T_12_Prezentatsia_Tyonnis_Zimmel.ppt
- Количество слайдов: 41
Формальная социология Ф. Тённиса и Г. Зиммеля Тема 12. 1. Понятие и содержание формальной социологии 2. Предмет, структура социологии и социальные формы в работах Ф. Тённиса 3. Общество и обобществление в работах Г. Зиммеля
Формальная социология Направление в социологии конца XIX -начала XX в. , в противоположность распространённым в тот период историко-эволюционистским концепциям, стремление построить науку об обществе на аналитическом основании. Предмет формальной социологии - устойчивые, универсальные формы социального взаимодействия (не конкретно-исторические социальные явления, а «чистые формы социальности» , т. е. то общее, что свойственно всем общественным явлениям: формы социального взаимодействия или социальных отношений) Ее сторонники придавали особое значение форме, структурированию, классификации общественных явлений и процессов. В социальные формы они «укладывали» , «упаковывали» самые различные общественные структуры, действия и тенденции. В их концепциях общество как объект исследования и, в особенности, человек четко противопоставлялись природе (антипозитивизм). Акцент на исследовании социального действия и взаимодействия, которые, превратились в основную «клеточку» при изучении общества и человека.
ВАЖНО! Социология – это социологическая теория познания Формальная социология способствовала профессионализации и институционализации социологии, созданию социологической теории.
Теннис (Tonnies) Фердинанд 1855 - 1936, Германия • Родился 26 июля 1855 года в деревне Рип около городка Ольденсворт, область Шлезвиг. Голштиния. Из семьи фермера. • ОБРАЗОВАНИЕ Университеты г. Йены, Бонна, Лейпцига, Берлина и Тюбингена • Один из основателей Немецкого социологического общества и его президент (1909 -1933), • Сооснователь и президент Гоббсовского общества (Societas Hobbesiana). • С 1909 -экстраординарный профессор, • С 1913 - ординарный профессор Кильского университета, где продолжал читать лекции по социологии вплоть до отставки нацистами (1933). • Был либералом, симпатизировал социалистам и очень интересовался рабочим движением. «Бесстрастный ученый и яростный политик» • Умер 9 апреля 1936 г. в городе Киль.
Тённис Фердинанд Труды: «Общность и общество» (1887) «Преступность как социальное явление» (1909) «Мораль» (1909) «Критика общественного мнения» (1922) «Собственность» (1926) «Прогресс и социальное развитие» (1926) «Введение в социологию» (1931)
Предмет социологии Социология - это исследование человека, но не его телесного, душевного, а социального существа, стало быть телесного и душевного лишь постольку, поскольку оно обусловливает социальное. Предметы социологии – это «вещи» , имеющие место только в социальной жизни. «Связанность людей изучает социология» (Исследование взаимозависимости и взаимодействия людей). Тип взаимосвязей людей определяет тип общества. Следовательно, в предмет социологии входит и исследование социального прогресса как перехода от одного типа общества к другому типу.
ОБЩЕСТВО • заключает в себе различные отношения и объединения людей и является продуктом человеческой воли. • Индивидуальные выражения воли объединяются в коллективную волю и тем самым в социальную структуру. • Тённис различает “волю” двух типов: а) естественную — основа “гемайншафта” (общины), характеризует прежде всего традиционное общество и б) рациональную — основа “гезельшафта” (общества) индустриальное общество. • Такие общества отличаются друг от друга на основе доминирующих в них норм.
Типы общества (общественных связей) Общинные (общностные) – обусловлены психологическими характеристиками (эмоции, привязанность), свойственны феодальным порядкам, включают родовые отношения, дружбы, соседства, доминируют чувства, инстинкты, человеческие отношения. В общине (общности) социальное целое логически предшествует частям Общественные – рациональные (обмен, торговля, выбор), свойственны капиталистическому строю, имеют вещную природу, строятся по принципам рациональности, доминируют расчетливый разум, абстракции, механические рациональные отношения. Социальное целое складывается из частей.
Различие общины (общности) и общества — это различие органической и механической связи (солидарности) составляющих социальное целое частей. Впоследствии эту идею широко использовал Э. Дюркгейм в своей концепции социальной солидарности, базирующейся на его теории разделения общественного труда.
В социологической концепции Тенниса два типа отношений, соответственно, два типа организации социальной жизни тесно связаны с двумя типами воли — естественной, инстинктивной и рассудочной, рациональной. Первый тип воли является фундаментом общинных (общностных) связей, Второй — общественных связей. Воля отождествляется в его концепции с разумом. Отсюда побуждение к социальному взаимодействию, которое идет, по мнению социолога, от воли, имеет не столько психологический, сколько рациональный характер.
