достаточно сложной. • Это заставило М. Халле признать необходимость введения в порождающую грамматику особого морфологического компонента, в функции которого входит осуществление морфонологических чередований.

Фонетическая репрезентация • После того как исходная фонологическая репрезентация сформирована, к ней применяются правила, Фонетическая репрезентация • После того как исходная фонологическая репрезентация сформирована, к ней применяются правила, которые пошагово переписывают ее вплоть до получения производной (фонетической) репрезентации.

Фонетическая репрезентация ||## брад ## зад'éржица ## на#рабóт'е##|| (после правила озвончения) ||## брад ## Фонетическая репрезентация ||## брад ## зад'éржица ## на#рабóт'е##|| (после правила озвончения) ||## брад ## зад'éржицъ ## нъ#рабóт'ь##|| (после правила редукции)

Фонетическая репрезентация • Фонетическая запись на выходе фонологических правил не рассматривается как прямое отражение Фонетическая репрезентация • Фонетическая запись на выходе фонологических правил не рассматривается как прямое отражение произношения или акустического сигнала. • Она признается достаточно абстрактной инструкцией для последующего артикуляционного синтеза высказывания.

Форма и организация фонологических правил • Правила фонологического компонента имеют такую стандартную форму: A Форма и организация фонологических правил • Правила фонологического компонента имеют такую стандартную форму: A → B / X__Y • Здесь А идентифицирует единицу, которая подвергается действию правила, В указывает, какую форму эта единица должна принять, а X и У означают левый и правый контексты для А.

Форма и организация фонологических правил • Правила формулируются в терминах признаковых матриц, и поэтому Форма и организация фонологических правил • Правила формулируются в терминах признаковых матриц, и поэтому действуют на любой элемент класса, который описывается данными признаками.

Форма и организация фонологических правил • правило регрессивного озвончения в сочетаниях внутри слова: - Форма и организация фонологических правил • правило регрессивного озвончения в сочетаниях внутри слова: - вок +конс → [+звонк] /__ + конс + звонк • Характеристика [-вок, +конс] задает класс шумных • Запись правила означает, что шумный становится звонким в позиции перед звонким шумным.

Форма и организация фонологических правил • Правило оглушения совершенно симметрично: - вок + конс Форма и организация фонологических правил • Правило оглушения совершенно симметрично: - вок + конс → [- звонк] /__ - вок + конс - звонк

Форма и организация фонологических правил • Существует способ объединения этих правил: для этого используется Форма и организация фонологических правил • Существует способ объединения этих правил: для этого используется греческая буква α, которая указывает на переменное значение признака: - вок + конс → [α звонк] /__ + конс α звонк

Форма и организация фонологических правил • Чтобы это правило действовало также и на стыках Форма и организация фонологических правил • Чтобы это правило действовало также и на стыках слов, нужно указать возможное наличие словесной границы между шумными. - вок + конс → [α звонк] /__## + конс α звонк

Порядок применения правил • В начальном варианте порождающей фонологии одним из главных постулатов было Порядок применения правил • В начальном варианте порождающей фонологии одним из главных постулатов было признание строго фиксированного порядка правил. • Этот принцип был связан со стремлением выводить все варианты морфем из единой записи в лексиконе и при этом избегать морфонологических (т. е. исторических) правил.

Порядок применения правил Sign – signify • падение [g] перед конечнослоговым [n] • компенсаторное Порядок применения правил Sign – signify • падение [g] перед конечнослоговым [n] • компенсаторное удлинение [i] • переход [i: ] в [ai] • Итог: [sign] →[si: n] → [sain].

Порядок применения правил • В нынешнем состоянии английского языка sign и signify имеют в Порядок применения правил • В нынешнем состоянии английского языка sign и signify имеют в лексиконе единую запись корня /sign/. • Наблюдаемая форма [sain] рассматривается как результат действия синхронных фонологических правил, которые воссоздают исторические изменения.

Порядок применения правил • seen возводится к глубинной форме /se: n/. • Процесс перехода Порядок применения правил • seen возводится к глубинной форме /se: n/. • Процесс перехода [е: ] в [i: ] начал действовать в период, когда переход [i: ] в [ai] уже закончился, и новые [i: ] в [ai] уже не переходили. • В описании Хомского и Халле последовательность исторических процессов отражена с помощью упорядочивания «синхронных» правил: правило [i: ] → [ai] предшествует правилу [е: ] → [i: ].