Типология взаимоутверждающей воли Тип воли Основа Характеристика естественная “гемайншафт • Традиционное общество, которое ” (общины) основывается на тесных семейных отношениях, на нормах любви, взаимопонимания и защиты. • Социальные связи базируются на родстве, общности локуса и языка рациональна “гезельшафт” • Представлен в современном я (общества) индустриальном обществе, которое базируется на экономических, безличных и искусственных отношениях, на нормах экономической ценности, труда и потребления, на связях, которые относятся к общественному классу и экономическим соглашениям. • Это можно назвать деловой организацией, в которой преобладает “рациональная воля”.
Типы форм социальной жизни Социальные отношения Группы, совокупности Корпорации или объединения, союзы, товарищества
• «Социальное отношение самая общая и простая социальная сущность, или форма. Основывается на причинах взаимной связи, взаимной зависимости и взаимной привязанности между людьми» . • Социальные отношения имеют объективный характер. Они существуют тогда, когда не только чувствуются и осознаются участвующими в них людьми, но и признаются ими в качестве необходимых для взаимных действий. • Следует различать социальные отношения товарищеского типа, социальные отношения по типу господства и смешанные отношения. Каждый из этих типов отношений имеет место как в организации общности, так и в общественной организации. Совокупность отношений между более чем двумя участниками представляет собой «социальный круг» . Социальный круг есть ступень перехода от отношения к группе
типы общественных отношений родовые отношения соседства собственно родовые или кровно- родственные отношения дружбы основываются на сознании духовной близости или родства, поскольку такое сознание постулировано или положено в основу какоголибо рода совместной жизни; они приобретают особое социальное значение, когда осознаются как общая религиозная принадлежность, как «община» . характеризуются совместным проживанием, свойственные брачной и в узком смысле слова семейной жизни, однако в понятии имеющие более широкий смысл
совокупность • Совокупность — второе понятие формы (после социальных отношений); • Сущность социальной совокупности заключается в том, что естественные и душевные отношения, образующие ее фундамент, сознательно принимаются, их сознательно хотят. Это наблюдается везде, где происходит народная жизнь, в многообразных формах общностей, например в языке, укладе жизни и обычаях, религии и суевериях. • Группа (совокупность) образуется тогда, когда объединение индивидов рассматривается им как необходимое для достижения какой-то специфической цели. «К совокупности также применимы понятия общности и общества. К этой второй форме (совокупности, группе) тоже (как в случае с социальными отношениями) применяется классификация человеческих отношений по критерию «господство — товарищество» .
Третья форма — корпорация Корпорация возникает тогда, когда социальная форма обладает внутренней организацией, т. е. те или иные индивиды выполняют в ней определенные функции Отличительной чертой является способность к единому волению и деянию, способность к принятию решений. Корпорация может возникнуть из естественных отношений, из общего отношения к земле, из совместного проживания и взаимодействия как в сельской местности, так и в городе. К корпорации применимо рассмотрение человеческих отношений по критерию «товарищество — господство» с делением типов социальных связей на общностные (общинные) и общественные.
• Предложенная классификация социальных форм, включающая три перекрещивающиеся «группировки» понятий (первая: социальные отношения, совокупности, корпорации; вторая: товарищество, господство; третья — общность (община), общество), является сложной для понимания и объяснения исторического развития и актуального «среза» социальной действительности. • Она позволяет лишь описать с позиции социологического «формализма» (социологической теории познания) некоторые изменения изучаемой социальной реальности.
• Еще одна классификация Ф. Тённиса касается социальных норм, действующих в каждом типе социальной организации. • Все нормы делятся на: 1) нормы социального порядка (основаны на общем согласии, они определяются нормативной силой фактов); 2) правовые нормы (создаются либо на базе формального законодательства, либо возникают из обычаев) ; 3) моральные нормы (усиливаются религией либо общественным мнением). Все три вышеназванных типа норм, в свою очередь, делятся па общинные (присущие только общине) и общественные. Таким образом, в трактовке проблемы норм и их типов действуют те же правила, что и в классификации основных социальных форм.
• По мере развития социальных форм совместной жизни возникает индивидуализм, который является показателем перехода от общности к обществу. • «. . . убавляется не просто социальная жизнь, а общинностная социальная жизнь. Возникает и развивается новое взаимодействие, происходящее из потребностей, интересов, желаний, решений действующих личностей. • Таковы условия «гражданского общества» как радикальной формы разнообразных явлений, которые охватываются социологическим понятием общества и в своей тенденции безграничны, космополитичны и социалистичны» . • Это общество (капиталистическое) — представляет собой совокупность семей и индивидов преимущественно экономического характера.
Методология Виды социологии • Общая • Специальная • Эмпирическая ЧИСТАЯ общая (теоретическая) ПРИКЛАДНАЯ специальная ЭМПИРИЧЕСКАЯ (социография) анализирует общество в состоянии статики анализирует общество в состоянии динамики исследует факты жизни современного общества на основе статистических данных
СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТИКА (как пример соотношения между социальной теорией и социальной практикой) 1. Социология должна постоянно оставаться объективной 2. Независимость от практической социальной деятельности 3. Свобода от политики и политических решений 4. Ценностных суждений и оценок надо, по возможности, избегать, а социальные ценности – изучать для исследования форм политической жизни
ОЦЕНКА СОЦИОЛОГИИ Ф. ТЁННИСА + Творчество Тённиса способствовало самоопределению и + + - - институционализации социологии. Пример разработки социологии как науки, рассматривающей свой предмет независимо от его содержательных характеристик посредством использования многообразных аналитических построений. Стремление с помощью сложных классификаций формализовать социологическое знание (были его неоднократные повторения). Идея аналитического построения социологии (в противоположность историческому) Социальные отношения общинного (общностного) типа рассматривались в рамках понятий взаимопонимания, согласия, дружбы, сотрудничества и других положительных характеристик. Конфликтные отношения в общине он игнорировал, как и факторы принуждения, которые не могли в ней не действовать. Резкая грань (иногда пропасть) между общиной и обществом. Несмотря на обилие самых разнообразных форм и классификаций, они не отражают всей сложности, постепенности, поэтапности перехода от общины к обществу.
Георг Зиммель 1858 -1918 гг. Немецкий социолог и экономист Представитель классической социологической теории Один из основоположников Формальной социологии В социологии Г. Зиммель — создатель теории социального взаимодействия. Г. Зиммеля относят к основоположникам конфликтологии.
Родился в Берлине В еврейской семье, закончил классическую гимназию и поступил на философский факультет Берлинского университета Окончив Берлинский университет, более 20 лет преподавал там. В 1881 г. получил докторскую степень за диссертацию о Канте. В 1885 г. стал приват-доцентом Берлинского университета, а в 1901 г. — его экстраординарным, т. е. внештатным, профессором. С 1914 г. - штатный сотрудник провинциального Страсбургского университета. Наряду с социологией читал курсы по истории философии, философии религии, этике, социальной психологии, философии искусства. Оказался в изоляции от берлинской научной среды, а с начала Первой мировой войны этот университет прекратил деятельность. Незадолго до конца войны Зиммель умер в Страсбурге от рака печени.
Основные труды 1. Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования (1890). 2. Проблемы философии истории (1892— 1893) 3. Введение в этику (1892— 1893). 4. Философия денег (1900) 5. Религия (1906) 6. Социология. Исследование форм обобществления (1908) 7. Философия культуры (1911) 8. Гёте (1913) 9. Рембрандт (1916) 10. Фундаментальные вопросы социологии (1917)
• С одной стороны, он был широко известен и популярен в академических кругах. • С другой — его профессионально-педагогическая карьера не удалась, место штатного профессора он получил всего за 4 года до смерти. Причинами этого называют антисемитизм немецких чиновников и сомнительный статус социологии в академических кругах. • Как преподаватель и лектор он пользовался большим успехом, был одним из популярнейших социологов не только в Германии, но и в Европе. • Его социологические интересы: теория социологии, изучение культуры, социология искусства, власти, конфликта, религии, пола, науки, семьи, города, проблемы социальной дифференциации общества, моды. • Несмотря на то, что сам Г. Зиммель не вел эмпирических исследований, он мог дать глубокий анализ конкретных социальных проблем и показать, как их следует изучать.
Основные положения теории Г. Зиммеля • Предмет и задачи социологии • Взаимодействие как форма социальных связей • Общество как комплекс обобществлённых личностей, система взаимодействия индивидов • Соотношение общества и индивидов • Классификация социальных форм • Анализ капиталистического общества • Социальные группы, малая группа • Проблема конфликта
Предмет социологии Формы обобществления (структуры), возникающие на основе взаимовлияния индивидов и групп Социальные взаимовлияния, которые классификация и анализ форм имеют два аспекта: форму и содержание социальной жизни (а не её содержания) Предмет социологии: социальные формы, т. к. содержание исследуют другие науки Цель социологии – исследование взаимодействий, видов и форм обобществления.