Роль генеративной фонологии • Переход от классификационных задач к задачам формального моделирования выдвинул ряд Роль генеративной фонологии • Переход от классификационных задач к задачам формального моделирования выдвинул ряд новых проблем, которые в традиционной фонологии не могли существовать.

Проблемы • Установка на минимальность словаря • Фонологичность всех динамических процессов • Стремление к Проблемы • Установка на минимальность словаря • Фонологичность всех динамических процессов • Стремление к стандартной выводимости всех алломорфов из единой словарной записи морфемы.

Проблемы • Порождение фонетических структур происходило на основе сильно редуцированного лексикона с применением огромного Проблемы • Порождение фонетических структур происходило на основе сильно редуцированного лексикона с применением огромного количества правил. • Многие сомневались в психолингвистической реальности этой модели.

Естественная порождающая фонология • Феннеман считал, что носитель языка помнит все употребленные словоформы в Естественная порождающая фонология • Феннеман считал, что носитель языка помнит все употребленные словоформы в готовом виде, поэтому нет необходимости каждый раз порождать звуковые оболочки словоформ.

Естественная порождающая фонология • Более умеренные представители этого направления исключили искусственные глубинные формы и Естественная порождающая фонология • Более умеренные представители этого направления исключили искусственные глубинные формы и отказались от строгого порядка применения правил. • Вместо этого они отделили морфонологические чередования от собственно фонологических, и это компенсировало свободный порядок применения правил.

Естественная порождающая фонология Вход R 1, R 2…Rn Да Было ли применено какое-либо правило? Естественная порождающая фонология Вход R 1, R 2…Rn Да Было ли применено какое-либо правило? Нет Выход

Естественная порождающая фонология • поезд в степи /здвст/→— /здфст/ →/зтфст/ →[стфст] • хвост сгнил Естественная порождающая фонология • поезд в степи /здвст/→— /здфст/ →/зтфст/ →[стфст] • хвост сгнил /стcг/ →/стзг/ →/cдзг/ →[здзг]

ИТОГ • Генеративная фонология относится к классу линейных фонологических моделей, поскольку в ней лексемы ИТОГ • Генеративная фонология относится к классу линейных фонологических моделей, поскольку в ней лексемы представлены в виде звуковых последовательностей. • Каждый звук цепочки описывается матрицей признаков. • Правила действуют на любой элемент класса, который описывается данными признаками.

ИТОГ • В начальном варианте порождающей фонологии одним из главных постулатов было признание строго ИТОГ • В начальном варианте порождающей фонологии одним из главных постулатов было признание строго фиксированного порядка правил. • Этот принцип был тесно связан со стремлением по возможности выводить все варианты морфем из единой записи в лексиконе и при этом избегать морфонологических правил.

Двухуровневая фонология (two-level phonology) • В линейных фонологических моделях фонологические формы представляются как линейные Двухуровневая фонология (two-level phonology) • В линейных фонологических моделях фонологические формы представляются как линейные цепочки символов. • Двухуровневая фонологическая модель используется в тех системах, которые работают с последовательным орфографическим вводом информации.

Двухуровневая фонология (two-level phonology) • Традиционная генеративная фонология не давала полного и непротиворечивого описания Двухуровневая фонология (two-level phonology) • Традиционная генеративная фонология не давала полного и непротиворечивого описания морфологического компонента языков агглютинативного типа, а также языков с развитой морфологией. • Выход: использование конечных автоматов. Было предложено заменить последовательное применение правил на синхронное (одновременное).

Двухуровневая фонология (two-level phonology) • Модель Коскенниеми включает в себя два компонента: 1. фонологические Двухуровневая фонология (two-level phonology) • Модель Коскенниеми включает в себя два компонента: 1. фонологические правила, представленные в виде конечного автомата; 2. лексический компонент, или лексикон, который включает в себя индивидуальные слова или морфемы в их глубинной форме.