Задача социологии üСоциология должна выявлять чистые формы социальности и систематизировать их, давать их психологическое обоснование и описание в историческом изменении и развитии. Так социология превращается в понимающую социологию. üПонимающая социология – это социологическая теория познания, теория исторического понимания, выявляющего связь изучаемого явления с интересами исследователя или социальной группы, которую он представляет.
Структура социологии Общая (историческая) социология Философская социология Формальная (чистая) социология
Общество • Общество представляет собой взаимодействие индивидов. • Общество становится обществом только благодаря связанным видам взаимодействия. • Известное число людей образуют общество, если происходит воздействие одного из них на другого, непосредственно или посредством третьего. • Из-за пространственного соседства или временной смены людей рождается общество • Исторический процесс подчиняется «судьбе» , в отличие от природы, в которой господствует закон причинности
Общество • Не изучает общество как систему, его структуру и институты. • Исследует процессы становления и воспроизводства общества, его структурных компонентов, которые обозначил как «обобществление» . • Предмет социологии – чистые формы обобществления.
Основные формы социальной жизни • СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ – подчинение, господство, примирение, соревнование и пр. Образцом может служить мода. Мода предполагает и подражание, и индивидуализацию личности. • СОЦИАЛЬНЫЕ ТИПЫ (аристократ, бедняк, циник, кокетка, купец, женщина, чужой, буржуа и т. д. ) • МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ – социальная дифференциация, взаимосвязи группы и индивидуальности (усиление индивидуальности ведет к деградации группы), чем больше группа, тем больше индивидуальность.
Классификация форм социальной жизни по степени их удаленности от непосредственного потока жизни Ближе -спонтанные формы: обмен, личная склонность, подражание, поведение толпы и др. Далее от потока жизни – такие устойчивые и независимые формы, как экономические и пр. формы государственно-правовых организаций. Наиболее удалены формы «игровые» . Это чистые формы социации, реально встречающиеся в социальной жизни: n «старый режим» , то есть политическая форма, пережившая свое время; n «наука для науки» , то есть знания, оторванные от потребностей человечества, переставшие быть «орудием в борьбе за существование» .
Формы социального взаимодействия, имеющие «сквозной» для человечества характер • • • Конфликт Конкуренция Главенство Подражание Разделение труда Образование партий Авторитет Представительство Договор
Социальная группа Обладает самостоятельной реальностью Не зависит от индивидуальных носителей Существует по собственным законам Имеет тенденцию к самосохранению Ø Ø
Личность и общество • Подлинная реалия лишь индивид; • Основной акцент социология должна делать на изучении индивидов, их взаимодействий, которые и позволят представить в своей совокупности общество.
Анализировал возникновение капитализма через главные формы обобществления – интеллект и деньги Деньги по теории Г. Зиммеля Самый совершенный представитель современной формы научного познания (идеальная форма)
Отрицательные черты денег Деньги, которые в силу своей природы могут быть только средством, становятся целью Денежная стоимость заменила другие, более глубокие значения и привела к психическому обеднению и опустошению человека Использование денег как средства оплаты или расчетов приводит к превращению личных отношений в опосредованные внеличностные и частные отношения Власть денег приводит к отчуждению. В процессе всеобщего отчуждения люди теряют индивидуальность, приходят в «одномерное» состояние.
Вывод 1. Теория Г. Зиммеля нашла последователей в Чикагской социологической школе, особенно по тематике социологии города, социальной дезорганизации, динамики человеческих групп. 2. Одним из первых привлёк внимание к микросоциальным процессам (внутригрупповые межличностные отношения). 3. Был тонким социальным психологом, теоретиком взаимодействия. 4. Блестяще проанализировал процесс деградации социальных норм и образа жизни в условиях капитализма. 5. Его идеи легли в основу конфликтологии.
выводы + Положительно - требование логической строгости и расчлененности социологических понятий. (Необходимо при построении теоретических моделей социальных процессов). + Многие введенные ею классификации вошли в социологическую теорию. (Например, исследование и теория малых групп). - Представление об обществе как простом соединении межиндивидуальных отношений односторонне и может редуцировать социологию к психологии. (Не исследовались межгрупповые, межклассовые отношения) -Классификация форм социального взаимодействия будет плодотворной в том случае, если учитывается их изменение в зависимости от конкретно-исторических условий. - Построение формальных классификаций не может быть успешным без сочетания с содержательным теоретическим анализом. + Предпринятая формальной социологией попытка научного анализа многообразия социальной жизни и строгое определение понятий и терминов социальной науки оказали значительное влияние на развитие социологических исследований. + Многие из разработанных классификаций используются в символическом интеракционизме, структурном функционализме, социальном бихевиоризме и др.