Работа правил в генеративной фонологии 1. Правила понимались как правила последовательного переписывания. Если правило Работа правил в генеративной фонологии 1. Правила понимались как правила последовательного переписывания. Если правило записано в таком виде: а→b, то всякий раз, применяя данное правило, мы должны заменять а на b. Это означает, что после замены символ а больше не существует, т. е. он недоступен для действия других правил.

Работа правил в генеративной фонологии 2. Правила применялись последовательно. После работы каждого правила возникал Работа правил в генеративной фонологии 2. Правила применялись последовательно. После работы каждого правила возникал промежуточный уровень репрезентации, который и служил входным материалом для следующего правила.

Работа правил в генеративной фонологии 3. Правила применялись в строгой последовательности, упорядоченно, но не Работа правил в генеративной фонологии 3. Правила применялись в строгой последовательности, упорядоченно, но не одновременно. Применение правил в ином порядке приводило к искажению конечного результата, т. е. поверхностной структуры высказывания.

Работа правил в двухуровневой фонологии • Двухуровневые правила применяются одновременно, т. е. параллельно. • Работа правил в двухуровневой фонологии • Двухуровневые правила применяются одновременно, т. е. параллельно. • Параллельное применение правил не создает промежуточных уровней представления. Для двухуровневой модели достаточно двух уровней: глубинного и поверхностного.

Работа правил в двухуровневой фонологии • Устанавливается однозначное соответствие между парами глубинных и поверхностных Работа правил в двухуровневой фонологии • Устанавливается однозначное соответствие между парами глубинных и поверхностных символов. Таким образом, а не превращается в b, и поэтому а продолжает оставаться доступным другим правилам.

Работа правил в двухуровневой фонологии • Правила могут применяться и к глубинному, и к Работа правил в двухуровневой фонологии • Правила могут применяться и к глубинному, и к поверхностному представлениям. • Это означает, что двухуровневое правило может соотноситься как с глубинным представлением а, которое соответствует поверхностной репрезентации b, так и наоборот.

Работа правил в двухуровневой фонологии • Правила могут применяться в двух направлениях: и в Работа правил в двухуровневой фонологии • Правила могут применяться в двух направлениях: и в направлении генерации словоформ, и в направлении распознавания уже готовых словоформ.

Генеративная фонология Вид правила Двухуровневая фонология Переписывание символа A→B Однозначное соответствие между символами A: Генеративная фонология Вид правила Двухуровневая фонология Переписывание символа A→B Однозначное соответствие между символами A: B Последовательный Параллельный Наличие промежуточных уровней репрезентации Да Нет Доступность символа для последующих правил Нет Да Возможность применения правил к поверхностному уровню репрезентации Нет Да Возможность распознавания словоформ Нет Да Порядок применения правил

Разбор полетов Генеративная фонология 1. Подъем гласного e→i /_Ci 2. Палатализация t →c/_i Разбор полетов Генеративная фонология 1. Подъем гласного e→i /_Ci 2. Палатализация t →c/_i

Разбор полетов • • Глубинная структура: Промежуточная структура Правило 2 Поверхностная структура: temi ti Разбор полетов • • Глубинная структура: Промежуточная структура Правило 2 Поверхностная структура: temi ti mi cimi

Разбор полетов Двухуровневая фонология • Глубинная структура • Поверхностная структуру temi сimi Общий вид Разбор полетов Двухуровневая фонология • Глубинная структура • Поверхностная структуру temi сimi Общий вид правила t: с↔ @: i

Разбор полетов • • Соответствие (t : с), Оператор ↔ Окружение (_@ : i). Разбор полетов • • Соответствие (t : с), Оператор ↔ Окружение (_@ : i). Символ @ означает любой фонологический компонент, включенный в данное описание. Его важность состоит в следующем: он Символ @ заменяет два возможных варианта: e: i и i: i.

Разбор полетов • Модель Коскенниеми применяется в мощных промышленных компьютерных системах. • Модель двухуровневой Разбор полетов • Модель Коскенниеми применяется в мощных промышленных компьютерных системах. • Модель двухуровневой фонологии является продуктивной при анализе естественных языков с хорошо развитой морфологией.

Нелинейные фонологические модели • Ряд фонетических явлений не может быть описан линейно. • Целый Нелинейные фонологические модели • Ряд фонетических явлений не может быть описан линейно. • Целый класс моделей представляет фонологическую и фонетическую информацию не линейно, а в виде уровневых структур. Такие модели называются нелинейными.

Автосегментная фонология • Тональные языки: если тон является дифференциальным признаком конкретной гласной фонемы, то Автосегментная фонология • Тональные языки: если тон является дифференциальным признаком конкретной гласной фонемы, то почему некоторые гласные фонемы обладают двумя разными тонами? • Линейные фонологические модели не могут разрешить подобные противоречия.

Автосегментная фонология • Дж. Голдсмит: фонема - совокупность автономных сегментных единиц фонологической структуры. • Автосегментная фонология • Дж. Голдсмит: фонема - совокупность автономных сегментных единиц фонологической структуры. • Такое представление предполагает, что отдельная фонема имеет внутреннюю структуру, и единицы этой структуры автономны.

Автосегментная фонология • Фонологическая структура слова представляет собой синхронное соотнесение разных единиц фонологической структуры, Автосегментная фонология • Фонологическая структура слова представляет собой синхронное соотнесение разных единиц фонологической структуры, в частности, артикуляторных признаков фонем и тонов. • Отдельные фонемы и тоны при произнесении неотделимы друг от друга, но при этом являются автономными фонологическими единицами. • Эти единицы располагаются на разных ярусах.

Автосегментная фонология x x метрический уровень σ σ σ слоговой уровень R R R Автосегментная фонология x x метрический уровень σ σ σ слоговой уровень R R R O NCONC ө ə blæk kæ t Cl Wd рифма слога приступ, ядро, кода слогов сегментный уровень Wd морфонологический уровень Wd

Автосегментная фонология • Автосегментное представление внутренней структуры фонемы позволило объяснить многие фонологические закономерности, например, Автосегментная фонология • Автосегментное представление внутренней структуры фонемы позволило объяснить многие фонологические закономерности, например, последовательное распространение процессов ассимиляции в слове.

Автосегментная фонология • Фонологические правила понимаются как изменение сложной многоуровневой структуры фонемы при помощи Автосегментная фонология • Фонологические правила понимаются как изменение сложной многоуровневой структуры фонемы при помощи манипуляции ее отдельными частями. • Правила могут манипулировать отдельными единицами фонологической структуры, поскольку эти единицы располагаются на разных ярусах.

Автосегментная фонология • В нелинейной фонологии изменение структуры понимается как замена одной части фонемы Автосегментная фонология • В нелинейной фонологии изменение структуры понимается как замена одной части фонемы на другую. • Таким образом, правила стали простым механизмом удаления и присоединения отдельных частей сложной структуры.

Автосегментная фонология • Появление автосегментного представления тона привело к пересмотру теоретических представлений о внутренней Автосегментная фонология • Появление автосегментного представления тона привело к пересмотру теоретических представлений о внутренней структуре фонемы, в частности, о ее составных частях - дифференциальных признаках.

Автосегментная фонология Ядро фонемы + звонкий ярус голосовых связок + смычный ярус способа образования Автосегментная фонология Ядро фонемы + звонкий ярус голосовых связок + смычный ярус способа образования + дентальный ярус места образования

Автосегментная фонология С x p’ V x i - звонкий + лабиальный C x Автосегментная фонология С x p’ V x i - звонкий + лабиальный C x t’ + звонкий - лабиальный - звонкий - лабиальный

Геометрия признаков • В многоярусной структуре фонемы ярусы артикуляционных признаков располагаются не в произвольном, Геометрия признаков • В многоярусной структуре фонемы ярусы артикуляционных признаков располагаются не в произвольном, а в иерархическом порядке.

Геометрия признаков [сонорность] + консонантизм (+/- согласный) [голосовые связки] [звонкость] [аспирация] [артикуляционные признаки] [смычность] Геометрия признаков [сонорность] + консонантизм (+/- согласный) [голосовые связки] [звонкость] [аспирация] [артикуляционные признаки] [смычность] [лабиальность] [место образования] [дентальность] [велярность]

Геометрия признаков • Иерархическое устройство фонемы помогает объяснить, почему фонологические правила часто манипулируют целыми Геометрия признаков • Иерархическое устройство фонемы помогает объяснить, почему фонологические правила часто манипулируют целыми классами дифференциальных признаков.

Геометрия признаков • а) [d] - [t] – потеря звонкости • б) [ph] - Геометрия признаков • а) [d] - [t] – потеря звонкости • б) [ph] - [р] – утрата аспирации • в) [t? ] - [t] – утрата глоттальности

Геометрия признаков С (consonant) голосовые связки звонкость аспирация артикуляторные признаки глоттальность смычность место образования Геометрия признаков С (consonant) голосовые связки звонкость аспирация артикуляторные признаки глоттальность смычность место образования

Теория неполной спецификации • Ряд дифференциальных признаков в глубинной репрезентации может быть опущен. • Теория неполной спецификации • Ряд дифференциальных признаков в глубинной репрезентации может быть опущен. • Присутствие того или иного признака в глубинной структуре фонемы может быть избыточным, поскольку он реализуется постоянно и не подвергается трансформациям.

Теория неполной спецификации • Один и тот же дифференциальный признак может играть различную роль Теория неполной спецификации • Один и тот же дифференциальный признак может играть различную роль в зависимости от того, какие звуки он описывает. • Например, английские гласные [i, ɪ, e, ɛ, æ] не имеют характеристики [огубленность], и ее можно не включать в глубинную репрезентацию этих фонем.

Теория неполной спецификации • Дифференциальные признаки могут быть охарактеризованы как активные, если они часто Теория неполной спецификации • Дифференциальные признаки могут быть охарактеризованы как активные, если они часто используются в фонологических процессах. В противном случае их называют пассивными. • Дифференциальные признаки могут быть охарактеризованы как контрастивные, если они участвуют в процессах смыслоразличения, либо как неконтрастивные, если они в этих процессах не участвуют.

Теория неполной спецификации Направление 1: • только контрастивные значения признаков присутствуют в глубинном представлении Теория неполной спецификации Направление 1: • только контрастивные значения признаков присутствуют в глубинном представлении фонем и участвуют в деривации поверхностных структур.

Теория неполной спецификации Направление 2: • максимально упрощается глубинное представление фонем, поскольку в нем Теория неполной спецификации Направление 2: • максимально упрощается глубинное представление фонем, поскольку в нем допускается только одно, активное значение каждого признака.

Теория неполной спецификации В Теории неполной спецификации объясняются две закономерности: 1. сочетания некоторых дифференциальных Теория неполной спецификации В Теории неполной спецификации объясняются две закономерности: 1. сочетания некоторых дифференциальных признаков предсказуемы и едины для всех языков. Эти сочетания ограничиваются фонетическими законами. 2. Неконтрастивные дифференциальные признаки не участвуют в фонологических правилах, поскольку они отсутствуют в глубинной структуре фонем.

Теории гармонии. Теория оптимальности. • Нужны ли правила вообще? • Нужно ли порождать поверхностную Теории гармонии. Теория оптимальности. • Нужны ли правила вообще? • Нужно ли порождать поверхностную структуру при помощи многоуровневого механизма из глубинной структуры, проходя через промежуточные ступени? • Насколько такие модели отражают реальную речевую деятельность?

Теории гармонии. Теория оптимальности. • Теории гармонии опираются на модели нелинейной генеративной фонологии. • Теории гармонии. Теория оптимальности. • Теории гармонии опираются на модели нелинейной генеративной фонологии. • Фонология рассматривается как система принципов гармонии (wellformedness conditions), т. е. условий правильности построения поверхностных структур.

Теория оптимальности • Эта модель была представлена в 1993 г. • Авторы – А. Теория оптимальности • Эта модель была представлена в 1993 г. • Авторы – А. Принс и П. Смоленский. • Теорию оптимальности относят к коннекционистским теориям языка, поскольку она связана с исследованием нейронных сетей.

Теория оптимальности • Радикальное изменение в понимании самих принципов организации языкового аппарата: полный отказ Теория оптимальности • Радикальное изменение в понимании самих принципов организации языкового аппарата: полный отказ от последовательного многоуровневого механизма порождения поверхностной структуры слов из глубинной. • Можно полностью отказаться от конкретноязыковых фонологических правил и порядка их применения в данном языке. • Теория оптимальности предлагает заменить концепцию правил и последовательной деривации законами фонотактики и их взаимодействием.

Теория оптимальности • Поверхностная фонологическая форма высказывания образуется в результате конкуренции между ограничениями различного Теория оптимальности • Поверхностная фонологическая форма высказывания образуется в результате конкуренции между ограничениями различного рода. Эти ограничения: 1. являются универсальными для всех языков; 2. могут конфликтовать друг с другом; 3. образуют строгую иерархию.

Теория оптимальности • Фонологический модуль является системой статичных принципов гармонии, к которым относятся универсальные Теория оптимальности • Фонологический модуль является системой статичных принципов гармонии, к которым относятся универсальные принципы типа принципов построения слога или принципы, которые определяют возможность или невозможность сочетания фонем в конкретном языке.

Теория оптимальности • Теория оптимальности предполагает, что все принципы гармонии универсальны, т. е. они Теория оптимальности • Теория оптимальности предполагает, что все принципы гармонии универсальны, т. е. они существуют во всех языках. • Языки различаются по тому, какую ступень в иерархии значимости занимают эти принципы.

Теория оптимальности • Для каждой глубинной фонетической структуры алгоритм порождает некоторое количество кандидатов «на Теория оптимальности • Для каждой глубинной фонетической структуры алгоритм порождает некоторое количество кандидатов «на выход» . • Затем в иерархическом порядке к этим кандидатам применяются правила гармонии, которые работают как ограничения. • С помощью этих правил определяется «победитель» , т. е. единственный оптимальный вариант.

Теория оптимальности Роль иерархии: • если принцип А занимает в иерархии более высокую позицию, Теория оптимальности Роль иерархии: • если принцип А занимает в иерархии более высокую позицию, чем принципы В, С, и D, то кандидат, который нарушает условие А, будет всегда «побежден» кандидатом, который удовлетворяет условию А, даже если он нарушает принципы В, С, и D.

Теория оптимальности • В лингвистическом моделировании произошел сдвиг с ориентации на правила на другой Теория оптимальности • В лингвистическом моделировании произошел сдвиг с ориентации на правила на другой тип модели – с ориентацией на результат работы. • Несколько фонологических правил могут одновременно иметь общую цель.

Теория оптимальности • Используются три формальных компонента: 1. Генератор (GENerator) 2. Оценочный механизм (EVALuator) Теория оптимальности • Используются три формальных компонента: 1. Генератор (GENerator) 2. Оценочный механизм (EVALuator) 3. Система ранжированных ограничений (CONstraint).

Теория оптимальности Информация на входе GEN Набор кандидатов EVAL Оптимальный кандидат Теория оптимальности Информация на входе GEN Набор кандидатов EVAL Оптимальный кандидат

Теория оптимальности • Um + aral um - aral (учить) • Um + sulat Теория оптимальности • Um + aral um - aral (учить) • Um + sulat s – um - alat (писать) • Um + gradwet gr – um - adwet (оканчивать школу/университет)

Теория оптимальности • Конфликт фонологических и морфологических ограничений: а) слоги должны быть открытыми. б) Теория оптимальности • Конфликт фонологических и морфологических ограничений: а) слоги должны быть открытыми. б) префикс должен помещаться максимально близко к левому краю (т. е. к началу) слова.

Теория оптимальности Кандидаты Открытый слог Um – grad - wet *! Gum – rad Теория оптимальности Кандидаты Открытый слог Um – grad - wet *! Gum – rad - wet *! Префикс слева g Gru – ma - dwet gr Gra – dwu - met Gradw!

Теория оптимальности Два класса ограничений: • Ограничения первого класса требуют сохранения исходных (глубинных) языковых Теория оптимальности Два класса ограничений: • Ограничения первого класса требуют сохранения исходных (глубинных) языковых форм (faithfulness constraints). • Ограничения второго класса вызывают изменения в этих формах (markedness constraints).

Теория оптимальности Явление эпентезы: • cat + s → cats, но class + s Теория оптимальности Явление эпентезы: • cat + s → cats, но class + s → classes.

Теория оптимальности • Языковые явления могут расцениваться как «эффекты» , имеющие место вследствие той Теория оптимальности • Языковые явления могут расцениваться как «эффекты» , имеющие место вследствие той или иной иерархии универсальных ограничений. • Различие между языками состоит только в том, каким образом упорядочены ограничения в грамматике того или иного языка.